Discourse of ecological tales

Research article
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2022.31.2
Issue: № 3 (31), 2022
Suggested:
05.04.2022
Accepted:
23.06.2022
Published:
11.07.2022
1992
7
XML
PDF

Abstract

The emergence of children's fiction devoted to environmental problems is due to the global environmental challenges of the 21st century. Solving these problems, including educating and enlightening the young generation, is a task of primary importance within the framework of the concept of sustainable development of society. Ecological tales, created by Russian scientists and educators, in order to effectively present information to children about the relationship between man and nature, represent an example of the author's hybrid fairy-tale-ecological discourse and are characterized by their multimediality, intertextuality, scientific knowledge and implicit recipients presented, whose role is played by adults who read them aloud.

1. Введение

В рамках концепции устойчивого развития будущего ключевую роль в решении глобальных экологических проблем играют не только правительства стран, предпринимающих определенные действия для урегулирования сложившейся обстановки, но и люди как граждане мира. Каждый должен уважать и ценить разнообразие жизни во всех ее проявлениях, вносить вклад в развитие устойчивого и миролюбивого сообщества и нести ответственность за свои действия.

В этом контексте современная детская литература направлена на развитие следующих умений и навыков:

«а) анализировать свой образ жизни и вносить в него изменения ради устойчивого развития;

б) определять, оценивать и предпринимать действия с целью защиты окружающей среды на местном и глобальном уровнях;

в) критически осмысливать устоявшиеся представления, признавать нестабильность, принимать изменения и успешно работать над улучшением экологической обстановки, в том числе в рамках командной работы» [9, С. 221].

Таким образом, детская литература через реализацию гносеологической, нравственной и дидактической функций выступает в роли эффективного инструмента формирования значимости личности в создании и поддержке устойчивого будущего.

Несмотря на то, что «описание природы и взаимодействия природы с человеком всегда занимало особое место в русской художественной литературе, в целом, и в произведениях для детей, в частности (поэзия А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др.; рассказы Л.Н. Толстого, В.В. Бианки, К.Д. Ушинского, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, Е.И. Чарушина и т.д.)» [10, С. 496], появление современной детской художественной литературы, раскрывающей экологические проблемы, является попыткой систематизировать детские знания об окружающей среде в условиях существенно возросшего масштаба экологических проблем.

2. Методы и принципы исследования

Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым проанализировать художественный дискурс, поощряющий детей к развитию в качестве граждан мира, осознающих и понимающих экологические проблемы - экограждан. Исследование выполнено в рамках теории культурной трансмиссии (Л.Л. Кавалли-Сфорца и др.), теории культурной репрезентации (работы М. Вартофского, Дж. Гибсона), а также основывается на положениях экокритицизма (исследования С. Словика, Ч. Глоттфелти, Г. Фромма, Л. Бьюэлла и т.д.) и теории дискурса (Т.А.ван Дейк, Т. Гивон, А. Гардт, В.И. Карасик и др.).

В данном исследовании экологический художественный детский дискурс понимается нами довольно широко, как корпус текстов, обладающий определенными характеристиками:

- общий концепт (экология),

- общий реципиент (дети дошкольного возраста),

- общая коммуникативная цель: передача знаний об экологии, побуждение к экологически ответственным действиям,

- художественный,

- письменный,

- русскоязычный.

Обсуждение содержания произведений, представленных в разрезе русскоязычного художественного экологического дискурса для детей дошкольного возраста, отражает социально значимую точку зрения на экологические аспекты существования человека и является базисом для формирования экологической ответственности молодого поколения.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие основные задачи:

1. выявить тексты для проведения дискурсивного анализа: для этого был осуществлен поиск в сети Интернет, а также изучены сайты крупных российских издательств, полностью или частично специализирующихся на публикации детских произведений: «Лабиринт Пресс», «Clever», «МИФ», «Мелик-Пашаев», «Поляндрия», «Розовый жираф». Критериями отбора послужили:

- возраст читателя  (дошкольный и младший школьный);

- тематика: описание экологической проблемы, взаимодействия природы и человека, устройства природного мира;

- хронологическая отнесенность: XXI век;

- непротиворечивость сюжета научным данным.

2. определить основную тематику детских художественных произведений с экологической составляющей;

3. выявить структурные, стилистические, лексические особенности таких текстов структурно-композиционным методом и путем стилистической интерпретации.

Таким образом, теоретической основой исследования являются методы классификации, обобщения и систематизации. В результате отбора материала для исследования методом сплошной выборки было выявлено, что современный рынок детской экологической литературы в России представлен значительным количеством энциклопедий, развивающих тетрадей и научно-популярных изданий, посвященных экологическим проблемам. В то же время пласт художественной литературы для дошкольников и младших школьников ограничен рядом российских и зарубежных авторов. Не анализируя переводные тексты в данном исследовании, остановимся на 50 русских сказках и рассказах, представленных в печатном и электронном виде, которые можно обозначить общим термином «экологические сказки».

3. Основные результаты

Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать вывод о появлении в российской детской литературе нового субжанра экологической сказки, который, по своей сути, является гибридным дискурсом, объединяющим характерные жанровые особенности сказки и экологического дискурса. Под экологическим дискурсом при этом подразумевается как совокупность текстов различных коммуникативно-речевых сфер, объединенных общей экологической темой, так и речемыслительная деятельность человека в данном направлении [1, C. 38]. В экологических сказках энциклопедические знания об окружающем мире представлены в игровой, интересной для ребенка форме. Как правило, они написаны не профессиональными писателями, а специалистами в области защиты окружающей среды, воспитателями и методистами дошкольных образовательных учреждений, а также детьми. Таким образом, экологические сказки, в отличие от фольклорных, являются авторскими.

Характерной особенностью экологических сказок является мультимедийность. Практически все анализируемые тексты представлены в сети Интернет в качестве вспомогательного материала для работы дошкольных образовательных учреждений в рамках программы экологического образования. В качестве исключения отметим серию экологических сказок Е. Ульевой, опубликованную в издательстве «Clever» [6], [7].

Условное распределение экологических сказок по тематическим кластерам отражает основную тематику анализируемых произведений:

- лирическо-философский кластер (отображение природы, взаимосвязи всего живого на Земле);

- информационно-познавательный: жизненные циклы животных и растений, классификация животных;

- собственно экологический: проблемы, вызванные действиями человека;

- воспитательный (объясняются последствия потребительского отношения человека к природе; предлагаются способы решения проблемы; стимулируется мотивация экологически осознанного поведения; поощряется мыслительный процесс ребенка).

В соответствии с данной классификацией основными ценностными концептами экологических сказок являются:

1. экоцентризм - позиционирование места и роли человека как части природы, являющейся источником и средой существования, в противовес ранее принятой антропоцентрической парадигме, рассматривающей утилитарную ценность окружающего мира и подчеркивающей доминантное положение человека как вида [4, С. 61];

2. экодисциплина – комплекс действий, направленных на поддержку окружающей среды  и развитие индивида в духе космополитизма.

В рамках изучения экологических сказок как подвида экологического дискурса необходимо охарактеризовать участников дискурса. Экологические сказки стратегически направлены на информирование и воздействие на реципиентов – детей дошкольного и младшего школьного возраста – с целью формирования экологического сознания. Помимо непосредственных реципиентов, имплицитными участниками дискурса мы предлагаем считать взрослых (родителей, воспитателей, учителей), которые озвучивают сказки детям и приобщаются к экознаниям и экологически осознанному поведению через чтение вслух.  

Основные акторы в экологических сказках – персонифицированные животные и растения. Люди выступают в качестве второстепенных персонажей, которые причиняют вред или помогают природе, а также играют роль наблюдателя. При этом персонажи часто репрезентируют определенное поведение (например, Аккуратность - внешне опрятная, любящая чистоту и порядок, бережно относится к окружающим предметам). Экологические сказки отличаются от традиционных хронотопом (отнесением действия к настоящему или будущему, а не прошлому), локацией, отсутствием волшебной атрибутики.

Рассматривая немецкие экологические сказки, Е.А. Сухоруков отмечает их опору на общесказочные архетипы и бинарные оппозиции [5, C. 14].  В русскоязычном же сказочном экологическом дискурсе борьба добра и зла не всегда заканчивается победой добра. В качестве тактик, развивающих экологическую осознанность и критическое мышление детей, предлагаются варианты концовки и вопросы для размышления. Так, в «Сказке о человеке и золотой рыбке» раскрывается тема индустриализации общества и последующего загрязнения окружающей среды. Два предлагаемых варианта конца сказки отражают траектории вероятного развития событий, в том числе невозможность исправить ситуацию из-за смерти волшебного помощника: «Рыбка-то неживая уже, кверху брюшком плывет…мертвая рыбка по мертвой реке» [3, C. 112].

Концепция открытости детских литературных текстов лежит в основе интертекстуальности, рассматриваемой в качестве одного из механизмов порождения текстов [2, C. 254]. Некоторые экологические сказки основаны на известных сюжетах и их элементах «Серая Шапочка и Красный волк» - про потомков героев сказки Ш. Перро [3]; «Маша и Медведь» [8] - сказка, в которой знакомые герои решают экологические проблемы и др.).

Приведем в пример аллюзию на «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: «Сестры-полянки надевают каждую весну цветные платья, красуются: - Я ль на свете всех белее? Всех румяней? Голубее?» [8].

Интертекстуальность используется как способ органичного объединения сказки со знаниями об окружающей среде, в качестве эффективного инструмента привлечения внимания детской аудитории, знакомой с персонажами и сюжетными элементами.

Как и традиционные сказки, экологические сказки структурированы и, в большинстве своем, состоят из зачина, основной части (развитие сюжета), кульминации и развязки. Используются инициальные и финальные клишированные фразы: «В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой» [8]; «Долго ли, коротко ли, поднимался Кот, но наконец добрался до небольшого дупла на втором этаже» [3].

Некоторые экологические сказки используют традиционную схему троекратного повтора действий: «Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду» [8].

Распространенными стилистическими приемами являются:

1) гипербола и авторские окказионализмы:

«Вырос из мусора зверь непонятный, тощий, неопрятный и ужасно противно притом: Хламище-Окаянище» [8].

2) архаизмы: «Белобрысые кудерьки в колечки завиваются» (описание подосиновика) [8].

3) использование эпитетов и ярких образных сравнений, традиционных для русской культуры символьных описаний:

«Красавец мухомор похож на веселого гномика в красном бисерном колпаке и кружевных панталончиках» [8].

«У всех один лес-батюшка, у всех одна земля-матушка» [8].

4) литота:

«Старички-лесовички вернулись в свою избушку-вековушку, живут-поживают, чаек попивают» [8].

В ряде сказок наблюдаются стихотворные вкрапления:

«Я - великий, многоликий,

я - бумажный, я - железный,

я - пластмассово-полезный,

я- бутылочно-стеклянный,

я - проклято-окаянный!

Поселюсь в твоем лесу,

Много горя принесу!» (о мусоре) [8].

На лексическом уровне отмечается:

1) значительное количество диминутивов (травушка, кедрёнок и т.д.); 

2) дивергентное удвоение существительных, традиционно использующихся в русских сказках:

«Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик»; «Задумал-загадал боровик войну» [8].

3) семантические повторы: «Тропы-дороги в грязь превратятся»; «Уже и грибы-ягоды не растут»; «Став зрелой и полноводной, река приютила в своих водах окуня и леща, налима и щуку»[8].

В экологических сказках присутствуют инструкции и примеры необходимого экоповедения:

«Чистота сказала: «Это бумага — не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги» [8].

4. Обсуждение

Экологические сказки выполняют прикладные функции – установление связи между ребенком, его сознанием и природой; воспитание гармонично развитой личности; формирование экологического мировоззрения. Остается дискуссионным вопрос, могут ли в таком случае сказки, созданные непрофессиональными писателями, считаться полноправными художественными произведениями, передающими молодому поколению социокультурные ценности.

5. Заключение

В экологических сказках индивидуальные авторские ассоциативно-семантические связи комбинируются с известными сюжетами и традиционной структурой сказки, а также актуальной информацией об окружающей среде. Используя ряд стилистических приемов, свойственных фольклорным и литературным сказкам, экосказки в то же время применяют уникальные техники - риторические вопросы, открытая концовка, варианты окончания, инструкции и призыв к действиям по защите и охране природы.

Дискурс экологических сказок стимулирует развитие детей как экограждан, которые несут ответственность за свои действия и вносят вклад в решение глобальных проблем. Благодаря образности и эмоциональности художественная литература внедряет основы экодисциплины в семьи, детские сады и школы путем имплицитного воздействия на реципиентов - читателей и слушателей. Прививая ребенку любовь к природе, чувство общности и единения с окружающим миром, расширяя кругозор и воспитывая эстетический вкус, экологические сказки представляют пример уникального гибридного художественно-научного дискурса.

Article metrics

Views:1992
Downloads:7
Views
Total:
Views:1992