ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ САМИЗДАТ В БАШКОРТОСТАНЕ 1980-х–1990-х ГОДОВ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МЕДИАКАРТИНА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/RULB.2024.56.10
Выпуск: № 8 (56), 2024
Предложена:
26.06.2024
Принята:
10.07.2024
Опубликована:
09.08.2024
31
2
XML
PDF

Аннотация

До настоящего времени детско-юношеский самиздат, выпускавшийся в Башкортостане, не был достаточно исследован в научных кругах. Цель данной статьи – изучить информационное содержание подростковой «самодельной» периодики региона и тенденции ее развития в контексте советской печати. Наша работа основана на несанкционированных изданиях, выходивших в свет на рубеже 1980-х–1990-х годов. Анализ альтернативной печати позволил увидеть оптику подрастающего поколения на исторические события и социокультурные процессы того времени. В статье выявлены истоки самиздата в республике как печати субкультурного движения. Авторами предпринята попытка ввести в научный оборот новый термин, характеризующий специфическое направление в региональной и российской журналистике. Публикация содержит данные о тематических и жанровых особенностях неофициальной печати подростков.

1. Введение

В исследовании прошлого периодическая печать традиционно представляет собой важный исторический источник. Однако медиакартина не будет целостной, если не взять во внимание самиздат. В Советском Союзе подобные издания были формой инакомыслия граждан и борьбы с информационной пропагандой. Смена государственного режима повлияла на развитие всей отечественной печати, в том числе и молодежной, стал ярко выражен ее политический характер. В результате чего образовалось два противоборствующих блока детско-юношеской журналистики. С одной стороны – пресса юнкоров, которая была рупором советской власти и продвигала идеологию партии. С другой – самиздат – альтернативные издания подростков, отражающие отличную от официальной прессы повестку.

Детско-юношеский самиздат выпускался на большей части территории Советского Союза и стал объектом исследования отечественных ученых: диссертация Халиуллиной М. С. посвящена анализу периодики Оренбургской области

, Савенко Е. Н. рассматривает материалы Сибирско-Дальневосточного региона
, Вяткина Л. А.
и Третьякова Л. А. выявляют исторические корни подростковой самодеятельной прессы на Урале
. Однако пласт неподцензурной печати Башкортостана малоизучен, хотя подростковая активность была замечена и в этом регионе. Потому нам видится необходимым восполнить эту лакуну.

2. Основные результаты

Расцвет неофициальной печати подростков в Башкортостане пришелся на конец 1980-х – начало 1990-х годов, он был связан с зарождением культурного течения начжуров. Для того чтобы определить суть данного феномена и охарактеризовать специфику периодических изданий, обратимся к истокам формирования данного понятия. Начжурство как социальное явление появилось в советскую эпоху и было реакцией на политическую систему того времени, потому данное понятие можно отнести к историзмам-советизмам – словам, которые образовались в данный период, но утратили свое значение в новых реалиях. Этимологически неологизм «начжурство» (от «начжур») образован от двух лексем: «нач» – начинающий и «жур» – журналист

.

Зачастую антисоветские понятия образованы по принципу созвучной антитезы, когда противоположное по значению слово образовано на основе оригинального советизма. Так, самиздат и его производные – пародия на названия крупнейших советских издательств «Политиздат», «Воениздат», «Лениздат». В свою очередь, «начжур» антитеза слова «юнкор». Подтверждение этому находим в статье газеты «Истоки»: «Начжуры <…> названы так для противопоставления своей позиции юнкорам – юным корреспондентам, продолжавшим освещать линию коммунистической партии и советского правительства»

. О разнице между двумя терминами пишут и сами начжуры: «От юнкоров отличаются “грузовым” стилем, нарочито-трагическим мировосприятием с претензией на искренность и влезание в душу читателя. Начжуры отвергают “чуткое” руководство, ценят до упорства свою свободу, пишут подчеркнуто “неправильно”, бравируют суицидальными мотивами, максимализмом, резкостью суждений, претензий на парадоксальность, чрезмерно “наворачивают”, т. е. перегружают свои опусы красивостями в своем духе»
.

В силу малоизученности понятия «начжурство», четкого определения данного явления еще не образовалось. Чтобы исследовать специфику бытования и историю становления термина рассмотрим его различные дефиниции. Как правило, о начжурстве писали последователи этого культурного направления. Впервые неологизм употребляется и трактуется в 1995 году в самодельном учебнике для начинающих журналистов «Как надо жить», в текстовом фрагменте вместо эпиграфа кратко поясняется: «существовала такая некая культура, условно называемая “начжурством”»

. Маргарита Гареева в газете «Истоки» описывает данное явление следующим образом: «Ни один словарь на свете не расскажет, что такое “начжурство”. А между тем это движение объединяет большое количество неординарных, разносторонних и неравнодушных людей»
. Алиса Курамшина в статье о родоначальнике данного течения – Игоре Карелине дает такое определение начжурам: «молодежная субкультура, возникшая в конце 80-х годов XX века»
.

Ценным источником информации в исследовании движения выступает уже упоминаемое учебное пособие «Как надо жить»

. В нем изложена подробная история зарождения и деятельности начжуров, описаны их основные принципы и правила. Откуда узнаем, что начало издательской активности проистекает из работы «Школледжа юного корреспондента» («ШЮК») в городе Бирске (Башкортостан). «ШЮК» был создан в октябре 1987 года при редакции районной газеты «Победа», он стал «первой ласточкой нарождающегося движения» и положил начало подростковому самиздату в регионе. Спустя год в городе Уфе юные корреспонденты создали «Малую редколлегию» газеты «Ленинец», движение начало набирать обороты, и подобные организации появились в других городах республики – в Белебее, Дюртюлях, Нефтекамске, Сибае, Стерлитамаке. К 1991 году в Башкортостане образовался целый ряд творческих объединений начжуров. В январе 1992 года была создана «Лига начинающих журналистов Башкортостана» («ЛНЖБ»), откуда и образовалось движение начжуров под руководством директора «ассоциации учащейся молодежи» Республики Башкортостан Игоря Юрьевича Карелина
.

Сложно определить, какое количество людей было вовлечено в работу «Лиги», но можно с уверенностью утверждать, что не меньше сотни. На первой крупной акции башкирских начинающих журналистов, Всесоюзном сабантуе в мае 1991 года, в Уфе собралось 150 начжуров со всей страны – от Минска до Южно-Сахалинска, от Москвы до Свердловска. Важно отметить, что самиздатская деятельность перестала считаться преступной и преследоваться властями, как это было ранее. Но КГБ относился к ней насторожено, по сообщению Игоря Карелина его часто вызывали на «беседы», чем не облегчали работу.

Нарастание социальных противоречий в регионе побудило подростков к действиям. Начали выходить самодельные детско-юношеские журналы: «НОЖ», «Верзилка», «Психика по-шат-ну-лась», в которых затрагивался широкий круг тем. Об этом начжуры манифестируя писали: «Своими темами считаются одиночество, страх, надлом, сюрроватое существование, неблагополучие в семье и коллективе. Рок, естественно. О благополучии писать несколько неприлично, как и любить “попсню”. Характерной чертой начжуров является романтика. Разная – роковая, “трудного детства”, “своей среды”, “тайного общества”, неблагополучия, “особого, только нам присущего склада мысли”, просто бытовой неустроенности в совместных поездках и походах» (орфография и пунктуация авторов сохранены)

.

Общественно-политический журнал для сверстников «НОЖ» («Неформальное объединение журналистов») дает представление о настроениях подростков в позднесоветском социуме. 28 февраля 1990 года на собрании первичной комсомольской организации «ШЮК» и «КЮД» (клуб юных десантников) «Неформальное объединение журналистов» было признано печатным органом первичной комсомольской организации «Альтернатива». Небольшие выпуски формата А5 печатались в ротаторной технике и выходили с периодичностью один раз в сезон тиражом от 100 до 500 экземпляров. Сборкой и подготовкой журнала к выходу занималось так называемое «министерство внешних дел ШЮКа», в состав редколлегии входили: Рустем Валидов, Наталья Белюшина, Лилия Чанышева, Родион Косарев, Игорь Карелин. Распространение производилось в основном по подписке, но также журнал можно было приобрести в розницу. Специфика «НОЖа» была в том, что в печать выходили нецензурированные материалы, в которых освещались непопулярные мнения о диктатуре партии. Начжуры аргументировали свое право на публичную полемику и издание подобного рода периодики: «<...> в нормальной, цивилизованной стране каждый человек или группа людей имеют право на выпуск журнала или газеты. Печатные органы несут ответственность лишь перед законом и никто не наделен цензорскими функциями»

.

Для того чтобы понять характер публикаций, рассмотрим внутреннее содержание изданий. Жанровое наполнение «НОЖа» было разнообразным, печатались информационные сообщения, эссе, стихи, интервью, путевые заметки. Тематическая направленность журнала как общественно-политического обуславливала проблематику материалов. Давались комментарии к выступлениям на пленуме горкома партии, например, во втором номере Лилия Чанышева пишет: «Наивно думать, что перестройка сдвинется с места лишь благодаря отставке бюро обкомов и переферийных горкомов, тем более, что у основной части коммунистов провинции выжидательная поззиция. Да и “временное правительство”, избранное на пленуме обкома особым стремлением к реформам, на мой взгляд, не отличается, хотя и в его составе имеются грамотные, радикальнонастроенные люди. А с тем, что бюро обкома ушло в отставку “без борьбы” / в чем его упрекали на пльенуме в Бирске / я согласна. Глупо цепляться за кресла, когда у народа уже сложилось отрицательное мнение»

.

В редакцию журнала читатели присылали свои стихотворения из разных городов страны – из Витебска, Киева, Ижевска, Донецка, Рязани. Так, в одном из выпусков напечатали стихотворение Ланы Степановой из Каменск-Уральского. В поэтических строках девушки видна активная гражданская позиция:

…Здесь холодом скованы реки и вены.

Здесь рабство заложено в спинах и генах

Чернобыль, «Афган», комсомольские стройки –

Все это из нашей истории строки

Таможня. Жюри. Трибунал. Худсовет.

«Не рвать!», «Не курить!», «Не сорить!», «Входа нет!»

Да здравствуект! Слава! В едином порыве...

Велики четырежды! / тот, кто нас вывел! /

С трибуны – невнятное бормотание

Лес рук – и послушное рукоплескание...

.

Недовольство реалиями советской действительности и неприятие насаждаемых ценностных ориентаций отразилось на творческих публикациях молодежи. Элен Абдуллина в эссе под названием «Партия сказала: “Надо!”, комсомол ответил: “Есть!”» пишет: «Они же ни черта не понимают Нас, а лезут в Учителя! Они тем самым снегом оседают на нас, мешают дышать и смотреть на нашу довольно паршивую “жисть”. Вернее, заставляют смотреть на нее своими глазами, глазами “истинных комунистов”. Они кричат на всех собраниях, что “молодым строить” этот, ну, как его, ах, вспомнила – коммунизм, понятия не имея, что это такое»

.

Также не меньше подростков волновал вопрос вероисповедания. Большинство религиозных сообществ открыто не выступали против советской политической системы. Однако в обществе назревали антикоммунистические идеи. Подтверждение этому находим на страницах журнала: «В моем понимании вера – это не лоб бить перед иконой, вера – это доброта, гуманизм. Уверена, что истинно верующий никогда не бросит человека в беде, а рука его никогда не поднимается на беззащитного, слабого. / Жестоко отнимать у человека веру. Мне плакать хочется, когда смотрю документальные кадры и вижу, как рушатся храмы, летят вниз колокола, мне больно...», – рассуждает Наташа Семенова

.

Творческая инициатива начжуров не нашла поддержки в лице старшего поколения. Учительница Л. В. Рязанова средней школы №9 г. Бирск критиковала публикации учеников, она писала: «Вы роетесь в грязном белье – это глупо. Не тем ШЮК занялся. Почему вы выискиваете только отрицательное, где положительное? А какой язык?! Черте какие слова… Неужели не надоело все обливать грязью?»

. В Нефтекамске произошел инцидент иного масштаба. Ученик одной из школ города – Олег Аблясов выпустил стенгазету с нецензурным выражением («Вилы в сраку!»), за что его исключили.

В ноябре 1989 года начинает выходить приложение к журналу «НОЖ» – литературно-художественный альманах «для подростков и переростков» – «Верзилка»

. Название является пародией на советский общесоюзный массовый журнал «Мурзилка». Альманах издавался раз в сезон, печатался в ротапринтной технике. По мере выхода новых номеров рос тираж от 100 до 1000 экземпляров, расширилась редколлегия. Средняя продолжительность жизни изданий начжуров была 2-3 года. С 1989 по 1992 год вышло 6 номеров «Верзилки». На страницах представлены публикации различных форм и жанров – стихотворения, сценарий КВН, сказка, корреспонденция, рассказ, путевые заметки. В отличие от «Мурзилки» альманах был адресован для более старшей аудитории, потому как для понимания смыслов материалов важна была осведомленность читателя о политическом контексте. Во втором номере от 1990 года заметна рефлексия подростков над последствиями Афганской войны:

Эй, чувак во фраке!

Это ты виноват в этой глупой войне.

Ты хотел стать героем, не вышло, мой друг.

Ты будешь исплеван, вставай в этот круг.

Ты был в вождях, а умрешь среди блох.

Афганский костыль накажет тебя, как бог

.

В шестом номере «Верзилки» содержится уникальный материал о событиях Августовского путча 1991 года. В эти дни ЦК ВЛКСМ «Орленок» был на курсах юных редакторов, где бирский «ШЮК» представляли Алена Беляева, Игорь Карелин, Наталья Белюшина и Татьяна Назарова. О том, как развивались события в лагере, были опубликованы материалы в подпольном журнале «Событие» и газете башкирской делегации «Хай-КЛАСС», которые позже перепечатали в «Верзилке» для массового чтения: «Этот номер посвящен известным событиям. Конечно, всю масштабность происшедшего мы осознаем лишь спустя время, здесь – лишь первые впечатления / во многом эмоциональные /. Но они важны, важны как свидетельство очевидцев, ибо то, что было – уже история, а Жизнь продолжается…»

.

В скором времени у начжуров появился ряд новых изданий: газета «ШЮК с тобой» с кондуитными приложениями (предназначалась только для чтения членами школледжа и друзей), альманах «ШЮК-атака» (для интеллектуалов и для увлеченных), литературный альманах «Психика по-шат-ну-лась» (для массового чтения). Несанкционированная печать подростков делилась на два вида:

1) выпускалась на сборах, где они работали в пресс-центре (например, «АУМ-инфо» – на слете Ассоциации учащейся молодежи Башкортостана), либо соответственно начжуровских фестивалях («Журлы», «Лик» и др);

2) выпускалась между сборами и претендовала на некоторое постоянство, то есть периодичность. К такого рода изданиям можно отнести музыкальную газету «Дети картонных голубей», внутриклубные журналы «ШЮК с тобой» и трехтомник «Скромное обаяние Пентагона», авторские газеты «Аторс», «Айг», «Я и МОЯ Я», газета движения начжуров республики «Лига-ПРЕСС».

В силу времени и небольшого тиража большая часть печати не сохранилась, остались лишь косвенные свидетельства о ее существовании. Благодаря Игорю Карелину нам удалось найти некоторые издания и просмотреть их de visu.

Многие поэты и писатели начинали свой творческий путь в самиздате – Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Иосиф Бродский и др. Так, пробу пера в неподцензурном пространстве среди начжуров начала еще подростком автор Наталья Белюшина. Под ее редакцией при Бирском «ШЮК» выходил альманах «Психика по-шат-ну-лась». Тип издания был определен как «литературно-продажный, шизово-иллюстрированный альманах»

. В сборнике печаталась проза и поэзия башкирских начжуров: Рустема Валидова, Лилии Чанышевой, Алексея Якимова, Елены Благовещенской, Андрея Юмака и соответственно Натальи Белюшиной. Также в «Психике» можно найти произведения ныне известных деятелей культуры – стихотворение Марии Старожицкой «Последняя неделя февраля» и маленькую поэму Дмитрия Быкова «Черная речка» (в 2022 году Министерством юстиции Российской Федерации внесен в реестр СМИ – иноагентов)
.

В марте 1992 года Игорь Карелин и Ирина Антонова, председатель организации «Пионеры Башкортостана», обратились к главному редактору газеты «Волга-Урал» – Николаю Мисенжникову с просьбой стать учредителем газеты, на что получили положительный ответ. Спустя месяц был опубликован первый номер «Времени колокольчиков» («ВК»). Своим названием газета обязана строчкам из стихотворения и песни Александра Башлачева «Время колокольчиков». В 1980-х годах произведение стало одним из символов и визитной карточкой русской рок-поэзии. Заметен рост мастерства и профессиональных навыков подростков, газета печаталась формата А3 на 16 полосах в дух цветах (красный, черный). Выпуски выходили ежемесячно тиражом 20 тыс. экземпляров. Газету читали по всей стране, а благодаря связистам из «Роспечати» и в бывших странах СССР – Казахстане и Белоруссии. Для начжуров издание прессы со всероссийской подпиской было вершиной работы: «“ВК” стала не только полигоном, но смыслом для всей деятельности, разросшейся к тому времени Лиги, местом творческих оттягов и запредельных заморочек»

. Осенью 1994 года на международном фестивале в Славутиче «Время колокольчиков» назвали лучшей подростковой газетой в СНГ. В феврале того же года было прекращено финансирование метропольной газеты «Волга-Урал», вместе с ней и «ВК» прекратил свое существование. За почти два года работы вышло 15 номеров.

Авторы газеты в основном адресовывали ее аудитории своего возраста: «Хочется, чтобы с юным читателем “ВК” говорили его ровесники. Взаимопонимание, знаете ли, не последняя вещь в этой жизни»

. Но также «Время колокольчиков» стало полем коммуникации со старшим поколением и опосредованным каналом общения: «Газета для детей и их родителей, мурзилок и верзилок, а также для тех, кто помнит лучшее время своей жизни – Время Колокольчиков»
. Данную функцию у них получалось успешно выполнить. Возрастные границы читателей стирались, в редакцию приходили письма от различной аудитории: «Хоть я уже вышла из того возраста, который вы называете “временем колокольчиков” (мне – 20), но я всегда с удовольствием читаю и перечитываю вашу газету» (Анжелика), «Мне – 35 лет. У меня трое детей, но я с удовольствием читаю вашу газету, она помогает мне идти в ногу с моими детьми и со временем» (Забрускова Т. Г.)
. Это было важно, потому как в публикациях подростков можно увидеть их дистанцированность от старшего поколения.

3. Заключение

В результате проведенного исследования мы обнаружили информационный потенциал детско-юношеского самиздата Башкортостана. Периодические издания являются ценным источником сведений о жизни и настроениях подростающего поколения региона в указанный период времени. «Самодельные» газеты и журналы стали трибуной для выражения гражданской позиции и  площадкой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми. Несанкционированная печать начжуров содержит уникальные материалы, которые дают представление о том, как подростки восприняли Афганскую войну, события августовского путча, показывают их отношения к политике партии и религии. В контексте феномена инакомыслия неофициальные издания демонстрируют альтернативную картину позднесоветской и постсоветской действительности, которая не стоит особняком, а дополняет официальную. Самиздат начжуров нуждается в дальнейшем изучении и поиске недостающих источников.

Метрика статьи

Просмотров:31
Скачиваний:2
Просмотры
Всего:
Просмотров:31