Концептуальные метафоры ОГНЯ в блог-постах об австралийских пожарах
Концептуальные метафоры ОГНЯ в блог-постах об австралийских пожарах
Аннотация
По мнению Г. Лакоффа и М. Джонсона, человеческое сознание метафорично по своей природе, что является одной из важнейших идей когнитивной лингвистики. В статье рассмотрены основные понятия когнитивной лингвистики – концептуализация и концептуальная (когнитивная) метафора (модель). Цель работы – анализ концептуальных метафор ОГНЯ, представленных в блог-постах на тему австралийских пожаров. Ведущим методом исследования является концептуально-таксономический анализ. Анализ 66 репрезентаций концептуальных метафор ОГНЯ показал, что представляется возможным выделить две основные концептуальные метафоры: ОГОНЬ – ЖИВОЕ СУЩЕСТВО и ОГОНЬ – НЕЖИВАЯ СУЩНОСТЬ. Эти базовые модели могут быть далее преобразованы в более конкретные. Эмоциональная окраска данных концептуальных метафор варьируется от нейтральной до ярко выраженной негативной.
1. Введение
Концептуальная метафора – одно из основных понятий когнитивной лингвистики, раскрывающее, как человек понимает и ориентируется в окружающей действительности. Этот процесс позволяет нам постигать сложные идеи, соотнося их с повседневным опытом, эффективно преодолевая разрыв между известным и неизвестным.
Значение концептуальных метафор заключается в их универсальности и способности отражать общий человеческий опыт в разных культурах. С их помощью человек способен раскрыть глубинные структуры, которые лежат в основе рассуждений и коммуникации.
В данной статье рассматриваются особенности концептуальных метафор ОГНЯ (FIRE) в английском языке, а также когнитивные процессы, лежащие в их основе.
2. Методы и принципы исследования
Процесс концептуализации связан с человеческим сознанием, которое выделяет в объективной или субъективной (ментальной) реальности некую отдельную область, сферу, осмысливает ее, выделяя отличительные признаки и подводя под определенный класс явлений. Результатом концептуализации является концепт, мысленное отражение выделенных признаков данной области, который выступает в качестве денотата концепта, то есть той реальной сферы, которая нашла мысленное отражение в концепте . Концептуальная метафора считается одним из средств концептуализации.
Процесс метафоризации объясняется в теории концептуальной метафоры, предложенной Г. Лакоффом и М. Джонсоном, которые сформулировали ее следующим образом: концептуальные метафоры в целом основаны на «воплощенном» опыте человеческого познания, т.е. на том, как мозг и тело человека функционируют во взаимодействии с окружающей средой . Теория концептуальной метафоры получила широкое распространение в начале 1980-х годов, в первую очередь благодаря работе Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона «Метафоры, которыми мы живем». (1980). В этом основополагающем труде было высказано предположение, что метафоры – это не просто языковое «украшение», а фундаментальная основа человеческих мыслительных процессов. По мнению Г. Лакоффа и М. Джонсона, которые считаются основоположниками когнитивной лингвистики, человеческое сознание метафорично по своей природе . Данная теория имеет ряд последователей с мировым именем в лингвистике: Р. Гиббс, Дж. Грэйди, З. Кёвечес , , . Однако критический анализ теории также представлен в научной литературе , , .
Концептуальные метафоры представляют собой системные отношения между двумя ментальными сферами: сферой-источником, который служит основой для метафоризации, и сферой-мишенью, который представляет собой сам описываемый объект.
Так, суть метафоризации заключается в переносе из сферы-источника в сферу-мишень тех когнитивных структур, в терминах которых был структурирован опыт, связанный со сферой-источником .
Целью данного исследования является рассмотрение базовых метафорических моделей ОГНЯ на материале блог постов об австралийских пожарах.
Данное исследование проводилось на основе концептуально-таксономического анализа, разработанного Н.Н. Болдыревым .
3. Основные результаты
Для выявления основополагающих концептуальных метафор ОГНЯ был проведен анализ 66 репрезентаций данных концептуальных метафор в сообщениях блогов, посвященных австралийским пожарам.
Анализ эмпирических данных показывает, что, говоря об ОГНЕ, можно выделить две основные концептуальные модели: ОГОНЬ – ЖИВОЕ СУЩЕСТВО и ОГОНЬ – НЕЖИВОЕ СУЩЕСТВО. Эти концептуальные метафоры, в свою очередь, также могут быть подвергнуты дальнейшей классификации в соответствии с их семантикой.
3.1. ОГОНЬ – ЖИВОЕ СУЩЕСТВО
· ОГОНЬ – ЧЕЛОВЕК
Hot and windy conditions are forecast to return to many parts of New South Wales this weekend and authorities in the Australian Capital Territory (ACT) have declared a state of emergency as massive bushfires rage south of Canberra .
In the worst-hit state, New South Wales (NSW), fire has affected more than five million hectares .
Fears are growing that the rising temperatures and strong winds could make the fire uncontrollable .
Bush fires themselves can also drive thunderstorms .
If there is a serious risk of fire reaching homes or properties, authorities urge people to leave in good time as fire can travel fast – faster than most people can run .
Australia is no stranger to bushfires .
Данная модель представляет следующие характеристики, присущие человеку: испытывать эмоции, совершать действия, вступать во взаимоотношения.
· ОГОНЬ – ВРАГ
Two people and an estimated 25,000 koalas were killed when flames devastated Kangaroo Island in the state of South Australia .
Fires are also thought to have destroyed up to a third of the vines that provide grapes for the Adelaide Hills wine industry .
Данная модель представляет ОГОНЬ как сущность, обладающую разумом, однако исключительно как враждебную человеку.
3.2. ОГОНЬ – НЕЖИВОЕ СУЩЕСТВО
· ОГОНЬ – МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ
In mid-February an extremely heavy rainstorm allowed firefighters to contain all of the fires in New South Wales .
Концептуальная метафора имеет наиболее широкую семантику в данной категории: ОГОНЬ представляется как материальный объект, который можно поместить в определенное положение в пространстве.
· ОГОНЬ – ПРОЦЕСС
More than 1,600 firefighters are currently working to slow the spread of fires and shore up containment lines, the NSW Rural Fire Service says .
Scientists have long warned that a hotter, drier climate will contribute to fires becoming more frequent and more intense .
Humans are sometimes to blame for starting the fires .
Модель рассматривает ОГОНЬ как процесс, который имеет определенные фазы, а также может распространяться во времени.
· ОГОНЬ – МАШИНА
Record-breaking temperatures and months of severe drought have fuelled a series of massive bushfires across Australia .
Данная метафора выделяет такие характеристики ОГНЯ, как способность использовать нечто в качестве топлива; обладать определенными пространственными размерами.
· ОГОНЬ – ОРУЖИЕ
Tens of thousands of farm animals, mainly sheep, were also killed in the fire on the island .
Модель представляет ОГОНЬ в качестве оружия, как правило, смертельного.
· ОГОНЬ – СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ
Smoke from fires has become a major hazard .
Вероятно, данная метафора является наиболее очевидной: она выделяет такие особенности ОГНЯ, как способность к разрушению.
· ОГОНЬ – АТТРИБУТ СМЕРТИ
Australia’s deadliest bushfire disaster was “Black Saturday” in February 2009 .
Данная метафора имеет логическую связь с предыдущей, однако здесь подчеркивается способность ОГНЯ не только приносить разрушения, но и служить причиной смерти. Метафора также имеет очевидную связь с другими концептуальными метафорами, такими как: ОГОНЬ – ВРАГ, ОГОНЬ – ОРУЖИЕ.
4. Заключение
Таким образом, анализ репрезентаций концептуальных метафор ОГНЯ, представленных в блог-постах на тему австралийских пожаров, позволяет сделать следующие выводы:
1. Метафоры ОГНЯ включают 2 базовые метафоры – ОГОНЬ – ЖИВОЕ СУЩЕСТВО и ОГОНЬ – НЕЖИВОЕ СУЩЕСТВО.
2. Базовые метафорические модели могут быть уточнены следующим образом. Концептуальная метафора ОГОНЬ – ЖИВОЕ СУЩЕСТВО уточняется до метафор ОГОНЬ – ЧЕЛОВЕК и еще более узкой метафоры ОГОНЬ – ВРАГ. Метафору ОГОНЬ – НЕЖИВОЕ СУЩЕСТВО представляется возможным классифицировать на более узкие: ОГОНЬ – МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ; ОГОНЬ – ПРОЦЕСС; ОГОНЬ – МАШИНА; ОГОНЬ – ОРУЖИЕ; ОГОНЬ – СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ; ОГОНЬ – АТТРИБУТ СМЕРТИ.
3. Представляется возможным также отметить, что часть концептуальных метафор (ОГОНЬ – ЧЕЛОВЕК; ОГОНЬ – МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ; ОГОНЬ – ПРОЦЕСС; ОГОНЬ – МАШИНА) носит нейтральный с точки зрения передачи эмоций характер, тогда как часть метафор носит ярко выраженный негативный характер.
4. Концептуальные метафоры ОГНЯ обладают определенной логической и эмоциональной связью (например, такие метафоры как ОГОНЬ – ВРАГ – ОГОНЬ – ОРУЖИЕ – ОГОНЬ АТТРИБУТ СМЕРТИ).