НАПОЛЕОН В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/RULB.2024.56.7
Выпуск: № 8 (56), 2024
Предложена:
21.06.2024
Принята:
26.07.2024
Опубликована:
09.08.2024
22
0
XML
PDF

Аннотация

Для писателей романтической эпохи Наполеон был наиболее полным выразителем их века, его символом. Его образ воплотился в произведениях как зарубежных авторов (Гейне, Стендаль, Дюма, Гюго, Бальзак и т.д.), так и русских (А.С. Пушкин, Ф.В. Ростопчин, А.С. Шишков и др.).

Данная статья посвящена осмыслению фигуры Наполеона М.Ю. Лермонтовым, выразившемся в его итоговом романе «Герой нашего времени» и ранее не изучавшемся.

На основании сравнения автобиографических записей Наполеона и текста романа Лермонтова делается вывод о том, что черты характера Наполеона как романтического героя воплотились в образе Печорина. В ходе исследования выявляются аллюзии и реминисценции, благодаря которым актуализируется этическая проблематика романа.

1. Введение

Как отмечают исследователи, в творчестве М.Ю. Лермонтова Наполеон представляет собой «художественный образ, ярчайшее выражение романтического героя»

с присущими ему мотивами одиночества, непонятности, трагизма и вместе с тем особой миссии на земле и неоспоримого величия. Наблюдать это можно в так называемом «Наполеоновском цикле»
. Данным циклом наполеоновская тема в творчестве поэта не исчерпывается, однако в контексте других произведений она приобретает иное звучание. В осмыслении образа Наполеона Лермонтовым происходят изменения, связанные с личностным взрослением автора и формированием более глубокого, пусть и более драматичного понимания действительности. Вместе с тем исследование места Наполеона в творческом наследии Лермонтова почти полностью ограничивается поэзией, тогда как наполеоновская тема у него выходит и за ее пределы, где обнаруживает интересное развитие.

2. Методы и принципы исследования

Теоретико-методологическую базу исследования составляют литературоведческие труды М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, а также историософские сочинения Л.Н. Гумилева. Историко-литературную базу исследования составили труды по русскому романтизму и творчеству М.Ю. Лермонтова (В.В. Жирмунский, Н.А. Гуляев, И.В. Карташова и др.). Работа опирается на системный подход, используются поисковый, культурно-исторический и историко-типологический методы.

3. Основные результаты

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» относится к числу наиболее изученных произведений русской литературы. Вместе с тем он не утрачивает способности открывать все новые и новые смыслы. Так, в контексте творческого осмысления Лермонтовым фигуры Наполеона интересным представляется еще раз присмотреться к образу Печорина. Его автобиографизм, связь с прототипами и другими литературными персонажами отмечалась неоднократно

, однако в обширный ряд его источников стоит включить еще один.

В романе имя Наполеона упоминается всего раз, но контекст настолько знаковый, что это нельзя считать простым сравнением: не догнав Веру, Печорин пешком вернулся «в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо»

. Кульминационный момент в сюжете повести «Княжна Мэри» соотносится с битвой при Ватерлоо. Оба эпизода – поражения в судьбах героев, оба – ключевые моменты их биографий.

Также Печорин обладает чертами характера, приписываемыми Наполеону. Так, обоих отличает неутомимая деятельность. Печорин – личность, безусловно, пассионарная, недаром он ощущает в своей душе «силы необъятные»

. В ряду пассионариев Л.Н. Гумилев называет Наполеона вторым после Александра Македонского и часто сравнивает эти исторические фигуры
. Неудивительно, что с замечанием Наполеона: «Моей карьере необходимы были превратности судьбы! Если бы я умер на троне, находясь на самой вершине власти, то для многих я остался бы загадкой, но теперь мои несчастья помогут всем судить обо мне объективно»
перекликается знаменитый письменный монолог Печорина, начинающийся словами: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански…»
. Оба отличаются властолюбием. У Наполеона: «Я хотел править всемирной империей, и кто в моем положении не хотел бы этого? Весь мир приглашал меня править им: монархи и их подданные соперничали друг с другом, стараясь поскорее встать под мой скипетр»
; у Лермонтова: «А первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»
. То есть, «ценности Печорина – это его воля, его свобода, его желания, доминирующей формой приобщенности является установление господства над Другими»
. Однако приведенные сопоставления демонстрируют и сродство двух этих фигур, и разницу в масштабе их личностей, которая оказывается не в пользу Печорина. Герой Лермонтова существует и действует в мире страстей и интриг, мелких для натуры такого размаха. Таким образом, на примере Печорина мы можем наблюдать девальвацию романтических авторитетов в творческом сознании Лермонтова.

Указанные сопоставления можно было бы продолжить, однако они могут показаться не достаточно убедительными, поскольку подобного рода настроения буквально витали в воздухе в романтическую эпоху и соотносились с образом романтического героя как такового. Однако есть более точные и, пожалуй, удивительные параллели. Так, известна реплика Наполеона, адресованная Луи Редереру: «Во мне живут два разных человека: человек головы и человек сердца. Не думайте, что у меня нет чувствительного сердца, как у других людей. Я даже довольно добрый человек. Но с ранней моей юности я старался заставить замолчать эту струну, которая теперь не издает у меня уже никакого звука»

. Печорин же говорит Вернеру: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй... второй?»
. В другом монологе, адресованном уже княжне Мэри, герой произносит: «Я глубоко чувствовал добро и зло <…> Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. <…> одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил»
. Лермонтову удалось ухватить романтическую часть характера Наполеона достаточно для того, чтобы сообщить эти черты герою своего романа.

Есть и еще одна параллель между образом Печорина и фигурой Наполеона. Для ее выявления необходимо рассмотреть образ Максима Максимыча. Как известно, это добрый старик, простоватый в обхождении офицер минувшей эпохи, которому служба заменила и дом, и семью. Критики неоднократно подчеркивали достоинства его характера, мудрость и близость к народу

. Он испытывает искреннюю привязанность к Печорину и, по мнению некоторых исследователей, выполняет по отношению к нему обязанности друга
. Терпимость Максима Максимыча кажется удивительной: «Что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться»
. Однако литературно-исторический контекст романа может прояснить это.

В образе Максима Максимыча, не противореча его правдоподобию и национальной самобытности, видятся черты героя, недавно вошедшего в зарубежную литературу. «В самом начале 1830-х годов во французской литературе появляется целый ряд произведений, посвященных положению ветеранов Великой армии, солдат и офицеров, которые вернулись с полей сражений и оказались в маргинальном положении, оказались не у дел, без великой мечты, без идеи, которые привыкли к войне и жили только ностальгическими воспоминаниями о ней»

. То же отмечает С. Ходнев: «В 1820-1830-е годы особенно популярным образом становится именно бывший наполеоновский солдат, старый вояка из крестьян, который проливает скупую слезу, вспоминая демократизм императора»
. Нужно упомянуть, что и сам Лермонтов был воспитан таким человеком – его гувернером был француза Капэ, прежде офицер наполеоновской гвардии. Под его влиянием сформировалось детско-юношеское восторженное отношение Лермонтова к Наполеону, отразившееся в его ранних стихах. В этом свете Максим Максимыч предстает именно таким солдатом, относящимся к Печорину не столько как к другу, сколько все же как к кумиру, которому в силу его величия все дозволено. Однако зрелый Лермонтов видит эту ситуацию совершенно иначе – критически.

4. Заключение

Наиболее значимым аспектом наполеоновской темы в творчестве Лермонтова является этический. Печорин, прообразом которого, как мы доказали, в значительной мере был Наполеон, не приносит никому добра. Утверждая свою волю, удовлетворяя самолюбие, гордость, он не становится счастливым. Таким образом, создавая параллели с фигурой Наполеона, Лермонтов наконец дает ответ на вопрос о том, может ли один человек ставить себя над другими людьми: да – но такой человек не может быть счастливым. Более того: его страдания будут превосходить страдания тех, кому он их причинил. Печорин – вечный странник, изгнанник, возносимый величием своей личности и духа над остальными и вследствие этого же обреченный на одиночество. Эти черты Наполеона как романтического героя последовательно воплотились в характере Печорина.

Метрика статьи

Просмотров:22
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:22