Стратегия восхваления как составляющая проповедальной макростратегии древнерусского книжника (на материале «Слова о расслабленном» Кирилла Туровского)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/RULB.2024.56.17
Выпуск: № 8 (56), 2024
Предложена:
05.07.2024
Принята:
11.07.2024
Опубликована:
09.08.2024
25
2
XML
PDF

Аннотация

Статья посвящена изучению древних произведений в рамках коммуникативно-прагматического подхода, в частности текста проповеди «Слово о расслабленном» древнерусского автора XII века Кирилла Туровского. Утверждается, что коммуникативно-прагматическая структура рассматриваемого текста обусловлена общей проповедальной макростратегией автора, влияющей на композиционную организацию и произведения, специфику реализации авторских коммуникативных стратегий и тактик. Устанавливается стратегия восхваления в качестве одного из способов воплощения указанной макростратегии. Цель работы заключается в выделении и описании средств, при помощи которых указанная стратегия реализуется. Определяется, что стратегия восхваления предполагает внедрение в текст посредством набора коммуникативных тактик и ходов, для реализации которых, в свою очередь, автором используются стилистические, языковые и текстовые средства, обладающие высоким воздействующим потенциалом. Данные средства выделяется и подробно описываются посредством функционального и коммуникативно-прагматического методов исследования. Делаются выводы об особой коммуникативно-прагматической реализации стратегии восхваления как составляющей проповедальной макростратегии древнерусского книжника Кирилла Туровского в «Слове о расслабленном». Результаты работы расширяют представления о жанре древнерусской проповеди и позволяют больше узнать о мышлении древнерусского писателя – картине мира человека эпохи Средневековья.

1. Введение

В рамках современной антропоцентрической парадигмы научного знания утвердилось представление о необходимости изучения функционирования языка в связи с человеком. Указанное становится возможным в русле лингвистической прагматики, которая предполагает коммуникативно-прагматический подход к анализу и интерпретации текстов, то есть исследование языковых средств данных текстов как стратегических единиц, используемых адресантом с целью выполнить определённое коммуникативное задание, оказать воздействие на адресата сообщения. На сегодняшний день обозначенный подход продемонстрировал свою продуктивность и результативность в отношении исследования как современных

,
,
,
, так и древних текстов
,
,
,
. В связи с этим в данной статье предпринимается попытка интерпретации оригинального древнего (средневекового русского) произведения – «Слово о расслабленном» Кирилла Туровского.

Объектом настоящей статьи является текст древнерусского проповедника XII века Кирилла Туровского «Слово о расслабленном», принадлежащее средневековой древнеславянской проповеднической традиции.

Предмет – функционально-стратегический аспект языковых единиц данного текста, участвующих в реализации целеустановки автора (стратегии) на восхваление.

Цель нашей работы состоит в установлении и описании воздействующего потенциала данных средств проповеди.

Данное исследование базируется на принципах лингвопрагматической парадигмы научного знания – функционального и коммуникативно-прагматического анализа, позволяющие рассмотреть единицы языка в контексте ситуации и цели их употребления.

2. Обсуждение и основные результаты

Анализируемый нами текст – «Слово о расслабленном» – представляет собой проповедь, которая была создана приблизительно во второй половине XII века автором, творившем в рамках средневекового книжного дискурса. В условиях данного дискурса создатель памятника функционирует как «глашатай» вечных истин, проповедник-наставник, стремящийся развить и распространить идеи своей конфессии – христианства, изложенные в главном тексте – Священном Писании

. Адресат его произведений – человек, воспринимающий максимы данного вероучения, он нуждается в помощи при освоении сложных теологических понятий – ему необходимо растолковать библейский текст, определённым образом описать, объяснить мир с точки зрения христианской религии, наставить его на истинный путь, доказав истинность разбираемых теологических установок. Кирилл Туровский в данном случае продолжает традицию известных проповедников-предшественников: прежде всего Первоучителей Кирилла и Мефодия; соотечественников – Луки Жидяты, Иллариона Киевского, Феодосия Печерского, Владимира Мономаха и др.; авторов переводных проповеднических и поучительных произведений таких, как «Изборник», «Пчела», «Паренесис», «Шестоднев», «Лествица» и др.

Суггестивные свойства текста реализуется за счёт формирования специфической коммуникативно-прагматической структуры проповеди, где способ взаимодействия с адресатом определяется частными коммуникативными задачами и обусловливает композиционное построение текста. Можно обозначить общую коммуникативно-прагматическую цель автора как оказание религиозно-нравственного воздействия на мировоззрение и поведение слушателя посредством внушения ему определенной максимы христианского вероучения – проповедальная макростратегия. Реализуется указанная цель в трёх шагах – частных коммуникативных задачах:

1) рассказать об основах религиозного миропонимания слушателям;

2) объяснить, что значат рассказанные истины веры;

3) убедить реципиентов в их правильности.

Воплощается в тексте указанная проповедальная макростратегия путём наставления – уверения в правильности всего сущего с помощью назидательного урока. Таким образом, можно выделить стратегии назидания (стратегия №1) и восхваления мироздания и его творца (стратегия №2), которые направлены на убеждение реципиента в правильности представленного вероучения и созидание действительности. При этом стоит отметить, что обе стратегии не существуют в произведении по отдельности – они сопряжены, благодаря чему автор и добивается необходимого воздействия – возникновению эпифании (явления божественного). Рассмотрим подробнее вторую стратегию как реализацию общей проповедальной макростратегии древнерусского гомилета.

Стратегия восхваления мироздания и его творца предполагает создание у слушателей ощущения величия празднуемого события и соучастия в нём ввиду грандиозности мира, сотворённого, по мнению создателя памятника, именно для адресата, и действий творца, а также непосредственное вовлечение паствы в прославление бога и молитву. Реализацию данной стратегии в тексте определяют коммуникативные тактики 1) утверждения величия мироздания и 2) утверждения величия творца. Как и в описанном выше случае, данные тактики реализуются за счёт определённых коммуникативных ходов. Рассмотрим указанные тактики.

Относительно тактики утверждения величия мироздания (тактика №1) можно реконструировать следующую прагматическую цель субъекта речи: рассказать о том, как устроена вселенная с точки зрения христианской религии, показать связь порядка и космоса, при этом указав на то, что адресат является частью окружающей действительности. Обозначенная коммуникативная интенция подразумевает такой тактический ход, как создание в «Слове» космологических описаний. Среди основных средств реализации можно отметить включение информативно-описательного регистра

. Рассмотрим примеры из проповеди:

· Неизмѣрьна небесная высота, ни испытана преисподняя глубина, ниже свѣдомо Божия смотрения таиньство...

· ты бо еси всѣх Бог, небесных и земных.

В данных примерах можно обнаружить дистанцированное от хронотопа сообщение о свойствах, качествах окружающего мира без темпоральных указателей на актуальность описанного явления, что передаётся за счёт использования глагольной формы с семантикой настоящего неактуального времени в первом случае – пропуск связки 3 л. ед. ч. есть, во втором – употребление формы 2 л. ед. ч. еси. Кроме того, в данных примерах задаётся космологическая вертикаль, где есть мир небесный – горний – и мир земной – дольний, связывающее звено – бог, чему способствует приём восходящей градации, за счёт которого в сознании реципиента закрепляется определённая модель мира («Неизмѣрьна небесная высота, ни испытана преисподняя глубина, ниже свѣдомо Божия смотрения таиньство»). Для краткости характеристики вселенной употребляются построения предложений в рамках структурной схемы N1 cop Adj1кратк.ф. / N1 cop Part1кратк.ф.Неизмѣрьна небесная высота», «испытана преисподняя глубина»)

.

Кроме того, порядок мироустройства может объясняться пастве и за счёт риторических средств, что можно наблюдать в данном примере:

· Тобѣ всю тварь, на работу створих; небо и земля тобѣ служита, — оно влагою, а си плодомь. Тебе ради солнце свѣтомь и теплотою служить, и луна съ звѣздами нощь обѣляеть. Тебе дѣля облаци дъждьмь землю напаяють, и земля всяку траву, сѣмениту и дрѣва плодовитая на твою служьбу въздращаеть. Тебе ради рѣки рыбы носять и пустыни звѣри питаеть.

В указанном случае сообщается о функциях живых существ и природных явлений с точки зрения религиозного учения, выстраивается иерархия: 3) животные и явления природы → 2) человек → 1) бог. Развёртывание мысли обеспечивается посредством анафоры («тебе дѣля..., тебе ради»), олицетворений («небо и земля тобѣ служита, солнце свѣтомь и теплотою служить, облаци дъждьмь землю напаяють»), повторов (служита, служить, служьбу; тобѣ, тебе; земля, землю), синонимов (сѣмениту, плодовитая; напаяють, питаеть, влагою, плодомь), антонимов («небо и земля»), усиливающих речевое воздействие на реципиента и помогающих ему усвоить новую информацию.

Таким образом, воплощение обозреваемой тактики обеспечивается благодаря речевому ходу «создание космологических описаний», способствующему закреплению новой модели мироздания в сознании слушающего.

Обращаясь к тактике утверждения величия творца (тактика №2), в данном случае можно отметить, что прагматическая цель субъекта речи – выразить похвальное слово богу: показать, чем и почему он так велик, указать на его место в мире. Анализируемая тактика осуществляется в произведении за счёт, во-первых, введения коммуникативного шага «характеристика творца». Рассмотрим его текстовую реализацию:

· «велика бо и неиздреченьна милость его на родѣ человѣчьстѣмь, еюже помиловани быхом.

· Благый человѣколюбець

· Благый нашь врачь Господь Исус Христос

· Праведьн еси, Господи...

В обозреваемых примерах указанный ход выражается определениями с положительной оценочной семантикой (благый; праведьн; велика, неиздреченьна милость; его; человѣколюбець, благый врачь). Рассмотрим ещё пример:

· Человѣчьскый зижителю, ангельскый творче, цесарю мира всего, архангельскый владыко, хѣровимьскый сдѣтелю, серафимьскый украсителю...

В данном случае представлена цепочка однородных обращений – существительных в форме м. р. ед. ч. Зв. п., посредством которых создаётся представление о субординации существ во вселенной и указывается последовательно на роль творца в общем миропорядке – создатель человека, ангелов, херувимов, серафимов, их правитель и царь всего мира. Проанализируем ещё примеры:

· и слово твое истина!

· врачь бо есть душам нашим и тѣлом, и слово его дѣломь бысть.

· исповѣдающе великая его чюдеса, елико же их створи, неисповѣдима бо суть ни ангелом, али нъ человѣком.

· ицѣливъшаго нас от недуг грѣховьных...

Как демонстрируют примеры, характеристика действий бога может задаваться кратким и афористичным построениями предикативной единицы по модели N1 cop N1/5слово истина», «слово дѣлом бысть») и N1 cop N2… (Adv) («врачь есть душам и тѣлом»)

; акциональными глаголами прошедшего времени (исповѣдающе, створи, ицѣливъшаго), стоящими в экспрессивно-оценочных контекстах («великая чюдеса», «недуг грѣховьных»).

Во-вторых, рассматриваемая тактика воплощается в тексте благодаря созданию ощущения причастности божественному естеству (коммуникативный ход): человек становится ближе к его делам через похвальное слово, которое, как подчёркивает Е. Л. Конявская, в представлении писца Древней Руси заключало в себе идею о «сакральном несении Божественной истины»

. Разберём следующие примеры:

· ..должьны есмы, братие, хвалити и пѣти и прославляти Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа

· и к нему вѣрою припадѣм, глаголюще: «Не помяни пьрвых безаконий наших и ныняшьняя очисти съгрѣшения...

· Да и мы, братие, Исуса Христа, Бога нашего, прославим...

· помилуй нас, на тя уповающих, да, спасени тобою, славим тя съ Отцемь и съ Пресвятымь Духомь, и ныня, и присно, и в вѣкы!»

В данных случаях обнаруживается, что с помощью употребления императивно-побудительной конструкцией «да + презентная форма глагола» («да прославим, да славим»), сказуемого, построенного по структурной схеме cop Adj mod inf с модальным значением долженствования («должьны есмы хвалити, пѣти, прославляти»)

, императивной формы глагола («припадѣм, помяни, очисти (съгрѣшения), помилуй») (волюнтивные высказывания), а также лексем с положительной коннотацией («хвалити, прославляти, очисти прославим, помилуй, спасени») передаётся призыв к общему действию у слушателей и создаётся ощущение торжества, понимание, что происходит важное событие. Благодаря использованию повторов существительного братие, имеющего в составе лексического значения в качестве главного компонента сему «коллектив людей», выражающего обращение к пастве (Зв. п.); личных местоимений 1 л. мн. ч. (мы, нас) и притяжательного (нашего, наших), указывающих на единство коммуникантов, формулы «ныня, и присно, и в вѣкы» возникает впечатления соучастия в отмечаемом вселенском празднестве в честь творца.

3. Заключение

В результате нашего анализа мы установили, что воплощение первой тактики утверждения величия мира обеспечивается благодаря коммуникативному ходу «создание космологических описаний», способствующему закреплению новой модели мироздания в сознании слушающего; вторая тактика – утверждения величия творца – реализуется с помощью следующих коммуникативных ходов:

1) характеристики творца;

2) создание ощущения причастности божественному естеству.

Кроме того, можно сказать, что в аспекте стратегии восхваления мироздания и его творца субъект речи представлен как прославитель (семантический план – «автор-панегирист» и «автор-описатель «съборного» торжества» в терминологии С. В. Козлова

), которому необходимо создать ощущение у реципиента причастности ко вселенскому празднику. С точки зрения адресации проповеди в данном случае можно выделить как второе лицо – паству, «братию», единый коллектив, соучаствующий в религиозном событии, так и нададресата – бога в качестве того, к кому сводится всё во вселенной в понимании человека Средневековья.

Таким образом, коммуникативно-прагматическую структуру реализации стратегии восхваления как составляющей проповедальной макростратегии древнерусского книжника Кирилла Туровского в «Слове о расслабленном» можно представить в следующем виде (см. рис. 1):

Коммуникативно-прагматическая реализация стратегии восхваления в проповеди Кирилла Туровского «Слово о расслабленном»

Рисунок 1 - Коммуникативно-прагматическая реализация стратегии восхваления в проповеди Кирилла Туровского «Слово о расслабленном»

С помощью совокупности выделенных языковых, риторических и композиционных средств, а также проанализированных коммуникативных ходов, тактик и стратегий реализуется проповедальная макростратегия: увидев прославленные чудеса мира (прошлого, настоящего и вневременного), трактуемые в рамках религиозного верования, узнав больше о православной концепции (осуществляется процесс обучения, наставления), реципиент переходит на новый уровень знания действительности и становится поборником христианской идеи (свершается проповедь).

Кирилл Туровский словно «монтирует» текст произведения так, чтобы его адресат проникал из мира временного во вневременной, чтобы мог разглядеть невидимое через видимое – таким образом слушающий в процессе коммуникации «проходит путь»: он вырастает до более сложного мировидения – осуществляется трансформация модели мира, проповедь. Данным способом «монтажа» автор добивается установления связи между буквальным, эксплицитным и внутренним, имплицитным смыслами, иными словами – реализации проповеднической стратегии.

Метрика статьи

Просмотров:25
Скачиваний:2
Просмотры
Всего:
Просмотров:25