О голосах автора и героя в современной поэзии (на материале сборника стихотворений Алексея Шмелева «Неитожимы»)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2023.44.22
Выпуск: № 8 (44), 2023
Предложена:
30.06.2023
Принята:
31.07.2023
Опубликована:
09.08.2023
711
5
XML
PDF

Аннотация

Статья содержит краткий структурно-содержательный анализ сборника стихотворений «Неитожимы» современного русского поэта Алексея Шмелева, объединившего тексты из более ранних сборников «Периферийное зрение», «Четвертый день» и новые стихи. Особое внимание уделено вопросу соотношения и соприсутствия в них голосов автора и героя, формам проявления в лирике авторского начала в его предельной концентрации: собственно авторское повествование, несобственно-авторское повествование, автор-рассказчик, герой-рассказчик. Рассмотрено тематическое своеобразие стихотворений, их актуальность и уникальность. Отмечена важная патриотическая составляющая стихотворений, дана оценка гармоничности и спаянности разнотематических текстов (философских, гражданских, пейзажных, лирических).

1. Введение

Современное поэтическое творчество – повод для полемики. Не в силу своей неполноценности – скорее, по причине своей многогранности и политематичности. Поэзия начала XXI столетия значительно и равно отличается «как от зачарованного «обтанцовывания смерти», характерного для Серебряного века, так и от ритуального самопожертвования советской поэзии; как от «гимнической» приподнятости духовной поэзии, так и от деконструкции всего и вся в лирике 1990-х». Это абсолютный феномен, не поддающийся строгой категоризации и не имеющий четких характеристик

.

2. Основные результаты

Что касается позиции субъекта в шмелевской лирике, она довольно неоднозначна. Вопрос о взаимоотношениях автора и героя в литературе неоднократно поднимался исследователями. Так, М. М. Бахтин в работе «Автор и герой в эстетической деятельности» уделил особое внимание слиянности, совпадению автора и героя в лирическом произведении, тогда как эстетическое событие может свершиться лишь при двух участниках, предполагает два несовпадающих сознания.

Опираясь на достижения исторической поэтики, С. Н. Бройтман показал, что лирика предполагает уход от субъект-объектных отношений между автором и героем к межсубъектным, и предложил типологию, основным принципом которой стало определение близости субъектной формы к автору произведения или герою. Частично опираясь на классификацию Б. О. Кормана в работе «О целостности литературного произведения»

, Бройтман выделил автора-повествователя и собственно автора как позиции, тяготеющие к полюсу «автора», и позиции лирического я, лирического героя и героя ролевой лирики как позиции, тяготеющие к полюсу «героя»
.

Формы проявления авторского начала в лирике достигают своей предельной концентрации. В связи с этим можно выделить следующие типы взаимоотношений автора и героя: собственно авторское повествование, несобственно-авторское повествование, автор-рассказчик, герой-рассказчик. В стихотворениях Шмелева чаще повествование ведется от лица автора-рассказчика, который сам и выступает в роли героя:

 

«Когда я окажусь на том вокзале,

С которого не взять билет домой…»

;

 

«Когда живого Шевчука

мы на допрос везли в ЧК,

Твердил мне Юра-музыкант,

Что я говно и оккупант…»

;

 

«Мне подарили мой портрет,

И я, его обрящий,

Подумал: все же я – поэт,

Плохой, но настоящий…»

;

 

«Пойму однажды, умирая:

Вся жизнь – изгнание из рая…» 

;

 

«Не печалься понапрасну –

Нету истины в вине.

Даже если я погасну

Свет останется во мне…»

.

 

Такого рода связь автора и героя лежит в истоках всех трех родов литературы, однако «эпос и драма пошли по пути четкого разграничения этих субъектов и объективации героя в качестве «другого» по отношению к автору. Лирика же дала иную линию развития: отказавшись объективировать героя, она не выработала четких субъектно-объектных отношений между автором и героем, но сохранила между ними отношения субъект-субъектные. Платой за это и оказалась близость автора и героя в лирике, которая наивным сознанием воспринимается как их тождество»

.

3. Обсуждение

Особенно ярко сегодня о себе заявляет гражданская поэзия, некогда забытая и практически вытесненная за периметр отечественного литературного творчества. Одним из самых звонких ее голосов можно назвать Алексея Шмелева. Молодой поэт, автор пяти сборников стихов («Апельсиновые рощи», «Пыль», «Периферийное зрение», «Четвертый день», «Неитожимы»), финалист Всероссийского фестиваля молодой поэзии «Филатов Фест – 2022». Один из основателей культурного арт-проекта «Мужской голос». Участник поэтического проекта «Сезон стихов» в МХАТ им. Горького. Стихи Шмелева публикуются в журналах «Юность», «Нева», «Дружба народов», «Москва», «Литературная газета».

Поэт Иван Купреянов характеризует творчество Шмелева так: «Про что Шмелёв? Если коротко – про путь воина духа, вооруженного клинком поэзии. Алексей принадлежит к той категории авторов, представители которой считают свеженаписанные стихи лучшими в их творчестве. Пожалуй, это говорит о глубоком переплетении и взаимовлиянии судьбы поэта и его текстов. Действительно, не желая абстрагироваться от текущих состояний и обстоятельств, поэт как бы утверждает творчеством и отношением к нему свою правоту в тех или иных жизненных обстоятельствах. Стихи становятся не просто красивыми вещицами, выходящими из-под пера мастера, – но веским аргументом в диалоге с миром и самим собой. Они – и сумма накопленного опыта, и «бой на переднем крае» духовной жизни поэта. Уместно рассматривать стихописание Шмелёва как форму некоей тонкой духовной практики, стремление прорваться в пространство изменённого – или, напротив, подлинного – сознания»

.

Шмелев видит роль литературы для современного общества в создании  «альтернативы реальности, который может быть чище, лучше, светлее реального. Подарить зрителю кусочек этой надежды, чистоты и радости»

.

Сборник «Неитожимы» – пятая книга поэта, являющаяся самым полным собранием стихотворением автора, написанных за последнее десятилетие. В книге около 130 стихотворений, они разбиты на три раздела: «Периферийное зрение», «Четвертый день», «Алыча», причем первые два включают в себя стихотворения из уже опубликованных одноименных сборников, а третий – новые стихи автора. Тематически сборник многолик: это и стихи философского содержания («Когда я окажусь на том вокзале», «Отдать последние за пачку сигарет», Когда-нибудь откроется и мне» и т. д.), и любовная лирика (Песенка для Вероники», Все опыт, но не пытка» и т.д.), и стихи гражданские («Умирал солдат, как говорится», «Это в новостях не показали», «Нацисты целились не в нас» и т. д.). Популярность именно гражданско-патриотической тематики в современной поэзии можно объяснить начавшейся в прошлом году специальной военной операцией, продемонстрировавшей «необходимость пробуждения активных гражданских чувств у россиян»

. Кроме Шмелева, к теме войны обратились Влад Маленко, Александр Антипов, Мария Ватутина, Иван Караулов, Анна Долгарева, Анна Ревякина и др.

Шмелев – приверженец классической силлабо-тонической системы стихосложения. Его стихотворения стройны, сюжетны, лиро-эпичны, ритмичны. «Ритм в художественном тексте воплощает в себе не только идею чередования, но и идею противопоставления, конфликта как источника развития, в нем противопоставлены маркированные и немаркированные единицы. Ритм лежит в основе целостности лирического произведения, он скрепляет текст, не давая ему распасться, на мифопоэтическом уровне утверждает победу порядка над хаосом»

. В современную верлибрическую эру такая поэзия вызывает большую симпатию у людей разных поколений – как старшего, ценящего традиционный строй, так и младшего, ратующего за эксперименты в искусстве. Тем более, построение гармонирует с глубоким гражданским содержанием.

4. Заключение

«По самой своей жанровой природе лирическое стихотворение предполагает, что автор (точнее, лирический герой) переживает некоторый опыт, а затем приходит к постижению важной общей истины. Разумеется, опыт и «постижение» далеко не равноправны и первенство принадлежит «постижению», так что в некотором существенном смысле оно и становится главным планом лирического текста»

.

Шмелев в этом отношении довольно субъективен и категоричен. Его стихи – плод исканий и того самого постижения, о котором пишет Зельдович. Безусловным достоинством шмелевской поэтики является ее обращенность к культурному коду России и ее жителей. Образы из самой жизни, понятные каждому русскому, делают стихи близкими читателю, выросшему в одно время с автором.

Метрика статьи

Просмотров:711
Скачиваний:5
Просмотры
Всего:
Просмотров:711