СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ PR-БИОГРАФИИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО РОК-ПОЭТА
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ PR-БИОГРАФИИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО РОК-ПОЭТА
Аннотация
Целью исследования стало осмысление специфики стратегической философии жанра PR-биографии на современном этапе его развития. Определена сущность стратегической философии PR-биографии, а также система коммуникативных принципов, лежащих в ее основе. Охарактеризован междисциплинарный фокус PR-биографии современного русского рок-поэта, включающей интенциональные маркеры разных гуманитарных наук, в комплексе ориентированных на продвижение оптимизированного образа-имиджа. Выявлены отличительные особенности и типологические схождения жанра PR-биографии творческой личности и других, генетически родственных биографических жанров. Научная новизна исследования заключается в определении семантики понятия стратегическая философия PR-биографии, выявлении ее цели, а также коммуникативных принципов создания и (ре)презентации. Установлено, что PR-биография современного русского рок-поэта является гипержанром, ее коммуникативная парадигма отличается хронотопической длительностью, а контент оформляется посредством сериальной техники построения композиции.
1. Введение
Несмотря на распространенность в гуманитарных науках понятия PR-философия, феномен связей с общественностью «фактически никак не отрефлексирован с философских позиций»
, что, в свою очередь, объясняет отсутствие научных исследований, посвященных философии PR-биографии. Между тем данный биографический жанр является культурным явлением, демонстрирующим функционирование культуры «как одной из универсальных характеристик, как атрибута человеческого бытия» . Единственное упоминание о философии PR представлено одностраничным параграфом в учебном пособии «Паблик рилейшнз» (2002) , авторы которого уточняют, что речь в книге идет не о философии в ее научном понимании: «говоря о «философии», мы имеем в виду профессиональный, узкий, а посему избыточно-метафизический взгляд на сферу наших интересов» . В книге названы четыре типа идей, выступающих основой «философии» PR:1) «ограниченная» («локальная») идея нацелена на внедрение в сознание потребителя определенной идеи;
2) «всеобщая» идея принята большинством людей за аксиому;
3) «условная» господствующая идея отвечает за расширение лояльной аудитории посредством пропаганды;
4) «безусловная» идея – идея, над которой человек не задумывается, это мировоззренчески устоявшаяся идея
.Мы считаем, что выделенные исследователем идеи следует рассматривать как основы не философии PR, а ее стратегических функций, коммуникативных приемов и тактик взаимодействия с аудиторией. Для выявления философских оснований PR-биографии необходимо осмыслить этот жанр в контексте истории философии, онтологии, теории познания, социальной философии и философии человека (антропологии и аксиологии), логики, этики и эстетики – элементов структуры современной философии
.И. П. Кужелева-Саган убеждена, что «без соответствующей философской рефлексии многие проблемы теории и практики PR … просто не поддаются каким-либо решениям»
, и с сожалением констатирует: без фокуса философии PR «навсегда останется «искусством» выдавать ремесло за науку» . В монографии исследователя впервые была предложена траектория философского анализа научных знаний о пиарологии, но собственно философия PR до сих пор не разработана: «Философские идеи самого общего, мировоззренческого характера, которые помогли бы раскрыть смыслы паблик рилейшнз; понять его сложнейшую природу как многомерного, полионтологичного, амбивалентного и саморазвивающегося социокультурного феномена; предвосхитить перспективы его эволюционирования, стать своего рода «ценностными фильтрами» при конструировании PR-технологий, остаются пока за рамками отечественного научного дискурса» . В свете обозначенной проблемы наше исследование обретает особую актуальность, так как способствует выработке подходов к объективной оценке PR-технологий, реализованных в антропологической сфере – области бытия творческой личности, что позволит дистанцироваться от категоричных оценок, отойти от крайнего скептицизма и одновременно от абсолютной веры в силу PR.Значимостью стратегического мышления и собственно стратегией, по замечанию члена РАН, профессора В. Л. Квинта, в современном мире часто пренебрегают, и потому неслучайно мощь стратегии остается «недооцененной, неверно используется или неверно понимается», а «стратегия как наука до сих пор в значительной степени находится в процессе формулирования»
. Ученый настаивает на том, что «несмотря на существование принципиальных различий между философским и стратегическим мышлением, эти феномены, взятые вместе, интегрированные, формируют взаимодополненное единое целое – мыслительный процесс стратегирования» .В рамках нашего исследования под стратегической философией PR-биографии понимается система нравственных, этических, эстетических и иных принципов и характеристик субъекта сознания, отраженных в биографических фактах, переосмысленных и стратегически репрезентированных посредством вербальных и невербальных средств коммуникации с целью создания оптимизированного имиджа рок-поэта, продвижения философии его творчества и философии национальной культуры в среде разных реципиентных групп.
2. Методы и принципы исследования
Статья является продолжением теоретико-методологических размышлений автора о генезисе, оформлении структуры и утверждении принципов реализации и функционирования на современном этапе развития жанра PR-биографии творческой личности. В этой связи были актуализированы методы и приемы научного анализа, отвечающие приоритетам междисциплинарного фокуса динамики биографических жанров и жанровых структур. Биографические материалы, созданные и реализованные посредством методик разных гуманитарных наук, имеют особое значение для воспринимающего сознания. Междисциплинарность позволяет всем реципиентным группам (ученым, музыкантам, поэтам, менеджерам, фанатам, потенциальным поклонникам, другим заинтересованным лицам) лучше понять внутренний мир творческой личности, бытие художественного произведения, познать bio-факты на языке выбранного стиля, проследить историю жизнеописания, увидеть реальную сторону личности творца и его оптимизированный образ-имидж в контексте национальных ценностных ориентаций и мировой культуры.
Маркированность междисциплинарного анализа PR-биографии современного рок-поэта задачами теоретической поэтики объясняется необходимостью уточнения специфики субъектной организации оригинальной русской рок-поэзии как синтетического поликодового текста, трансформацией межсубъектного статуса лирического героя, актуализацией медийного автора как гейм-героя авторско-геройного плана.
Таким образом, в рамках осмысления стратегической философии PR-биографии современного русского рок-поэта были задействованы следующиеметоды исследования: феноменологический, диалектический, сравнительно-сопоставительный, биографический, системно-субъектный, структурно-семиотический, культурно-исторический, контент-анализ, а также методические приемы рецептивной эстетики.
3. Основные результаты
Специфика биографии рок-героя, считает С. Г. Дюкин, предопределяется «пограничным местом самой рок-культуры, балансирующей в промежуточной области современной духовной жизни»
. Несмотря на оптимизированный имиджевый формат PR-биографии рок-поэта, в ее философской канве могут оказаться такие «травмирующие» нарративные элементы, побуждающие к созданию индивидуально-авторского культурного продукта, как избыточная сексуальность, психологические отклонения, алкогольная или наркотическая зависимость, криминальная деятельность, бунт, успех и перманентное творчество . Успешная PR-биография в этой связи должна ориентироваться на «усиленную трансляцию идей сопротивления ценностно-нормативным установкам, формирующим мейнстрим социокультурных процессов» . С другой стороны, в PR-биографии не следует продуцировать стереотипы об имидже русского рок-поэта, часто ограниченные перечислением безнравственных качеств. Лидер рок-группы «Аффинаж» Эм Калинин справедливо замечает: «Меня неизменно тошнит от подобных стереотипов… Если рок-музыкант, то непременно хрипатый героиновый наркоман в кожанке и с гаремом несовершеннолетних группиз. ˂…˃ Есть большое количество невероятно талантливых людей, которые идут по жизни твердо, достойно, с лоском и с ослепительной улыбкой. И мне, не скрою, отрадно знать и видеть, что так может быть» .Для русского рок-поэта эстетическим стержнем является не музыка (это, скорее, центральный приоритет западной рок-культуры), а слово: «в силу своих национальных особенностей русская рок-культура стала эквивалентом слова, «пропущенного» через чувство, ˂…˃ через ритмику чувств»
. Философия русской рок-культуры транслирует народные национальные корни, «поэтому ее можно считать «мостом между культурами» . PR-биография современного русского рок-поэта в таком случае может считаться успешной, если ее философский посыл содержит единство приоритета национального рок-колорита и переосмысление возможностей бытийного потенциала зарубежного рок-искусства. Роль рок-поэта в философском фокусе PR-биографии заключается в его пассионарном значении: он «исполняет роль медиатора, проводника между вечностью и культурой» , а его путь, изображенный в оптимизированном биографическом материале, должен отражать четыре этапа жизненного и творческого пути – предчувствие, преодоление, обретение, преображение .Семантическая трактовка понятия «произведение» с развитием форм коллективного авторства, активного синтеза вербальных и визуальных форм и внедрением мультимедиакомпонентов становится все более проблематичной
. Это делает необходимым переосмысление сущностных характеристик современного произведения искусства и технологий его (ре)презентации. PR-биография рок-поэта как жанр крайне редко может включать традиционно оформленные и хронологически представленные биографические факты, так как ее цель другая: она презентирует комплекс идеализированных сведений, способствующих формированию положительного образа рок-поэта и через это – утверждению ценностных и культурных установок, представленных в его творчестве.Очевидно, что PR-биография выступает промежуточной жанровой структурой между предбиографией
и (авто)биографией, диалогически нацелена на горизонт читательских ожиданий и имеет стилистически смежное положение между художественным, официально-деловым, публицистическим, разговорным и «информационно-вещательным» стилями. В контексте литературоведения PR-биография содержит лишь частичное сходство с научной (/ литературоведческой) биографией, целевая аудитория которой – филологи, исследующие фигуру автора в контексте его творческой философии, репутационной рефлексии, жизненного пути, контекста эпохи. Жанр PR-биографии имеет значительно более широкую аудиторию – поклонников творчества рок-поэта, которых интересует не столько «правда» реального факта, сколько его возможность быть частью действительности; так запускается процесс идеализации рок-героя, создание оптимизированного образа, биографического мифа.Отметим, что в отличие от PR-биографии биографический миф опирается на намеренное искажение исторического факта, допускает включение в жизнеописание ложных сведений, способных изменить степень лояльности целевой аудитории. PR-биография сообщает о реальных событиях, которые (ре)презентируются и далее систематизируются в оптимизированном и одновременно эмоционально нейтральном виде. Истинная PR-биография современного русского рок-поэта не ориентирована на продажу образа / творческого продукта / идеи, не навязывает экспрессивных утверждений – она создается с установкой на накопительный эффект биографической информации, конструирующей образ-имидж в его динамике.
Нередко современные медийно-художественные жизнеописания творческих личностей понимаются исследователями, как PR-биографии
. Однако такой подход делает возможным рассмотрение любой биографии (научной / писательской / интеллектуальной / литературоведческой и др.) в качестве PR-текста, что неоправданно отменяет существующие в гуманитарном знании подходы к дифференциации биографических жанров. PR-биография современного русского рок-поэта как гипержанр может включать гиперссылки на все существующие биографические жанровые структуры, так как она, согласно нашей концепции, не вербально ограниченный текст, а интертекст / гипертекст, характеризующийся принципиальной незавершенностью. Так, например, при создании PR-биографии Эма Калинина биографу необходимо будет включить в композицию оптимизированного жизнеописания гиперссылки (/ QR-коды) на биографии-заметки , биографии-конспекты , биографии-рассказы , биографии-повествования , творческие биографии , биографические интервью , , автобиографии / автобиографические заметки , философские зарисовки автобиографического характера , биографии рок-группы , , и т.д. Такой подход усложняет и композицию PR-биографии (свернуто-развернутая система дискурсов), и процесс ее создания, и стратегическую философию (ре)презентации бытия рок-поэта. Биография в книжном формате также может включать элементы перечисленных жанровых структур, но далее – она непременно войдет в структуру PR-биографии и станет ее частью.Таким образом, PR-биографию необходимо рассматривать, как культурный феномен со своей стратегической философией и особенностями адаптации в медиасреде. Философия коммуникативных жанров, к которым относится и жанр PR-биографии, предполагает с одной стороны, «критическую рефлексию о некоем предмете и обсуждение общих представлений о коммуникации, ее роли и функциях в человеческом существовании», а с другой, – «философия коммуникации сама по себе является неотъемлемым и существенным измерением коммуникации», ведь «любая коммуникация неизбежно становится коммуникацией о коммуникации как таковой»
. Благодаря хронотопической длительности коммуникативной парадигмы PR-биография оказывается сегодня одним из актуальнейших биографических жанров с тенденцией к сериальности контента и идеализации bio-героя, что делает реципиента постоянным участником онлайн-биографии рок-поэта, а потому активным паттерном имиджевого запроса и встречного творческого предложения.4. Заключение
Стратегическая философия PR-биографии рок-поэта предполагает осмысление процесса создания и (ре)презентации биографических данных в традиционных и новых медиа, в интернет-пространстве, в научной и художественной сферах. Такой философский вектор нацелен на исследование роли и значения биографических сведений, своеобразия их позиционирования. Осмысление PR-биографии нуждается в дополнительных авторско-геройных контекстах: философские взгляды рок-поэта, нравственные ценности, образно представленные в его творчестве, диалогические пересечения с реципиентными группами, аллюзивно-реминисцентная коммуникация с рок-поэтами разных эпох, представителями разных видов искусства. Также стратегическая философия PR-биографии современного русского рок-поэта рассматривает взаимосвязи между публичным и личным, процесс формирования и позиционирования образа-имиджа и принципы самопрезентации, идеологические, национальные и этико-эстетические аспекты актуализации биографической информации.
Цель стратегической философии PR-биографии заключается в определении принципов, приемов, стратегий и тактик создания и реализации оптимизированного имиджа, а также в осмыслении специфики его функционирования в обществе.
В основе стратегической философии PR-биографии современного русского рок-поэта могут лежать следующие коммуникативные принципы:
1) создание, оформление и утверждение образа-имиджа → репутации → личного бренда;
2) сохранение достоверности информации в процессе оптимизации образа-имиджа;
3) адресность и адаптивность формы и содержания в контексте горизонта ожидания биографируемого и реципиента;
4) стилистическая и языковая гибкость, содействующая построению эффективного диалога и предусматривающая эмотивную маркированность bio-факта;
5) своевременная реакция на технологические трансформации медиаканалов продвижения;
6) установка на культурный запрос эпохи;
7) национальная символика ценностного контента;
8) толерантность к языку чужой (суб)культуры;
9) открытость к синкретичности, поликодовости;
10) утверждение принципиальной незавершенности гипертекстовой структуры.