МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ ОСТРОВ ОЛЬХОН В РЕКЛАМНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ ОСТРОВ ОЛЬХОН В РЕКЛАМНОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ
Аннотация
Цель работы – определить особенности функционирования мифологического концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН в рекламном туристическом нарративе. Научная новизна работы определяется постановкой проблемы: попытки представления и анализа концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН в рекламном туристическом нарративе не предпринимались; впервые выявлены основные мифологические характеристики, реализуемые в семантике концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН. Полученные результаты показали, что мифологический концепт ОСТРОВ ОЛЬХОН в рекламном туристическом нарративе представлен двумя основными семантическими образно-перцептивными и аксиологическими уровнями: «Остров как рай» и «Остров как инициационное пространство». Семантический уровень «Остров как рай» актуализирует концепт ОСТРОВ ОЛЬХОН его географическими координатами как райского локуса, сакрализацией реалий острова и их описанием в рамках данного пространства. Семантический уровень «Остров как инициационное пространство» характеризуется лиминальностью, включает мотивы исхода, инициации и возвращения, связан с местами силы и обитателями острова (агентами инициации) – божествами, духами и сакральными персонажами. Указывается, что характерной чертой мифологического концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН являются антропоморфизм и высокая степень метафоричности.
1. Введение
Актуальность работы определяется тем, что она выполнена в соответствии с современными установками когнитивно-дискурсивной парадигмы знания, где несомненный интерес представляет мифологичность мышления как одна из характеристик человеческого сознания. Актуальность исследования детерминируется также потребностью в более глубоком изучении культурных универсалий, в том числе концепта ОСТРОВА как ментальной единицы сознания. В данном контексте перспективным и значимым, представляющим повышенный исследовательский потенциал, является исследование смысловой структуры текста, доминантами которого являются взаимодействие природного и культурного ландшафтов, общекультурного и локального социально-культурных контекстов, идентификация локуса и реципиента. В этой связи представляет особенный интерес исследование мифологических структур мировосприятия в текстах различного типа.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) исследовать и обобщенно представить основные подходы к исследованию мифа и концепта;
2) выявить семантические уровни концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН;
3) дать описание образно-перцептивного и аксиологического уровней мифологического концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН.
В качестве теоретической базы послужили концепции мифа и мифологического мышления , , , , исследования концептов , , и островной мифологемы .
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов при разработке лекционных курсов по когнитивной лингвистике, общему языкознанию, теории и стилистики текста.
2. Методы и принципы исследования
Для достижения цели и решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования и приемы анализа: метод анализа и синтеза теоретического материала; наблюдение, систематизация, обобщение языковых фактов; метод сплошной выборки; описательный метод; метод когнитивного моделирования. Материалом исследования являются тексты рекламного туристического нарратива сети Интернет. Рекламный туристический нарратив понимается в данной работе как дискурсивное коммуникативно-дискурсивное событие и когнитивно-тематическое пространство, в котором формируются значимые (смысловые) позиции, релевантные для потенциального потребителя.
Актуальность исследования данных текстов обусловлена тем, что Интернет выступает как особое информационное пространство с такими присущими ему специфическими характеристиками, как скорость и простота операций с информацией, интерактивность, возможность обратной связи и формирование отношения к событию, креолизованность и языковая креативность, доступность.
3. Основные результаты
Настоящая работа посвящена рассмотрению особенностей функционирования концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН в рекламном туристическом нарративе. По официальной версии на Байкале 26 островов, единственным населенным среди которых является остров Ольхон. Понятийный компонент концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН отмечен этнической спецификой, которая в значительной степени связана с бурятской языковой картиной мира, а также с русской, тунгусской, тюркской, эвенкийской. Этимология самого топонима Ольхон однозначно не определена. По одной версии данный топоним связан с бурятским словом «лесок»: «ой» – «лес» и «хан», «хон», «хэн» – суффикс уменьшительно-ласкательной формы; «ой-хон» – «лесочек» или «немного лесистый» (значительная часть острова занята степями). По другой версии происхождение топонима связано с архаической лексемой монгольского языка «olqan» – «суша», «холм». Убедительна версия связи топонима с языками тунгусо-маньчжурских народов (лексемы «олго», «олхо», «олги» – «сохнуть», «сушить», «высохший») и эвенкийским и маньчжурским языками («олгон», «олхон», «олхокон» – «сухой», «суша»). Историки также предполагают, что создателями сооружений на острове были курыканы (тюрки и тунгусы как предки якутов и бурят). Множество реалий острова также обусловлены этнической спецификой. Так, например, общеизвестные разноцветные шелковые (в основном) ленты (полоски, кисточки) на ветках деревьев, на столбах Сэргэ или в буддийских монастырях именуются «залаа» (бур., «дарцог» – монг.) или «хадак» (тибет. – «тэнгэри» (небо).
Анализ текстов рекламного туристического нарратива позволил выделить в образно-перцептивной и аксиологической структуре концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН два взаимосвязанных семантических уровня: «Остров как рай» и «Остров как инициационное пространство» (в терминологии Л.И. Горницкой ). Семантический уровень «Остров как рай» концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН актуализируется в рекламном туристическом нарративе его географическими координатами как райского локуса: рай для туристов, эдем для любителей дикой природы, рай для уфологов, рай для ландшафтных фотографов и любителей живой природы, рай для мистиков и эзотериков, ищущих следы затерянных цивилизаций и аномальных зон, рай для любителей всего таинственного, рай для пеших, вело- и конных походов, рай для палаточной романтики и т.д. Например, туристический портал wikiway.com образно и перцептивно репрезентирует остров Ольхон метафорическими моделями на мифолого-географическом и мифолого-религиозном уровнях: «Ольхон – озерный остров», «Ольхон – сакральный центр», «Ольхон – аура таинственности», «Ольхон – многоликость ландшафтов», «Ольхон – загадочная история», «Ольхон – эдем для любителей дикой природы», «Ольхон – заповедные уголки», «Ольхон – настоящий эдем», «Ольхон – заповедный шаманский лес» . Сюжет обретения рая актуализируется в рекламном туристическом нарративе потенциальной возможностью Героя побывать на острове, в результате чего избавиться от душевных или телесных страданий.
На семантическом уровне «Остров как рай» концепт ОСТРОВ ОЛЬХОН эксплицируется также сакрализацией реалий и их описанием в рамках райского локуса. Отметим, что в текстах рекламного туристического нарратива свойство сакральности приписывается всем находящимся на острове реалиям. Так, общеизвестна сакрализация символического/ритуального столба «сэргэ» (коновязи, включая коновязь для богов и духов), установление которой символизирует дерево жизни, единство трёх миров (небесного, земного, подземного), а также означает, что у этой местности есть хозяин. Например, в тексте туристического нарратива «Соединяющие землю и небо» от имени «Первый Байкальский» эксплицирована сакрализация данной реалии и её описание в рамках образно-перцептивного и аксиологического аспектов. Об этом свидетельствуют множество моделей: «Сэргэ – символ связи рода с землей», «Сэргэ – символ процветания», «Сэргэ – олицетворение древа жизни», «Сэргэ – очаг новой семьи», «Белый хадак – чистота и молочная пища», «Синий хадак – вечное синее небо», «Желтый хадак – солнце», «Зеленый хадак – урожай», «Красный хадак – власть и величие» . Пространство Сэргэ, согласно исследованию, можно определить как райский локус, «иной» мир, мировоззренческий пространственный универсум, который вызывает глубокий трепет, является напоминанием и предупреждением соблюдать нравственные нормы, воплощенные в ритуалах, традициях, обычаях.
Семантический уровень «Остров как инициационное пространство» мифологического концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН включает мифологические ритуальные мотивы исхода, инициации и возвращения, что характеризует остров Ольхон как лиминальный хронотоп. Как известно, инициация неизбежно включает в себя профанное и сакральное, прошлое и настоящее. Лиминальность (как переход из одного состояния в другое) применительно к мифологическому концепту ОСТРОВ ОЛЬХОН включает переход Героя из современного мира (состояния профанного течения времени) в сферу сакрального (мифического, символического) пространства, где происходит опредмечивание бытия, инициация Героя, его возрождение и обретение блаженно-райского состояния. Например, в тексте рекламного туристического нарратива «Природное Рождение» ритуальный мотив исхода (уход от рутинной повседневности, призыв к путешествию) актуализируется мифолого-метафорическими моделями образно-перцептивного и аксиологического характера: «Природное Рождение – это путешествие в детство», «Природное Рождение – это путешествие в чистоту и красоту души», «Природное Рождение – это переживание свободы», «Природное Рождение – это Любовь и радость Жизни». Мифологический мотив инициации эксплицируется (имплицитно или эксплицитно) моделями «Ольхон – раскрытие своего предназначения», «Ольхон – поддержка рода», «Ольхон – свобода от глубинных внутренних напряжений», «Ольхон – свобода от состояния потерянности, страха, одиночества», «Ольхон – ценность настоящего счастливого будущего», «Ольхон – путь и смысл жизни, код физического и психоэмоционального здоровья». Мифологический мотив возвращения (включенность Героя в новый мир и его возрождение), являясь репрезентантом эмоционального, аксиологического и стилистического уровней мифологического концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН, представляется моделями «Ольхон – снятие внутренних ограничений»; «Ольхон – начало творить», «Ольхон – цель и смысл жизни», «Ольхон – новые коды физического и психо-эмоционального здоровья» . Таким образом, в номинации концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН на данном семантическом уровне в текстах туристического нарратива присутствует тесная интеграция образно-перцептивных и ценностных когнитивных признаков.
Лиминальный хронотоп острова Ольхон связан с местами силы (природными или антропогенными объектами), которые рассматриваются как особые локусные культы (места, где человек ощущает физическое, чувственно-эмоциональное воздействие). Категория «локусные культы» подразумевает «сакрализацию и наделение уникальными символическими характеристиками конкретной территории или природно-географического объекта» . Место силы рассматривается нами как продукт взаимодействие археологической интерпретации места, мифолого-религиозных и туристических практик. Лиминальный хронотоп концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН предполагает своим инициационным сюжетом включение в тексты особой группы обитателей острова, которые являются «агентами» инициации» , поскольку ритуал инициации предполагает контакт с ним объекта инициации (Героя).
Исследование показало, что обитателями острова (агентами инициации) в экспликации концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН выступают божества и духи. Заметим, что согласно этническому миропониманию, на острове Ольхон так или иначе присутствуют все духи и божества Байкала: Хүхэ Мүнхэ тэнгэри (Вечное Синее небо), Этүгэн Эхэ (Мать-земля), водное божество Дуантэ (Дианде, Дуннэ), правящая всем, что происходит на море или возле него, божество грома Угутэй нойон, дух сына Божественного Неба Хаан-Хутэ-баабайя (Хан-Хото-бабай) – хозяина острова, дух его сына белоголового орла-беркута Хан-Хубуу Нойона, духи умерших шаманов, сакральные (мифические) персонажи гор, скал, рек, озер и многие другие. Например, на страницах электронной энциклопедии путешествий «Отдыхатели» места силы представлены множеством образных моделей (включая метафорических модели и сравнительные конструкции): «Байкал – это место аномальных, сильных мест»; «Ольхон – дом хозяина озера», «Гора Шаманка – это мощнейшее священное место, прямой канал к Высшим мирам», «Мыс Огненный или мыс Богатырь – для мужчин», «Каменный утес как ментально-астральное место силы мужской», «Хобой – место встречи с духами умерших», «Ольхон – канал связи со Вселенной» и т.д. . Локусные культы, имеющие аксиологическое значение, являются формой познания мира, где, например, Вечно Синее Небо – мужское начало, дарующее жизнь и охраняющее человеческий род, а Тэнгрии олицетворяют различные природные явления.
Стоит отметить и фантастическую (мистическую) составляющую мифологического концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН. Так, Байкальский туристический фронтир Baikalgo.ru рассказывает о периодическом появлении над островом и водами Байкала светящихся шаров и колонн, пассажирских поездов, древних замков, старинных кораблей, даже целых деревень, обоза с солдатами (призракими белогвардейцев), скалистого северного контура острова Ольхон со скалой Хобой, хрустального замка, ворот в потусторонний мир .
Исследование мифологического концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН позволило установить, что его характерной чертой (помимо высокой степени метафоричности) является антропоморфизм. Атропоморфизм рассматривается как наделение материальных и идеальных объектов, предметов и явлений неживой природы, животных, растений, человеческими свойствами (физическими, психическими, интеллектуальными качествами) . Анализ материала свидетельствует о том, что реалиям острова Ольхон, объектам поклонения и инициации приписывается образ живых существ с их физическими свойствами и психическими качествами. Атропоморфизм свойственен собственно острову, его обитателям/агентам инициации (божествам, духам, сакральным персонажам), скалам, камням, мысам, бухтам, горам, скалам, озерам. Так, в текстах рекламного туристического нарратива реалии острова Ольхон представлены образной, предметно-чувственной репрезентацией, что приобретает значимость в рамках событийного контекста мифа: сакральная скала Шаманка гневается на людей, у Шаманки мстительный нрав, озеро Гитара поёт свою волшебную мелодию о горах и берегах Байкала, весёлые песни волшебных водопадов радуют и туристов, и батюшку Байкал.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что репрезентируемый рекламным туристическим нарративом мифологический концепт ОСТРОВ ОЛЬХОН играет роль медиатора между реципиентом текста и миром сакрального (медиаторная функция), репрезентируется как место проведения ритуалов поклонения и инициации (инициационная функция), а стоящие за локусным культом агенты инициации покровительствуют человеку (протекторная функция), что определяет его как центр жизни этнического сообщества (коммуникативная функция) и повышает его символический статус (компенсаторная функция).
4. Обсуждение
Миф является объектом исследования многих дисциплин, существует множество вариантов его определений и толкований. Нас интересуют трактовки мифа, согласно которым данный феномен характеризуется ценностной структурой, выступает одним из нормативных регуляторов жизни, т.е. способом осмысления человеком реального мира. Так, Е. М. Мелетинский пишет о том, что миф есть «средство концептуализации мира, того, что находится вокруг человека и в нём самом» . Данное мнение соотносится с точкой зрения историка-востоковеда, лингвиста И. М. Дьяконова, который понимает миф как «эмоционально окрашенное событийное осмысление феноменов мира», как связную, сюжетную интерпретацию феноменов мира . А мифологический способ мышления есть «мышление предметно-чувственное, образное» и оперирует «мифологическими образами как своеобразными инструментами», которые «приобретают значимость для мышления только в рамках событийного контекста мифа» . В настоящем исследовании мы разделяем точку зрения, согласно которой «миф как структурная составляющая мифологической картины мира представляет собой форму целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности» .
Мифологическое мышление выступает, как пишет С.А. Питина, составной частью обыденного мышления и осуществляется путем формирования в сознании особой мифологической концептосферы . В современной науке термин «концепт» не имеет четкого и точного определения и общепринятого понимания. В данном исследовании мы придерживаемся интегративного подхода к пониманию концепта, который определяется как ментальное образование, состоящее из образно-перцептивного, понятийного и ценностного компонентов .
Понятие мифологического концепта также характеризуется наличием разных его трактовок. Так, О.А. Плахова выделяет такие признаки мифологических концептов, как динамичность, способность к изменению; наличие структуры, тождественной структуре лингвокогнитивных концептов; отражение когнитивными признаками характеристик разнообразных объектов и явлений; наличие хорошо развитого образного компонента . С.А. Питина выделяет мифологему в качестве единицы мифологической концептосферы, которая формируется и функционирует в пространственно-временных рамках лингвокультурной ситуации и реализует семантический и культурный компоненты . В данной работе мы принимаем за основу трактовку мифологического концепта как вида лингвокультурного концепта в его трехчастной структуре: понятийной, образно-перцептивной (обусловленной особенностями мифологического способа мышления как наглядно-образного мышления) и аксиологической (обусловленной традициями, ценностными установками, регламентирующими как поведение, так и образ жизни, мифолого-религиозными воззрениями и т.д.). Заметим, что в представленном исследовании образный и аксеологический аспекты не рассматриваются строго раздельно, так как в репрезентации концепта ОСТРОВ ОЛЬХОН они выступают взаимообусловленными и взаимосвязанными.
5. Заключение
Обобщением полученных результатов работы являются следующие выводы. Анализ научной литературы показал, что современная трактовка мифа отличается коммуникационной природой, а мифологическое сознание как образное, предметно-чувственное формирует актуальные и значимые и сюжетообразующие образы. Мифологический концепт ОСТРОВ ОЛЬХОН в рекламном туристическом нарративе рассматривается в тесной интеграции образных, понятийных и ценностных когнитивных признаков, номинирующих данный концепт.
В ходе исследования было установлено, что мифологический концепт ОСТРОВ ОЛЬХОН эксплицируется в туристической репрезентации озера Байкал взаимосвязанными семантическими уровнями «Остров как рай» (райский локус в географических координатах, сакрализация реалий в рамках райского локуса) и «Остров как инициационное пространство» (лиминальный хронотоп, инициация, места силы, агенты инициации). Анализ иллюстративного материала показал высокую степень метафоризации и атропоморфизма реалий острова Ольхон, что оказывает значимое воздействие на реципиента текста и приобретает актуальность в рамках событийного контекста мифа. Перспективы дальнейшего исследования проблемы видятся в расширении исследуемого материала, в частности, в рамках семантического уровня «Остров как инициационное пространство» актуальным является рассмотрение мифологемы Героя в туристической репрезентации острова Ольхон. Мифологический концепт ОСТРОВ ОЛЬХОН и созданные на его основе образы могут быть исследованы как трансляция культурной памяти.