ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В РОМАНЕ АННЫ СТАРОБИНЕЦ «ЛИСЬИ БРОДЫ»

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2023.41.46
Выпуск: № 5 (41), 2023
Предложена:
23.04.2023
Принята:
01.05.2023
Опубликована:
10.05.2023
2497
19
XML
PDF

Аннотация

Цель исследования состоит в выявлении сюжетообразующей и смыслообразующей функций пространства и времени в романе Анны Старобинец «Лисьи Броды» (2022). Новизна работы заключается в том, что в ней впервые проводится анализ пространственно-временной организации романа «Лисьи Броды», выделяются основные хронотопы – хронотоп пути (дороги) и хронотоп кольца (круга). В ходе исследования используются такие методы, как культурно-исторический, культурно-контекстуальный и мифопоэтический. В результате определяется, что наряду с материально выраженными временем и пространством важную роль в романе играют пространство и время мистические, между которыми существует крепкая связь. Делается вывод о том, что анализ особенностей пространства и времени позволяет приблизиться к пониманию основной идеи произведения.

1. Введение

Как известно, время и пространство – это две взаимосвязанные категории, достаточно условные и субъективные и с трудом поддающиеся рациональному объяснению, которые в литературном произведении, находясь в связке и образуя собой хронотоп или единое «времяпространство», становятся путем в область смыслов художественного текста.

Пространство и время в литературном произведении могут быть конкретными и абстрактными, реальными и вымышленными, ограниченными и открытыми, могут быть главным героем произведения

, формировать его внутренний мир, брать на себя основную сюжетообразующую и смыслообразующую функцию. Тенденция индивидуализации пространства и времени, заявившая о себе в литературе XIX-XX вв. и связанная с усложнением научных представлений об этих категориях, находит яркое выражение и в настоящее время.

Объектом нашего исследования является роман российской писательницы Анны Старобинец «Лисьи Броды»

, опубликованный в 2022 году и признанный книгой года, книгой магического реализма года, а также лучшей отечественной книгой года (журнал «Мир фантастики»); предметом исследования выступает организация пространства и времени в данном произведении.

Теоретическую базу нашего исследования составляют труды российских ученых, посвященные проблематике и взаимосвязи пространства и времени в художественном тексте: работы М.М. Бахтина

, В.Н. Топорова
, Д.С. Лихачева
, Ю.М. Лотмана
, О.А. Клинга
, А.Б. Есина
, М.А. Кронгауза
.

2. Методы и принципы исследования

В ходе анализа пространственно-временной организации романа А. Старобинец «Лисьи Броды» нами были использованы такие научные методы, как культурно-исторический и культурно-контекстуальный, позволяющие рассмотреть произведение в широком культурном и религиозно-философском контексте, а также мифопоэтический метод, способствующий выявлению и осмыслению мифологических элементов в произведении.

В основе исследования лежат принципы системности и целостности, предполагающие наличие внутренней связи между всеми элементами текста и понимание целого художественного произведения через анализ его частей.

3. Основные результаты

Роман Анны Старобинец «Лисьи Броды», как мы отметили выше, был опубликован в 2022 году. Однозначно определить жанр произведения достаточно сложно: Г. Юзефович, к примеру, говорит о нем как об образце «мастерски сделанной приключенческой прозы»

; Н. Корнацкий называет его «российским триллером/хоррором», а также мистическим вестерном
; в аннотации к изданию романа он характеризуется как «приключенческий мистический триллер»
. Сложность жанровой формы романа связана с богатством его структуры, которую Г. Юзефович уподобляет «захватывающей поездке на аттракционе со множеством мертвых петель, свободных падений и головокружительных виражей – или, вернее, визиту в огромный парк подобных аттракционов»
, а Н. Корнацкий сравнивает с клубком «тропических лиан»
. В романе «Лисьи Броды» мы видим множество сюжетных линий, слышим голоса различных героев, погружаемся в мир их религиозно-философских и мифологических воззрений.

Насыщенность романа сюжетными линиями и историями персонажей соотносится со сложностью пространственно-временной организации текста. Основной характеристикой пространства и времени в произведении является их многоплановость. Так, основные события романа происходят летом и осенью 1945 года на территории Советского Союза и современного Китая, о чем мы узнаем из точных указаний автора, предваряющих собой многие части и главы произведения: «Москва. НКГБ. Август 1945 г.», «Дальний Восток. Урановый рудник “Гранитный”. Конец августа 1945 г.», «Приграничная территория у озера Лисье. Конец августа 1945 г.», «Владивосток. Складская зона порта. Сентябрь 1945 г.», «Маньчжурия. Лисьи Броды. Временный штаб советского гарнизона. 4 сентября 1945 г.», «Маньчжурия. Харбин. 1945 г.» т. д. В виде отрывочных воспоминаний главного героя Михаила Кронина в роман вводятся также иные пространственно-временные срезы: «Москва. 21.05.1941», «Московская область. Спецшкола-интернат ГПУ. 1923 г.». По ходу повествования, вплетая в произведение разные сюжетные линии и перемещая фокус с одного героя на другого, автор переносит читателя в разные точки Москвы, Дальнего Востока, Маньчжурии. Но постепенно география повествования сужается, интенсивность перемещения из одного географического пространства в другое снижается, и все сюжетные линии и пути героев сходятся в таинственном городке Лисьи Броды, находящемся в Маньчжурии неподалеку от границы с Советским Союзом.

Наряду с конкретными, материально выраженными, точно обозначенными автором местом и временем разворачивания событий, не менее важны в произведении мистические, мифологические, характеризующие мир духов (в том числе, мертвых) и сновидений пространство и время. В нем действуют древние законы, есть свои стражи, река мертвых и паромщик, перевозящий души умерших на другую сторону за определенную плату – монету или песню. Герои, по разным причинам сопричастные этому миру, могут пересекать границы реальности (тигр-оборотень Лама, лисы-оборотни и лиса-полукровка Лиза), видеть и слышать умерших, общаться с ними (Макс Кронин, не до конца «оплакавший своих мертвецов», медсестра Аглая, через которую говорит дух древней Сифэн), на расстоянии проникать в сны других людей и воздействовать на их подсознание (менталист и черный маг Глеб Аристов, оккультист и мистик барон Юнгер).

Пространство мира духов в романе, можно сказать, дублирует зримое пространство материального мира, но при этом обладает своими особенностями: так, к примеру, в романе говорится о том, что границы города словно бы очерчиваются поросшей рогозом канавой, через которую перекинут деревянный мост

. Однако когда врач Иржи Новак, которому в результате проклятия запрещено покидать Лисьи Броды, ступает на мост, мир вокруг него преобразуется: серое небо сменяется усыпанным нездешними звездами небосводом, грязная болотистая канавка превращается в быструю извилистую речку, а вместо деревянного моста на сваях появляется бамбуковый подвесной. В этом мире действуют свои правила и законы, и он оказывается не менее реальным, чем окружающий героев материальный мир.

Кроме того, анализ романа «Лисьи Броды» позволяет говорить о времени и пространстве отдельных его героев. В частности, время и пространство Макса Кронина тесно связано с мотивом потери памяти. В самом начале произведения (Часть 0) повествуется о том, как стирают память героя, лишая его прошлого. Его временем становится настоящее (за исключением отдельных, обрывистых, чудом сохранившихся воспоминаний). Одним из предметов-символов, связывающих Макса Кронина с его прошлой жизнью, оказываются часы-луковица, которые и приводят его в Лисьи Броды. К концу романа память к герою возвращается, он становится преемником великого даосского мастера Чжао, и границы его времени существенно расширяются и воспринимаются им как череда множества перевоплощений: «Я тот, кому надоело жить. Тот, кто прожил тысячу жизней. Теперь я буду влачить еще одну. Пока не найду того, кто станет моим лучшим учеником. Пока не назову ему свое имя»

. Для Макса Кронина стираются границы между прошлым, настоящим и будущим; для него, как для учителя Чжао, «есть только прошлое. Все, что с нами происходит, уже случилось. Все, что с нами случится, уже прошло»
.

4. Обсуждение

Анализ организации времени и пространства в романе А. Старобинец «Лисьи Броды» позволяет говорить о наличии в нем двух основных хронотопов – хронотопа пути (дороги) и хронотопа кольца (круга).

Так, в частности, слова «путь» и «дорога» неоднократно используются в произведении, характеризуя жизнь и судьбу героев, а также сделанный ими выбор. Например, о даосе-отступнике Ламе сказано, что он «оставил путь дао и ходит дорогами тигра»

, о мастере Чжао говорится, что «он – дорога, и каждое воплощение – лишь еще один камушек у него под ногами»
, а Максим Кронин полагает, что он «свой путь прошел до конца. Почти до конца»
. В целом каждый герой романа имеет свой путь, идет своей дорогой, которые рано или поздно стекаются в одну точку – в городок Лисьи Броды («у нас с тобой общий пункт назначения»
). Для ряда героев, в том числе для Максима Кронина и полковника Аристова, этот путь обозначен точечно, как мы отмечали выше: место и время. При этом Максим Кронин попадает в город со стороны Лисьего озера, переправа через которое воспринимается героем как переход через границу двух миров – в прямом (между СССР и Маньчжурией) и символическом значении: «Мы плывем по черной воде к границе миров, мой спутник и я. Мы плывем из мира живых в мир мертвых через смрадный туман»
. Пересечение границы между мирами сопровождается для героя своеобразным обрядом инициации: в Лисьи Броды он входит, меняя свой облик и свое имя.

Попасть в Лисьи Броды и уйти оттуда можно только через мост, выполняющий функцию переправы и перекинутый через канаву как границу города или границу миров, о чем мы упоминали выше. Однако, оказываясь в Лисьих Бродах, герои не могут уехать оттуда – пространство города представляет собой замкнутый круг или кольцо, «проклятое место», попадая в которое, все остаются здесь навсегда. Мотив кольца, круговорота ярко выражен, в частности, в следующем высказывании: «В этом проклятом месте все возвращаются, все по кругу. Люди, лисы, демоны, покойники, тигры, батюшка ваш, вы сами… Чертова Карусель!»

.

И все же преодолеть это замкнутый круг возможно, не зря доктор Новак говорит о том, что только «мертвые могут выйти»

. Именно этим путем и идет Максим Кронин, становясь преемником мастера Чжао – великого даоса и хозяина смерти. Можно сказать, что герой вновь проходит через обряд инициации, с новой жизнью приобретая новое имя: «Я больше не капитан Шутов, я больше не рядовой Овчаренко, я больше не Максим Кронин. Я больше, чем они все»
. И можно заключить, что хронотоп пути, талантливо и выразительно осмысленный А. Старобинец в духе даосской традиции, размыкает собой хронотоп кольца: «И нет у меня ни привязанностей, ни страстей, ни желаний, а есть только путь, и я иду по нему, а рядом со мной идет смерть. И Кронин теперь лишь одна из тончайших нитей, из которых этот путь соткан. Но все же он есть. И он идет навстречу женщине, которую любит»
.

5. Заключение

Проведенный нами анализ позволяет говорить о том, что пространство и время в романе А. Старобинец играют важную роль, стягивая все сюжетные линии к одному центру – небольшому городу возле русско-китайской границы под названием Лисьи Броды. Приграничное положение пространственного и временного центра произведения сказывается и на его смысловом наполнении: этот город становится средоточием разнообразных культурных кодов, замысловато переплетенных друг с другом и творчески осмысленных автором. Неслучайно в романе название города дается на трех языках: русском, китайском и древнем маньчжурском. Атеистическое мировоззрение, носителями которого в романе являются красноармейцы, сочетается со старообрядческими и древнекитайскими верованиями местного населения, материалистический взгляд на мир сталкивается с пониманием того, что наряду с видимым миром существует мир мистический, и они постоянно пересекаются. Именно осознание Максимом Крониным этой связи, возвращение в его жизнь «чуда», четыре года назад вместе с памятью словно бы вырезанного из его груди скальпелем хирурга, позволяет герою вступить на новый путь и осознать его смысл.

Тесная взаимосвязь пространства и времени в романе образует два основных хронотопа – пути и кольца, сосуществование которых представляет собой единство и борьбу двух противоположностей, что явственно выражено в образе великого даоса Чжао, который есть и дорога (путь), и озеро (кольцо, круг)

. С одной стороны, эти два хронотопа сливаются друг с другом, поскольку путь дао, на который в конце романа вступает Максим Кронин, воспринимается им как череда постоянных перевоплощений, с другой стороны, именно обретение пути позволяет герою преодолеть ограниченность материального пространства и времени, соединить в себе жизнь и смерть.

Таким образом, можно заключить, что признание чуда, то есть понимание и видение того, что мир является не плоским, а многогранным и за его материальной оболочкой кроется духовная составляющая, наполняет жизнь человека смыслом, ведь «без чуда, – как говорил рядовой Овчаренко, оказавшийся мастером Чжао, – жить страшно»

.

Метрика статьи

Просмотров:2497
Скачиваний:19
Просмотры
Всего:
Просмотров:2497