ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХОРОШЕЙ РЕЧИ И УСПЕШНОМ РИТОРЕ В РЕКЛАМЕ-ПРЕЗЕНТАЦИИ РИТОРИЧЕСКИХ КУРСОВ И ТРЕНИНГОВ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2023.41.21
Выпуск: № 5 (41), 2023
Предложена:
28.03.2023
Принята:
21.04.2023
Опубликована:
10.05.2023
1439
2
XML
PDF

Аннотация

Статья посвящена изучению представлений о хорошей речи и образе современного ритора в рекламе коммерческих курсов риторического мастерства, которые с наибольшей вероятностью найдет в сети заинтересованный в обучении человек. Доказывается, что характеристики хорошей речи и перечень необходимых для успешного оратора навыков, заявленные в анализируемых текстах, значительно и принципиально отличаются от признанных современной теоретической риторикой и риторической педагогикой. Авторы большинства презентаций курсов не воспринимают или намеренно не упоминают обучение изобретению, выстраиванию, словесному выражению мыслей как неотъемлемую часть освоения практической риторики, сосредоточиваясь на психологическом комфорте ритора, внешних эффектах при исполнении речи и общих обещаниях за короткий срок сделать речь любого клиента яркой и убедительной.

1. Введение

Обучение риторике, история которого насчитывает более двух с половиной тысячелетий, всегда считалось процессом многоаспектным, сложным и продолжительным. У его истоков, в античности, преподавание риторики софистами мыслилось как вторая, элитарная, ступень образования, призванная не только развить практические навыки красноречия, но и углубить полученные в школе базовые знания по различным дисциплинам

. В современных школах и вузах риторика изучается параллельно с иными дисциплинами, однако предполагает регулярные переклички с ними и по-прежнему является курсом комплексным, многозадачным. Поскольку объект риторики, как в античной Греции, так и сейчас, – это речь в неразрывном единстве и принципиальной взаимообусловленности ее содержания и выражения («речемысль – логос»
), обучение ритора обязательно включает последовательное освоение всех этапов риторического канона – «пути от мысли к слову»: изобретения мыслей (инвенции), их расположения (диспозиции), выражения (элокуции), запоминания (меморио) и собственно произнесения речи (акцио гипокризис)
. Этого плана в целом придерживаются современные авторитетнейшие учебные издания по риторике
,
,
.

Однако риторика сегодня изучается не только в средней и высшей школе. В последнее десятилетие большу́ю популярность приобрели частные риторические курсы и тренинги, количество которых на рынке образовательных услуг постоянно растет. Продолжительность таких курсов, обещающих своим ученикам овладение хорошей, эффективной речью, как правило, невелика и начинается от восьми учебных часов. Очевидно, что за столь короткое время освоить многоуровневую классическую риторическую программу невозможно. Цель данной работы – на основе текстов-презентаций частных риторических курсов и тренингов выяснить, что именно их авторы понимают под «хорошей речью» и какие этапы подготовки видят наиболее важными для современного ритора. Интерес именно к такому материалу связан с тем, что реклама наиболее успешных и востребованных риторических курсов, по нашему предположению, должна отражать запрос аудитории, а значит, изучив ее, можно сделать выводы об актуальных, с точки зрения заинтересованных в совершенствовании своей речи людей, разделах риторики и составить обобщенный образ современного успешного ритора, на который ориентируются эти люди.

2. Методы и принципы исследования

Для исследования были взяты тексты с сайтов частных риторических курсов и тренингов. При отборе сайтов мы руководствовались результатами поиска в наиболее популярных у русских пользователей браузерах (Яндекс и Google) по запросам «риторические курсы», «риторический тренинг», «речевые курсы», «речевой тренинг», а также, с учетом поиска по ключевым словам, «курсы риторика», «тренинг риторика», «курсы хорошая речь», «тренинг хорошая речь». Объединив результаты поиска, мы выбрали тридцать наиболее просматриваемых сайтов (что количественно соответствует трем первым страницам поиска, за пределы которых большинство пользователей не выходит

); именно эти ресурсы с наибольшей вероятностью увидит заинтересованный в обучении риторическому мастерству человек.

С выбранных сайтов мы взяли презентации курсов, как правило, расположенные на главной странице сайта. Основным критерием отбора текстов было упоминание в них предлагаемых к изучению тем и разделов, перечисление конкретных знаний и навыков, которыми должен овладеть учащийся. Из каждого текста мы выбрали характеристики хорошей речи и указания на значимые аспекты обучения риторическому мастерству, классифицировали их и сравнили с традиционными представлениями о хорошей речи, данными в авторитетных теоретических работах по риторике.

3. Основные результаты

Для начала ответим на вопрос, какую именно речь авторы интересующих нас текстов называют хорошей. При составлении материалов к «Словарю коммуникативных качеств речи» В. И. Аннушкин выделяет более 370 ее характеристик, большинство проанализированных презентаций риторических курсов обходятся пятью: яркая (19; здесь и далее в скобках мы указываем количество текстов-презентаций, в которых встречается упоминание той или иной риторической задачи или характеристики речи; повторы, как правило, множественные в рамках одного текста, при подсчете не учитываются), уверенная (11), убедительная (9), красивая (8), запоминающаяся (5). Только один текст выходит за пределы этого набора, добавляя еще три характеристики: интересная, живая и зажигательная.

Во всех выбранных текстах среди задач обучения названа работа с голосом, интонацией, дикцией (30), внимание к которым, вероятно, обусловлено тем, что многие риторические курсы функционируют при школах актерского мастерства: отрабатывать чистое произношение; развитие голоса и дикции; говорить чётко; постановка дыхания; развитие тембра и совершенствование дикции; сформировать бархатный тембр и сильный голос; развивать силу голоса; увлекать голосом и интонацией и др. В одной презентации и вовсе ставится знак равенства между «говорить хорошо» и «говорить четко, внятно, управлять своим голосом»

.

Также все тексты содержат упоминания о психологическом комфорте оратора (30): выступления без стресса; устранить физические зажимы и волнение; победить страх сцены; снимать стресс перед выступлениями; уверенно выступать перед публикой; выступать спокойно и уверенно; преодолевать страх публичного выступления и др.

Ниже перечислим аспекты речевой подготовки, которые упоминаются как минимум в трети исследованных текстов.

Риторическое воздействие на аудиторию (27): влияние на аудиторию; работать с аудиторией; вовлекать аудиторию в диалог; управлять вниманием слушателей; завоевывать внимание аудитории; расположить к себе собеседника; удерживать внимание публики; привлечь внимание аудитории и удержать его и др. Отдельно отметим внимание к работе со сложной аудиторией (4) как навыку, совмещающему взаимодействие с аудиторией и обеспечение психологического комфорта говорящего: «всезнайки, говоруны и люди – «нет»: что делать с «трудными» участниками», «отвечать на неудобные вопросы»

, «найти подход к проблемным участникам и провокаторам»
, «справляться со шквалом «неудобных» вопросов»
.

Аргументация и убеждение (17): убедить аудиторию; убеждать в своей точке зрения; аргументированно отвечать; аргументировать свою позицию; умение привести доводы; формировать убеждающие речи и др.

Невербальное риторическое поведение (10): изучать поведение, позы и жесты; контактировать глазами с залом; активно использовать жесты, техники жестикуляции; сопровождать речь правильными жестами и др.

Если сравнить выделенные группы риторических навыков и умений с этапами классического риторического канона, мы увидим, что авторы презентаций курсов сосредоточены на последнем из них – собственно процессе риторического выступления. В центре внимания оказываются психологический комфорт говорящего, его готовность к нештатным ситуациям (взаимодействию со сложной аудиторией) и внешние (не содержательные) характеристики риторического выступления (голос, интонация, жестикуляция и др.). Среди обязательных риторических умений также регулярно называются воздействие на аудиторию – логико-риторическое (аргументация) и собственно риторическое (привлечение и удержание внимания). Упоминание о содержании речи встретилось лишь дважды, причем в предельно общих формулировках (безупречное содержание, говорить практически на любую тему), о необходимости обучения расположению мыслей, композиционному выстраиванию речи напоминает только фраза «составляем план выступления». Элокуция в ее классическом понимании (как речевая орнаментальность, не расширяемая до любых средств вербального воздействия

) также представлена самыми общими словами и в немногих текстах (4): какие средства помогают сделать выступление ярким; сочный образный язык; отточенная форма подачи; красивая речь. Запоминание (в классическом понимании совмещенное с репетицией, отработкой) речи как этап подготовки риторического выступления вовсе не фигурирует в текстах.

Вместе с первыми тремя частями канона, общими для создания устных и письменных риторических произведений, из поля зрения авторов презентаций выпадает и письменная риторика как таковая. Если в традиционном понимании риторическая культура, бесспорно, совмещает умения говорить и писать

, то среди проанализированных текстов только один говорит о возможности совершенствования письменной речи, да и то представляет его неким неожиданным и приятным бонусом к освоению «курса риторики»: «Кроме того, такие упражнения улучшают не только нашу устную речь, но и письменную!»
. Для сравнения: об актуальном формате риторического онлайн-выступления упоминают шесть текстов (научиться вести прямые эфиры и онлайн-совещания; удерживать внимание аудитории офлайн и онлайн, участвовать в онлайн-выступлениях и др.).

Наконец, бесспорным базовым требованием к риторическому выступлению является грамотность речи (мы понимаем ее широко, считая грамотностью намеренное отступление от норм при их уверенном знании), однако работу в этом направлении обещает только один текст, причем в конкретизированной формулировке «избавиться от слов-паразитов». Зато сами тексты-презентации риторических курсов изобилуют грамматическими, стилистическими, логическими и пунктуационными ошибками: «В мире есть люди не являющиеся хорошими рассказчиками и нет ни одного, кто не мечтал бы этому научиться»

, «На курсы риторики и ораторского мастерства приходят в двух случаях. Первая категория людей, которым в силу своей профессии приходится долго и много говорить, а знаний и умений в технике красивой речи  маловато, чтобы не сказать что нет совсем»
, «вы узнаете, как диагностировать свой потенциал»
, «занятия основываются на учете классических понятий и ценностей риторики»
, «вы научитесь <…> уметь говорить практически на любую тему», «выступать на хорошем уровне энергетики, контактируя глазами с залом и активно используя жесты и интонации», «в курсе чередуются практические навыки и теоретические занятия», «нацелены избавиться от «каши во рту», слов-паразитов и других якобы мелочей, мешающих сделать речь стрелой, попадающей точно в цель»
, «Весь курс состоит из восьми трехчасовых занятий, каждое из которых проходит один раз в неделю в тот день и время, которое выбрала группа при своём формировании. На буднях это обычно 19:00 – 22:00»
и т. д. Из проанализированных текстов только два не требуют редакторской и корректорской правки, а это менее 7%.

4. Обсуждение

Характеризуя русский риторический идеал, А. К. Михальская пишет, что «в русской культуре <…> ценится и считается прекрасной прежде всего такая речь, в которой сочетаются в гармоническом единстве

1) мысль, смысловая насыщенность, устремленность к истине;

2) этическая задача, нравственная устремленность к добру и правде;

3) красота, понятая не только как украшенность, красивость, а как целесообразность, функциональность, строгая гармония»

. Авторы презентаций риторических курсов не работают ни с одной из этих категорий, сосредоточиваясь на внешней эффектности и эффективности речи (где последняя мыслится исключительно как однонаправленное воздействие на аудиторию, а не традиционное для русской риторической культуры субъект-субъектное взаимодействие с ней) и психологическом комфорте ритора. Содержание речи остается за скобками или подчеркнуто обесценивается (говорить практически на любую тему). Показательно, что, выделяя из текстов-презентаций определения хорошей речи, мы встретились с тем же набором ее характеристик: эффектная – яркая, красивая, запоминающаяся; эффективная – убедительная, комфортная для ритора – уверенная. Создается впечатление, что курсы готовят учащихся к выразительному и уверенному чтению написанной заранее и не ими речи, однако прямо об этом не говорится ни в одном из проанализированных текстов, продающих именно курсы «риторики», «ораторского мастерства» или «хорошей речи».

Мы отдаем себе отчет в том, что текст рекламы не равен программе курса, а его реальное содержание может отличаться от описанного на сайте, однако не можем игнорировать и того факта, что большинство курсов заявлены как авторские, персональные, а значит, автор-преподаватель курса, вероятно, или сам написал текст для сайта, или хотя бы прочел и одобрил его. Учитывая последнее замечание, серьезные опасения вызывает образ будущего успешного ритора, рисуемый его потенциальным наставником: образ человека, уверенного в том, что сможет «говорить практически на любую тему», стоит лишь «устранить физические зажимы и волнение» и научиться «управлять своим голосом». Как было сказано ранее, акценты, сделанные в рекламном тексте, отражают запрос целевой аудитории, что доказывается единодушием в расстановке этих акцентов в презентациях курсов. Однако если для потенциального учащегося простительно (и даже в некотором роде необходимо) надеяться, что он гарантированно сможет «говорить хорошо», если в принципе сможет заговорить (преодолеет страх), то со стороны авторов курсов чрезвычайное упрощение процесса риторической подготовки в описании своего образовательного продукта представляется или намеренным обманом, или показателем некомпетентности.

5. Заключение

«Риторика нужна всем и всегда, это те компетенции, без которых нормальная жизнь любого сообщества невозможна»

, – так завершает О. Б. Сиротинина статью, в которой выражает обеспокоенность исчезновением не так давно возродившейся учебной дисциплины «Риторика» из школьных и вузовских программ. Многочисленность и популярность частных риторических школ и студий доказывают, что запрос на владение риторическим мастерством в обществе велик. Однако результаты проведенного исследования заставляют усомниться в том, что все организаторы и преподаватели риторических курсов и тренингов верно представляют себе объем дисциплины, овладение которой обещают своим ученикам. И это наблюдение еще более остро ставит вопрос о необходимости общего, системного преподавания риторики, опирающегося не только на актуальный точечный запрос аудитории, но и на двадцатипятивековой опыт риторической педагогики.

Метрика статьи

Просмотров:1439
Скачиваний:2
Просмотры
Всего:
Просмотров:1439