Языковая объективация концепта БЛАГОПОЛУЧИЕ в советской песенной поэзии 1970-х годов

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2024.52.23
Выпуск: № 4 (52), 2024
Предложена:
03.03.2024
Принята:
19.03.2024
Опубликована:
09.04.2024
56
0
XML
PDF

Аннотация

В статье исследуется благополучие как важная ментальная доминанта советского периода. Объектом исследования является языковая объективация благополучия в советской песенной поэзии ХХ века 1970-х годов, предметом исследования – содержательная структура, способы и средства репрезентации концепта с точки зрения социокультурной обусловленности. Материалом для статьи явились контексты и лексические единицы, репрезентирующие концепт БЛАГОПОЛУЧИЕ, источником материала – интернет-ресурс «Антология советской песни». Теоретико-методологической базой исследования послужили положения, разрабатываемые в рамках современных актуальных научных парадигм: лингвокультурологии, концептологии, когнитивистики. При анализе материала применена комплексная методика, представляющая собой ряд последовательных аналитических операций – от сплошной выборки репрезентантов концепта из песенных текстов до выявления содержательной структуры концептуальных признаков.

1. Введение

Актуальность настоящего исследования обусловлена важной ролью рассматриваемой ментальной единицы в культуре любого народа как необходимого условия жизнеспособности общества и особой социокультурной значимости благополучия в отечественной аксиосфере советского периода. 

Объектом исследования является языковая объективация благополучия в советской песенной поэзии ХХ века, в корпусе текстов которой ярко обозначены общественные приоритеты рассматриваемого исторического периода и особенности менталитета советского человека. Настоящая статья непосредственно посвящена концептуализации благополучия в песнях 70-х годов. Результаты изучения других периодов (30-х, 50-х годов) представлены в ряде публикаций автора, предшествующих настоящей работе

,
. Предмет исследования –  содержательная структура, способы и средства репрезентации с точки зрения их социокультурной обусловленности. Материалом для статьи явились контексты и лексические единицы, репрезентирующие концепт БЛАГОПОЛУЧИЕ, источником материала – тексты эстрадно-песенного жанра с интернет-ресурса «Антология советской песни»
.

Теоретико-методологической базой исследования послужили положения, разрабатываемые в рамках современных актуальных научных парадигм: лингвокультурологии, концептологии, когнитивистики

,
,
. В качестве комплексной методики анализа материала применена разработанная в отечественной лингвистике методика содержательного моделирования концепта, последовательно и поэтапно выглядящая следующим образом:

1) выявление и систематизация корпуса репрезентантов концепта;

2) этимологический и историко-лингвистический анализ имени концепта;

3) лексико-семантический, лингвостилистический, жанрово-стилистический анализ репрезентантов в соответствующих фрагментах исследуемых текстов;

4)  выявление на основании обобщения и систематизации комплекса концептуальных признаков ядерных и периферийных смысловых зон в структуре концепта (построение концептуальной модели).

2. Основные результаты

Предварительно отметим важные для характеристики концептуализации благополучия в языке песни 1970-х годов социокультурные условия появления и успешного бытования эстрадной песни в означенный период советского искусства. Конец «оттепели» в советском искусстве одновременно означал начало периода «застоя» (середина 1960-х годов). Власти начали ужесточать контроль над искусством и культурой, что привело к «ограничению права на свободу творчества»

. Кроме того, в конце 1960-х годов в СССР начались политические и социальные потрясения, связанные с войной во Вьетнаме, распространением «идей хиппи»
и ростом «диссидентского движения»
. Руководство страны считало, что свободное искусство и культура могут стать катализатором этих процессов. Наконец, на закате 1960-х годов в СССР начался экономический спад, который привел к сокращению финансирования культурных проектов, что привело к снижению качества и количества новых произведений искусства.

Эстрадная советская песня продолжала развиваться в рамках жанровой классификации, устоявшейся в СССР в 1960-х годах. При этом в 1970-е в эстрадной музыке произошли некоторые изменения, в частности увеличение количества песен, написанных на основе народных мелодий и традиций. В этой тенденции проявляется связь с политикой государства, направленной на сохранение и продвижение культурного наследия народов СССР. В качестве еще одной особенности эстрадной советской песни в 1974 году выделяется количественный рост песен в жанре романса, а также в новом для советской песенной культуры жанре диско. На смену поэтам и композиторам, создававшим музыку в стиле советского романтизма, приходят другие, способные писать музыку в современном стиле. Исследователи советской эстрадного песенного творчества отмечают переходный характер этого десятилетия: более простая аранжировка заменяет строгую, отточенную мелодию, в то же время содержание текстовых доминант советских песен остается практически неизменным (два основных мотива – «идеологически выдержанный патриотизм и любовная лирика»)

.

В исследуемом материале выявлены и систематизированы 93 языковых репрезентанта концепта БЛАГОПОЛУЧИЕ (слова, формы слов, словосочетания, предложения). Этимологический и историко-лингвистический анализ имени концепта подробно рассмотрен в работе, посвященной предшествующим этапам советской песни

. В ходе комплексного лингвистического анализа репрезентантов в соответствующих фрагментах исследуемых текстов выявлены лингвостилистические, жанрово-стилистические средства и способы концептуализации благополучия. Так, метафорически воспевается любовь – неотъемлемая часть семейного и духовного благополучия (Мир весной околдован вновь, И билеты в страну Любовь Продаются в любом конце земли Только в эту страну, учти, Одинокой нельзя идти, Друга верного ты с собою возьми (Рычков Б.Н., Дербенев Л.П. Любовь – огромная страна
)). Данный концептуальный признак раскрывается через образы страны, весны. Помимо метафоры реализовано семантическое расширение понятия «друг» («друг» – «друг сердца» – «любимый человек»). Эпитет верный характеризует представление о друге сердца: верный – надежный, тот, на кого можно положиться, и преданный, исполненный любви и верности. Частотной стилистической фигурой в советской песенной поэзии выступает аллюзия – отсылка к известным литературным, историческим или культурным произведениям, событиям или личностям, вызывающая у аудитории определенные ассоциации и эмоции: Уходит бригантина от причала, Мои друзья пришли на торжество. И над водой, как песня, прозвучало: Один за всех и все за одного! (Богословский Н.В., Танич М.И. Песня о дружбе
). Мушкетерский девиз выступает как прецедентное высказывание, раскрывающее семантику дружбы, солидарности и братства – важнейших чувств людей, воспитанных в духе коллективизма и солидарности, поддержки и ответственности за каждого, и одновременно являвшихся важнейшими показателями благополучной жизни. Некоторые важные признаки благополучия «радость», «счастье», «пожелания себе» переданы посредством речевого акта пожелания: Желаю Вам всегдашней радости в судьбе, Желаю Вам всего того, что Вы желаете себе, Желаю Вам одних счастливых дней в году (Гуляев Ю.А., Рождественский Р.И. Желаю Вам
). Распространенными средствами объективации концепта БЛАГОПОЛУЧИЕ выступают эпитеты. Так, в песенной поэзии 1970-х годов актуальны эпитеты, характеризующие чувства к любимому человеку (вечная любовь, большая любовь, единственный друг), к Родине (родимый край; земная красота); желанное состояние (большая мечта); надежду (светлая надежда); радость (всегдашняя радость).

На основании выявления репрезентантов исследуемого концепта, их анализа, обобщения и систематизации выявлены концептуальные признаки благополучия, соотносимые с «зонами» концептуальной модели. Околоядерная зона представлена концептуальным признаком «любовь», характеризующийся наибольшей частотностью упоминания: Любовь – огромная страна, чудесных тайн она полна; В двух сердцах живет любовь, А в одном не может; Мир весной околдован вновь, и билеты в страну Любовь продаются в любом конце земли. В ближнюю периферию входят следующие признаки: «надежда» (Вся жизнь впереди, надейся и жди; Надежда – мой компас земной); «счастье» (Желаю Вам одних счастливых дней в году; Но счастье к нам вернулось вновь, давайте радоваться, люди!); «дружба» (Но дружба, неизменно, становится с годами горячей; Уходит бригантина от причала, мои друзья пришли на торжество). Дальнюю периферию образуют менее частотные признаки: «радость» (Желаю Вам всегдашней радости в судьбе), «наслаждение красотой родной природы» (Если вам по душе красота земная, берегите ее, устали не зная!), «детство» (Но очень хочется порою мне снова в детство заглянуть), «дом» (А песни – довольно одной, чтоб только о доме в ней пелось), «удача» (Удача – награда за смелость), «революционные идеалы» (И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди. И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!), «мирная жизнь» (Во имя света и добра пусть в мире смолкнет гул орудий. Во имя жизни и труда давайте радоваться, люди). В ходе анализа определены также категориальные признаки БЛАГОПОЛУЧИЯ: собственно-оценочные (эмоциональная оценка) – любимые глаза, любовь светлая; темпоральные – любовь долгожданная, давнишний друг, всегдашняя радость, вечная любовь; квалитативные (качественные) – нежные губы, верные друзья, бескорыстная дружба, земная красота; квантитативные (количественные) – первая любовь, единственные друг.

3. Заключение

Существенные признаки концепта БЛАГОПОЛУЧИЕ установлены на основе интегрированного анализа лексического значения и контекстных смыслов. В ходе анализа установлены актуальные концептуальные признаки благополучия в советской песенной поэзии 1970-х годов: «любовь», «счастье», «спокойная жизнь», «желанное состояние», «удача». При этом признак «любовь» является доминирующим в содержательной концептуальной структуре. Характерно, что означенный признак в советской культуре тесно связан с доминирующими на государственном уровне идеологическими и этическими нормами. Любовь в советской культуре рассматривалась как высшее чувство, связанное с принципами коллективизма, равенства, высокой морали, а также как личное переживание отдельного человека. Авторы песенных текстов раскрывают сущность представления о благополучии преимущественно с помощью художественных приемов метафоры и метонимии, аллюзии. Наиболее частотными в содержательной структуре концепта являются характеристики ментальных и физических состояний и процессов.

Метрика статьи

Просмотров:56
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:56