БИОГРАФИЯ И PR-БИОГРАФИЯ СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО РОК-ПОЭТА: СПЕЦИФИКА ЖАНРОВОЙ ПАРАДИГМЫ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2024.52.14
Выпуск: № 4 (52), 2024
Предложена:
21.02.2024
Принята:
29.03.2024
Опубликована:
09.04.2024
484
40
XML
PDF

Аннотация

Целью исследования стал компаративистский анализ жанровых характеристик биографии и PR-биографии рок-поэта. Определен генезис и специфика создания жизнеописательных жанров, ориентированных на фиксацию биографического факта о современном белорусском рок-поэте. Выявлено поликодовое своеобразие PR-текстов предбиографического характера, представленных в интернет-среде. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые определяются типологические схождения и отличительные особенности биографии и PR-биографии рок-поэта. Установлено, что PR-биография – это жизнеописательно-медийно-художественный гипертекст с экзистенциально-виртуальным типом коммуникативных отношений и установкой на имиджевый «оптимизм».

1. Введение

В сохранении сведений о поэте чаще всего используются возможности жанра научной (/ фактологической) биографии как «широкого научно-документального исследования жизни изучаемого деятеля»

, которая содержит, с одной стороны, мемуарно-эпистолярные и архивно-ведомственные документы, а с другой, – художественные тексты
. Вместе с тем, истинных научных биографий литераторов, по верному замечанию А.А. Демченко, крайне мало, ведь они требуют многолетних трудоемких усилий от биографа и потому являются прерогативой историков
. На современном этапе развития биографических жанров пути осмысления их содержания и применения существенно изменились, что объясняется появлением в традиционных и новых медиа множества вербальных и невербальных (кон)текстов, участвующих в оформлении современного жизнеописательного интертекста (предбиографии, биографии и постбиографии), в интернет-среде переходящего в полноценный гипертекст. Именно «гипертекст, как более современная, совершенная, пластичная информационная (компьютерная / виртуальная) технология и «приспособление», – по мнению Т.Н. Суминовой, – заменил классический модернистский интертекст»
.

Для создания научной биографии поэта значима не сумма сведений о его произведениях, «а их интерпретация и включение в общую систему научно-биографических знаний»

. Однако А.И. Афанасьев подчеркивает, что читая литературно-художественный текст, реципиент не обязательно должен представлять автора биографического, стоящего за ним, более того, нередко «знание биографических данных мешает восприятию текста, искажает его смысл»
. Поэтому в презентации и продвижении биографических данных о рок-поэте важно сохранить гармонию синтеза сведений о жизни и творчестве, чтобы биография не превратилась в перечисление личностных качеств, психических и физических особенностей
. Некоторая идеализация, «оптимизация» образа, представленного в PR-биографии как жизнеописательно-медийно-художественном гипертексте, позволяет не провоцировать аудиторию на высказывание безапелляционных этико-эстетических оценок. Такая биография призвана привлечь внимание к творчеству рокера и к его лучшим качествам, она актуализирует интерес реципиента к рок-тексту и его медийному, музыкальному и иным способам оформления / дополнения. В контексте генетических связей с жанрами жития и биографического мифа, PR-биография делает приоритетным создание оптимизированного имиджа, популяризируя образ, рассматривающийся в определенных целевых аудиториях как идеальный, образцовый. Безусловно, нравственный посыл создания такого образа в этих биографических жанрах будет различным: образ святого и образ рок-поэта предполагают разные ценностные ориентации биографируемых и разные принципы создания «идеала», а также существенные отличия в религиозно-философском статусе жизнеописательного материала.

Актуальность PR-биографии в сфере популяризации синтетического искусства оправдана современным этапом развития культуры, чувствительной к семиоэстетическому синтезу (креолизация / поликодовость / интермедиальность / полисубтекстуальность / интертекстуальность / гипертекстуальность). В поликодовом тексте, пишут Е.В. Мыслицкая и О.В. Середа, сообщение кодируется разнообразными вербальным и невербальным средствами, единство которых образует структуру со взаимозависимыми составляющими

. Диалогический характер поликодовости, интермедиальности указывает на стремление творческой личности к реализации смыслов через выразительные средства разнообразных медиа
. В PR-биографии рок-поэта это может реализоваться в образном единстве семиотических маркеров жизнеописания, медийного и (нейро)маркетингового компонентов, символики художественного бытия.

В отличие от вербального компонента письменного и устного текста, изображение, как правило, воспринимается реципиентом почти моментально («симультанно»)

, поэтому контент современной PR-биографии творческой личности не может ограничиваться вербально-текстовым форматом. Именно поликодовость позволяет представить разным целевым аудиториям жизнеописательный материал о рок-поэте в качестве целостного образа-имиджа, который участвует в передаче «художественного смысла в том виде, в каком его задумал писатель»
, в полифоническом фокусе дополненного биографическим, медийным, маркетинговым и общекультурным смыслами. Таким образом, создание PR-биографии рок-поэта – жанра, находящегося в стадии теоретико-методологической разработки, – требует сравнительно-сопоставительного анализа множества текстов разных жанров: «художественных, научных, публицистических, богословских, философских и даже тех, что можно назвать жизненными»
.

«Оптимизированное» жизнеописание творческой личности подобно биографическому мифу проявляется в культурном дисплее эпохи, однако функционирует уже совершенно в другой сфере – в экзистенциально-виртуальном бытии. Феномен мифологизации биографических материалов в центре внимания современных литературоведов оказался сравнительно недавно, и в этой связи накапливается множество разночтений в трактовке биографии-мифа и его вариаций («биографическая легенда», «биографическая модель», «текст жизни», «литературная биография», «авторский миф»)

.

2. Методы и принципы исследования

Как показывает первичный анализ теоретико-методологической базы исследования, необходимыми методами анализа жанровой структуры биографии и PR-биографии современного белорусского рок-поэта будут сравнительно-сопоставительный, структурно-семиотический, биографический, феноменологический, культурно-исторический и системно-субъектный, а также методики рецептивной эстетики, контент-анализ.

Соответственно, основными принципами исследования стали конкретизация, историзм, динамизм, системность и целостность. В аспекте осмысления непреднамеренного в искусстве (Я. Мукаржовский), полифонизма художественного (М. Бахтин), горизонта ожиданий (Г. Яусс), субъектной организации (Б. Корман) PR-биография современного рок-поэта предстает как уникальный гипертекст с открытой динамичной структурой.

3. Основные результаты

Рublіс Relations «выполняет интегративную функцию, являясь механизмом оптимизации социально-экономических и культурных отношений в обществе»

, поэтому рассматривать функции пиара исключительно с позиции коммуникативного и креативного маркетинга некорректно – он выступает частью современной культуры, синтезируясь в неожиданные формы с оригинальным содержанием. Одним из таких культурных явлений можно считать PR-биографию рок-поэта, посредством которой передаются уникальные творческие и бытийные маркеры, раскрывающие идейный замысел жизнетворческой позиции современной медийной личности.

PR-биография современного рок-поэта непременно будет включать визуальный контент («изобразительный, оформительский, инфографический, служебный»

), в котором фотография выступает самым распространенным средством создания невербальной коммуникации: «жесты, мимика, язык тела и использование личного пространства»
содействуют уточнению смысловой композиции вербальных знаков – собственно PR-текста. Однако анализ контента социальных сетей, мессенджеров, сайтов / блогов / порталов, освещающих (авто)биографические сведения о белорусских рок-поэтах, показывает, что в группу визуальных форм выражения жизнеописательного факта входят также: авторские и читательские графические иллюстрации (рисунок, афиша, превью, карикатура, коллаж, компьютерная графика, инфографика и др.), фотография / фотоколлаж, (gif-)анимация, презентация, доска визуализации (Vision Board), аудио- и видеоматериалы (запись концертов, интервью, документальное / художественное кино, клип и др.), QR-код как свернутая смысловая формула вербального и невербального контента.

Например, присутствие в Интернете (ВКонтакте, TikTok, Instagram, YouTube, Spotify и др.) участников рок-группы «Vihilija» отмечено (авто)биографическими элементами, визуально оформленными посредством фотографий, видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, текстов творческого, медийного, биографического и маркетингового характера, диалогических интенций, учитывающих горизонт читательских ожиданий

,
,
. Гипертекст PR-биографии участников рок-группы «Nürnberg» формируется в ВКонтакте, TikTok, Instagram, YouTube, Spotify, Yandex Music
,
, в рамках других интернет-площадок. В комментариях слушателей нередко содержатся предложения маркетингового характера, ориентированные на продвижение имиджа как рок-коллектива, так и отдельных его участников: «Здравствуйте. Давайте выпустим интервью с вами или вашу личную биографию»
. Такой контент свидетельствует об актуальности жизнеописательного контента для построения успешных субъектно-объектных отношений между участниками всех реципиентных групп. В одной из статей, рассматривающих специфику творчества коллектива «Nürnberg», подчеркивается, что в текстах их песен «рассказывается собственная история музыкантов»
; так частная bio-история входит в PR-биографию рок-группы.

В контенте рок-группы «8sonca»

,
 наряду с текстовыми, аудио-, видеоматериалами и фотографиями, включающими (авто)биографические элементы, для построения субъектно-объектных отношений с разными целевыми аудиториями присутствует практика комментирования, открывающая посредством языковой образности биографический облик всех участников диалога. Жизнеописательной информативностью характеризуются также превью, варианты обложек для новых альбомов, афиши с элементами Vision Board, систематизированный новостной контент о биографии рок-коллектива, аналитические сведения в формате скриншот-серии, демонстрирующей коммуникативные отношения нескольких рок-групп. Коллектив «aXamit»
,
 реализует PR-биографический контент посредством пресс-релиза, логотипов группы, тизерного видеоконтента, анимационных материалов, анималистических фотографий, стикеров с символикой рок-группы. Это позволяет сформировать образ целевой аудитории, выявить полифонический потенциал всех видов вербальных и невербальных текстов, определить непреднамеренные эмотивные реакции всех участников коммуникативного события на биографический и творческий контент. Таким образом, пределы каноничной биографии расширяются и дополняются разнообразными текстами и контекстами, формирующими гипертекстовый формат PR-биографии. 

Актуальность наших научных наблюдений и выводов особенно очевидна в свете только складывающейся сегодня в рок-культуре Беларуси практики создания биографий и PR-биографий, которые представлены лишь биографическими заметками и статьями биографического характера, размещенными в Интернете. Вместе с тем все чаще белорусские рок-коллективы стремятся к доверительной коммуникации с поклонниками и потому некоторой биографизации творческого контента: дают интервью, публикуют видео- и аудиоматериалы жизнеописательного характера, предлагают реципиенту погрузиться в образность рок-поэзии, стремятся к креативному общению с целевой аудиторией и др. Из этого следует необходимость дальнейшего развития такой системы биографических жанров, которая сможет в полной мере продемонстрировать уникальность современной белорусской рок-культуры.

В. Ю. Батурина выделяет три группы механизмов влияния PR на культурную сферу человеческой деятельности («действия, направленные на достижение доброжелательности», «сохранение репутации» и «внутренние отношения»), которые ориентированы на достижение взаимопонимания во всех культурных сферах, сохранение культурных традиций, а также на создание чувства ответственности и заинтересованности в культурных организациях

. Безусловно, рок-коллектив можно рассматривать как культурную «организация», внутри которой необходимо сохранение доброжелательности, развитие и позиционирование традиций национальной рок-культуры, увлеченность своим делом, творческим процессом. В этой связи PR-биография рок-поэта как лидера коллектива выполняет значимую социокультурную функцию – посредством оптимизированного имиджа человека будет поддерживаться имидж рок-культуры, актуализироваться интерес к рок-философии и укрепляться представление о белорусской полисубтекстуальной культурной традиции.

Биография (фактологическая / литературная / художественная / биография-миф / другая) и PR-биография рок-поэта являются так или иначе переосмысленными формами представления жизненного и творческого пути человека, имеют генетические пересечения в своей содержательно-формальной структуре. Вместе с тем, традиционные биографические жанры содержат существенные отличия в специфике, стратегиях и методах создания и презентации динамики бытия человека.

По нашему мнению, к распространенным типологическим схождениям этих двух жанров относятся:

1) актуализация исторической хронологии (события и факты жизни и творчества представлены в заданной временной последовательности);

2) обобщение и аналитическая систематизация сведений из разных источников (для изучения и создания биографических материалов могут использоваться документы, художественные, медийные и публицистические тексты, интервью, статьи, критические обзоры, портреты и др.);

3) установка на представление личности (биографические материалы создаются для демонстрации уникального строя жизни и достижений человека, привлечения внимания к нему и его профессиональной / креативной деятельности, с целью реализации творческого продукта, укрепления лояльного отношения к музыкальному субкультурному сообществу и др.).

Среди отличительных особенностей выделим четыре аспекта.

Первый – это специфика согласованности цели и контекста. Так, биография транслирует жизнь отдельного человека в фокусе культурно-исторических ценностей, рассказывает о его достижениях и вкладе в развитие общества, о взаимодействии с другими участниками культурного бытия, о векторах, оказавших влияние на его деятельность. При создании PR-биографии жизненный путь человека интересен биографу исключительно с точки зрения его популярности, имиджевых и репутационных характеристик, и это формирует определенную контент-стратегию, направленную на продвижение заданного образа рок-поэта.

Второй аспект – несходство в оценке значимости публичного восприятия. Для классической биографии первостепенным является фактологический материал — он самоценен для видения личности в свете других биографических историй, при создании биографии чаще всего используется научный подход (систематизация фактов и анализ достоверных источников). В идейной основе PR-биографии лежит рецепция медийной личности в целевых аудиториях, что определяется задачей жанра – создание оптимизированного / идеального образа и положительного впечатления о герое жизнеописательного материала.

Еще одним поводом к дифференциации выступают методологические различия для создания стратегически продуманного положительного образа и формирования желаемого восприятия. В биографии представлены правдивые события и факты, редко используются (нейро)маркетинговые приемы. При создании PR-биографии задействуются рекламные стратегии, методы и принципы (аудиовизуальные и печатные технологии, методы наружной рекламы, приемы прямой почтовой и печатной рекламы, компьютеризированные формы рекламы

). Кроме того, в PR-биографии заостряется внимание на определенных качествах личности, подчеркивается взаимообусловленность связями с известными людьми или организациями, объединениями. Отметим, что последнее используется в разной степени и в жанрах научной / интеллектуальной / литературоведческой биографии, когда личные достижения человека рассматриваются в контексте его взаимодействия с литературными и иными сообществами, их представителями, влиятельными людьми эпохи, однако при описании таких фактов ученого-биографа интересует лишь констатация уникального «кода» культурной коммуникации.

Отличительные особенности биографии и PR-биографии наблюдаются также в «портрете» реципиентных групп. Несмотря на то, что содержание традиционных биографических материалов может заинтересовать разные группы реципиентов, как правило, эти жанры ориентированы на запрос подготовленного читателя (филолога, культуролога, историка и др.). При создании PR-биографии, безусловно, учитывается специфика целевой аудитории, внимание которой необходимо привлечь, однако ее читатель – не только фанат рок-группы, но и субъект сознания с конкретными музыкальными, экзистенциальными и нередко экономическими запросами, представитель определенной языковой культуры. Эти различия наделяют уникальными чертами «портрет» воспринимающего сознания и требуют особого подхода к созданию содержательно-формальной структуры жизнеописания поэта.

4. Заключение

При создании традиционного жизнеописания (особенно научной / интеллектуальной / литературоведческой биографии) поэта, учитывается степень подготовки читателя и направленность его исследовательского интереса, однако эта ориентация имеет своей главной целью не привлечение внимания аудитории, а максимально объективное изображение значимой в науке и / или искусстве личности, повлиявшей на формирование образа современной ему эпохи. Обозначенное уточнение особенно актуально для переосмысления современной биографии, включающей как каноничные элементы биографических жанровых структур, так и элементы PR-биографии; осуществляется интерференция биографических жанров, определяемая спецификой развития современной культуры, трансформацией традиций презентации бытия творческой личности.

В современных условиях существования жизнеописательных практик жанр биографии, как справедливо указывает М. Б. Раренко, стоит перед выбором: погибнуть, оставшись в рамках «высокой» литературы или подвергнуться гибридизации и «приспособиться к требованиям эпохи, став одним из жанров массовой литературы»

. PR-биография как гипертекст способна: выполнять историко-литературную и медийно-художественную функции; посредством маркетинговых приемов содействовать дешифровке горизонта ожиданий (авторских и читательских); реализовать экзистенциально-виртуальные субъектно-объектные отношений на границе жизнеописательного исторического факта, оптимизированного образа медийного автора и художественного пространства рок-поэзии.

С нашей точки зрения, преимуществами PR-биографии перед другими биографическими жанрами и жанровыми структурами являются: ценностный и вербально-невербальный полифонизм ее контента; установка на имиджевый «оптимизм»; принципиальная незавершенность структуры; готовность к взаимодействию со знаковыми системами разных видов искусства; акцент на уникальности медийно-художественных произведений рок-поэта; активизация разнообразных интерференций субъектов и объектов сознания и речи в пределах и за пределами интернет-пространства.

Выявленные типологические схождения и отличительные особенности биографии и PR-биографии позволяют переосмыслить принципы создания и реализации биографического материала о творческой личности в условиях формирования новых запросов современной культуры, актуализации технологических приемов обновления эстетических возможностей современного искусства, многозадачности интернет-коммуникации и устойчивой виртуализации бытия современного человека.

Метрика статьи

Просмотров:484
Скачиваний:40
Просмотры
Всего:
Просмотров:484