КОНЦЕПТЫ «ЧИНОВНИК», «ГОССЛУЖАЩИЙ» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2021.27.3.23
Выпуск: № 3 (27), 2021
PDF

Аннотация

Статья представляет собой исследование концептов «Чиновник» и «Госслужащий» в русской языковой картине мира. На материале публицистических текстов, толковых и аспектных словарей русского языка, а также Интернет-ресурсов с использованием дефиниционного, контекстуального, описательно-аналитического методов, контент-анализа, приема сплошной выборки, количественного подсчета определяется структура и содержание изучаемых концептов. Сделан вывод о сходстве и различии в функционировании концептов в русской языковой картине мира.

Введение

Статья посвящена изучению концептов «Чиновник», «Госслужащий» в русской языковой картине мира. Выбор темы обусловлен актуальностью исследования проблемы отражения культуры в языке и описания национальной концептосферы. Особую важность представляет описание ключевых концептов, к которым, без сомнения, относится концепт «Чиновник». Об этом свидетельствуют работы, посвященные конструированию образа чиновника в русской литературе [3], лингвистике[5,26], исторической науке [6], социологии [4], [20], [24], культурологии [7], психологии, педагогике [27] и т.д., а также сопоставительные исследования концепта «Чиновник» [23], [25].

Несмотря на накопленный опыт в исследовании ключевых концептов в отечественной лингвистике, само понятие концепта требует пояснения, поскольку содержание термина «концепт» определяется в зависимости от отрасли языкознания. В данной работе концепт рассматривается с позиции лингвокульутрологии и когнитивной лингвистики. В качестве рабочего было взято определение, данное Ю.Е. Прохоровым в монографии «В поисках концепта». Итак, концепт - «сложившаяся совокупность правил и оценок организации элементов хаоса картины бытия, детерминированная особенностями деятельности представителей данного лингвокультурного сообщества, закрепленная в их национальной картине мира и транслируемая средствами языка в их общении» [13, С. 159].

Что касается структуры концепта, нам представляется важным утверждение ученых З.Д. Поповой и И.А. Стернина о наличии о трех базовых структурных компонентов концепта: образе, информационном содержании и интерпретационном поле [11, С. 74-80].

Образный компонент в структуре концепта состоит из перцептивного образа, являющегося результатом отражения им окружающей действительности при помощи органов чувств, и когнитивного (метафорического) образа, являющегося результатом метафорического осмысления действительности. Информационное содержание включает когнитивные признаки, «характеризующие его важнейшие дифференциальные черты, обязательные составные части, основную функцию и под.» [11, С. 77]. Интерпретационное поле образуется когнитивными признаками, интерпретирующими основное информационное содержание концепта, которые можно объединить в энциклопедическую, утилитарную, прагматическую, регулятивную, общеоценочную, социально-культурную и др. зоны.

Методы и принципы исследования

В нашем исследовании для описания содержания концептов «Чиновник» и «Госслужащий» были использованы такие методы, как дефиниционный, контекстуальный и метод контент-анализа, прием сплошной выборки, количественного подсчета и описательно-аналитический метод.

Материалом для исследования послужили данные  национального корпуса русского языка за последние 10 лет (всего было проанализировано 447 примеров с вхождением лексемы «чиновник» и 141 пример – с вхождением лексемы «госслужащий» из газетного подкорпуса) [8], ассоциативных, толковых и аспектных словарей русского языка [2], [9], [16], [17] и др., а также Интернет-ресурсов.

Основные результаты

Как показал анализ лексикографических источников, понятийная составляющая содержания концепта «Чиновник» представлена такими номинациями, как «государственный служащий», «должностное лицо», «государство».

Образная составляющая, установленная путем анализа лексической сочетаемости лексемы-номинанта концепта и ассоциативных реакций,  представлена следующими эпитетами: высокопоставленный, высокого ранга, влиятельный, государственный, крупный, кремлевский, отечественные, российские, особых поручений, федеральные, городские, местные, региональные, из администрации/из мэрии/из Белого дома, в костюме и галстуке. Следует отметить, что список глаголов, употребляющихся с лексемой-номинантом концепта, свидетельствует о том, что чиновник чаще всего связывается в сознании носителей русского языка с источником информации, ср., например: добавил/заявил/написал/отметил/подчеркнул/пообещал/пояснил/призвал/признал/рассказал/сказал/сообщил/считает/утверждает.

Оценочная составляющая представлена самыми многочисленными и разнообразными репрезентантами. К ним относятся 1) существительные: бюрократ, взяточник, жулик, патриот, паразит, феодализм, злоупотребление, вседозволенность; 2) прилагательные: исполнительный, недалекий, невежественный, ушлый, равнодушный, бессовестный, нечист на руку, нерасторопен, неподотчетен закону и общественному контролю; 3) глаголами: признал (вину), заламывает (руки), потребовал (взятку), получил (взятку); 4) наречия: незаконно. См., например, некоторые примеры: «Что там ни говори, а для правильного хода дел в государстве и нанесения настоящей пользы Отечеству чиновник должен быть честен, исполнителен и недалёк»; «Разве не аномален высокого ранга чиновник, руководящий очень ответственной и хрупкой сферой нашей жизни и поражающий всех своим очевидным невежеством!»; «Ну узнает народ, что чиновник ― вор»; «В своем заявлении они утверждают, что местные чиновники незаконно отдали в аренду на 30 лет охотничьему клубу земельный участок в Ловозерском районе, где проживают саамы» и т.д. [8].

Как видно из результатов наблюдения, в русской языковой картине мира складывается негативный образ чиновника, ср.: «Само слово чиновник в основном функционирует в бытовой сфере и так же, как в прошлые времена, вызывает негативные эмоции, связанные с тем, что многие чиновники выполняют свою работу формально, без живого участия в деле и сочувствия человеку, связаны с коррупцией» [15, С. 619-620].

Вывод подтверждается данными толковых словарей русского языка, которые, как известно, отражают языковую картину мира народа. Например, в толковых словарях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова вторым значение слова «чиновник» указывается следующее: человек, относящийся к своей работе с казенным равнодушием, без деятельного интереса, бюрократ (перен.) [9], [22]. 

Интересно отметить, что в синонимическом ряду с доминантой «чиновник» слова с негативной оценкой являются преобладающими, ср., например: буквоед, бумажная душа, бюрократ, волокитчик, канцелярист, канцелярская крыса, крапивное семя, официал, пенсионарий, приказная строка, приказный крючок, сановник, службист, функционер, чернильная душа, чернильная крыса, чинарик, чинодрал, чинуша, ябеда и др. [17].

Сложившаяся традиция восприятия чиновника находит свое выражение в экспрессивных устойчивых оборотах чаще всего с оттенком иронии  или неодобрения, например: Чин чина почитай (ирон.); Чин чинарём/ Чин чином (экспрес.); Вывести/выйти в чины (выводить/входить в чины); Не по чину; Кто в чин вошел лисой, тот в чине будет волком и др.  

Показательны также многочисленные статьи и интервью о том, почему молодежь выбирает госслужбу вместо того, чтобы заниматься бизнесом.  Когда речь идет о злоупотреблениях на госслужбе, употребляется лексема «чиновник», но когда речь идет о реалиях государственной службы функционирует лексема «госслужащий». См., например, ответы губернаторов и специалистов на вопрос журналиста: «… доходы здесь будут ниже, чем в корпоративном секторе, а работать придется больше. Государственная служба, это не легкая прогулка. Бывает, что рабочий день может длиться и двенадцать часов, и больше» [1]; «У госслужащих нет абсолютно никаких благ. Одни запреты: мы за свой счет ездим в райцентр, чтобы сдавать отчеты, заявления населения на матпомощь и пособия» [14]; «Почему молодые люди в России больше хотят стать чиновниками, чем предпринимателями?». Практически каждый ответ респондента представлял попытку развенчания сложившихся стереотипов о чиновниках: «Но глубоко ошибаются те, кто думает, что должность государственного служащего — это некая синекура, теплое местечко, где можно сделать карьеру, ничего по сути не делая»; «…в представлении многих молодых людей работа чиновника «не пыльная», а уровень дохода высокий, что у каждого чиновника персональный автомобиль и многие другие материальные блага»; «Во-вторых, бюрократия в любой стране — это коллективно безответственная, но при этом довольно благополучная сущность. В-третьих, разговоры об «откатах чиновникам» сыграли злую шутку. Некоторые думают, что очень скоро зарплата им станет не нужна» и др. [12].

Таким образом, можно говорить о двух концептах в русской языковой картине мира – «Чиновник» и «Госслужащий», содержание которых совпадает в понятийной составляющей, но различное в интерпретационной и оценочной части. Оценочную часть в структуре концепта «Госслужащий» можно охарактеризовать как нейтральную и даже положительную, о чем свидетельствуют такие репрезентанты, как «сотрудник», «деятельность», «культура»/«речевая культура», «услуга», «страна», «государство», «обязан», «должен служить, работать» и др.

Интерпретационная составляющая концепта «Госслужащий», по результатам сочетаемости имени концепта «Госслужащий», ассоциативных экспериментов и словарей нашего исследования, представлена следующими 1) существительными: бюджетник, зарплата, интеллигенция, ведомство, сокращение, повышение, увольнение, работник, бюджет, гражданин, администрация, РФ, должность, правительство, депутат, реформа, представитель, документ, тарифная ставка и др. 2) прилагательными: заработный, служащий, налоговый, кадровый, государственный, активный, общественный, иностранный, основной, социальный и др.; 3) глаголами: занимать, платить, включить, пребывать, запретить, увеличить и др.; 4) наречием: порядком.

Заключение

Итак, концепты «Чиновник» и «Госслужащий» можно отнести к группе ключевых концептов, позволяющих описать область отношений человека и государства в русской языковой картине мира. Следует говорить о двух концептах – «Чиновник» и «Госслужащий», содержание которых совпадает в понятийной части, но различно в интерпретационной и оценочной.

Список литературы

  • Гомзикова С. Молодежь выбирает: Пойдем в чиновники! [Электронный ресурс] / Гомзикова С. – URL: https://svpressa.ru/society/article/298767/ (дата обращения 30.08.2021).

  • Карта слов и выражений русского языка [Электронный ресурс]. – URL: https://kartaslov.ru/(дата обращения 29.08.2021).

  • Кошелев В.А. «Понимать не понимаю, а отвечать могу»: образ русского чиновника у Н.В. Гоголя и писателей «гоголевского направления» / Кошелев В.А. // Литература в школе. 2009. № 2. С. 2-6.

  • Лазукова Е.А. Категории «госслужащие», «чиновничество» и «бюрократия» / Лазукова Е.А // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2013. – № 18. – С. 52-59.

  • Лыткина О.И. Структура и содержание концепта «чиновник» в наивной картине мира / Лыткина О.И. // Значение как феномен актуального языкового сознания носителя языка. Тезисы III Всероссийской научной конференции. Научный редактор А.В. Рудакова. – Воронеж: Истоки, 2017. – С. 62-65.

  • Михайленко Е.И. Проблемы и возможности конструирования образа в исторической науке (на примере образа сибирского чиновника российской империи) / Михайленко Е.И. // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. – 2020. – Т. 7. – № 1 (25). – С. 21-27.

  • Назаренко О.Г. Концепт «чиновник» в текстах отечественной культуры: Автореф. дис. ... кандидата культурологии. – Владивосток, 2007 – 27 с.

  • Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения 25.08.2021).

  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. М.: Азъ, 1992. 955 с.

  • Подцероб М. Почему молодые специалисты хотят быть чиновниками [Электронный ресурс] / Подцероб М. – URL: https://www.vedomosti.ru/career/articles/2021/07/07/877146-molodie-spetsialisti (дата обращения 30.08.2021).

  • Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / Попова З.Д., Стернин И.А. – Москва: АСТ: «Восток-Запад», 2007. – 314 с.

  • Почему молодые люди в России больше хотят стать чиновниками, чем предпринимателями? // Прямые инвестиции № 2. 2011. С.16-17.

  • Прохоров Ю.Е. В поисках концепта / Прохоров Ю.Е. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 170 с.

  • Работа госслужащего: ожидание и реальность [Электронный ресурс]. – URL: https://journal.tinkoff.ru/gossluzhba-expectations/ (дата обращения 30.08.2021).

  • Россия. Большой лингвострановедческий словарь / Под общ. ред. Ю.Е. Прохорова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. 736 с.

  • Русский ассоциативный словарь. В 2 т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tesaurus.ru/dict/dict.php. Дата последнего обращения (дата обращения 25.08.2021).

  • Сайт синонимов [Электронный ресурс]. – URL: http://словарь-синонимов.рф/ (Дата обращения 25.08.2021).

  • Сеть словесных ассоциаций [Электронный ресурс]. – URL: https://wordassociations.net/ru/ (дата обращения 25.08.2021).

  • Сеть словесных ассоциаций [Электронный ресурс]. – URL: https://wordassociations.net/ru/ (дата обращения 28.08.2021).

  • Славко Т.И. Социальный портрет советского чиновника периода «хрущевской оттепели»: к постановке проблемы исследования / Славко Т.И. // Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее = Records management: past, present, future: Материалы III-ей Международной практической конференции, посвященной памяти профессора Т. В. Кузнецовой. – М.: РГГУ, 2017. - C. 287-291.

  • Словарь ассоциаций [Электронный ресурс]. – URL: http://www.reright.ru (дата обращения 25.08.2021).

  • Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Д. Н. Ушаков и др.; Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 4: С-Я. М.: Рус. словари, 1994.1417 с.

  • Тунзцин С. Концепт «Чиновник» в русской языковой картине мира на фоне китайского языка / Тунзцин С. // Вопросы гуманитарных наук. - 2015. - № 1. - С. 51-53.

  • Ханнанова Т.Р. Образ чиновника будущего / Ханнанова Т.Р., Исангулова Д.Р. // Экономика и социум. - 2014. - № 4-6 (13). - С. 525-527.

  • Цайся П. Содержание антиценности в современной китайской культуре: экспериментальное исследование / Цайся П. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2018. - № 13 (807). - С. 225-234.

  • Чернец Е.В. Образ чиновника в языковом сознании / Чернец Е.В. // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 28 (243). - С. 144-146.

  • Чунихина С.Л. Образ чиновника: шесть типов восприятия / Чунихина С.Л. //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 47. - С. 193-197.