ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСКОЙ СОВЕТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ 1960-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС Ш. ХУСАИНОВА И Т. МИННУЛЛИНА)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2021.27.3.12
Выпуск: № 3 (27), 2021
PDF

Аннотация

Цель статьи – выявить закономерности идейно-эстетического развития татарской советской драматургии 1960-х годов. На примере анализа драмы Ш. Хусаинова «Әни килде» («Мама приехала», 1965) и комедии Т. Миннуллина «Нигез ташлары» («Камни фундамента», 1968) определяются основная тематика, проблематика, система образов, введенных в татарскую сценическую литературу в начале 1960-х годов, и особенности конфликта драматических произведений изучаемого периода. Научная новизна статьи заключается в попытке показать изменения в оценке историографического материала, относящегося к советскому периоду развития татарской литературы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в 1960-х годах в татарской драматургии были сделаны серьезные шаги в переосмыслении художественных взглядов, освободив их от официально утвержденных рамок социалистического канона, и возвращении к лучшим традициям дореволюционной национальной сценической литературы.

Введение

Татарская драматургия 1960-х годов является одним из ключевых периодов в истории развития национальной сценической литературы. Характерной особенностью данного этапа можно назвать постепенный отказ от официально утвержденного инварианта советской литературы и возвращение к национальным литературным традициям дооктябрьского периода. Драматургия этой поры «накопила довольно богатое наследие, которое и по численности написанных произведений, и по качеству, жанровому многообразию и особенностям стиля отличается от предшествующих периодов, присущих татарской советской сценической литературе» [1, С. 311].

Методы и принципы исследования

Целью настоящей статьи является выявить закономерности идейно-эстетического развития татарской советской драматургии 1960-х годов. Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: 1) определить общие тенденции развития литературного процесса 1960-х годов; 2) проанализировать драму Ш. Хусаинова «Әни килде» («Мама приехала», 1965, другое название «Әниемнең ак күлмәге»  – «Белое платье матери») и комедию «Нигез ташлары» («Камни фундамента», 1968), наиболее полно отразивших характерные особенности татарской литературы исследуемого периода; 3) сформулировать основные идейно-эстетические особенности татарской советской драматургии 1960-х годов. При подготовке статьи были автором были использованы научные труды таких ученых, как А.Г. Ахмадуллин, М.И. Громова, Д.Ф. Загидуллина, А.М. Закирзянов, Н.Г. Ханзафаров и др. [1], [3], [5], [6] etc. Основными методами исследования являются культурно-исторический и герменевтический методы, метод целостного анализа художественного произведения. 

Основные результаты

Вторая половина 1950-х годов, называемая «Хрущевской оттепелью», характеризуется серьезным переосмыслением социальных норм и роли человека в обществе, что в свою очередь, находит отражение в татарской литературе в форме идеи национального возрождения. Д. Загидуллина, изучая литературный процесс 1960-1980 годов, оценивает его «процессом возвращения к национальным традициям, к продолжению модернистских поисков татарской литературы начала ХХ века», главным условием его реализации стало снятие ограничений в отношении изучения творческого наследия татарских классиков, как, Дардеменда, С. Сунчалея, Ш. Бабича, Н. Думави, Ф. Бурнаша и других, а также возвращение в литературный процесс имен М. Джалиля, Х. Туфана и других [5, С. 127]. В этот период татарские театры начали вновь вводить в свой репертуар ранее запрещенные пьесы К. Тинчурина, Ф. Бурнаша, Ш. Усманова, Ф. Сайфи-Казанлы, Г. Ибрагимова. Кроме этого, на литературную арену приходит целая плеяда молодых талантливых драматургов, как Шариф Хусаинов, Хай Вахит, Аяз Гилязов, Ахсан Баян, Ильдар Юзеев, Туфан Миннуллин.  Характерные особенности татарской литературы 1960-х годов нашли наиболее полное отражение, в первую очередь, в их творчестве.

По мнению А. Закирзянова, «художественные поиски в татарской драматургии исследуемого периода были тесно связаны с общим литературным процессом, в котором отчетливо чувствались два направления: первое из них –  это увлечение изображением сглаживанных жизненных явлений, наивно и однобоко построенными коллизиями, легкими способами разрешения конфликтов, основываясь на образах коммунистов или на партийные предписания, а второе направление характеризуется продолжением лучших традиций многовековой татарской литературы, основанных на национальных и общечеловеческих ценностях, направленных на сохранение образа жизни, традиций, обычаев народа и изображением через них актуальных вопросов эпохи во всей полноте» [7, С. 454]. Постепенно наблюдалась тенденция преобладания второго направления над первым, что привело к формированию новой нравственно-гуманистической концепции, основанной на переосмыслении социальных норм и роли человека в обществе.

Яркой  фигурой татарской драматургии исследуемого периода,  является народный писатель Республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая, драматург Туфан Миннуллин (1935-2012). Его произведения, написанные 1960-х годах, стали серьезным шагом в переосмыслении художественных взглядов в татарской драматургии советского периода и возрождении лучших традиций дооктябрьской татарской сценической литературы. Как отмечает А. Закирзянов, «он  отважно стоит на страже устоев татарской нации, ее образа жизни, обычаев, обрядов и традиций, (...) мощью своего таланта отстаивает мысль о том, что основными качествами, определяющими суть национального менталитета, являются трудолюбие, уважение к старшим, сохранение духовной связи и преемственности между поколениями, верность вековым нравственным канонам, любовь к родной земле» [8, С. 195].

Комедия «Нигез ташлары» («Камни фундамента», 1968) [10], одна из первых пьес Т. Миннуллина, становится серьезным поворотом в татарской советской драматургии в сторону художественного изображения проблемы моральных ценностей, нравственного здоровья нации, духовной преемственности поколений.

Главный герой пьесы Гарифулла, всю жизнь проживший в деревне, и уважаемый односельчанами, решает направить сыновьям срочную телеграмму о своей болезни. Известие собирает детей в родном доме, где их ожидает серьезный разговор с отцом. Обостряя конфликт пьесы, автор ставит перед собой цель раскрыть суть нравственной позиции сыновей Гарифуллы – равнодушного Ханифа, высокомерного Хамита, жадного Халила, не думающего о продолжении рода Халима. Сюжет развивается вокруг темы «отчего дома» и проблемы прочности его фундамента, то есть рода Ахмадиши, которым так гордится Гарифулла. Таким образом, автор заставляет задуматься читателя о смысле жизни, нравственности, прочности родственных связей.

Название комедии «Камни фундамента» несет большую смысловую нагрузку, имеет глубоко символический характер, ассоциируя базовые человеческие ценности (семейные традиции, преемственность поколений, честность, благородность) с архетипом «фундамент дома». Как известно, в мировой культуре XX – начала XXI веков архетип «дом», в котором заложены концепты «семья», «любовь», «родина», выступает одним из основополагающих ценностей, имеющих нравственно-философский аспект [4, С. 9], а в частности «в татарской драматургии 1960-1980 годов отчий дом (йорт – нигез) становится лейтмотивом, сущностные характеристики которого выражены в ориентации на ценности традиционного порядка, в адекватности апробированным, вековым формам народной жизни» [2, С. 18].

Гарифулла в комедии выступает блюстителем незыблемости национальных традиций. «Глубоко народный характер главного героя Гарифуллы представляется как камертон народного духа. Это и мудрость, и нравственная чистота, это и строгость, и решительность, это и острый язык народа» [11, С. 175]. Он представляется носителем народной оценки деяний и жизненных позиций персонажей, через его рассуждения передается идейно-нравственная позиция автора. Отказ Гарифуллы от строительства нового дома воспринимается читателем не как сопротивление к новому, а как стремление к сохранению веками сложившихся национальных традиций, народных устоев, семейных ценностей. Для ее осознания ключевым звеном  является заключительная сцена, в которой Гарифулла обращается  к своему внуку Флориду. Его монолог подводит итог разыгравшегося конфликта:

«Г а р и ф у л л а. … Менә син әйт, улым, кешеләргә балалар ни өчен кирәк? Ни өчен без аларны азапланып үстерәбез? Җанталаша-җанталаша укытабыз. Ни өчен? Җир йөзендә әйбәт нәсел калсын өчен. Минем балам миннән әйбәтрәк булсын өчен. Миннән начар булса, нәрсә булып чыга? Мин үлгәнче үк үлә бит ул. Әгәренки, син өй салырга уйласаң, нигез ташларың таза булсын. Мурып беткән таш өстенә өй салып булмый, өй, бүрәнәләре искергәнче үк, кыйшаеп, ишелеп төшә. Ә таза нигез ташы өстенә әллә ничә тапкыр өй салырга була. Менә мин дә әтиеңне, абыйларыңны шуның өчен ачуланам. Алар нык, таза булса, минем нәселнең гомере озын булачак» [9, С. 193] / Г а р и ф у л л а. ... Ты мне скажи, сынок: зачем людям нужны дети? Зачем мы вкладываем столько труда, чтобы их вырастить? Обучаем, вкладывая в них душу. Зачем? Чтобы оставить достойное продолжение рода. Чтобы твой ребенок был лучше тебя. Что получится, если он окажется хуже меня? Его же не станет еще до моей смерти. Если ты задумал построить дом, пусть фундамент будет из прочных камней. Но на изношенном камне не возможно построить дом, он развалится еще до того, как обветшают бревна. А на прочном каменном фундаменте можно построить дом несколько раз. Вот и я поэтому ругаю твоего отца и твоих братьев. Если они будут крепкими, то и жизнь моего рода будет долгой (Здесь и далее перевод автора статьи. – А. Ш.).

Таким образом, Т. Миннуллин в пьесе «Камни фундамента» поднимает злободневные нравственные проблемы не только своего времени, но и актуальные вопросы для татарской нации в целом. Автор с помощью комических приемов говорит о «весьма серьезных вещах», а единство комизма и драматизма, использование элементов тонкого психологизма, применение приемов пьесы-диспута обеспечивают высокую художественность комедии.

Как и в русской литературе,  «с завидным упорством и мужеством многие драматурги 60-х – начала 80-х годов, их герои демонстрировали с театральной трибуны пороки системы, преступно разрушающей страну, ее природу, деформирующей человеческое сознание, представление о нравственных ценностях» [3, С. 9]. К таковым относится творчество известного татарского драматурга Шарифа Хусаинова (1929-1999). Как пишет Д. Загидуллина, «его комедия «Профессор кияве» («Зять профессора», 1952), и, в особенности, драма «Әни килде» («Мама приехала», 1965, другое название «Әниемнең ак күлмәге»  – «Белое платье матери») начали большой разговор о национальных нравственных канонах, об их искажении и утрате в новое время, и как следствие утрате людьми человеческих качеств» [6, С. 271].

В пьесе события разворачиваются вокруг ситуации, связанной с серьезной болезнью матери. Приехавшая в город Мама случайно попадает на свадьбу своего младшего сына. Собравшиеся на свадьбу дети радостно встречают ее, но, когда узнают о болезни матери, ситуация начинает быстро меняться. Мама, вырастившая десятерых детей, в последние дни своей жизни оказывается в чужом доме в воспитании чужих людей. Таким образом, конфликт пьесы основывается на противоречивых взаимоотношениях матери и детей, родных братьев и сестер.

Ш. Хусаинов в данном произведении смело поднимает значимые социально-нравственные проблемы эпохи, как безнравственность, безответственность, эгоизм, приводит читателя к мысли, что духовное уродство, является, в первую очередь, последствием советской идеологии, основанной на тоталитарном режиме и атеистических взглядах. Поколению советской эпохи противопоставляется старшее поколение, получившее воспитание на народных, религиозных, национальных традициях. Ярким примером этого является образ Ислама, который по характеру является полной противоположностью своей матери, материальное богатство для него превыше всего. Эта мысль подверждается и репликой внука Мамы, безответственного, живущего за счет родителей тридцати двухлетнего Альфреда:

«А л ь ф р е д. Хәзер яшьләр сезнең кебек түгел шул, әби. Без башкачарак яшәргә яратабыз» [10, С. 195] / А л ь ф р е д. Сейчас молодежь не похожа на вас, бабушка. Мы по другому жить хотим.

Маме, являющейся главным героем драмы, свойственны такие качества, как искренность, выдержанность, доброта, трудолюбие. В отличии от других действующих лиц, она не имеет конкретного имени. Таким образом, уже в начале пьесы становится понятно, что Мама – это типический образ, а ее белое платье – это символ душевной чистоты, высокой нравственности. Как отмечает Д. Загидуллина, в произведении «судьба матери приравнивается к судьбе Родины-Матери, и драматург приглашает зрителя-читателя к разговору об отношениях к Матери – Родине – прошлому. Это удается через типизацию образа матери, доведения его до уровня символа» [6, С. 282]. Ее обращение к своим детям в финале драмы звучит как завещание всему человечеству:

«А н а. … Васыятем шул: кеше булыгыз! Куркак җан булудан сакланыгыз! Кеше куркак булса, үзенең җанын саклап калу өчен теләсә нинди түбәнлеккә бара. Атасын да, анасын да, хәтта Ватанын да сата!...» [10, С. 210] / (М а м а. ...Завещаю вам: оставайтесь людьми! Не становитесь трусами.  Если человек трус, он пойдет на любую низость, чтобы спасти свою душу. И отца, и мать, и даже Родину продаст!

Отдельные детали, включенные драматургом в сюжет пьесы (свадьба Саяра без ведома и благословения матери, что неприемлемо для татарской культуры; рассказ Гульсум о поисках домашнего адреса родного сына Мамы, через справочную службу; рассказ Мамы при передаче гостинцев о том, что за последний год ни один из детей не приехал к ней) показывают не только разлад во взаимоотношениях внутри одной семьи, но и являются свидетельством утраты нравственных основ общества, как уважение к родителям, добро, милосердие.

Включенный автором в драму персонаж Альмухамет, 89-летний старик,  дополняет  образ матери. Он потерял  на войне четырех сыновей, и поэтому, старик высоко ценит родственные отношения, дорожит благополучием в семье. Долгие годы он живет со своей невесткой Зулейхой и с благодарностью отзывается о ней. Сравнивая судьбы двух семей, выделяя противоположность их взглядов на семейные ценности, автор закрепляется в своей нравственно-гуманистической концепции произведения.

Таким образом, драма Ш. Хусаинова «Мама приехала», которая отличалась новизной поднятых проблем, оригинальностью основной идеи, стала новым словом в татарской драматургии 1960-х годов.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сказать следующее: драма Ш. Хусаинова «Әни килде» («Мама приехала») и комедия Т. Миннуллина «Нигез ташлары» («Камни фундамента») стали серьезным шагом в переосмыслении художественных взглядов в татарской драматургии 1960-х годов, освободив их от официально утвержденных рамок социалистического канона. Как показывает анализ произведений, главная идея татарской советской драматургии 1920-1950-х годов, связанная с призывом к строительству «светлого будущего», в исследуемый период заменяется идеей сохранения в человеке гуманистического начала. Взамен однотипным образам передовиков производства с коммунистическим мировоззрением приходят герои со сложным характером, способные к сильным чувствам, принципиальные, отстаивающие свою точку зрения. Обретает особую значимость проблема осмысления личности в контексте национальных традиций и ценностей. Утрата нравственности объясняется драматургами историко-политическими обстоятельствами, отказом от вековых национальных традиций, «неписанных» законов быта и бытия. Использованные авторами приемы символической типизации, созданные тайные смыслы становятся способами критической оценки существующих в стране идеологии и порядков.

Таким образом, содержательные и качественные изменения поэтического мира драматических произведений 1960-х годов становятся предпосылкой для постепенной смены инварианта, установленного в 1920-1950 годах в соответствии с канонами социалистического реализма.

Список литературы

  • Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия: история и проблемы / А. Г. Ахмадуллин. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. – 511 с.

  • Батталова А. Д. Эволюция образа дома в татарской драматургии (1960-2000 гг.): автореф. дис. … канд. филол наук: 10.01.02: защищена 28.06.2006 / Батталова Алсу Дамировна. – Казань, 2006. – 28 с.

  • Громова М. И. Русская современная драматургия: учебное пособие для студентов-филологов, учащихся средних заведений гуманитарного профиля / М. И. Громова. – М.: Флинта: Наука. – 160 с.

  • Денисова Т. Н. Концепция героя в русской драматургии 2-ой половины XX века: автореф. дис. …канд. филол. наук: 10.01.01: защищена 25.09.2014 / Денисова Татьяна Николаевна. – Архангельск, 2014. – 22 с.

  • Загидуллина Д. Ф. Авангард в татарской литературе 1960-1980 гг.: причины возникновения и национальные особенности / Д. Ф. Заһидуллина // Филология и культура. Philology and culture. – 2014. – № 2 (36). – С. 126–130.

  • Заһидуллина Д. Ф. 1960–1980 еллар татар әдәбияты: яңарыш мәйданнары һәм авангард эзләнүләр: монография / Д. Ф. Заһидуллина. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2015. – 382 б.

  • Закирҗанов Ә. М. Драматургия / Татар әдәбияты тарихы: сигез томда [төз. Р.Ф. Рахмани] / Ә. М. Закирҗанов. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. – 6 т.: 1960–1980 еллар / [фәнни мөх. Д.Ф. Заһидуллина, Ә.М. Закирҗанов]. – 2018. – 775 б.

  • Закирзянов А. М. Модель татарской деревни в творчестве Т. Миннуллина / А. М. Закирзянов // Социокультурное пространство российской провинции: историческая память и национальная идентичность. Сборник научных материалов IX Международных Стахеевских чтений. – Елабуга, 2019. – С. 194–198.

  • Миңнуллин Т. Ир-егетләр. Пьесалар җыентыгы / Т. Миңнуллин. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1974. – 256 б.

  • Татар драматургиясе (1960-1980 еллар). Сайланма пьесалар. – Казан: Татарстан Республикасы «Хәтер» нәшрияты (ТаРИХ), 2003. – 495 б.

  • Ханзафаров Н. Г. Татарская комедия / Н. Г. Ханзафаров. – Казань: «ФӘН», 1996. – 266 с.