Интернет-журналистика и блогосфера: метаморфозы авторской субъективности
Интернет-журналистика и блогосфера: метаморфозы авторской субъективности
Аннотация
Цель работы – исследование специфических черт авторского проявления в текстах сетевых СМИ и текстах блогов для выявления общих культурных тенденций трансформации субъективности. Методология исследования базируется на сравнительном анализе общих принципов и речевых приёмов текстов двух жанров – интернет-публицистики и текстов блогосферы. Герменевтическое исследование предполагает анализ трансформации субъективности в тексте для понимания общих социокультурных тенденций. Для анализа авторской позиции в современных интернет-публикациях использованы работы отечественных исследователей В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Ю.Н. Тынянова. Выводы об использовании речевых средств, характерных для культуры постмодерна базируются на концепциях Р. Барта, Ж.-Ф.Лиотара. Концепция «смерти автора» Р. Барта рассматривается в связи с очевидными постмодернистскими чертами интернет-текстов. Концепция интертекстуальности Кристевой привлекается для анализа структуры и наполнения современных интернет-текстов, тяготеющих к диалогичности, которая выражается речевыми средствами, характерными для литературы постмодерна. Основные результаты исследования выводятся из сравнительного анализа текстов интернет-публицистики и текстов блогов. В качестве существенного отличия позиции автора в интернет-журналистике и блогосфере указывается сознательное формирование образа автора в блоге в отличие от автора публицистического текста, тяготеющего к экспрессивному выражению и самопрезентации. Делаются выводы о сближении обоих жанров и их дальнейшем движении в сторону авторской субъективности.
1. Введение
Настоящее время можно назвать временем интернет-публицистики. Текстов стало так много, что авторы вынуждены конкурировать друг с другом и для поддержания интереса к своим текстам использовать языковые приёмы, понятные и интересные широкой аудитории. В результате в активное употребление вовлекается лексика самых разных уровней и стилей.
Сейчас интернет-публицистика развивается быстрыми темпами и чутко реагирует на языковые и социокультурные изменения. Трансформационные явления в интернет-текстах, их структуре, методах подачи материала, а также усиление позиции автора маркируют глубокие изменения общекультурного свойства. Из этого следует, что изучение текстов современных электронных СМИ подводит к анализу не только языковых процессов в культуре, но и широкого пласта социокультурных проблем.
Одной из таких проблем является трансформация позиции автора в современных интернет-текстах. К причинам указанной трансформации можно отнести повышение количества текстов, связанного с технической возможностью быстрого публичного высказывания, их коммерческую направленность, которая стимулирует конкуренцию между авторами, приводит к борьбе за читателя и, как следствие, – к стилистической и лексической эклектике.
2. Основные результаты
Для того чтобы проследить трансформацию авторской позиции в публицистике во временной перспективе следует обратиться к истокам. Точкой отсчёта в данном случае будут общие требования к публицистическим текстам, которые отражают стилистическую специфику – актуальность и фактичность.
Опора на факт изначально роднила публицистические тексты с научными. Но в настоящее время авторитет интернет-журналистики базируется не только и не столько на актуальности, очевидности и доказуемости фактического материала. На первый план выходит авторская модальность и сила эмоционального воздействия, которая создаётся через уникальный авторский стиль, включающий в себя как языковые, так и визуальные средства.
Снижение интереса к фактическому материалу как основополагающему элементу публицистического текста можно рассматривать с разных позиций, в том числе – с позиции развития публицистического жанра. Развитие жанра за счёт изменения (или утраты его основных свойств) подметил Ю.Н. Тынянов: «Жанр смещается; перед нами ломаная линия, а не прямая линия его эволюции — и совершается эта эволюция как раз за счет «основных» черт жанра» . Здесь Тынянов говорит о поэме как жанре художественной литературы, но как видно, это замечание можно применить и к анализу развития публицистического стиля, где некогда главенствующая роль факта теряет свою позицию.
Усиление образного воздействия через языковую экспрессию является базовым отличием современных интернет-публикаций от аналогичных текстов десяти-пятнадцатилетней давности. Кроме того, экспрессивное воздействие реализуется через речевую организацию текста, включающую в себя разноуровневые языковые элементы – англицизмы, сниженную или даже ненормативную лексику, ироничность и цитатность, то есть те стилистические приёмы и лексические единицы, которые ассоциируются с культурой постмодерна.
Напомним, что некогда в самом начале эпохи постмодерна, к которому по-прежнему будет справедливо отнести подавляющее большинство интернет-публикаций, речь шла о «смерти автора». В своём знаменитом эссе Р. Барт исследовал трансформацию авторской субъективности. Изначально, по мнению Барта, «в средостении того образа литературы, что бытует в нашей культуре, безраздельно царит автор, его личность, история его жизни, его вкусы и страсти» . Именно об этом пишут отечественные исследователи М.М. Бахтин и В.В. Виноградов. По их мнению, в художественном литературном произведении автор является смысловым, языковым и даже энергетическим центром. Бахтин пишет: «Автор – носитель напряженно-активного единства завершенного целого, целого героя и целого произведения, трансгредиентного каждому отдельному моменту его» .
Теперь же, как пишет Барт, через трансформацию фигуры автора происходит изменение всего текста: «Автор делается меньше ростом, как фигурка в самой глубине литературной «сцены»…» . Автор становится только скриптором или орудием письма: «…он отнюдь не тот субъект, по отношению к которому его книга была бы предикатом; остается только одно время - время речевого акта, и всякий текст вечно пишется здесь и сейчас» .
Речевые приёмы публицистических интернет-текстов (использование англицизмов, ирония и ироническое цитирование, сниженная и ненормативная лексика, а также зачастую провокационность), говорят о правомерности их сопоставления с текстами культуры постмодерна. Более того, именно эти черты формируют идиостиль успешных журналистов. Но так ли справедливо утверждение о «смерти автора» для текстов интернет-журналистики? Очевидно, что нет. Барт указывает на процесс делегирования авторских прав самому литературному произведению, и как следствие – его интерпретатору, читателю. Вопрос о личности читателя, его активности, значимости поднимает вопрос о диалогичности текста, возможности его интерпретации и смысловой пластичности. Авторское высказывание провоцирует отклик для привлечения внимания, создает видимость диалога, но содержание этого отклика уже спрогнозировано и ожидаемо.
Однако, как и любой творческий акт, текст не замкнут сам на себе: «Как бы ни было высказывание монологично (например, научное или философское произведение), как бы ни было оно сосредоточено на своем предмете, оно не может не быть в какой-то мере и ответом на то, что было уже сказано о данном предмете, по данному вопросу, хотя бы эта ответность и не получила отчетливого внешнего выражения», – пишет Бахтин .
На основе концепта диалогичности Бахтина Кристева разрабатывает теорию интертекстуальности, которая представляется более применимой для понимания языковых процессов интернет-публицистики. По словам Кристевой, «в пространстве того или иного текста перекрещиваются и нейтрализуют друг друга несколько высказываний, взятых из других текстов» . Кристеву скорее интересует не полемическая направленность текстового высказывания, а его структура. Постмодернистский текст сам состоит из различных аллюзий, намёков, ироничных цитат, провокационных и парадоксально совмещённых. Но здесь важен ещё один аспект – цель использования данных языковых средств, которую можно определить как привлечение читателя и его удержание.
Сосредоточенность на этой цели, которую все же рискнем назвать определяющей для современной стилистики публицистического текста, приводит к внедрению в текст новых приемов, характерных для разговорной речи и публичных выступлений. Таким приемом, например, является наличие «ключевых слов», число которых в одной авторской колонке может достигать сорока , частое абзацное членение, не позволяющее «пробежать» текст по диагонали , вводные слова, заостряющие внимание читателя, использование риторических вопросов, противопоставлений: «Что это: китч, протест, авангардная эстетика? Я бы сказал: новое визуальное высказывание, утверждающее, что мода больше не сказка, а история реальных людей, не искусство, а бизнес, не надменная мина, а саркастическая усмешка» .
Используется повтор: «В современной fashion-индустрии больше нет идеальных линий, нет чётких пропорций, зато есть возведённые в культ шаблоны»
.Применяются коммуникативные тактики интимизации речи, создания стилистического эффекта общности и доверия с использованием разговорной лексики и синтаксиса разговорной речи: «Расширение Вселенной – это такая странная штука, когда пространство между галактиками появляется как бы ниоткуда… Ещё сто лет назад и в мыслях ни у кого из учёных не было, что Вселенная конечна…»
Одним из существенных характеристик интернет-журналистики является её стремительное сближение с блогосферой. В целом, блог прошел путь от блога-дневника, сохраняющего интенции и языковые характеристики бумажного дневника до «окончательной трансформации в публичное пространство» . Как пишет современный исследователь трансформации идентичности современного человека в условиях цифрового общества В.А. Емелин, «гипертекст сделал сам факт количества ссылок фундирующим статус индивида . Для привлечения внимания и расширения своей аудитории автор блога использует те же языковые средства, что и интернет-журналист, создавая тексты неординарные, ироничные, парадоксальные с целью самопрезентации и как следствие – продвижения своего блога. Так, мы можем увидеть парадоксальную ситуацию – блог в свое время трансформирвался под влиянием публицистики, а сейчас публицистика включает в себя все больше языковых форм, характерных для блогосферы.
В таком случае следует задать вопрос: можно ли отнести некоторые жанры блогосферы к публицистике и если да, то где проходит демаркационная линия между автором публицистических текстов и блогером.
Все указанные признаки имеют только количественные отличия – субъективизм, экспрессивность, визуализация выражены в блогах ярче, чем в интернет-публицистике. Но присутствуют также и качественные различия. Самым существенным из них является сознательное формирование автором блога своего образа. Как пишет Бахтин, «подлинный автор не может стать образом, ибо он создатель всякого образа, всего образного в произведении» . Имеем ли мы дело с маской, за которой скрывается реальный человек, или симулякром, к которому реальный человек не имеет отношения – вопрос сложный. Автор блога последовательно выстраивает свой образ через текст и медиа. Отсюда фокусирование внимания на своей личной жизни и публикация фото из повседневности как подтверждение гиперреальности образа. Таким образом, всё наполнение блога, включая аудиовизуальное сопровождение, неотделимо от автора и даже первично по отношению к нему. Крайний субъективизм автора блога говорит о радикальном «вторичном нарциссизме», свойственном человеку постмодерна . Тенденции, указанные теоретиками постмодерна, настолько гипертрофированы у известных блогеров, что можно говорить о наступлении новой эры, которую современные исследователи определяют как эпоха постпостмодерна или метамодернизма .
3. Заключение
Таким образом, выявленные сходства в публицистических текстах и текстах блогосферы говорят о тенденции к стиранию границ между ними. Кроме того, они обнаруживают движение позиции автора в сторону усиления авторской субъективности. Учитывая, что сеть Интернет быстро и чутко реагирует на социокультурные изменения, можно предположить, что выявленные тенденции имеют универсальный характер и проявляются в других сферах культуры.