Юмористический журнал «Балда» в контексте специализированных изданий начала ХХ века

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2023.48.35
Выпуск: № 12 (48), 2023
Предложена:
11.11.2023
Принята:
29.11.2023
Опубликована:
08.12.2023
478
2
XML
PDF

Аннотация

В статье представлен анализ единственного выходящего в России сатирико-карикатурного журнала рабочих печатно-переплетного дела под названием «Балда» и его продолжение – журнал «Топор». После изучения содержания всех изданных номеров журнала «Балда» были выявлены цели и задачи журнала, проанализированы материалы по содержательно-тематической направленности, жанрам, видам и формам публикаций. В результате анализа передовой статьи и характера публикуемых материалов, была определена профессиональная принадлежность читательской аудитории журнала. Выяснены предпосылки, повлиявшие на закрытие журнала «Балда» и причины учреждения нового издания с той же редакционной политикой, целями, задачами и читательской аудиторией.

Журнал «Балда» выделяется из группы отраслевых журналов по печатному и переплетному делу как по форме подачи информации, так и по содержанию. Социально-политическая позиция редакции журнала привлекло внимание Главного управления по делам печати, что не смогло не повлиять на столь непродолжительное существование юмористических, сатирических и карикатурных журналов печатно-переплётного дела в России.

К сожалению, и сегодня в России нет ни одного специализированного отраслевого журнала, подающего свои публикации в виде сатиры, юморесок, стихов, карикатур и т.д.

1. Введение

Сегодня можно найти множество определений понятия «специализированный журнал». М. И. Шостак считает, что журналы «Специализированные (рассчитанные на особые читательские группы, «не для всех») могут быть как с узким (например, профессиональные, клубные журналы, хобби издания), так и с широким диапазоном информации (культурологические, некоторые партийные, национальные, молодежные, «для женщин» и др.)»

.

М.В Шкодин выделяет журналы «специализированные по отдельным аудиторным группам в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в других отраслях производства, образования, культуры, быта, адресованных представителям различных профессий и т.п.»

.

2. Основные результаты

1 января 1907 г. в Санкт-Петербурге выходит первый номер уникального журнала «Балда», который подходит под приведённые выше определения специализированной прессы. Он рассчитан на особые читательские группы с узким диапазоном информации и ориентирован на эти группы. Журнал выделяется из массива специализированной прессы тем, что это единственный иллюстрированный, карикатурно-сатирический журнал, предназначенный рабочим печатного и переплетного дела, выходящий в России.

Печатался журнал в С-Петербурге в типографии Альшуллера. Редактор-издатель – Вячеслав Степанович Нос. Формат издания – 29 см, объём – 8 страниц, черно-белая печать. В перспективе планировалось печатать журнал в цветном исполнении, но это так и не осуществилось.

Во вступительной статье первого номера журнала редакция объясняет выбор названия издания: «балда» – пустой разговор, болтовня, проще – безделье. Но читатель понимает: задачи издателей журнала не сводятся к пустым разговорам и безделью.

«Озаглавливая так свой журнал, мы направляем полет мысли в пустое пространство жизни русских рабочих печатного дела, чтоб заронить его: где придется детски-игривыми, где демонски-мстительными, где веселым, живым, беспощадным смехом…»

«Товарищ – балдящий, с детства отучившийся плакать, горькой тяжелой судьбой зло вышучивает свой собственный невеселый, короткий век, свой каторжный труд и свою несчастную долю.

Эти-то шутки, остроты, насмешки – крупинки юмора и рабочего остроумия, рабочей сатиры и рабочей карикатуры, – мы и намерены собирать в своем журнале»

.

Издатели «Балды» ставят перед собой очень амбиционные цели «путем пробуждения в рабочих интереса и критики к тем или иным явлениям общественной жизни, возбудить в них желание быть более самостоятельными и критически относиться к окружающему: разбирать где правда, где ложь, искренность, где заигрывание и лесть»

.

С первого номера был определен читательский адрес журнала как «рабочие печатного дела».

По содержательно–тематической направленности трех номеров журнал «Балда» 81 % опубликованных материалов имеет отношение к печатному и переплетному делу и только 19% не затрагивают профессиональную деятельность читателя.

«Балда» издавался с подзаголовком «Юмористический, сатирический и карикатурный журнал рабочих печатно-переплётного дела» и слоганом «Смех – сила».

До появления «Балды» в России были профессиональные журналы, ориентированные на работников печатного и переплетного дела, на страницах которых публиковалось небольшое количество сатирических статей, стихов и карикатур. Это, например, «Печатный Вестник», издаваемый в С-Петербурге с 1905 по 1906 гг. (Ценз. дело: Дело Главн. Упр. по делам печати, I отд., № 29 – 1905.)

. С 1906 г. издательской группой журнал был передан «Союзу рабочих печатного дела» и далее издавался под названием «Вестник Печатников». Он выходил с 1906 по 1907 гг. Во время перерыва в издании журнала (Ценз. дело: Дело Главн. Упр. по делам печати, I отд., № 159 – 1906.)
после №13, выходил под названием «Голос печати».

Изучая журнал «Балда» по жанрам и видам публикаций, можно отметить разнообразие, не типичное для специализированной прессы. Материалы, относящиеся к профессиональной деятельности читателя, не содержали ни технических характеристик полиграфического оборудования, ни информации, касающейся организации производственных процессов на полиграфических предприятиях, как это было в других специализированных журналах, посвященных печатному делу. В нем публикуются стихи, фельетоны и карикатуры; в юмористической форме отстаиваются права работников типографий, высмеивается цензура.

В первом номере журнала «Балда» печатаются стихи, в которых в юмористической форме описывается желание владельца типографии А.А. Суворина заставить трудиться рабочих в выходные дни; сатирическое стихотворение о веселой жизни Типографского Музыкально-Драматического кружка в С-Петербурге. Стихотворение иллюстрируется карикатурой. Во втором номере журнала в стихотворной форме рассказывается о визите ревизора на полиграфическое предприятие. Стихотворение так же сопровождается рисунком.

Анализ всех трех вышедших номеров журнала «Балда» показывает, что 23% публикаций составляют стихотворения.

Объявления составляли 24% публикаций, художественно-публицистические зарисовки – 17%, художественно-публицистические очерки – 9%, художественно-публицистические фельетоны – 9%, юморески – 7%, размышления – 3%, информационные материалы – 2%, отчеты – 2%, баллады – 2%. В журнале печатались рекламные объявления других специализированных журналов, предназначенных для специалистов печатного и переплетного дела, таких как «Графика» – варшавский профессиональный экономическо-научный еженедельник Типо-литограф, «Голос печатника» – орган Петербургских рабочих печатного дела. «Печатное дело» – орган Московских рабочих печатного дела. Рекламные объявления составляли 2% от всего издаваемого материала.

По формам публикаций в трех номерах журнала «Балда» 65% составляет текст; многие материалы сопровождались рисунками, 27% материалов – текст с рисунками и 8% – рисунки.

Наряду с материалами, относящимися к профессиональной деятельности читателей, в журнале поднимались и политические вопросы, что не могло быть не замечено со стороны наблюдательных органов. Уже с первого номера «Балда», как ранее «Печатный Вестник», «Голос печати» и другие профессиональные журналы рабочих печатной отрасли, столкнулся с цензурой. На первой полосе первого номера журнала под невзрачным поздравлением «С Новым Годом» даётся краткое разъяснение. «Это место принадлежит рисунку, заказанному в художественной фото-цинкографии «Голике и Вильборг», но «по независящим» обстоятельствам, вместо него очутился венок».

Не все события, происходившие в России, авторам журнала удавалось перевести в шутку. Так, во втором номере от 9 января 1907 г. на рисунки, изображавшие избиение петербургских рабочих у Зимнего дворца, произошедшее 9-го января 1905 г., была наложена цензура. Пришлось заменить их рисунком, изображающим «птичек, распевающих на веточке…». Несмотря на замену, номер был конфискован за стихотворение «Памяти 9-го января 1905 г.».

Мы верим в Бога и в добрых людей –

Надежда лампой святила…

Терпели так долго… без радостных дней

В могилу душа уходила.

Мы взялись за руки и дружной семьей,

Как дети, наивно просили…–

Тогда – «для науки» – над мерзлой землей

Злорадно в нас пули пустили.

……………

И слышат товарищи буря идет,

Срывая оковы природы…–

На фоне пожаров народ создает

Здоровое дело свободы

.

П.Б.

Главное управление по делам печати обратилось в прокуратуру с просьбой привлечь редактора журнала «Балда» Вячеслава Степановича Носа к уголовной ответственности. (Дело Главн. Упр. По делам печати, 1907 г., №4, л. 2.).

Несмотря на планы редакции издавать журнал еженедельно, вышло только три номера: 1 января 1907 г. – №1, 9 января 1907г. – №2, 16 января 1907 г. – №3. Если первый номер журнала разошёлся весь, то второй попытались конфисковать, но из 5000-го тиража в процессе обыска в типографии не нашли ничего, а в частной квартире редактора было найдено всего 10 экземпляров

. Весь остальной тираж был реализован, и на него поступали заявки от читателей. В третьем номере журнала сообщалось, что если количество заявок достигнет 2-х тысяч, то первые два номера будут отпечатаны вторично.

К сожалению, третий номер журнала «Балда» тоже был конфискован. Представители цензуры сочли преступным такой разговор, напечатанный в журнале.

– Васька, – кричит на мальчика наборщик, – ты что, работаешь? Ведь сегодня праздник – царский день!

Мальчик остановился и, презрительно посмотрев на наборщика, ответил:

– Я не черносотенец!

Ма-Гор

.

Однако, при рассмотрении в суде было дано заключение, что «стихотворение «9-е января», напечатанное в №2, не содержит в себе восхваления какого-либо преступного деяния, а будучи посвящено памяти рабочих, погибших при манифестации 9-го января, указывает лишь на значение события и освободительного движения»

.

Также был отменён и арест третьего номера, так как не было найдено «признаков преступного деяния».

Арест с журнала был снят, но по решению редакции «Балда» прекратил свое существование, так как уже был выпущен журнал «Топор», который тоже позиционировал себя как сатирический, юмористический и карикатурный журнал рабочих печатно-переплетного дела.

С новым названием журнала его редакционная политика не изменилась. «Редакция юмористического и сатирического типографского журнала «Балда», закрытого волею административною, извещает своих подписчиков и читателей, что по уговору с издателем журнал «Топор», таковой будет переваривать все подписки журнала «Балда»». Журнал «Топор» берет на себя все обязательства перед подписчиками и читателями за журнал «Балда»

.

Во втором номере журнала «Топор» на первой полосе сообщалось об отмене судебного ареста номеров «Балды». Текст сопровождался рисунком недовольного городового с журналом «Балда» в руках и человеком, показывающий городовому нос. Карикатура намекала читателям на редактора журнала «Балда» по фамилии Нос, который показывает нос властям.

Печатался журнал, как и его предшественник, в С-Петербурге в типографии Альшуллера. Ответственным редактором стал Ф.А. Котляров. Формат издания 29 см., объем – 8 стр. с иллюстрациями, чёрно-белая печать. Журнал позиционировал себя как кооперативное издание.

Форма подачи материалов в журнале не меняется, много стихотворений, юморесок, сатирических материалов, карикатур. На страницах «Топора» появляются вовсе не шутливые призывы к бойкоту: «Товарищи, бойкотируйте газету «Русь»

, стихотворение, которое вовсе не в юмористической форме обличает цензурную политику в стране.

Вы простите меня, что я лирой своей

На мгновенье ваш смех омрачаю;

Что под властью тяжелых страданий цепей,

Я печальные строфы слагаю!

Хоть и чувствую я, что наш смех молодой

Не напрасно повсюду несется; 

Он – бичует порок, он – иронией злой

Над неправдой людской раздается!

………….

Но – уж близко рассвет… И, когда над страной

Мгла исчезнет – умчатся все грозы,

Еще громче наш смех зазвучит молодой!

И тот смех – будет смех – не сквозь слезы

.

Я. Гутшабаш

Такая политика издательства журнала не могла не остаться незамеченной властями. В 1907 г. вышло всего два номера журнала «Топор», которые были конфискованы. Предполагалось взамен издавать журнал под название «Звон», но он так и не вышел, ввиду высылки редактора П.В. Васильева-Северянина в Тобольскую губернию

. После закрытия журнала «Топор» в России больше не было попыток возобновить издание юмористического, сатирического и карикатурного журнала печатно-переплетного дела.

3. Заключение

Согласно проведенным исследованиям в период с 1905-1907 года на русском языке выходило около 263 сатирических изданий

и только «Балда» и «Топор» ориентировались на профессиональные интересы своей читательской аудитории, что выделяет их из массива издаваемых юмористических журналов.

Нужно отметить, что профсоюз рабочих печатного дела, по инициативе которого возникли журналы «Балда» и «Топор», относились к движению меньшевиков, что во многом повлияло на редакционную политику и содержание журналов. Б.М. Левинтов отметил: «Журнал, несмотря на ошибки политического характера, сумел в какой-то мере отразить стойкость революционного пролетариата и его несокрушимую веру в свою конечную победу. Даже не вполне сознательные стихийно революционные рабочие оказались выше буржуазных интеллигентов всех мастей»

. Журналы имели свою социально-политическую позицию, которую не устраивала цензурная политика России того времени, что привело к полному исчезновению такого вида изданий. Несмотря на недолгое существование, юмористические, сатирические и карикатурные журналы рабочих печатно-переплётного дела «Балда» и «Топор» имеют как историко-культурную, так и художественную ценность, так как дают чрезвычайно богатый материал для характеристики определённого важного периода истории и предпосылках, которые в дальнейшем повлияли на становление специализированной прессы в России.

Метрика статьи

Просмотров:478
Скачиваний:2
Просмотры
Всего:
Просмотров:478