Визуальные новеллы как способ изучения культурных аспектов английского языка (на примере новеллы «Грешный Лондон» из «Клуба Романтики»)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/RULB.2024.59.18
Выпуск: № 11 (59), 2024
Предложена:
02.10.2024
Принята:
02.11.2024
Опубликована:
08.11.2024
63
1
XML
PDF

Аннотация

Целью данного исследования является выявления возможности использования визуальных новелл в качестве базы для изучения культурных особенностей изучаемого языка (английского) и повышения его уровня. В данной статье на примере истории «Грешный Лондон» из «Клуба Романтики» был проанализирован ее текст и реплики персонажей на наличие культурных особенностей Англии 19 века, в частности: адаптации легенд, мифический персонажей, а также названий улиц, культурных объектов, и, как следствие, возможности использования этой истории для погружения в английскую культуру и быт того времени. В результате анализа теоретической базы и на основе прошлой работы по данной теме установлено, что на сегодняшний день визуальные новеллы удовлетворяют требованиям современной молодежи как способ изучения английского языка, поскольку являются нетипичным и увлекательным методом погружения в культуру страны, ее обычаи, традиции, мифы, легенды и общую атмосферу того века, в котором происходят действия в конкретной истории. Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения проанализированного нами материала в дальнейших работах по выявлению потенциала визуальных новелл при изучении иностранных языков. Кроме этого, результаты проведенного исследования могут быть также применены в образовательном процессе на занятиях по литературе и культуре стран изучаемого языка, в нашем случае английского. Поскольку история «Грешный Лондон» позволяет познакомиться с культурой Англии и изучить ее историю в интерактивном, нетипичном и уникальном формате, такой подход к изучению иностранного языка можно назвать оригинальным, а сравнение текстов истории на русском и на английском языках позволит также поработать в области теории перевода.

1. Введение

На сегодняшний день игровая индустрия предлагает своим клиентам огромное количество разнообразных игр в качестве одного из средств развлечений. Однако современный пользователь настолько искушен, что требования растут с каждым днем, и удивить его становится все сложнее. Одним из таких нетипичных видов компьютерных игр, которые завладели вниманием игроков, являются визуальные новеллы. Они, буквально, сочетают в себе игру и книгу. Это слияние способствует росту популярности данного жанра. Кроме этого, постоянные изменения и дополнения позволяют «оживить» истории благодаря кат-сценам, музыкальному сопровождению, а также анимированным версиям любимых героев, что хорошо влияет на увеличение заинтересованности среди читателей

. Актуальность данного исследования заключается в том, что визуальные новеллы остаются достаточно неизученным пластом современной игровой индустрии. Тем не менее, если проанализировать статистику запросов в Google Play, можно увидеть явный интерес среди пользователей, об этом также говорит количество скачиваний от 1 млн до более чем 10 млн человек, в зависимости от того, кто выступает разработчиком. Так, например, выбранный нами для анализа «Клуб романтики» скачало более 10 млн человек, отзыв оставило 870 тыс.
. С 2018 года компания остается лучшей на рынке среди конкурентов благодаря тому, что постоянно совершенствуется, а также находится в контакте со своими читателями в социальных сетях. Это позволяет создавать истории в соответствии с запросами аудитории, что благоприятно сказывается на репутации и имиджи компании. В свою очередь, возможность прохождения истории не только на английском и русском языках, а также на шести других, делает данную игру хорошей базой для их изучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: во-первых, проанализировать текст и реплики героев из истории «Грешный Лондон»; во-вторых, посмотреть, как переданы культурные особенности Англии; в-третьих, оценить возможность использования данной истории для их изучения.

Материалами исследования, наряду с текстом истории «Грешный Лондон», послужили также ряд статей, посвященных проблематике исследования, а также содержащих информацию, касающуюся визуальных новелл

,
,
. Кроме этого, мы также опирались на результаты нашей предыдущей работы по данному вопросу
.

Теоретической базой для данного исследования стали работы Д. Халтийна и Б. Лауфера

, М. Пренского 
, Yang Y 
, в которых раскрывается влияние использования компьютерных игр в образовательном процессе. Также были рассмотрены труды М. Фромма 
, С. Конга 
, Д. Халпена 
, в которых наиболее полно раскрывается, к каким результатам привело использование компьютерных игр на занятиях.

В данной работе для анализа реплик героев в визуальной новелле «Грешный Лондон» используются следующие методы исследования: лингвистический метод исследования, а также метод анализа и обобщения.

2. Анализ фактического материала и его обсуждение

«Клуб романтики» на протяжении шести лет представляет свои истории, посвященные различным культурам и народам. Его визуальные новеллы пользуются популярностью по всему миру, поскольку всегда качественны, хорошо прописаны и имеют занимательный сюжет. За последние три месяца языковое многообразие игры расширилось с шести языков до восьми, помимо русского, английского, испанского, немецкого, турецкого и польского стали также доступными чешский и румынский, что говорит о распространении и популяризации игры за пределами ее изначальной целевой аудитории. На данный момент в игре доступно 44 истории, 6 из которых полностью посвящены культуре и обычаям Великобритании. В последнем обновлении от 25 сентября, была презентована новая новелла, которая называется «Шифр Шекспира»

. Она оказалась на третьем месте по частоте прохождения среди пользователей, что говорит о том, что английская культура интересует игроков, поскольку сценаристы пишут истории в соответствии с запросами своих читателей. Такой спрос явно демонстрирует любопытство и особое внимание к историческим корням Англии.

Для анализа текста на наличие легенд, мифических существ и выявления культурных особенностей была выбрана завершенная новелла «Грешный Лондон». Она состоит из 3 сезонов и 38 глав, в которых рассказывается история воровки по имени Ирэн. Девушка сталкивается с волшебной тёмной стороной Лондона и вместе со своими новообретенными друзьями спасает город от нечисти и зла. Действия происходят в 19 веке во время правления королевы Виктории

. Отметим, что уже само название говорит, о чем пойдет речь в истории. Под грехами в данном случае подразумевается темная сторона, которая полна злых существ, смертей, убийств и магии. Все это разворачивается в ночное время на улицах Лондона. Далее для наглядности в Таблице 1 рассмотрим реальные исторические места, которые упоминаются в истории и какие авторские интерпретации они претерпели.

Таблица 1 - Исторические места, упоминаемые в новелле

Место

Интерпретация

Герои об этом месте

Бордель на Кливленд-стрит

Изменена концепция, хозяйкой является мадам Хэммонд, однофамилица настоящего владельца в реальности.

Сегодня моей добычей становится тайник борделя на Кливленд-стрит. Мадам Хэммонд следовало бы лучше прятать свои сбережения…

Тюрьма Тотхилл-Филдс

Передана атмосфера как самого здания, так и самих камер в соответствии с временным промежутком, который описывается в игре.

Меня привезли в Тотхилл-Филдс – худшее место на земле! Каждый день здесь десятки людей умирают от голода, побоев, или сходят с ума.

Трущобы Уайтчепел

Как и в реальности, в игре этот район прославился своими убийствами.

Трущобы Уайтчепел – худшее место для ночной прогулки, которое только можно представить Царство нищеты и пороков.

Улица Пэлл-Мэлл

Одна из самых лучших улиц Лондона. Место, где жили главные толстосумы.

Мысль эту нередко высказывают богачи с Пэлл-Мэлл, не знавшие ни нужды, ни лишений (о нищих с трущоб).

Риджентс-парк

Спокойное, красивое место с диковинными зверушками, безопасное по мнению главной героини, поскольку всегда здесь гуляют люди.

В Риджентс-парк, покажу тебе кое-что удивительное.

Квартал Сохо

Яркий, красочный квартал Лондона, где каждый может найти развлечение себе по душе.

Да, в Сохо умеют веселиться.

Лес Эппинг

Лес, полный разбойников, духов и странных существ.

Нас связали и везут в карете куда-то в лес Эппинг.

Отметим, что все эти описания мест помогают погрузиться в атмосферу Лондона 19 века. Качественная рисовка и музыкальное сопровождение способствует улучшению восприятия. В игре сохранены все особенности архитектуры того времени, что позволяет переместиться и очутиться в значимых местах города вместе с героями. Это способствует более полному восприятию культуры страны, при прохождении игры как на русском, так и на английском языке. Безусловно, больший эффект достигается в последнем случае. Кроме этого, на фоне такого колорита герои и волшебные существа выглядят уместно и раскрываются с привлекательной стороны. Для создания нужного антуража автор прибегает к использованию различных личностей, как реальных исторических, так и выдуманных книжных или мифических. Рассмотрим их также для наглядности в Таблице 2.

Таблица 2 - Герои новеллы

Герой

Как раскрывается

Другие о нем

Мананнан

Владыка страны Вечной Юности, куда уходят души на перерождение. Проводник между мирами.

Если он придёт раньше, я уже не смогу помочь – ты останешься здесь навсегда! Когда твое тело погибает, Мананнан провожает душу в страну Вечной юности, или…

Шерлок Холмс

Спасает Лондон от нечисти, так как убил обращенного в монстра Ватсона, пытается защитить остальных.

Мне сложно сдерживать сарказм ведь в прошлом Шерлок ловил таких как я – преступников, воров.

Глэстин

Будущий властитель Холмов, конь-оборотень. Помогает героям спасти Лондон от злых существ. Узнаем о нем через легенду, которую читает Грэй.

История повествует о молодом красавце по имени Глэстин… Пишут, что это не человек, а фейри. Житель страны вечной юности.

Джек Потрошитель

Жители Лондона предполагают, что это он убивает людей, вместо мага, который обращает их в монстров.

Я всматриваюсь в местами потекшие буквы:…жертвы…Потрошитель зверствует…растерзанные женщины…

Королева Виктория

Нанимает на службу главных героев, чтобы те спасли Лондон от нечисти Справедливая, прямолинейная, властная женщина.

Она кажется спокойной и величественной. Будто ей неведом мир людских страстей.

Бэнни-прачка

(банши)

Предвестница смерти одного из второстепенных героев. Шерлок рассказывает легенду о ней главной героине после встречи с банши.

Бэнни стирает окровавленное белье тех, кто скоро умрет.

Богиня Дану

Властительница народов Холмов, была оклевещена, из-за этого Глэстин убил ее по ошибке.

Передо мной женщина, повешенная на ржавых цепях. Безвольное исхудавшее тело, на руках синяки, одежда разорвана…Дану – властительница Холмов.

Богиня Домну

Заточена в Абиссе, выпустил Глэстин, чтобы отомстить Дану за смерть сестры.

Та, что древнее всего рода твоего. Несущая смерть. Домну погружает во мрак все к чему прикасается.

Кернунн

Покровитель тех, кто может перемещаться в пространстве.

Найди Кернунна и передай это ему. Он сможет защитить вас.

Меня зовут Кернунн – царь всех живых.

Морриган

Главный антагонист истории. Лучшая подруга сестры Глэстина.

Премерзкая особа. И перьев от нее чрезмерно много.

Тайны, интриги, расследования – все это будоражит человеческий ум испокон веков. Неожиданные повороты и возможность сделать выбор за героев придают особый шарм новеллам и увлекают читателя в свой мир. Благодаря грамотному сочетанию волшебных существ, а также наличию точных исторических фактов и корректной трактовке легенд, у читателя складывается нужный образ и знания относительно выбранного временного промежутка, описываемого в новелле. Каждый персонаж преподносится как отдельная личность, с присущими ему чертами и характером, а легенды оживают благодаря кат-сценам и интерактиву. Они показаны не как сухой текст, а как увлекательные истории, которые важны для понимания сюжета. Нельзя не отметить и тот факт, что при наличии терминов, которые характерны только для английской культуры, перед читателем на несколько секунд появляется небольшое текстовое окно с пояснениями. В нем дается определение непонятному понятию или приводится аналог на русском языке, если это возможно. Например, в истории одним из героев произносится реплика: «Но надо спешить, пока бобби не очухались», сразу вслед за ней всплывает окно с пояснением: «Бобби – прозвище полицейского в Англии 19-го века. «В честь» министра Роберта Пила»

. Это позволяет поддерживать атмосферу 19 века в истории, но не затрудняет ее восприятие. Кроме этого, еще одним немаловажным дополнением являются магические существа. Обратимся к Таблице 3.

Таблица 3 - Магические существа

Магическое существо

Описание

Характеристика от героев

Адские псы

Были натравлены на медиума, чтобы Хогмен смог возродить себя к жизни.

Да. Это свора Аннона. Жестокие и кровожадные существа. Вам чудом удалось спастись.

Хогмен

Существо древообразного вида. В игре обращался в человека и был слугой в доме медиума.

Я был не в меру любопытен, хотел получше узнать людей.

Бубри

Будущий напарник главной героини, спасет ее и медиума от Хогмена.

В этот момент появляется оно… Огромные перепончатые лапы, крылья и заостренный клюв.

Казуар

Первый на ком главная героиня использовала свою магию подчинения.

Это же казуар. Водится в Австралии и Новой Гвинее. Слишком своенравная птичка.

Волшебные существа – это не просто фон для данной новеллы. Они являются сюжетообразующими персонажами, вокруг которых или с помощью которых также развивается история. Их наличие помогает более полно ощутить себя в магической части Лондона и понять, что волшебство может принимать различные обличия. Кроме этого, некоторые из них позволяют путешествовать в долину Холмов, выполняя функцию проводников и стирая грани между мирами. Качественное воспроизведение же со стороны художников, позволяет не сомневаться со схожестью с оригиналом, а даже восхищаться их красотой. Это говорит о необычности и индивидуальности английской культуры.

3. Заключение

Таким образом, использование интерактивных новелл для ознакомления с культурой Англии является достаточно продуктивной базой. Возможность прохождения истории непосредственно на оригинальном языке, позволяет еще более полно погрузиться в атмосферу старого Лондона. При глубоком анализе всех новелл на английскую тематику в «Клубе романтики» и «Грешного Лондона», в частности, было установлено, что истории написаны в максимальном соответствии с историческими фактами, либо с незначительными изменениями во избежание проблем с цензурой, которые никак не влияют на восприятие или сюжет, а также не дают ложных знаний. Игровой формат позволяет заинтересовать людей, изучающих английский язык и сделать процесс погружения в культуру увлекательным и интересным.

Метрика статьи

Просмотров:63
Скачиваний:1
Просмотры
Всего:
Просмотров:63