В статье впервые образный параллелизм макро- и микромиров исследуется на основе выявленных чешским ученым Ф. Данешем тема-рематических прогрессий, которые составляют матрицы структурообразования приема. Исследование проведено на материале текстов различных фольклорных жанров: обрядовых и необрядовых песен, исторических песен, причитаний, баллад, заговоров и заклинаний, пословиц и поговорок, былин, частушек, загадок, примет, быличек и бывальщин, сказок и др. Абстрактные модели связного текста как способы его развития применяются в качестве инструмента изучения внутренней динамики фольклорного текста: разработана типология моделей и псевдомоделей матриц структурообразования образного параллелизма макро- и микромиров, определены три основные группы тема-рематических прогрессий, имеющих универсальный статус, характеризующихся избирательным статусом и не имеющих статуса матрицы структурообразования образного параллелизма макро- и микромиров.
1. Введение
Образный параллелизм макро- и микромиров как один из универсальных композиционных принципов организации фольклорных текстов разных жанров [7], [19], [15] в качестве матриц структурообразования использует абстрактные модели связного текста.
В. Матезиус определил, что актуальное членение предложения на тему и рему как принцип организации текста обусловливает порядок слов, и противопоставил его формальному членению предложения [22, С. 161]. Идеи В. Матезиуса получили логическое развитие в трудах чешского ученого Ф. Данеша, который назвал последовательности тем и рем в тексте тема-рематической прогрессией и выявил модели с последовательной тематизацией, со сквозной темой, с производными темами, с расщепленной темой и с разорванной темой [33, С. 185-192] (в изложении на русском языке [24, С. 22-42]). Анализ типизированного соотношения темы и ремы, представленного в виде моделей линейно-динамических структур, позволил лингвистам квалифицировать тема-рематические прогрессии как способы развития текста, что детерминирует применение метода анализа тема-рематических прогрессий в качестве инструмента изучения внутренней динамики языковых основ фольклорного текста [15].
2. Методы и принципы исследования
Релевантность метода анализа тема-рематических прогрессий для исследования внутренней динамики языковых основ фольклорного текста подтверждается продуктивностью его применения для изучения особенностей синкретической природы фольклорного текста [32, С. 169], [16]. На основе структурообразующих абстрактных моделей связного текста изучены принципы организации сказочных и заговорных текстов [1], [2]. Абстрактные модели связной речи разработаны Ф. Данешем для предикативных единиц. И.Ф. Амроян подобные структуры выявлены на материале частей предикативных единиц и квалифицированы как абстрактные псевдомодели связной речи [1, C. 116].
Исследование реализации образного параллелизма с применением метода анализа тема-рематических прогрессий развивает суждение К.В. Чистова, согласно которому «формально трансформация ремы в тему и связь между отдельными звеньями логической цепочки, лежащей в основе структуры текста, могут быть выражены (актуализированы) через ...повторы, параллелизмы» [32, С. 168-169]. Бинарная природа актуального членения предикативной единицы на тему и рему соответствует бинарной природе образного параллелизма как одного из ведущих композиционных принципов организации фольклорного текста.
3. Основные результаты
Материал исследования фольклорных текстов разных жанров (обрядовых и необрядовых песен, исторических песен, причитаний, баллад, заговоров и заклинаний, пословиц и поговорок, былин, частушек, загадок, примет, быличек и бывальщин, сказок и др.) позволяет утверждать, что в качестве матриц структурообразования образного параллелизма макро- и микромиров функционируют как абстрактные модели, так и абстрактные псевдомодели связной речи, которые встречаются в чистом виде или в составе различных комбинаций пяти основных типов.
В границах моделей тема-рематической прогрессии параллелизм темы и ремы, гипертемы и производных тем формируется на основе их репрезентации на материале образов параллельных макро- и микромиров. Структура приема представлена цепью получивших образное макро- и микрокосмическое воплощение тем и рем, звенья которой связывают компоненты приема друг с другом. Тема-рематическая прогрессия в виде цепи взаимосвязанных макро- и микрокосмических тем и рем в составе параллельных построений отражает не только эволюцию компонентного состава приема, но и внутреннюю динамику языковых основ фольклорного текста.
Составляющие основу построения связного текста или его фрагмента абстрактные модели и псевдомодели тема-рематической прогрессии в аспекте выполнения ими функции матрицы структурообразования различных модификаций образного параллелизма дифференцируются на три основные группы.
Универсальный статус параллелистической модели с производными темами как матрицы структурообразования образного параллелизма определяется двумя основными положениями. Во-первых, тема-рематическая прогрессия с имплицитной или эксплицитной гипертемой и производными темами релевантным образом воплощает глубинную сущностную природу образного параллелизма на всех без исключения этапах и векторах его эволюции. Во-вторых, изучение семиогенеза образного параллелизма, resp. эволюции его семиотических основ [14], позволяет утверждать, что параллелистическая модель на более высоком семиотическом уровне нивелирует дифференциальные признаки имеющих избирательный статус тема-рематических прогрессий, которые в семиотическом плане также восходят к параллелистической модели, имеют в границах приема гипертему и производные макро- и микрокосмические темы.
Избирательный статус демонстрируют тема-рематические прогрессии с последовательной тематизацией, со сквозной темой и с расщепленной темой как матрицы структурообразования отдельных структурно-семантических модификаций образного параллелизма.
Тема-рематическая прогрессия с разорванной темой не имеет статуса матрицы структурообразования модификаций образного параллелизма.
Матрицы структурообразования параллелизма образов макро- и микромиров с универсальным и избирательным статусами реализуют классический параллелизм и его трансформированные модификации как параллелизм моно- и полипредикативных конструкций на основе соответствующих моделей тема-рематических прогрессий, формализованные модификации как параллелизм части монопредикативной конструкции на основе соответствующих псевдомоделей тема-рематических прогрессий.
4. Обсуждение
1. Простая линейная тема-рематическая прогрессия с последовательной тематизацией реализует последовательную тематизацию ремы предшествующего предложения, которая становится темой последующего. Глубинная рематическая природа последующих тем выражает глубинную сущность параллелизма образов макро- и микромиров, части которого восходят к единой гипертеме [14].
T1→R1
↓
T2(=R1)→R2
↓
T3(=R2)→R3...
Тема-рематическая прогрессия с последовательной тематизацией, обеспечивая в фольклорном тексте реализацию принципа ассоциативно-цепочной связи картин [19] и приема ступенчатого сужения образов [28], является матрицей структурообразования трансформированных и формализованных модификаций параллелизма.
Сопоставляемые на основе ассоциативно-цепочной связи картин макро- и микрокосмические образы эволюционируют один из другого, выстраиваются в горизонтальном, вертикальном и горизонтально-вертикальном направлениях, каждый последующий становится развитием предшествующего с учетом их иномирной субстанциональной природы. Сильная конечная позиция в разворачивающейся цепи макро- и микрокосмических образов является маркером доминантного по идейной и художественной значимости образа.
Ассоциативно-цепочная связь картин реализует параллелизм макро- и микрокосмической темы и ремы, выстраивая разносубстанциональные образы по горизонтали: в сказке параллелизм «волки, медведи – люди»: «Нет козы с орехами, / Нет козы с калеными! / Добро же коза! Пошлю на тя волки». / Волки нейдут козы гнать. / «Нет козы с орехами, / Нет козы с калеными! / Добро же волки! Пошлю на вас медведь». / Медведь нейдет волков гнать. / «Нет козы с орехами. / Нет козы с калеными! / Добро же медведь! Пошлю на тя людь» [32, С. 171]; по вертикали: в заговоре псевдомодель в параллелизме-перечне натурфактных и артефактных образов «жилочки, вымечко, сисечки – подоенка» с гипертемой «отпирание молочных путей» «Бабушка Соломонидушка, ...отопри у рабы божьей Пеструшеньки молочко из жилочек – в вымечко, из вымечка – в сисечки, из сисечек – в подоенку» [8].
Различие по объему и содержательной или иерархической емкости образов параллельных миров при их «цепочном» соединении формирует в границах ассоциативно-цепочной связи картин ступенчатое сужение образов, квалифицируемое нами как концентрический параллелизм образов макро- и микромиров. В загадке образы артефактного, натурфактного и христианского макромиров «мост – дуб, цвет – Великий пост, Пасха» выстроены в горизонтально-вертикальном направлении: «Стоит мост на семь верст: на мосту дуб, на дубу цвет, во весь белый свет. – Великий пост и Пасха» [9, C. 31].
2. Тема-рематическая прогрессия со сквозной темой реализует распространение одной темы, которую детализируют разные ремы, и является структурообразующей матрицей трансформированных и формализованных модификаций образного параллелизма.
T→R1
↓
T→R2
↓
T→R3...
Вариантами лексико-грамматического выражения сквозной темы, повторяющейся в каждом из предложений, объединенных параллельной связью [3], [4], [10], являются повтор слова, репрезентирующего сквозную тему; местоименный повтор; производные от темы перифразы, трансформы; однократное обозначение темы.
Актуальное членение предложения на тему и рему, будучи языковой универсалией, демонстрирует реализацию темы и ремы на материале любых членов предложения. Анализ сквозной темы, выраженной повторяющимися в частях приема компонентами, позволяет разработать типологию языковых скреп образного параллелизма, направленных на объективацию гипертемы.
Развитие идеи И.Ф. Амроян о типологизации разновидностей тема-рематической прогрессии со сквозной темой по характеру сквозного компонента позволило определить на материале образных параллелизмов спектр сквозных компонентов и разновидности тема-рематической прогрессии со сквозной темой, которые дифференцируются на два основных типа: простые (субъектную, объектную (зафиксированы И.Ф. Амроян [1]), атрибутивную, разновидность, репрезентирующую состояние, акциональную, локативную, темпоральную и квантитативную) и комплексные (субъектно-объектную, субъектно-акциональную, объектно-акциональную).
Отсутствие воспроизведения сквозной темы в последующих частях приема обусловливает модификацию абстрактной модели в абстрактную псевдомодель. При семантическом развертывании параллелей приводятся только ремы, что формирует параллелизмы-перечни: в былине «Князь по полу похаживат, тиху-смирну речь выговариват» [5, С. 67].
В простых разновидностях сквозная тема репрезентируется отдельными словами (самостоятельными и/или служебными частями речи; в звукосимволических параллелизмах актуализированными образными звукокомплексами, сегментами слов). В субъектной разновидности сквозным компонентом является субъект: в быличке «Черт не может на суше жить, он только в воде живет. ...утонет человек, дак он душу-то себе возьмет. Черт ...это нечистая сила. Черт тоже может всяко выглядеть» [23]. В объектной разновидности сквозным компонентом является объект: в заговоре «Стану я благословясь и пойду перекрестясь на Океан море, на немъ плавает гоголь морской, он не имеет ни синей, ни красной опухоли, ни хомута; там ползает рак морской, он не имеет ни синей, ни красной опухоли, ни хомута; там лежит мертвец, он не имеетъ ни синей, ни красной опѵхоли, ни хомута» [20]. В атрибутивной разновидности сквозным компонентом является атрибут: в примете «Небо чистое – и в амбаре будет чисто – пусто» [18]. В разновидности, репрезентирующей состояние, сквозным является компонент с семантикой внешнего или внутреннего состояния представителей параллельных миров: в балладе «Худо течь ведь реченьке, / Худо течь ей быстроей / Без крутых бережков, – / Худо жить-быть девушкам, / Худо жить-быть красныим / Без миленьких дружков» [6]. В акциональной разновидности сквозным компонентом является акция: в примете «Оставлять кусочки от ломтя, который ел за ужином, оставлять свое счастье» [30, С. 25]; в пословице «Не бойся смертей, бойся чертей!» [9, С. 152]. В квантитативной разновидности сквозным является компонент с квантитативным значением: в причитании «Хотя много мы видим перелетных соколов, / Хотя к нам много ездит добрых молодцев» [26, С. 269]. В локативной разновидности сквозным является компонент с локативным значением: в примете «Как хозяин во дому, будто пан во раю; / Как хозяюшка во дому, будто пчелочка во меду; / Малы детушки во дому, как оладышки во меду» [29]. В темпоральной разновидности сквозным является компонент с темпоральным значением: в примете «25 января – Татьянин день. Проглянет солнышко на Татьяну – к раннему прилету птиц. Снег на Татьяну – лето будет дождливое» [18]. Псевдомодель тема-рематической прогрессии со сквозной темой составляет основу звукосимволического образного параллелизма (ономатопеи, приема «звукового эха» [30, С. 73]), в котором звукосимволические параллели являются средством выражения сопоставительных отношений между частями приема: в примете «5 января – День ФеоДУЛа. Пришел ФеДУЛ, ветер наДУЛ (поДУЛ) – к урожаю» [18].
В комплексных разновидностях сквозная тема репрезентируется словесными комплексами (группами членов предикативной единицы) [10, С. 171]. В субъектно-объектной разновидности сквозными компонентами являются субъект и объект: в причитании «Я ведь мать беднодетинная, / Голова в меня обидная» [27, С. 102]. В субъектно-акциональной разновидности сквозными компонентами являются субъект и акция: в частушке «Я не знала – наломала / Хмелюшку незрелого. / Я не знала – полюбила / Ванюшку несмелого» [31]. В объектно-акциональной разновидности сквозными компонентами являются объект и акция: в заговоре «Батюшка истинный Христос сын Божий, заговори мое тело белое и закрепи крепче стали и булату, крепче меди и укладу, крепче свицкаго железа и немецкаго, крепче тугого лука, каленой стрелы» [20].
Тема-рематическая прогрессия со сквозной темой является матрицей структурообразования серии параллельных построений: в заговоре «Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церковная, крест – царям держава, крест – книгам слава, крест – бесам язва...» [17]; в примете «Федор-житник, Федот-овсянник, Федор-колодезник» [30, С. 101].
В фольклорных текстах выявлен образный параллелизм моделей тема-рематической прогрессии со сквозной темой в каждой из частей приема: в балладе «Конопля, конопля зеленая моя! / Что же ты, конопля, невесело стоишь? / Ах, как мне, конопле, веселой стоять? / Снизу меня, коноплю, водой подмыло, / Поперек меня, Коноплю, бурей сломило, / Сверху коноплю воробьи клюют. – / Девка, ты девушка, девушка красная! / Что же ты, девушка, невесело сидишь? / Ах, как мне, девушке, веселенькой быть? / Мой батюшка хочет замуж меня отдать, / А матушка хочет в черницы постричь» [6].
3. Тема-рематическая прогрессия с производными темами (параллелистическая модель) отличает построение, в котором каждое последующее высказывание реализует единую гипертему и не содержит элементов последовательной или сквозной тематизации. «Сегменты такой тема-рематической цепочки связаны между собой параллельной связью» [24, С. 23]. Гипертема имеет эксплицитное или имплицитное выражение и формулируется на основе производных от нее тем.
[T] (гипертема):
T1→R1 T2→R2 T3→R3 (где T1, T2, T3 – производные темы)
Универсальный статус параллелистической модели как матрицы структурообразования образного параллелизма всех без исключения векторов его эволюции [15] позволяет исследовать динамику функционирования модификаций приема.
На первом этапе параллелистическая модель является матрицей структурообразования образного параллелизма моно- и полипредикативных единиц: в заговоре с гипертемой «пустое место»: «...пойди, грыжа ...на пустое место, в темное место, где солнце не огревает, где люди не ходят и не бывают, где птицы не летают, где звери не заходят» [20]. Широко представлены образные параллелизмы, части которых характеризуются структурной и смысловой автономностью, не имеют внешних формальных признаков взаимозависимости, что создает эффект кажущейся автономности тема-рематических структур, но в семиотическом плане воплощают единую имплицитную гипертему, формируют двуплановость изображения на материале сопоставления образов параллельных макро- и микромиров: в причитании с имплицитной гипертемой «внутреннее состояние персонажа»: «И не горькая осина разстонулася, / Это зла моя кручина расходилася» [21, С. 30].
На втором этапе организация образного параллелизма на материале части монопредикативной единицы свидетельствует о формализации приема, при которой классическая разновидность параллелистической модели эволюционирует в переходную от модели к псевдомодели веерную разновидность [1] и структурирует образные параллелизмы с акциональными перечнями внешних и внутренних действий или состояний [11]: в заговоре с гипертемой «тосковать» «...чтобы вспомнил раб божий (имя) обо мне, рабе божьей (имя), в это время, чтоб он меня в еде не заедал, в питье не запивал, в крепком сне не засыпал, в думе не задумывал, думал бы вечно да любил бы он меня сердечно» [8].
На третьем этапе переходная веерная разновидность параллелистической модели эволюционирует в параллелистическую псевдомодель и структурирует образный параллелизм с номинативными перечнями: в заговоре терминальный перечень с гипертемой «все недуги» «Пресвятая Богородица, ...укрой, утеши от огня и от пламя, от сибирки и от опѵху, от бишихи и от бросу, от ломоты и от колотья, и от миритлицкия болезни, и от всех недуг» [20].
Подробный анализ семиотической вертикали параллельных построений с имплицитной или эксплицитной гипертемой представлен в работах об эволюционной семиологии образного параллелизма [14], [11].
4. Тема-рематическая прогрессия с расщепленной темой реализует множественную рему, компоненты которой при тематизации расщепляются для развития отдельных тематических прогрессий.
R1=R1'+R1''
↓
T2'=R1'
↓
T2''=R1''
Тема-рематическая прогрессия с расщепленной темой является матрицей структурообразования образного параллелизма в составе счетного ряда [13], который получает свое воплощение в формуле [n + сущ.: n, + сущ. …, (n + 1), + сущ. …, (n + 2), + сущ. ...], где n – количественное числительное, n, − порядковое числительное: в лирической песне «У молодки три заботки: / Перва заботка – горшок кипит, / Друга заботка – дите кричит, / Третья заботка – старый муж кличет» [25].
5. Тема-рематическая прогрессия с разорванной темой (с тематическим прыжком) реализует разрыв звеньев (компонентов) в тема-рематической цепи, который восстанавливается из контекста.
T1 → R1
↓
[T2 → R2]
↓
T3 → R3
В целом для образного параллелизма нерелевантна. Тем не менее с ее характеристиками коррелируют формализованные разновидности приема с имплицитной реальной параллелью, имплицитный параллелизм, моделируемый на основе сопоставления разных текстов, и дистантный параллелизм, композиционные части которого дистанцированы друг от друга в тексте. Признаки тема-рематической прогрессии с тематическим прыжком выявлены в затрудненном параллелизме загадки [12]: «Живой мертвого бьет, мертвый во всю голову ревет. – Колокол» [9, С. 31].
5. Заключение
Анализ матриц структурообразования образного параллелизма под углом зрения их генетической обусловленности моделями связной речи позволяет в аспекте диахронической (генетической) интерпретации приема исследовать вопрос о его речевых основах. Выявление генетической связи матриц структурообразования образного параллелизма с моделями связной речи расширяет объем информации («банка данных») генетической обусловленности явлений фольклорной поэтики структурами языка, что играет ключевую роль в изучении механизмов становления и эволюции художественной системы народной словесности. Словесная ткань фольклорных произведений различных жанров, тексты которых построены по принципу параллелизма образов макро- и микромиров, «демонстрирует в минимально усложненном варианте почти обнаженное и прямое воспроизведение абстрактной модели связного текста» [32, С. 175]. Анализ параллельных построений через призму заявленных подходов также позволяет определенным образом продвинуться в решении поставленной К.В. Чистовым научной проблемы разработки типологии «словесного воплощения «глубинной структуры», которая на максимально абстрагированном уровне аналогична логической предикативной цепочке Ф. Данеша» [32, С. 174]. Перспективой исследования на материале разных жанров фольклора видится изучение моделей контаминации в рамках образного параллелизма различных типов тема-рематической прогрессии.
The additional file for this article can be found as follows:
Further description of analytic pipeline and patient demographic information. DOI:
None
None