ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ С ИМЕНЕМ СОБСТВЕННЫМ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ С ИМЕНЕМ СОБСТВЕННЫМ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)
Аннотация
Целью исследования является раскрытие понятий лингвокультурологических аспектов фразеологических единиц с именем собственным. Имена, послужившие основой создания фразеологических единиц, представлены в статье совокупностью характеристик с точки зрения их происхождения, сферы употребления и стилистической окраски.
В современном немецком языке насчитывается большое количество фразеологизмов, в состав которых входит имя собственное. Фразеологические единицы с именем собственным являются источником знаний о взглядах и представлениях о том, как они формировались в сознании людей разных эпох. Проводится анализ немецких фразеологических единиц с именем собственным. В исследовании проанализировано более трехсот фразеологических единиц, основную часть из которых составили мужские имена. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что фразеологизмы являются народным достоянием, их форма и значения длительно шлифуются на протяжении времен. Структурно-семантическая эквивалентность немецких и русских фразеологических единиц близка к нулю. При переводе таких единиц на другой язык теряются все коннотативные значения, которые характерны для фразеологической единицы. Переводчикам необходимо владеть фоновыми знаниями для полного понимания подобных фразеологизмов.
1. Введение
Фразеологизмы издавна привлекали внимание филологов как кладезь народной мудрости, образец творческого отображения действительности. Фразеология переплетена не только с бытом, историей, культурой народа, но и с мышлением. Фразеологические обороты способны оживить и украсить речь, они являются строительным материалом для любого языка . Данный факт наложил свой отпечаток на смысловую сторону фразеологических оборотов. Фразеологические единицы с именем собственным обладают сложной смысловой структурой, в образовании которой участвуют экстралингвистические и этнолингвистические факторы. Источники их происхождения чрезвычайно разнообразны и восходят к разным эпохам. В лингвистике большой интерес вызывает перевод фразеологизмов, в состав которых входят имена собственные. Это обусловлено тем, что они несут в себе информацию о культуре, традициях и особенностях изучаемого языка.
2. Методы и принципы исследования
Материалом исследования послужили словарные статьи авторитетных немецкоязычных этимологических словарей: Etymologisches Wörterbuch der deutschen Sprache , а также русскоязычных словарей Словарь фразеологических синонимов русского языка , Словарь-справочник лингвистических терминов , Большой энциклопедический словарь , контексты употребления фразеологических единиц, полученные из Немецко-русского военного словаря . Настоящее исследование осуществлялось посредством следующих методов: этимологический анализ; семантический анализ; корпусный анализ; хронологический анализ; метод сплошной выборки; контекстный анализ.
3. Основные результаты
По мнению И. И. Чернышевой, «развитие фразеологических единиц идет по линии создания устойчивых словосочетаний, выражающих эмоционально насыщенную характеристику качеств, свойств, действий субъекта фразеологическими средствами языка, т.е. на основе переосмысления переменных словосочетаний с наиболее метким для данного понятия образом» . В. Н. Телия отмечает, что фразеологизмам присущи метафоричность, образность и экспрессивно-эмоциональная окраска . Проблемой фразеологии как совокупности всех устойчивых выражений занимались не только отечественные исследователи, но и зарубежные. Среди ученых, которые внесли наибольший вклад в развитие фразеологии как науки можно выделить В. В. Виноградова, И. И. Чернышеву, А. В. Кунина и др.
В современном немецком языке насчитывается довольно большое количество фразеологизмов, в состав которых входит имя собственное. Мода на имена в большей степени формируется «в подражание». Охотно давались детям имена монархов, а так же имена героев литературных произведений (Wilhelm, August, Maximilian). В образной структуре фразеологизма имя выполняет функцию обозначения определённого лица, обладающего характерными свойствами характера, внешности, манеры поведения.
В нашем исследовании было проанализировано более трехсот фразеологических единиц. Большую часть из них составили немецкие мужские имена. По частоте употребления самое распространенное мужское немецкое имя Hans (25%), оно используется как нарицательное обращение к лицу, имени которого не знали, а в большинстве случаев с негативными чертами характера. Мы разделили фразеологические единицы с именем Hans по следующим тематическим разделам:
· род деятельности (Hans Allerei – торговец мелкими товарами)
· продукты питания (großer Hans – пудинг)
· географические названия (der blanke Hans – Северное море)
· везение (Hans in Glück – счастливчик)
· констатация фактов (Jeder Hans findet seine Grete – мужчина найдет себе жену по вкусу)
· житейского характера (Mit j-m Hänschen machen – разыгрывать кого-либо)
Доминируют в этом списке фразеологические единицы, которые могут отражать ряд таких отрицательных качеств как:
· глупость – Hans Langohr
· трусость – Hans Hasenfuß
· пьянство – Hans Immerdurst
Ко второй группе мы отнесли немецкое имя собственное Heinrich, Heinz, Hein, Heini (19%). Имя получило широкое распространение, потому что его носили немецкие кайзеры, а со временем стало употребляться со значением «человек», «парень». Наиболее распространенные фразеологизмы мы разделили по следующим группам:
· продукты питания (stolzer Heinrich – рисовая каша)
· алкогольные напитки (der sanfte Heinrich – сладкий ликер)
· растения (großer Heinrich – девясил)
· недомогания (den flotten Heinrich haben – иметь расстройство желудка)
· пренебрежительное отношение (Heinz und Kunz – всякий встречный)
· отрицательные качества (lahmer Heinrich – слабак)
· положительные качества (ein ganfter Heinrich – славный малый).
Широко представлены фразеологические единицы с именем Heinrich, отражающие отрицательные свойства и качества человека:
· глупость – blöder Heini
· наглость – frecher Heini
· слабость – schlapper Heini
· лень – den müden Heinrich spielen.
В составе фразеологических единиц с мужскими именами имя Otto занимает около 5%, August, Peter, Matz, Max – по 3%, Fritz, Oskar, Michel, Wilchelm, – по 2 %, Emil, Ulrich, Thomas, Roland, Georg, Joseph, Eugen, Paul – около 1 %.
Часто для характеристики человека недалёкого или глуповатого используют имена Peter и Michel. Так, имя Peter в сочетании с определением закрепилось в языковом употреблении в качестве устойчивого словосочетания (ein langweiliger Peter – «скучный Пётр»). Личное имя Michel стало синонимом ограниченного немецкого бюргера, воплотившего в себе типичные черты немецкой отсталости и провинциальности. Der Michel – ограниченный человек, простофиля. В сложных словах имя Michel обозначает лиц мужского пола с отрицательными свойствами:
· Heulmichel – плакса, рёва
· Dreckmichel – грязнуля, неряха
· Klotzmichel – «сапог»
· Quatschmichel – брехун, трепач, пустомеля
· Schwatzmichel – брехун, трепач, пустомеля.
Личное немецкое имя Max символизирует силу человека, это имя часто служит для обозначения профессии авиатехника (strammer Max – силач, богатырь). В основу ряда фразеологизмов легли имена лиц, которые связаны своим искусством и талантом. Так, немецкое имя Otto предположительно восходит от имени популярного берлинского жокея Отто Шмидта. Имя Otto, которое пользовалось популярностью, стало собирательным обозначением «маленького человека» (schräger Otto – подозрительный тип). Существительное der Otto в разговорной речи обозначает «экземпляр», «вещь», когда речь идет о каком-либо предмете, отличающимся большими размерами, которое вызывает удивление или восхищение (doller Otto – отчаянный парень, смелый). Имена August, Emil, Fritze, Jakob, Oskar, Max менее популярны в немецком языке.
Фразеологические обороты с мужским именем собственным мы разделили на следующие тематические группы:
· профессии (feiner Emil – офицер щеголь, der blanke August – жандарм, полицейский, öliger Max – авиатехник)
· транспорт (der rasende August – стремительный, бешеный; der grüne Heinrich – машина для перевозки арестованных)
· предметы быта (lange Heinrich –– отмычка)
· продукты питания (stolzer Heinrich – рисовая каша; strammer Max – закуска к пиву, хлеб с ветчиной и яичницей сверху; trockener Oskar – хлеб)
· недомогания (den Otto haben;schneller Otto; den flotten Heinrich haben – иметь расстройство желудка)
· действия житейского характера (beim billigen Jakob kaufen – покупать по дешевке)
· бранный смысл (frech wie Oskar – нахал, schräger Otto – подозрительный тип)
· положительные качества (doller Otto – смельчак)
· отрицательные качества (Hans Langohr – «осел»; frech wie Oskar – нахал из нахалов)
· предметы боевой техники (Otto fährt auf Urlaub – снаряд, бьющий далеко от цели; der alte Fritze – русское тяжелое орудие)
· чувства, эмоции (da will ich Emil heißen – если это не так, назовите меня дураком; von wegen Otto! – Ни за что!).
Имя August стало широко распространенным и нарицательным, благодаря прозвищу известного артиста цирка, который своим умелым искусством и талантом создал особый тип клоуна. Со временем выражение der dumme August получило обобщенное переносное значение: der dumme August spielen – прикидываться дурачком.
В немецком языке имеется ряд фразеологизмов с именами собственными восходящими к библейскому сюжету. Для обозначения ярмарочного мелкого торговца, употребляется имя собственное Jacob. Согласно библейскому сюжету Иаков безвозмездно работал у отца Рахили, что бы получить её в жены, был дешёвым работником. Именно этот образ дешёвого работника лёг в основу фразеологизма der billige Jacob.
4. Заключение
Таким образом, мы можем сделать вывод, что значение слова всегда присутствует в контексте фразеологизма, без этого достаточно сложно определить полное понимание внутренней формы фразеологизма, его семантики, экспрессии и связи с остальной частью словарного состава языка. Фразеологические обороты являются народным достоянием, их форма и значения длительно шлифуются на протяжении времен.
Структурно-семантическая эквивалентность немецких и русских фразеологических единиц близка к нулю. Это позволяет сделать вывод о том, что при переводе таких единиц на другой язык теряются все коннотативные значения, которые свойственны фразеологической единице. Переводчикам необходимо владеть фоновыми знаниями для полного понимания подобных фразеологизмов. Мы можем отметить, что именно комплексный подход позволяет классифицировать фразеологизмы на основе их семантических и стилистических типов, а так же узнать их происхождение и улучшить понимание этих единиц при переводе. Именно современная фразеология как наука на сегодняшний день имеет ряд проблем, которые касаются классификации фразеологизмов, методики их преподавания и технологии лексикографирования. Использование в речи новых устойчивых выражений может служить основанием для их лексикографического описания и применения в качестве учебного материала в вузовских курсах лексикологии и стилистики.