САТИРИЧЕСКИЕ И ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ
САТИРИЧЕСКИЕ И ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Аннотация
Статья посвящена изучению истоков и традиций комического в башкирском словесном искусстве. Актуальность выбранной темы обусловлена отсутствием отдельных научных трудов в данной области. В трудах известных литературоведов дано определение комическому, изучены виды комического, формы их отражения в литературе. Но отдельных трудов, посвященных изучению комического в башкирской литературе, изучению самобытного национального юмора нет. Цель статьи – выявить произведения юмористического и сатирического характера и доказать, что традиции комического, заложенные в самых древних формах словесного искусства получают развитие в башкирской изустной и письменной литературах средних веков. Практическая значимость статьи заключается в выявлении материала и в возможности использования данного материала при дальнейших исследованиях в данной области.
1. Введение
Комическое – эстетическая категория, в основе которой лежит беспощадное обличение и критика общественных явлений и недостатков характера человека через смех. Комическое (от греч. komikos – веселый, смешной, от komos – веселая толпа ряженых на сельском празднике в честь бога Диониса в Древней Греции) – смешное в жизни и искусстве. Комическое изображает различные жизненные несоответствия, отклонения от нормы, общественные недостатки , . Пороки общества и человека, противоречащие эстетическим идеалам, находят оценку и разоблачаются через осмеяние. Одной из главных черт комического является необоснованная претензия безобразного выдавать себя за прекрасное, низменного – за возвышенное, глупого – за умное и т.д. Смех в комическом разоблачает необоснованность этих претензий, утверждая истинную суть тех или иных явлений, – и в этом не только разоблачительное, но и утвердительное значение комического . Философы и ученые-литературоведы выделяют такие виды комического, как ирония, юмор и сатира , , , .
2. Методы и принципы исследования
В написании статьи были использованы исторический и описательный методы исследования.
3. Обсуждение
Смех, чувство юмора имели место в жизни общества еще с древнейших времен. Самые ранние проявления комического в словесном искусстве башкирского народа можно проследить в произведениях обрядовой поэзии , в произведениях устного народного творчества . В них отражаются эстетические идеалы народа, утверждаются модели правильного порядка вещей и явлений.
Произведения комического характера встречаются и в башкирском словесном искусстве средних веков. Распространение сатирических и юмористических произведений, прежде всего, связано с именем легендарного Еренсе (Ерэнсэ) сэсэна. Он был известен также среди казахов, каракалпаков и алтайцев. Образ Еренсе (Ерэнсэ) сэсэна сохранился в новеллистических сказках и притчах. Он прославился как автор и герой многочисленных фольклорных кулямасов (анекдотов). Имя поэта-импровизатора и острослова стало нарицательным и в настоящее время воспринимается как символ юмора и находчивости в башкирском словесном искусстве.
Мнения по определению времени, когда жил известный поэт-импровизатор разнятся. Его поэтические обращения к Абулхаир-хану (1693-1748) позволяют предполагать, что жил он в XVII-XVIII веках. «Обращение Еренсе сэсэна к Абулхаиру-хану» было записано известным башкирским фольклористом Мухаметшой Бурангуловым в 1911 году у Минлебая Саитова из деревни Каипкулово Оренбургской губернии . В сохранившихся в народной памяти кулямасах (анекдотах) сэсэн предстает очень смелым и находчивым. В его образе воплощены идеалы народа о заступнике и защитнике интересов бедных и бесправных. А в произведениях, которые относят к его авторству, отражается колоритный башкирский народный юмор. Игра слов, описание жизненных смешных ситуаций, яркое отражение народного менталитета позволяют судить о традициях комического в башкирской литературе средних веков.
В XVI-XVIII веках после присоединения к Русскому государству в социальной, общественной, культурной жизни башкирского народа наблюдаются большие изменения. Эти исторические и общественно-политические изменения находят художественное отражение в литературе и определяют отдельный этап в его развитии. Как отмечает известный ученый-литературовед Г.Б. Хусаинов, в это время наряду с литературно-дидактическими произведениями центральное место на литературной арене занимает и анонимная поэзия. Анонимную поэзию составляют такие жанры как газель, касыда, хикмет, мадхия, марсия, назым, а проза была представлена такими традиционными жанрами как хикаят, васыятнамэ, кисса, парса.
В прозе средних веков отдельное место занимают хикаяты – занимательные повествования. Хикаяты, восходящие корнями к Восточной литературе, совмещали в себе как каноны письменной литературы, так и традиции устного народного творчества .
Как отмечают ученые-литературоведы Г.Б. Хусаинов и З.Я. Шарипова, хикаяты того времени были двух видов – фантастические и реалистические. Хикаяты с элементами фантастики были связаны с народными сказками и эпосами. Реалистические же хикаяты по жанровым формам, с одной стороны, походили на литературные рассказы и новеллы, с другой, на фольклорные семейно-бытовые сказки и анекдоты.
Реалистический хикаят чаще всего обращается к событиям повседневной жизни, делам и заботам простых людей. Его герои – ткачи, портные, ремесленники. Большая группа реалистических хикаятов носит юмористический характер. Многие потешные, забавные ситуации переходили из хикаятов в анекдоты, а народный юмор, в свою очередь, проникал в хикаяты. Такое взаимопроникновение традиций Г.Б. Хусаинов и З.Я. Шарипова доказывают на примере отдельных произведений. Например, события, описанные в хикаяте «Отважный муж» и «Лаууаха» из сборника «Маджмаг аль-хикаят», очень близки к сюжетной линии известного анекдота «Как сэсэн Еренсе гуся делил».
Главными героями юмористических хикаятов выступают также верные и неверные жены, порочные мужья-изменники. Но сюжетов, в которых верная и порядочная жена своей смекалкой и находчивостью наказывает неверных и развратных мужчин больше . Этот мотив встречается в одном хикаяте из сборника «Маджмаг аль-хикаят», по сюжету которого с виду порядочный мулла приходит к одной женщине в отсутствии ее мужа и ведет себя непристойно. Сюжет произведения похож на сюжет анекдота «Как мулла превратился в шайтана». В произведении обличается развратный характер и распутство муллы.
Особую группу хикаятов составляют произведения, в которых иногда допускаются унизительные замечания в отношении женщины. Они, как правило, носят назидательный характер, в них подробно расписываются обязанности и правила поведения женщин в доме и обществе по шариату.
Среди хикаятов юмористического характера встречаются произведения, связанные с именами справедливого Науширвана, щедрого Хатима Тая. Эти произведения отражают народные идеалы о душевной красоте и справедливости.
Вторую группу реалистических хикаятов составляют произведения сатирического характера. В таких хикаятах остро обличаются общественные пороки и человеческие недостатки. В сатирических хикаятах порицаются такие черты характера как чрезмерная наивность, трусость, хвастовство, эгоизм и алчность («Хикаят о медведе»).
Как отмечают исследователи, к концу XIX века в сатирических хикаятах начинают преобладать антиклерикальные мотивы. В таких произведениях высмеиваются порядки в старом медресе, невежественные муллы («Иблис и шайтан»).
Произведения сатирической направленности можно найти и в творчестве средневекового суфийского поэта Габдрахима Усмана. В его произведениях осуждаются социальные пороки. В этом проявляется прогрессивная сторона его творчества. Но автор еще далек от понимания истинных причин социального неравенства в обществе. Поэт видит причину социального расслоения общества в безграмотности, в отсутствии просвещения .
4. Заключение
Таким образом, эстетическая категория комического отражается в литературе средних веков в форме кулямасов (анекдотов) Еренсе (Ерэнсэ) сэсэна, в форме юмористических и сатирических хикаятов и сатирических произведений суфийского поэта Габдрахима Усмана.