СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМ ВРЕМЕНИ КАК ЯДЕРНЫЙ КОНСТИТУЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ НЕЗАВИСИМОГО ТАКСИСА
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМ ВРЕМЕНИ КАК ЯДЕРНЫЙ КОНСТИТУЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ НЕЗАВИСИМОГО ТАКСИСА
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме языкознания — сложноподчиненным предложениям с придаточным времени, которые являются одним из ядерных конституентов функционально-семантического поля независимого таксиса. Автор рассматривает различные точки зрения лингвистов, кусающие понятию таксиса и его значений. Отмечается, что ФСП независимого таксиса образуется на базе сложных предложений, где СПП с придаточным времени занимает центральное положение. Подчеркивается также, что таксисные отношения выражаются личными формами глагола и на этой основе предлагается темпоральная парадигма СПП, которая представлены в четырёх временных планах. Что касается аспектуальной парадигмы СПП с придаточным времени, она строится на деление глагола и глагольных форм на точечные и линеарные которые иллюстрированы примерами из художественной английской литературы.
1. Введение
При исследовании семантики языковых единиц современная лингвистическая наука все чаще обращается к динамическому аспекту языка, так как только на основе изучения живого функционирования языка в человеческой коммуникации можно объяснить значащий стороны языка.
Этот аспект привлек внимание представителей различных лингвистических направлений, в связи с чем приемы и методы анализа в данной области являются неодинаковыми. В лингвистике основным инструментом научного познания динамического аспекта языка является теория функционально-семантических категорий (ФСК). Согласно теории ФСК языковая система может быть разложена на ряд комплексов — функционально семантических категорий. ФСК обычно состоятся из средств разного уровня языка, которые объединяются одинаковой общей выполняемой функции. На этом основании выделены такие ФСК как темпоральность, залоговость и т.д. «ФСК можно представит также и в виде функционально-семантического поля (ФСП), разработанной А.В. Бондарко»
.А.В. Бондарко, считает, что «ФСП представляет собой двустороннее (содержательно-формальное) единство, охватывающее конкретные средства данного языка со всеми особенностями их форм и содержания. В основе каждого ФСП лежит определенная семантическая категория, представляющая собой тот или иной семантический инвариант, который объединяет разнородные языковые средства и обуславливает их взаимодействие»
.О таксисе как о грамматической категории одним из первых писал Р.О. Якобсон, который представил её как оппозицию граммем: зависимый и независимый таксис. Таксис «характеризует сообщаемый факт по отношению к другому сообщаемому факту и безотносительно к факту сообщения»
.Ю.С. Маслов также рассматривает таксис в связи с аспектуальностью и темпоральностью и считает, что таксисные значения одновременности, предшествования или следования во времени являются результатом взаимодействия видо-временых форм
.Учение о таксис свое дальнейшее развитие получило в работах А.В. Бондарко и его последователей
, .А.В. Бондарко определяет таксис как ФСП, которое формируется различными средствами — морфологическими, лексическими и объединяются функцией выражения временных отношений между действиями в рамках целостного временного периода. Необходимо заметить, что, в связи с этим выделяются два вида таксиса: зависимый и независимый, следовательно, ФСП таксиса делится на две сферы: сфера независимого и зависимого таксиса, каждая из которых имеет свой центр и периферию.
Сфера независимого таксиса образуется на базе сложных предложений и простых предложений с однородными сказуемыми.
Наивысшая степень специализированного и актуализированного выражения временных отношений между действиями в этой сфере характерна прежде всего для сложноподчиненных предложений (далее СПП) с придаточными времени
.Н.А. Кобрина, Е.А. Корнеева и другие, рассматривая СПП, также утверждают, что именно СПП с придаточным времени четко характеризуют временные отношения между действиями в главной и придаточной частях
.СПП с придаточным времени располагается в самом центре поля благодаря синтаксической структуре, участию союзов, которые наиболее эксплицитно выражают различные варианты временной соотнесенности действий, временных отношений и имеют ярко выраженное категориальное таксисное значение.
М.Ю. Рябова также считает, что самой специализированной формой, обеспечивающей процесс локализации таксиса, является сложноподчиненное предложение . Эта же мысль подчеркивается и Л.И. Варшавской. Она отмечает, что локализация событий как мыслительная сторона процесса осуществляется разными узуально-закрепленными способами через понятийные категории, т.е. через те или иные смысловые отношения и между событиями устанавливаются пространственные, временные отношения
.2. Основные результаты и обсуждение
Анализ различных точек зрения относительно СПП с придаточным времени и фактического материала даёт основание сделать вывод, что СПП с придаточным времени отводится первое место в иерархии средств выражения независимого таксиса и оно занимает доминирующее положение в сфере поля независимого таксиса, т. е. является ядром функционально-семантического поля независимого таксиса и выражают различные временные отношения.
Например:
1. Sir Henry was wondering as he went upstairs (Maugham).
2. When Mrs. Lambert lost her husband, she settled down in St. Mallo (Maugham).
3. Julia laughed bitterly as she remembered.... (Maugham).
4. When we got back to the flat, he took Jill into the bedroom (Maugham).
В приведенных примерах, которые являются СПП с придаточного времени предикации в главных и придаточных частях выражают временные отношения одновременности: в 1 и 3 предложениях предикации выражают отношения одновременности, во втором и четвёртом отношения разновременности.
Сравните:
1) одновременность:
was wondering — went
laughed — remembered
2) разновременность:
lost — selled down
got back — took
В непосредственной близости от доминанты находятся бессоюзные предложения с временным таксисным соотношением частей. По степени специализации выражения таксисных отношений они несколько уступают временным таксисным СПП, в которых наиболее эксплицитное выражение различных вариантов временной соотнесённости действия достигается с участием союзов.
Например:
His flesh was clawing when she clung to him (Maugham).
He seemed quite struck with Jane as she was going down to down (J. Austen).
He listened to her with perfect indifference while she chose to entertain herself in this manner (J. Austen).
As soon as Michael had felt himself safe, he had tried to take Dolly de Vries out... (Maugham. Theatre).
She was thanking her host effusively for the pleasant party when Roger came up to her (Maugham. Theatre).
She felt a faint sensation of relief as she turned the scheme over in her mind (Maugham. The Moon and Sixpence).
Также конструкции с однородными сказуемыми относятся к центральной зоне таксиса: Then Robert Strickland struck a match and lit a cigarette (Maugham. The Moon and Sixpence).
Dr Coutras followed her, but waited outside in obedience to her gesture (Maugham. The Moon and Sixpence).
Но, как указывает А.В. Бондарко, «... в СПП времени сама синтаксическая структура имеет ярко выраженное категориальное таксисное значение»
. Кроме того, в них оба члена ФСК таксиса-предикативные единицы (далее ПЕ) выражены личными-формами глагола, и эта конфигурация служит хорошим материалом для построения темпоральной парадигмы независимого таксиса.СПП бывает монотемпоральным. Полная максимальная темпоральная парадигма любого СПП состоит из 16 членов и можеть быть представлена соотношением в 4-х временных планах:
Главная ПЕ Зависимая ПЕ
I. Временной план прошедшего включает:
1. Прошедшее Прошедшее
2. Прошедшее Настоящее
3. Прошедшее Будущее
4. Прошедшее Будущее в прошедшее
II. Временной план настоящего
5. Настоящее прошедшее
6. Настоящее настоящее
7. Настоящее будущее
8. Настоящее будущее в прошедшем
III. Временной план будущего
9. Будущее прошедшее
10. Будущее настоящее
11. Будущее будущее
12. Будущее будущее в прошедшем
IV. Временной план будущего в прошедшем
13. Будущее в прошедшем прошедшем
14. Будущее в прошедшем настоящее
15. Будущее в прошедшем будущее
16. Будущее в прошедшем будущее в прошедшем
Н.Н. Матвеева же указывает, что полная темпоральная парадигма, представляющая все возможные соотношения временных планов бипредикативного СПП, теоретически включает 180 потенциально возможных соотношений видо-временных форм, что делает его громоздкой и практически необозримой
.Однако, нередко отношение синхронии может выражаться и разноплановыми видо-временными формами. В СПП с придаточными времени мы можем иметь корреляцию таких разноплановых видо-временных форм:
В сфере прошлого (временной план прошедшего времени):
Б в П (будущее в прошедшем) ПИ (прошедшее индефинитивное)
П (прошедшее) Б.Пр. (будущее перфектное)
Do you think it would have been worth while you give up everything (Maugham).
She blazed in the flower beds of the gardens, when the gardeners removed them, winter would have begun in earnest (Maugham).
Что касается аспектуальной парадигмы конструкций независимого таксиса с СПП придаточного времени необходима заметить, что она строится в основном на деление глагола и глагольных форм по точечности – линеарности. Следует отметить, что все линеарные глаголы — глаголы линеарного действия, состояния входят в одну группу линеарных событий, которые являются противопоставлением точечным событиям. Точечное действие — это такое действие, которое является предельным законченным. Линеарное действие является непредельным, незаконченным.
Учитывая это, можно построить четырёхчленную аспектуальную парадигму с придаточным времени в конструкциях независимого таксиса СПП.
1. Первый член парадигмы включает сочетание признаков точечность – точечность
Этот тип отражает точечные события, которые являются предельными и законченными. В них употребление длительных форм глагола невозможно. Обычно точечные события представлены действием и редко состоянием в начале момента.
Например:
When the gossip reached the ears of Dolly she laughed. (действие)
When I felt that I had been made a fool of, I nearly turned away (состояние) (Maugham).
2. Второй член: точечность – линеарность
Глагол в главной ПЕ выражает точечное событие, которое является предельным, законченным и выражено, глаголом действия или состояния. В зависимой ПЕ глагол отражает линеарное событие, которое направлено к пределу, но не является законченным.
Например:
When her eyes were accustomed, she saw them.
When he had gone, I began to feel.
But the moment she was alone, she opened it. (Maugham)
3. Третий член: линеарность – точечность
Глагол в главной ПЕ выражает линеарное событие. Это обычно глагол, действие которого имеет предельное значение и направленное к пределу, но не является законченным. В зависимой ПЕ глагол отражает точечное предельное законченное действие и поэтому глагол может иметь также перфектную форму.
Например:
When he reached, he laid and listened?
Skinny, when I had broken off our engagement, lectured me about this... (Maugham).
She had been watching him the last hour, she said, as he walked up and down the street (J. Austin).
4. Четвертый член: линеарность – линеарность
Глаголы в главной и зависимой ПЕ отражают линеарные действия, состояния, которые незаконченные, направленные к пределу и могут выступать в длительной форме.
Например:
When Tom was playing the piano Mrs. Lambert was sitting by him. (Maugham)
3. Заключение
Таким образом, вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Функциональный подход к интерпретации семантики языковых единиц позволяет сосредоточить внимание на изучении комплекса языковых средств в рамках теории функционально-семантических категорий и функционально-семантических полей.
2. ФСП таксиса делится на сферы зависимого и независимого таксиса и каждый из них имеет свой центр и периферию. Независимый таксис обычно имеет место в простых предложениях с однородными сказуемыми.
3. Доминантой ФСП независимого таксиса являются сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени обеспечивают в наивысшей степени процесс локализации таксиса, которое актуализирует выражение временных таксисных отношений одновременности и разновременности между действиями в независимой, главной предикативной единицы и зависимой предикативной единицы в придаточной части, которая является рангом ниже.
4. В сложноподчиненных предложениях таксисные отношения выражаются личными формами глагола и, следовательно, можно построить темпоральную парадигму, которая состоится из шестнадцати членов, представленных соотношением четырёх временных планов.
5. Аспектуальная парадигма конструкций независимого таксиса строится на делении глагола и глагольных форм на точечные действия, которые являются законченными и линеарные действия, которые являются незаконченными.