«ГОРОД КАК ТЕКСТ» (на материале города Ростов-на-Дону)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2023.43.30
Выпуск: № 7 (43), 2023
Предложена:
07.06.2023
Принята:
28.06.2023
Опубликована:
10.07.2023
895
7
XML
PDF

Аннотация

В статье представлены результаты исследования восприятия городского пространства города Ростова-на-Дону как текста. Следует отметить, что тема «город как текст» рассматривается в статье с позиций семиотики. Для ростовчан это привычный текст с красивой архитектурой, разнообразными памятниками и любимыми местами отдыха. Для гостей города – это интересное путешествие в мир знаков, вывесок, лозунгов и надписей. Они могут в какой-то степени напоминать им даже о своих городах. Многие из них с удовольствием читают текст Ростова-на-Дону, чтобы найти намеки на нашумевший штамп «Ростов-папа», прочувствовать нежное поэтическое сочетание «скамеечка кленовая», увидеть «синезвездный небосклон» столицы Донского края. Учитывая тот факт, что крупные российские города похожи друг на друга и испытывают ряд достаточно серьезных и схожих проблем, авторы считают, что результаты данного исследования могут быть полезны и применимы не только в масштабах изучаемой территории. Авторы убеждены, что успешность правильного прочтения ростовского текста поможет интеграции в процессе развития городов России.

1. Введение

Проблематика наполненности городского пространства вызывает сегодня большой интерес исследователей. И это справедливо, учитывая общемировые тренды. Тема города в значительной степени занимает экономистов, дизайнеров, архитекторов, строителей. Это далеко не полный перечень специалистов, которых волнуют проблемы организации городского пространства. Развитие современной урбанистики как науки объясняется также тесными междисциплинарными связями не только естественных, технических, но и гуманитарных наук – истории, лингвистики и семиотики. Рассмотрение города не только как феномена культуры, но и как текста, в котором воплощаются языковые знаки, отражает менталитет его жителей

.

Семиотические особенности города как текста связаны не только с желанием людей правильно вписаться в городскую среду, жить комфортно, опираясь на помощь городских знаков, но и с удивительным стремлением понять мироустройство посредством правильного прочтения городского текста. Теоретическую основу данной проблемы составили труды Ю.М. Лотмана, В.Е. Хализева, Р. Чепайтене, И.В. Масловой и др.

,
,
.

Термин «текст», который произошел от латинского слова textus (то есть ткань, сплетение), широко используется в гуманитарных науках и, соответственно, имеет различные определения в зависимости от области исследования. В нашем понимании город это то пространство, которое нужно уметь видеть, понимать, считывать. При детальном прочтении город обнаруживает свою многомерность и сложность. Согласно предложенной Ю.М. Лотманом трактовке города как «сложного семиотического механизма, генератора культуры», который является «котлом текстов и кодов, состоящим из разных языковых уровней»

, авторы считают, что текст по сути представляет и сама городская среда. Ведь если подойти к описанию города с точки зрения эволюции исторической, общественной и культурной жизни, то можно понять, что семиотический код закреплен с помощью архитектуры, топонимики, фольклора, литературоведческих источников. В этом смысле городская среда предстает перед нами как сложное переплетение языка, пространства и архитектуры, людей, предметов и знаков, а также их взаимоотношений в повседневной жизни. Город «говорит с нами языком своих улиц и площадей, зданий, памятников, идей и может быть понят как текст»
. Данному тексту присущ некий общий смысл. На основании этого смысла можно реконструировать определенную систему знаков, реализуемых в тексте.

2. Методы и материалы исследования

Исследуя город, мы анализируем его символику, знаковость, образы, контексты. «Мы имеем дело с непрерывной тканью, которая имеет историческое, географическое, культурное измерение»

.

В исследовании применяются следующие методы: наблюдение, гипотетико-дедуктивный метод, семиотический и семантический виды анализа, интерпретативный филологический анализ.

Учитывая, что, по мнению семиотиков, любая цепочка знаков образует текст, город также можно читать как текст, так как город – это структура, состоящая из знаковых систем. Ее создают жители как авторы, которые кодируют в тексте свою идентичность и который расшифровывается с помощью семиотических средств. Соответственно, семиотическое прочтение города может способствовать градостроителям в поиске потенциальных смыслов, заложенных в городских знаковых системах и в установлении межсистемных связей

.

3. Обсуждение

Актуальность темы «Город как текст» видна в значительном количестве одноименных дискуссий и публикаций, инициируемых теоретиками и практиками. Семиотическое прочтение города как текста – это новый научный инструмент для исследования потенциальных смыслов текста

.

В Ростове-на-Дону, как в зеркале, отражена вся история южно-российских городов. Город, занесенный на карту после реального своего появления, построенный миграционными потоками российского крестьянства, кажется, вырос сам по себе. Большую роль сыграли иностранцы в истории культуры и развитии Ростова-на-Дону. Следует помнить и о многоконфессиональном составе города.

Ростов-на-Дону город с особым колоритом. Яркий, многонациональный, с богатой историей и культурой. Старинные особняки здесь соседствуют со стеклянными высотками. Чтобы узнать город, здесь нужно прожить целую жизнь, а чтобы полюбить достаточно один раз побывать в этом городе. В чем кроется секрет, как уездный городок превратился в крупный торгово-промышленный центр и транспортный узел юга страны? В ответе на этот вопрос поможет текст города, его дворы, площади, переулки, улицы. Они приведут нас к пониманию смыслов, которые заложены в культурном коде города.

Российский журналист Петр Герцо-Виноградский еще в 1912 году подметил своеобразие Ростова-на-Дону: «Ростов — русский американец. Город – ажиотаж. Город – денежная лихорадка. Ростов — русский Чикаго»

.

Действительно, в исторической эволюции города отмечен период, когда Ростов-на-Дону на рубеже Х1Х-ХХ вв. благодаря своему благоприятному климату и географическому положению на пересечении торговых путей стал развиваться очень быстро и показал эффективность промышленного производства. Ростов-на-Дону стал «русским Чикаго» за размах строительства, за активную бизнес-среду, за наличие средств. Напомним, что Чикаго в свое время был городом, который стремительно экономически развивался.

Однако вернемся к прочтению города как текста. Напомним, что фактически мы читаем текст двух городов: Ростова-на-Дону и Нахичевани-на-Дону. Прогуляемся вдоль центральной улицы – Большой Садовой со скамеечкой кленовой. Какой текст предлагают нам витрины дорогих магазинов, ресторанов, кафе? О чем кричат различные вывески и плакаты, зазывающие внутрь посетителей? Какую информацию получаем мы от проезжающих автобусов, троллейбусов, машин и трамваев? Этот текст в целом понятен городскому обывателю. Правда, этот текст по-прежнему изобилует вкраплениями слов из английского языка, как например, в следующих названиях и вывесках: “Barbershop”, “Shaurmahaus”, «Кофеман» и ряде других. Правда, следует признать, что буквально в последние два года эта тенденция заметно стала меняться в пользу исконно русских традиций.

О чем говорит нам памятник самому известному ростовскому градоначальнику А.М. Байкову. Рядом с памятником видим изображение фонарного столба, конно-железной дороги, моста и церкви. Декодируем информацию: ведь именно при Андрее Матвеевиче Байкове в городе появились уличное освещение, водопровод, общественный транспорт. Солдатская слобода – историческая часть города. Ростов-на-Дону воспринимается как многонациональный город. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Покровский старообрядческий собор – все это подтверждающие знаки многоконфессиональности

.

При виде останков крепости святого Димитрия Ростовского, декодируя информацию, вспоминаем, что в 1761 году А. И. Ригельманом была построена данная крепость. Архитектура крепости отличалась красотой и гармонией. Интересно, что за свое «произведение» Ригельман был награжден самой императрицей Екатериной Великой золотой табакеркой, наполненной золотыми червонцами

.

На сегодняшний момент город утвердился как многозначный текст культуры, воплощенный в разных формах культурной памяти: книгах, зданиях, искусстве, памятниках и др.

. Теоретиков и практиков интересует изучение структуры города, смысловых особенностей, контекста. Процесс субъективного восприятия и объективного анализа продолжается бесконечно, поскольку город-текст трансформируется, меняется его информационное поле. Смыслы одних и тех же объектов и событий зависят от способов интерпретации, что обеспечивает «открытость для прочтения культуры во времени и пространстве»
.

4. Основные результаты

Современные семиотические практики предполагают создание смысловых ансамблей, основанных на пересечении различных информационных кодов и каналов. Город исследуется как предмет семиотического анализа, то есть как исторически изменчивая система знаков, организованных по культурно-функциональным принципам и организующих социальные практики горожан

.

Город рассматривается как исторический нарратив, фиксирующий динамику фундаментальных человеческих ценностей: красоты, блага, личной свободы, коммуникации, образования, власти и т.д. Важнейшие проблемы современной семиотики города – сочетание вербальных и невербальных городских текстов, их конкуренция, взаимная дополнительность и переводимость; соотношение диахронных пространственных композиций как различных текстуальных слоев единого города; способы чтения и актуализации городского нарратива в контексте прагматики повседневности; формы присутствия города в вербальных и визуальных текстах современной культуры

,
. Такой подход к городу предполагает интеграцию различных гуманитарных методологий, что позволяет учитывать многочисленные аспекты города как сложной культурно-коммуникативной среды, или супертекст
,
.

Теперь городу недостаточно просто быть населенным пунктом, ему необходимо выделяться, чтобы иметь шанс преуспеть в борьбе за экономические и человеческие ресурсы, из чего возникает большое количество вопросов, ответы на которые пока совсем не очевидны. До настоящего момента российский город существовал в некой параллельной реальности относительно своих жителей.

5. Заключение

Таким образом, для исследования города необходимо анализировать семиотические смыслы городского пространства. Пространство города выступает для человека той средой, внутри которой он реализует свои производственные, досуговые, бытовые, культурные потребности. Все это выступает предпосылкой для возникновения импульса присвоению пространству значений, обусловленных восприятием. Это создает взаимосвязь между поведением человека и средой, связывая их в семиотическую систему. Эта семиотичская система считывается как жителями города, так и его гостями. Прогулка по городу сопровождается чтением текста городской среды. Ее можно представить как «прогулку по тексту». И это не только литературный текст, воспринимаемый в линейном лингвистическом дискурсе, но и многомерный текст, интерпретируемый в семиотическом восприятии городского пространства.

Метрика статьи

Просмотров:895
Скачиваний:7
Просмотры
Всего:
Просмотров:895