Художественная интерпретация черт русского национального характера  в творчестве И.А. Бунина

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2023.43.13
Выпуск: № 7 (43), 2023
Предложена:
23.05.2023
Принята:
27.06.2023
Опубликована:
10.07.2023
695
4
XML
PDF

Аннотация

Проблема интерпретации черт русского национального характера является одной из ключевых в творчестве И.А. Бунина. В результате ее осмысления сформировалась авторская концепция, своего рода идеальный образ русского человека. В работе проанализированы такие произведения, как «О дураке Емеле, какой вышел всех умнее», «Великий дурман», «Лирник Родион», «Сказки». Бунинские герои, транслирующие этот образ, всегда связаны с древним прошлым, со сказочной традицией. Также они, как правило, являются странниками и сказителями, что является развитием тенденций восприятия национального характера, заложенных в литературе XIX века. Деструктивное же начало в русском национальном характере связывает И.А. Бунин, вслед за М. Горьким, с инонациональными чертами. 

1. Введение

Многими исследователями (О.Н. Михайлов

, А.А. Волков
, Л.А. Смирнова
и др.) проблема определения национального характера воспринимается в качестве одной из центральных в творчестве И.А. Бунина. Глубокий интерес к этому вопросу в отечественном литературоведении возник в 90-е гг. XX в. Связано это было очевидно с тем, что в это время в связи со сложными процессами, происходившими в социально-политической и культурной сферах, чрезвычайно актуальной стала проблема национальной самоидентификации, поиска констант духовной жизни народа. Для решения этого вопроса исследователи обращались, в том числе и к художественному творчеству И.А. Бунина. Для рассмотрения воплощения темы русского национального характера в творчестве И.А. Бунина, мы обратились к таким произведениям писателя как: «О дураке Емеле, какой вышел всех умнее», «Великий дурман», «Лирник Родион», «Сказки» и др.

Для решения поставленной задачи мы опираемся на такие методы изучения художественного текста, как сравнительный, историко-литературный, биографический.

2. Основные результаты

Авторская концепция национального характера, сформированная во многом под воздействием сказочной традиции, актуализирована И.А. Буниным в сказке «О дураке Емеле, какой вышел всех умнее» (1921). Фольклорный сюжет транслируется автором практически без изменений, кроме отступлений и обобщений, разъясняющих его понимание смысла и цели жизни почти всякого русского человека: «Емеля был дурак, а прожил на свете так, как дай бог всякому»

.

По мнению И.А. Бунина, именно мечта о жизни, в которой все дается без труда, легко, чудесно, словно бы само собой составляет неотъемлемую часть национального представления об идеальной форме существования, сформировавшегося в условиях пережитых русским народом лишений: «Какая это старая русская болезнь, <…> – вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко», – пишет он в «Великом дурмане» (1919)

. И.А. Бунин акцентирует внимание на такой черте национального характера, как противоречивая противоположность черт героя – деятельное ожидание чуда и лень, пассивность. 

Традиционную соотнесённость русского человека с персонажами фольклорных произведений И.А. Бунин изображает и в рассказе «Сказки» (1930). Яков Демидыч, сторож сада, переносит сказочные сюжеты на себя, самоидентифицирует себя как одного из героев сказки, перенося, например, сюжетные ходы сказки «Конек-Горбунок» в собственные воспоминания и впечатления. И.А. Бунин отмечает, что это особенность национального характера сформировалась не одномоментно, не под воздействием обстоятельств, а укоренялась веками, закладывалась еще на этапе формирования первоосновы русского характера. Важно отметить, что органическая взаимосвязь национального самосознания и фольклора актуализирована И.А. Буниным и в публицистике: «Русь, Русь, блаженная, еще не прожившая своих сказочных времен Русь…»

Традиции, образы и сюжеты народной культуры являются неотъемлемой частью национального самосознания, органически укоренены в нем. Этим обусловлена тесная связь ряда бунинских героев с прошлым, в том числе тяга к странничеству и сказительству. Данная черта традиционно соотносится в науке с русским национальным характером и его воплощением в художественной литературе: «основными художественными категориями, сопрягаемыми с понятием мессионизма русского народа в отечественной литературе XIX в., были такие, как религиозно-нравственное просветление <…>, нравственная свобода, духовная взыскательность, поиск правды, беспокойство и мятежностъ русского духа, добровольность жертвенности, подвижничество, странничество, скитальничество»

Странниками и сказителями являются многие бунинские герои. Закономерно, что большинство из них охотно выступают в роли рассказчиков, как, например, Яков Демидыч («Божье древо»), Сверчок («Сказки»). Интересен в этом отношении Захар Воробьев, герой одноименного рассказа (1912). И.А. Бунин на протяжении всего произведения актуализирует его устремленность к прошлому, тоску по старине, отсутствие укорененности в настоящем: «Всю жизнь <…> не покидало его <…> смутное чувство одиночества: в старину, сказывают, было много таких, как он, да переводится эта порода»

; «Он вообще был склонен к старине»
и т.д. На уровне сюжета это подчеркивается бессмысленной смертью героя, так и не нашедшего себя в своем времени. Вся жизнь его, словно бы прожитая вполсилы, вполголоса, постепенно угасает, завершается беспробудным пьянством и трагическим финалом. Но даже на смертном одре он остается верен своему нереализованному призванию, не останавливает свой сказ, в котором уже нельзя отделить правду от вымысла: «плохо соображая, что он говорит, поминутно проваливаясь в какую-то черную пропасть, спешил, спешил досказать, как он нес старуху»
. Трагическое одиночество Захара, его острое переживание несоответствия своего предназначения тому, как он прожил свою жизнь, также подчеркивается характером его взаимоотношений с другими людьми. Непонятый и непризнанный толпой, он вызывает у нее интерес, подобный тому, который появляется на ярмарочной площади, в балагане. Даже внешность Захара представлена в сравнении, схожем с эстетикой площадных зрелищ: «настолько выше, крупнее обыкновенных людей, что его можно было показывать»
. Закономерный итог его жизни можно трактовать как осознание автором трагического несоответствия между идеальным представлением о русском национальном характере и невозможностью его полноценного воплощения в действительности. 

Важность творческого начала в русском характере актуализирована И.А. Буниным также в рассказе «Лирник Родион» (1913). Продолжая традицию странников-сказителей, Родион путешествует на пароходе «Олег», привлекая своим умением пассажиров. И.А. Бунин подчеркивает уникальность дарования героя: «он принадлежал к тем редким людям, все существо коих – вкус, чуткость, мера». При этом сам герой не считает себя талантливым, скромность и даже самоуничижение тоже являются чертами национального характера: «Он говорил, что даже не считает себя певцом, лирником»

Родион не простой подражатель, И.А. Бунин подчеркивает, что он был «истинным художником»

. Каждый раз герой пропускает песню через свое сердце, улавливает настроение публики, входит с ней в контакт. Он чувствовал людей, их настроения, не видя ничего вокруг: «Родион сердцем знал, когда надо сказать, когда помолчать»
. Настроение слушающих мгновенно улавливается им и провоцирует дальнейшее исполнение «… лира его зажужжала и запела смелее, тверже. Послышались вздохи, слабые восклицания нежности и грусти. И он еще усилил – и сквозь восточную степную меланхолию мотива ясно проступило подобие органного хорала. Он почувствовал, понял, что именно должен <…> сказывать нечто самое близкое женскому сердцу…»
. Этот прерывистый контраст пения также связан с преимущественно женской аудиторией, описываемой в тексте как имеющая «безжалостное и жалкое» сердце. Для И.А. Бунина принципиально важно подчеркнуть природную одаренность русского человека, его естественное, даже чрезмерное, стремление к красоте, гармонии, в чем бы она не проявлялась. И это также является развитием традиционной трактовки русского национального характера, русской души, представляющей собой «единение волевого, творческого и чувственного начал»
.

Соединение противоположных начал в национальном характере актуализировано и в синтезе исконно  русских и инонациональных черт. Так, Л.К. Долгополов в работе «На рубеже веков» (1985) приходит к выводу о том, что Россия в художественном восприятии И.А. Бунина   «полуазиатская» страна, заметное место в формировании национального самосознания которой занимает восточная цивилизация. Исследователь рассматривает то, как эта идея отражена в художественных текстах И.А. Бунина. На протяжении почти всей своей творческой деятельности писатель развивал мысль о том, что русский человек, представляет собой диалектическое единство «западного» и «восточного», европейского и азиатского»

, в котором та или иная сторона постоянно перевешивает другую, определяя тем самым вектор развития характера на определенный промежуток времени. Во многом эти мысли И.А. Бунина созвучны идеям М. Горького, изложенным в  брошюре «О русском крестьянстве» (1922). М. Горький настаивал на том, что на русского человека «восточный» компонент, «азиатские нравы московитян»
оказывают отрицательное влияние, проявляющееся в обесценивании своей и чужих жизней, в отсутствие «чувства своей личной значительности как наследника чудес труда и творчества предков»
.

В поэтике И.А. Бунина «основой разрушительных инстинктов русского национального характера также являются Восток, Азия и даже Африка <…> Например, в «Деревне» Дунька Κοза похожа на египтянку, а у Митрофана «дагомейские ноздри». Гервасий в «Суходоле» характеризуется как «парс», «древний ариец»» [8]. Таким образом, положительное, созидательное начало связано в понимании И.А. Бунина с исконно русским началом, инонациональность же несет разрушение органического мировосприятия. Деструктивные черты подобного рода преобладают, как правило, во второстепенных и эпизодических персонажах, что указывает на пристальное внимание автора именно к осмыслению русского национального характера в образах главных героев.

3. Заключение

Таким образом, проблема определения русского национального характера занимает одно из центральных мест в творчестве И.А. Бунина. Результатом художественного осмысления ее стала авторская концепция, согласно которой доминантными, созидающими чертами являются богатство натуры, талантливость, самобытный артистизм, игра воображения, наивность, почти детская доверчивость. Вместе с тем писателя настораживали неразвитость сознания, спонтанность чувств, неуравновешенных устойчивыми культурными традициями, – словом, неясность, неустойчивость характера, необработанность личности. В большинстве произведений И.А. Бунина русский характер предстает как богатая, но не обработанная почва. В ней выявляются сильные ростки, но, не получая достаточного питания, вырастают они дичками либо гибнут, не успевая дозреть. В русском человеке И.А. Бунин подмечал слияние самых разнородных начал в народной жизни: неудовлетворенности повседневным и примирения с нечеловеческими условиями существования; мечтательности, жажды подвигов, большой растраты сил и быстрой утомляемости, изменчивости настроения; безграничной доброты, долгого терпения одних и безмерного своеволия, деспотизма других. А в результате – непрактичность, бесхарактерность, крайний максимализм, неподготовленность к общественной и этически целеустремленной деятельности.

Метрика статьи

Просмотров:695
Скачиваний:4
Просмотры
Всего:
Просмотров:695