Интерпретация образа «народного заступника» в хронике Н.С. Лескова «Захудалый род» в контексте формирования идеи русского мира писателя

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/RULB.2024.54.24
Выпуск: № 6 (54), 2024
Предложена:
23.05.2024
Принята:
06.06.2024
Опубликована:
10.06.2024
738
4
XML
PDF

Аннотация

Цикл хроник Н.С. Лескова «Захудалый род», «Соборяне», «Старые годы в селе Плодомасове» выступает структурным ядром идеи русского мира писателя, что позволяет говорить о необходимости выделения понятий и категорий, которые репрезентированы на уровне поэтики. В этом контексте заступничество выступает одной из форм народного служения.

Цель работы – выявить и описать специфику художественных средств и философско-эстетических аспектов воплощения идеи народного заступника в контексте концепции русского мира в литературном творчестве Н.С. Лескова 1870-1880 – х г. г. (на материале хроники «Захудалый род»).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды по теоретической и исторической поэтике (М.М. Бахтина, Б.В. Томашевского, Ю.М. Лотмана), мифопоэтике (В.Н. Топорова, А.Ф. Лосева и др.), историософии в литературе (И.Л. Бражникова, Т.Е. Сорокиной, Ю.И. Виницкого, Н.В. Зайцевой, Н.С. Барановой и др.).

1. Введение

Поднятые западниками и славянофилами вопросы о прошлом и настоящем России, ее судьбе и предназначении, в настоящее время актуализируются в контексте формирования категорий и понятий идеи русского мира. Исследователь Б.В. Кондаков в одной из своих работ указывает, что этическое пространство русской литературы XIX века высвечивало нравственно-философские проблемы, что, конечно, обусловлено историческим контекстом, требовавшем уточнения ряда вопросов, связанных с такими понятиями, как «соборность», «праведничество», «дух/душа», «юродство», «заступничество», «русский характер», «русский человек».

Обращение к проблемам общенациональной судьбы, конфликта России и Запада характерно и для творчества Н.С. Лескова. Художественно-философские аспекты социально-исторического контекста  его произведений уже неоднократно оказывались в центре внимания литературоведов, в силу того, что исторический контекст чаще всего прямо заявлен в произведениях писателя, либо вводится путем изображения соотношения понятий Россия – Запад.  

Творчество Н.С. Лескова привлекает внимание исследователей уже не одно десятилетие (работы В.Ю. Троицкого, И.В. Столяровой, А.А. Новиковой, Н.В. Ангеловой, З.Р. Саитовой д.р.). А.А. Новикова в работе «Нравственно-религиозные искания в творчестве Н.С. Лескова 1880–1890 г.» отмечает степень влияния религиозных исканий на художественное творчество писателя: «религиозно-нравственные раздумья Лескова во многом обуславливают его эстетическое новаторство; христианская по духу настроенность писателя усиливает и обогащает художественность его творчества, отобразившего духовные и национальные сокровища православной культуры» 

.

И.В. Столярова в своих трудах выделяет народную доминанту в творчестве писателя: «Литературная деятельность Лескова с его неизбывным интересом к людям низовой, глубинной России, к особенностям их психики, к противоречивому сознанию этих людей, соединяющему в себе патриархальную наивность и могучую жизнетворческую активность, оказалась очень плодотворной»

.

По словам М. Горького, в 1870-е годы Н.С. Лесков «начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил целью себе ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством»

.

В.Ю. Троицкий в статье «Творчество Лескова и пути развития русской литературы» отмечает, что Лесков обратился к историческим глубинам миросозерцания народа, чтобы утвердить «вечные» истины, которые, ему казалось, отрицают некоторые его современники. В гуще народа писатель искал и находил яркие национальные характеры, живые воплощения идеи положительного героя, идеи, которая с 60-х годов «носилась в воздухе» 

В этом смысле образ Варвары Никаноровны Протозановой в хронике «Захудалый род», отвечающий нравственно-эстетическому идеалу писателя, в известной мере соответствовал требованиям своего времени. 

2. Методы и принципы исследования

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды по теоретической и исторической поэтике (М.М. Бахтина, Б.В. Томашевского, Ю.М. Лотмана, К. Леви-Стросса, В.Н. Топорова, В.И. Тюпы), мифопоэтике (В.Н. Топорова, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского и др.), историософии в литературе (И.Л. Бражникова, Т.Е. Сорокиной, Ю.И. Виницкого, Н.В. Зайцевой, Н.С. Барановой и др.). Историко-литературную базу исследования составили труды по поэтике русской литературы второй половины XIX века и творчества Н.С. Лескова (И.В. Столяровой, Н.Н. Старыгиной, Е.В. Тюховой, О. В. Евдокимова, В.М. Головко, И. П. Видуэцкой, Б. С. Дыхановой, О. Е. Майоровой и др.).

Работа опирается на системный подход, при решении конкретных задач используются следующие методы: культурно-исторический, историко-типологический, структурно-семантический и сравнительно-исторический.

3. Основные результаты

Идея служения народу в художественном творчестве Н.С. Лескова реализуется в нескольких формах: праведничество, заступничество, юродство. Рассматривая праведников, Г. Гунн отмечает, что персонажи (праведники) сами по себе исключительны, но они типичны в целом, как явление, свойственное национальному характеру. Такие праведники, как Левша и И.С. Флягин – люди безграничной русской удали, великого простосердечья, больше всего радеют о родной земле. Жизнь для себя не представляется им реальной и необходимой 

.

Изображая «праведников», Н.С. Лесков резко противопоставляет их всем другим людям, живущим по законам природных инстинктов. Их стремление к добру и справедливости искренно и бескорыстно. В борьбе за торжество справедливости они отдают себя до конца, не останавливаясь ни перед какими трудностями. С точки зрения обычных людей, «праведники» – это чудаки, в данном контексте они сближаются с юродивыми. Н.С. Лесков подчеркивал, что основа для «праведной» жизни есть у тех людей, которые, «уходя в безвестность», обособляются от остальных, вследствие того, что их «чудачество» не понимается большинством. Праведники в русской литературе являются трансцендентными персонажами, которые существуют на стыке миров. Писатели (Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, А.И. Солженицын и др.) изображают их как древних святых подвижников.

В контексте лесковской прозы допустимо рассматривать юродство как одну из форм служения ради Христа. Как отмечает, И.В. Мотеюнайте, они осознанно терпят голод, холода и побои, тем самым подражая Христу, его мучениям на Кресте

. В «Инженерах-бессребрениках» Н.С. Лесков изображает юродство как бескомпромиссное служение идеалам, всегда признаваемым за достойнейшие. Так, честная служба, отказ от взяток, скромная жизнь на жалованье приводит Н. Фермора к отторжению от людей и неожиданно проявляет в нём дьявольские черты. В рассказе «Шерамур» герой иронично относится к миссионерству, однако понимает заветы Христа.

Идея служения народу может быть рассмотрена и через деятельность заступников.  Образ заступника в  отечественной литературе берет свое начало в древнерусский период. В XIX веке он претерпел значительные трансформации. Так, в древнерусской книжности образ заступницы представлен в «Хождении богородицы по мукам». Это и есть сама Богородица, заступница всех грешников. С.М. Шумило в своей статье выделяет два разных образа: первый – Богородица-Царица, второй – Богородица-страдающая Мать 

.  Образ страдающей Богородицы стал основополагающим для понимания такого важного нравственного аспекта православного мировоззрения, как сострадание. Социально-исторические явления обусловили необходимость трансформации данного образа. В литературе XIX века заступники представляются как народные защитники, покровители.

Также в литературе мы наблюдаем такой сюжет как просить заступничества у икон (например, как в произведении Н.С. Лескова «Запечатленный ангел»). Е.С. Шкапа в  статье отмечает, что Н.С. Лесков более всего ценил иконы, написанные в соответствии с канонической традицией. Признанным шедевром эксплицитного присутствия иконы в тексте Н.С. Лескова является повесть «Запечатленный ангел», в которой икона становится главным героем. Верно акцентируется внимание на том, что в иконе для художника самое главное – это передача лика, чтобы у зрителя зародилось чувство богопочтения, уверенность в разрешении проблем именно через заступничество изображенного на иконе 

.

Между простым человеком и заступником/народным защитником никогда не было большой дистанции: он помогал советами в практических нуждах и являл собой пример праведной жизни. Заступничество у Н.С. Лескова в большей степени тяготит к народной культуре и фольклорным традициям.

И в этой связи мы можем заметить, что стремление детально изобразить быт русского человека, проникнуть в его жизнь, понять народную идею является магистральным вектором художественного творчества Н.С. Лескова (во второй половине XIX века). Он все больше и больше обращается к жизни народа. Ввиду чего представляется актуальным и перспективным интерпретация образа «народного заступника» в контексте формирования идеи русского мира Н.С. Лескова (на материале хроники «Захудалый род»).

В хронике «Захудалый род» носителем заступнической идеи выступает княгиня Варвара Никаноровна Протозанова. С первых страниц Н.С. Лесков представляет ее как простую женщину, из «самого незнатного рода»: «Она была "мелкая дворянка", по фамилии Честунова», более того бабушка гордилась своим простым происхождением. Особая хозяйственность помогла Варваре Никаноровне «привести свои собственные дела в такое блестящее состояние», что позволило ее считать самой богатой женщиной в губернии. Княгиню почитало дворянское общество

. Лесков создает образ верной своим идеалам, сильной женщины, ценности которой со временем будут вытеснены социально-историческими реформами.

В чем выражалась деятельность Варвары Никаноровны, позволяющая говорить о ее включенности в пространство русского мира писателя? Во-первых, желание помочь ближнему. Так, если рассматривать данный аспект ее деятельности, можно заметить, что бабушка ввиду отсутствия центрального банка «заполняла этот пробел своими средствами». В тексте находим: «К ней мог приехать всякий дворянин и даже купец и попросить у нее в ссуду денег на нужду»

. Бабушка редко кому-то отказывала, «но тем, кто, сделав у бабушки заем, не привозил ей в срок своего долга и не приезжал «отпроситься», княгиня сама посылала объявить, что она на нем крест положила»
. Н.С. Лесков, изображает идеальные, по его мнению, женские образы, ориентируясь на национальный идеал. Интересно, что в данной части произведения он не употребляет слова княгиня, а называет Протозанову бабушкой. Образ словно сливается с народными представлениями (можно говорить об архетипе бабушки). 

С особым пониманием и чувством Варвара Никаноровна относилась к представителям истинного дворянства и дворянскому роду в целом. Как мы можем заметить, Протозанова осознает быстротечность исторических событий, на фоне которых изображается захудание дворянства, и поучает сыновей быть достойными носителями доблестного рода их прадедов :«...Сыновья... Это совсем другое дело: на них все грядущее рода почиет; они должны все в своем поле созреть, один за одним Протозановы, и у всех пред глазами, на виду, честно свой век пройти, а потом, как снопы пшеницы, оспевшей во время свое, рядами лечь в скирдницу...»

. Княгиня понимает, что обязанность каждого гражданина – служить верой и правдой, вобрав в все идеалы достойной жизни и становясь частью русской истории. Данная мысль прослеживается в эпиграфе произведения: «Род проходит и род приходит, земля же вовек пребывает»
.

Рассмотрим следующий аспект.  Варвара Никаноровна боролась за сохранение таких исторически сложившихся принципов дворянства, как благородство, честь, богобоязненность, помощь и любовь к ближнему. В тексте находим: «У нас есть знать, именитые роды, от знатных дел и услуг предков государству прославившиеся; вот это помнить надо, а у нас родовое-то все с Петра раскрадено да в посмех дано»

. Прошлое для княгини представляется высшей ценностью. Культурные доминанты, представленные вне времени, предопределяют образ жизни героев (Протозановой, Рогожина). Н.С. Лесков оправдано обращается к прошлому. По его мнению, именно там находится точка опоры, в которой возможно отыскать гармонию эпохи и цивилизационный код поколения.

Варвара Никаноровна осознавала, что ее эпоха себя изжила, но образ истинного дворянства необходимо пронести через века. Она говорит: «Дворянство через то страдает, что прибыльщики да компанейщики не за заслуги в дворяне попадать стали, а за прислужничество; старая же знать, мало честь соблюдая, с ними мешалась»

. Такой социально-исторический уклад обусловлен реформами, которые повлекли изменения аксиологической парадигмы. Истинные ценности дворянства – честность, благородство, богобоязненность ушли на второй план. Варвара Никаноровна говорит: «Этакого срама на Руси еще не было» 
. Протозанова не исключает наличие верных принципу благородства дворян, однако подмечает, что они все «вроссыпь приходят, нет цельности, а если и есть верные дворянским принципам люди, то они кажутся чудаками (например, как Дон-Кихот Рогожин). Варвара Никаноровна и Рогожин стремятся уберечь дворянство от захудания, однако бабушка в отличие от него осознает неизбежность этого процесса, а Дон-Кихот всё еще верит в возможное сохранение дворянства как социального слоя. 

Русский мир Н.С. Лескова не мыслится без прошлого, желание вернуться к истокам — вот, что объединяет писателя и его современников. Носителем ценностей прошлого увыступают заступники («Захудалый род»), либо праведники («Очарованный странник», «На краю света» и др.). В хронике «Захудалый род» он подчеркивает необходимость перехода на новую цивилизационную ветку, однако лишь с сохранением культурного базиса предыдущей эпохи. Носителем этой идеи в произведении выступает Варвара Никаноровна. Она с большим трепетом относится к прошлому и считает своей миссией сохранить его: поучает потомков бережно относиться к истории рода и стремиться к преемственности традиций. 

Более того Варвара Никаноровна была почитательницей христианства, но не тех религиозных веяний, которые стали «модными» после проведенных реформ. Она была против осмысления русского бога посредством европейских учений, боролась с представлением о том, что вера – это лишь для личного блага, а не для общественной пользы. Так, общаясь с Хотетовой, она подмечает, что мало «помнить бога и молиться ему», нужно обязательно любить ближнего, быть готовым помочь каждому нуждающемуся, не гордиться, не чваниться, не превозноситься в благоприятных обстоятельствах и не падать духом в противных. Бабушка была далека от выдуманных религиозных идеалов. Пост представлялся для нее не сколько личным служением, сколько возможностью помочь окружающим. Помнить о других – бабушка считала своей обязанностью. Протозанова говорит: «Надо бедным тяготы посбавить, а не гробы золотить и не башни строить, тогда скорее начнется Христово царствие»

Княгиня, олицетворяя один из принципов христианской добродетели – помощь ближнему – выступает в большей степени народной заступницей, защищает простых людей и верных дворян. Заступники в произведениях Н.С. Лескова — это народные служители. В этой связи русский мир не мыслится вне христианских заповедей и религиозного (народно-религиозного) уклада. Если праведники словно слиты с таинственным христианским миром, находятся на стыке реального и потустороннего пространств, то заступники Лескова служат только в реальном мире.

4. Заключение

Одним из структурных элементов русского мира является народная вера. Н.С. Лесков изображает народную княгиню, которая не мыслит себя вне религиозности. В некоторой степени ее набожность, синкретичность представления о мире реальном и мире Божественном помогают выдерживать невзгоды, бороться за истинные ценности. Ввиду особой значимости «родного православия» Варвара Никаноровна поучает своих потомков быть ближе к вере, жить в соответствии с законом Божьим. Несмотря на свое высокое социальное положение, она сумела остаться носителем христианской добродетели.

Княгиня Варвара Никаноровна – народный служитель, деятельность которого можно определить как вспомогательную. Она, по мнению Н.С. Лескова, не только сохраняет веру и истинные ценности русского человека, но и может вывести народ на новый виток развития. Отверженность и желание служить обществу, противостоять изменяющемуся ходу исторических событий, стремление улучшить жизнь русского народа позволяют говорить о том, что кн. Варвара Никаноровна является носителем ценностей русского мира и олицетворяет христианскую верность и добродетель.

Н.С. Лесков осознанно возлагает на свою героиню особую миссию, которая предполагает «служение» ради процветания всей нации. Идея частного изменения в условиях происходящих глобальных трансформаций, по мнению автора, – один из допустимых способов эволюционных движений в цивилизационном потоке. Народный заступник в рамках данной концепции – движущий элемент, который на определенном этапе «раскроется» и выведет Россию на новый уровень. Русский человек внутренне потенциален: сильный дух, крепкая вера в Бога, бесстрашие и патриотизм выделяют его из общего мирового культурного пространства и позволяют говорить о возможной эволюционной трансформации, однако внешние условия ограничивают какую-либо положительную динамику.

Метрика статьи

Просмотров:738
Скачиваний:4
Просмотры
Всего:
Просмотров:738