Влияние визуального ряда на восприятие детского художественного текста (на материале произведения Кейт ДиКамилло «Флора и Одиссей: блистательные приключения»)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2024.52.36
Выпуск: № 4 (52), 2024
Предложена:
25.03.2024
Принята:
27.03.2024
Опубликована:
09.04.2024
390
8
XML
PDF

Аннотация

Цель данной статьи – рассмотреть синергию невербальных составляющих текста (иллюстраций) и вербальных в контексте детской английской художественной литературы с позиции выразительности, содержания и эстетического воздействия на реципиента информации – читателя-ребенка. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении взаимодействия вербального и невербального ряда через призму социолингвистики и рецептивной эстетики в рамках детского художественного дискурса. В статье были применены такие методы исследования, как описательно-аналитический анализ теоретического и эмпирического материала, интерпретативный метод. В результате исследования было выявлено, что синергия текста и изображений является эффективным инструментом эмоционально-эстетического воздействия на ребенка, транслирующего дополнительные смыслы, помогающего быстрее воспринимать информацию и интерпретировать ее. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, могут внести вклад в языкознание и литературоведение.

1. Введение

В сравнении с традиционным текстом иллюстрации способны захватить внимание читателя мгновенно, оставить гораздо более глубокое впечатление, так как визуальные образы наполнены социальным смыслом, который поддается деконструкции. Исследования показывают, что сочетание текста и изображений может значительно повысить эффективность эстетического воспитания детей, а анализ взаимодействия текста и изображений через призму социальной семиотики помогает понять, как дети осваивают знаки и символы, используемые в обществе для создания смысла, как дети взаимодействуют с текстом и изображениями, формируя свои когнитивные и эмоциональные реакции.

Вопрос о влиянии визуального ряда на восприятие текста рассматривали такие ученые-исследователи как: М. Николаева (2006), Т.А. Казакова (2006), B. Bader (1976), P. Hunt (2009), J. Lunn (2003), L. Sipe (1998), Z. Fang (1996), A. Manning (1998), P. Nodelman (1988), G. Bodmer (1992). В современных лингвистических и литературоведческих теориях большое внимание уделяется изучению взаимоотношений между иллюстрацией и детским художественным текстом через призму социальной семиотики и теории рецептивной эстетики, что позволяет сделать вывод о востребованности и актуальности исследуемого вопроса.

В ходе исследования ставятся следующие задачи:

1. Исследовать теоретические положения о том, как реципиент-ребенок воспринимают сочетание текста и изображений, насколько эффективно подобная синергия информации может быть воспринята детьми.

2. Рассмотреть, как иллюстраций оказывают эмоционально-эстетическое воздействие на ребенка.

3. Предложить рекомендации для авторов и иллюстраторов по созданию современных более привлекательных и взаимосвязанных текстовых и визуальных нарративов.

Практическим материалом исследования послужила повесть-бестселлер американской писательницы Кейт ДиКамилло «Флора и Одиссей. Блистательные приключения».

Практическая значимость статьи заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в научно-теоретических работах, касающихся вопросов иллюстрирования детских книг. Достижения данного исследования будут полезны как для специалистов-практиков, так и для теоретиков изобразительного искусства и дизайна, поскольку будут способствовать формированию новых взглядов на типологию и классификацию иллюстраций детских книг и составят предмет научной дискуссии в профессиональной среде.

2. Основные результаты

Художественная иллюстрация является ключевым невербальным элементом книги для детей, который в значительной степени определяет ее художественный уровень, характер эмоционального влияния, возможности использования ее в процессе эстетического влияния на читателей. Ученый-исследователь П. Нодельман предполагает, что иллюстрации в детских произведениях «помогают добавить энергии в текст», а также, отмечает, что «изображения действуют как система знаков, где каждый их аспект помогает донести определенный смысл до читателей»

.

Другой современный исследователь в области деткой литературы П. Хант полагает, что «сопоставление иллюстраций с текстом позволяет читателю рассмотреть альтернативные интерпретации текста»

.

Схожей точки зрения придерживается американский ученый в области детской и юношеской литературы Дж. Бодмер, согласно которому, иллюстрации служат, чтобы «расширять, пояснять, интерпретировать или украшать написанный текст»

.

Мнения исследователей находят научное подтверждение в теории, выдвинутой М. Николаевой, постулирующей тот факт, что иллюстрация быстрее воспринимается ребенком, и это связано с тем, что правое полушарие, отвечающее за обработку визуальной информации в детском возрасте более развито чем левое, которое интерпретирует вербальный компонент. Именно поэтому можно объяснить почему дети старшего возраста менее интересуются визуальными повествованиями

.

Автор популярной научной статьи “Views of Childhood in Children’s Literature Over Time” Б. Голдстоун отмечает, что за последние десятилетия произошли колоссальные изменения в детской литературе. В статье автор анализирует, как менялись темы, стиль, содержание и иллюстрации детских книг с 18 по 20 века. Автор также обсуждает, как детская литература стала объектом социализации, передающим культурные, эстетические ценности 

.

В 19 веке иллюстрации начали особенно активно сопровождать детскую литературу. Некоторые известные иллюстрированные книги, такие как: “Where the Wild Things Are”/ «Там, где живут чудовища» (М. Сендак, 1963), “Black and white”/«Черное и белое» (Д. Маколей, 1990), “The Three Pigs”/«Три свиньи» (Д. Визнер, 2002) были удостоенные Медали Кальдекотта – престижной награды в области детской литературы, которая присуждается ежегодно Американской Библиотечной Ассоциацией за самые выдающиеся иллюстрации в детских книгах. Награда была учреждена в 1937 году и названа в честь американского иллюстратора Рэндольфа Калдекотта. Эти авторы-новаторы и иллюстраторы в одном лице вдохновили современных писателей на создание множества новых подходов к иллюстрации, а также способствовали созданию новые жанров в направлении книжках с картинками.

Большинство книг с иллюстрациями характеризуются тем, что мы называем симметричными отношениями: когда текст и иллюстрации усиливают друг друга. Одним из ярких примеров подобного детского произведения является рассказ «Флора и Одиссей: блистательные приключения» американской писательницы Кейт ДиКамилло. Книга представляет собой уникальный пример гибридного мультимодального повествования, в котором органично переплетается вербальный ряд и разнообразные типы иллюстраций, создавая синергетический эффект в восприятии читателя.

В книге повествуется история Флоры, девочки, обожающей комиксы про супергероев, в связи с этим, на протяжении всей книги текст и иллюстрации в стиле комикс чередуются, а иногда читатель может наблюдать смешанный формат: текст + классический иллюстративный ряд. Главная героиня Флора имеет красочное воображение и элементы комикса прекрасно транслируют то, что тревожит мысли героини (см. рисунок 1). Так как эмоции по большей части невербальны, то словами сложно их эффективно представить в тексте. Визуальные образы более эффективно справляются с этой задачей.

 Пример смешанного формата повествования (текст + иллюстрация)

Рисунок 1 - Пример смешанного формата повествования (текст + иллюстрация)

Примечание: DiCamillo K. Flora and Ulysses: The Illuminated Adventures. 2013

Издательство, работавшее над выпуском книги, рекламировало подобный смешанный стиль повествования как захватывающий новый формат книги. Автор произведения Кейт ДиКамилло в интервью издательству «USA Today» в январе 2013 года рассказала о том, как появилась идея создать нетрадиционный текст, а именно смешанный/гибридный формат классической книги с элементами комикса: «Мой редактор в издательстве Candlewick, работавший с командой дизайнеров, придумал эту идею. Я отправила рукопись, и тогда у него возникла эта потрясающая идея. Каждый раз, когда на страницах книги появляется зарисовка, я добавляю свои заметки, этот процесс напоминает мне написание сценария, и это совершенно новый опыт для меня»
 Пример смешанного формата текста (стандартное вербальное начало главы + продолжение истории в формате комикса)

Рисунок 2 - Пример смешанного формата текста (стандартное вербальное начало главы + продолжение истории в формате комикса)

Примечание: DiCamillo K. Flora and Ulysses: The Illuminated Adventures. 2013

На данных примерах (см. рисунок 1 и рисунок 2) мы наблюдаем, что смешанное повествование делает допустимой конвергенцию форматов и жанров. В восприятии графического изображения различают две стороны:

а) целостный охват художественного образа произведения;

б) восприятие отдельных характерных черт образа, сюжета и композиции произведения. Показателями развития восприятие книжной иллюстрации: понимание содержания иллюстраций; осознание ребенком средств выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция); эмоциональное отношение к изображенным образам; понимание выразительности как в традиционной манере исполнения, так и с элементами условности

.

Кроме того, смешанное повествование помогает читателю ощутить динамику повествования. Именно благодаря этому эффекту быстрой смены событий, смешанные повествования стали новой тенденцией в детской литературе. Так по мнению современных детских литераторов Д. Хассетта и Дж. Кервуда: «Во многих детских книгах вербальный ряд больше не занимает центральное место. При чтении книг в классе, как учащимся, так и учителям следует сосредоточиться на различных элементах (шрифт, изображения, графика), а также на других способах коммуникации, которые могут возникать в социальном контексте класса»

.

В сфере печатных СМИ подобную тенденцию стали называть «визуальной журналистикой». Это означает, что визуальный ряд стал выполнять более важную роль по сравнению с вербальным рядом информации. Люди все чаще общаются с помощью изображений, а не только слов. «Иллюстрация давно вышла за рамки простого, буквального следования тексту. На первый план в современной книге выходит концепция издания в целом, и как часть этой концепции – иллюстрация, предлагающая зрительный ряд определённого формата, т. е. стилистически, пластически и композиционно подчинённый концепции издания»

. В связи с этим особое внимание стоит уделять дизайну детских печатных изданий. Графическое оформление страниц (включая выбор шрифтов, верстку текстов и заголовков) необходимо согласовать с принципами восприятия детьми визуальной информации. Дизайнерам детских медиапродуктов необходимо стремиться создавать качественный графический язык, который будет наиболее удобным и привлекательным для молодой аудитории. Подобный подход – является фактором успеха печатных изданий на современном рынке.

3. Заключение

Таким образом мы приходим к следующим выводам:

1. Детская литература постоянно развивается, отражая потребности и ценности общества, в которое она встроена.

2. Изображения обогащают текст, предоставляя дополнительную информацию и помогая в понимании его структуры. С возрастом читателя баланс между текстом и картинками может меняться. Иллюстрации особенно важны в книгах для детей по нескольким причинам: они активизируют естественные зрительные навыки ребенка, привлекают внимание тех, кто еще не умеет читать или читает с трудом, и это связано с визуальным характером детского восприятия, а также с эстетической и художественной ценностью изображений.

3. Создателям детских произведений необходимо разрабатывать высококачественный и привлекательный визуальный язык, который будет отвечать потребностям и интересам детей, находиться в тесном взаимодействии с основными композиционными приемами вербального текста, характерными для развития современной книжной графики в сегменте детской литературы.  

Метрика статьи

Просмотров:390
Скачиваний:8
Просмотры
Всего:
Просмотров:390