Искусствоведческий дискурс

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2024.52.10
Выпуск: № 4 (52), 2024
Предложена:
16.02.2024
Принята:
29.03.2024
Опубликована:
09.04.2024
114
5
XML
PDF

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию понятия «искусствоведческий дискурс» и определению его функций и языковой специфики. В работе представлен обзор исследований в данной дискурсионной области российских и зарубежных учёных. Данный вид дискурса включает в себя различные виды искусства и их влияние на общество. Актуальность исследования заключается возрастающим интересом к искусству и его взаимодействию с языком, которое обусловлено появлением большого количества новых терминов и понятий. В связи с этим созревает необходимость в их изучении и определении особого языкового кода для формирования культурных ценностей и реализации эстетической и эмотивной функций. В статье рассматривается влияние искусства на язык, а также представлен анализ различных функций искусствоведческого дискурса, указывающих на его особенности в языковой системе и речевой деятельности.

1. Введение

Искусство является значимой деятельностью человеческой жизни, которая достойна внимания и тщательного изучения. Благодаря искусству происходит взаимодействие с миром, переосмысление ценностей и вещей, формируется критическое мышление, интерпретация и др. Сегодня язык и искусство тесно взаимосвязаны, так как ежегодно вокабуляр в сфере искусства пополняется новыми лексическими единицами, которые нуждаются в этимологическом анализе, переводе с одного языка на другой и рассмотрении их дальнейшего распространения в других культурах. Таким образом, искусствоведческий дискурс, который является объектом описания в данной работе, оказывает большое влияние на развитие языка, обогащая его новыми терминами и метафорами. В настоящей работе изучается развитие искусствоведческого дискурса и его основные функции, определяющие его лингвистическую специфику.

2. Обсуждение

Что представляет собой искусствоведческий дискурс и какова его роль в языке? Теоретический анализ литературы позволяет выделить положение о том, что «под искусствоведческим дискурсом понимается вербализованный опыт мышления относительно области объектов, бытующих как произведения искусства, организованный в рамках искусствоведческих стратегий, основной из которых является моделирование ситуации восприятия»

. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что искусствоведческий дискурс, если мы рассматриваем его как отдельный компонент лингвистики, находится в процессе обширного изучения, так как лексические единицы данного дискурса динамично развиваются и меняются время от времени.

Искусствоведческая лексика безгранична, поскольку на текущий момент существует немалое количество видов искусства: изобразительное, декоративно-прикладное искусство, архитектура, художественная фотография, театр, балет, скульптура, ювелирное дело, графика, дизайн и другие. Важно отметить также жанры искусства, наполненные большим пластом лексики, к которым относятся натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетная картина, анималистический, бытовой, исторический, батальный, мифологический и библейский жанры.  

Несмотря на то, что на сегодняшний день в жизни человека все чаще уделяется внимание миру технологии, мир искусства для человека остается незаменимым источником для вдохновения, погружения в мир прекрасного и поиска ответов на жизненно-важные вопросы. Мир искусства формирует нашу личность и обогащает ее, поскольку находится в неразрывной связи с культурой, эстетическими ценностями, духовным развитием и другими важными составляющими нашей жизни.    

Искусствоведческий дискурс обладает когнитивно-интерпретирующей функцией, которая нацелена на накопление, сохранение и передачу информации. Работы Н. Н. Болдырева наиболее полно отражают специфику интерпретирующей функции языка: «Интерпретация в узком ее понимании – это языковая познавательная активность преимущественно отдельного индивида, раскрывающая в своих результатах его субъективное понимание объекта интерпретации»

.

Искусствоведческий дискурс нацелен на передачу информации, которая зашифрована в узорах, символах, образах и т.п., что вызывает коммуникацию между автором произведения и получателем информации. Немаловажно отметить, что для осуществления этой коммуникации зачастую требуются время и расстояние. Информативность является ключевой особенностью искусствоведческого дискурса, так как он предоставляет нам возможность быть осведомленными о происходящих изменениях или открытиях культуры, истории, традиций, верований, быта того или иного времени

. Не обязательно быть специалистом или критиком, чтобы разбираться в искусстве, понимать его и восхищаться шедевром или, наоборот, разочаровываться в нем. Человек делится своими эмоциями, чувствами, восприятием и впечатлениями с другими людьми, преобразовывая их, в так называемый языковой код. Благодаря этому коду информация о том или ином произведении доходит до адресанта сквозь время и через расстояние, и, разумеется, не теряет смысла.

О том, что язык и искусство тесно взаимосвязаны было выявлено еще в эпоху античности греческим философом Аристотелем

. Согласно ему, формой познания искусства является язык, с помощью которого мы познаем все, что нас окружает и существует в мире. Следующим, кто внес значимый вклад в изучение языка и культуры (их взаимовлиянию) является немецкий филолог и языковед В. фон Гумбольдт
. В его учениях дискурсивное пространство создается благодаря искусству и науке, которые взаимосвязаны с языком, что, в свою очередь, оказывает влияние на культуру.      

В результате изучения нами был получен материал, анализ которого позволил выделить следующую функцию искусствоведческого дискурса – эмотивную. Данная функция играет особенную роль, так как с помощью языковых средств происходит передача эмоций, чувств и настроений, которые являются неотъемлемой частью любого вида искусства. Искусство для человека – это источник, вызывающий в нем неограниченное количество эмоций. Определение эмотивной функции отражается в работах Р. О. Якобсона: «Эмотивная функция связана со стремлением произвести впечатление определенных эмоций у реципиентов»

. Опираясь на труды Л. Я. Пиотровской, исследовавшей лингвистический аспект функции передачи эмоций в искусстве, следует отметить, что «…эмотивность – это функция языковых единиц, связанная с выражением эмоционального отношения говорящего к объективной деятельности»
. Поскольку человек на протяжении всей жизни испытывает разнообразный спектр эмоций, то различные человеческие эмоции находят свое отражение в каждом отдельно взятом виде искусства. Придерживаясь данного положения, следует подчеркнуть, что искусствоведческий дискурс благодаря большому количеству лексических единиц выступает в роли краеугольного камня взаимосвязи искусства и реципиента. В этой области изучения полезными для анализа оказались труды Л. В. Кузнецовой, в ее исследованиях ясно выделена цель эмотивной функции. Согласно автору, «эмотивная функция предопределяет возникновение эмоционального восприятия произведения искусства»
.

Интерес работы с эмотивной функцией возрос при ее исследовании в искусствоведческих текстах. Согласно проведенному анализу, выявлено, что эмоциональность в текстах искусствоведческого дискурса часто сочетается с разговорной лексикой, которая, несмотря на свою простоту и обыденность, еще больше усиливает экспрессивную составляющую. Здесь уместно обратить внимание на отрывок из книги, который является иллюстрацией того, как посредством просторечия передается радость от освоения рисования: «Посмотрите, как классно я научился акварелью рисовать солнечные зайчики»

.  

Рассматривая искусствоведческий дискурс необходимо выделить также и аккумулятивную функцию. Данная функция представляет важность, так как именно она отвечает за накопление знаний или, иными словами, их аккумуляцию

. Помимо этого, благодаря ей происходит передача знаний из поколения в поколение, несмотря на долгий  период прошедшего времени.

Заслуживает быть отмеченной еще одна не менее значимая функция искусствоведческого дискурса – эстетическая, которая позволяет ценителям искусства увидеть достоинство в предмете искусства, оценить в нем неповторимость и оригинальность, отточить свой эстетический вкус. Кто-то может подумать, что у эстетической функции нет особой значимости и она необходима только при обстановке квартиры или, например, выборе одежды. Но это заблуждение, поскольку даже в предметах быта можно обнаружить пользу и удобство (стулья, кресла, подушки и т.д.), а также великолепие и эстетичность (лампы, люстры, вазы, витражи и т.д.). Подводя итоги, нужно отметить, что в искусстве нет определенного идеала или предела в красоте. Всё, что создается руками человека, наполнено нечто прекрасным и это украшает все вокруг нас.

3. Заключение

Таким образом, проведенный анализ исследований, посвященных разработке проблемы, позволяет сделать следующие выводы:

– роль искусства бесценна во взаимодействии человека с миром. Оно знакомит нас с традициями, обычаями и бытом не только одной культуры, но и других наций, расширяет кругозор, активизирует мышление и вызывает эмоции;

– искусство делится на множество видов и жанры, лексика которых всегда расширяется, изменяется и развивается в других культурах;

– изучение искусствоведческого дискурса представляет актуальность и вызывает интерес в области лингвистики в силу того, что на данный момент недостаточно работ, посвященных его глубокому исследованию;

– посредством когнитивно-интерпретирующей, аккумулятивной, эмотивной и эстетической функций формируется связь между искусством и языковой системой.

Метрика статьи

Просмотров:114
Скачиваний:5
Просмотры
Всего:
Просмотров:114