Феномен дезинформации в отечественной практике: дефиниции и синонимичные понятия

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2023.40.17
Выпуск: № 4 (40), 2023
Предложена:
19.02.2023
Принята:
15.03.2023
Опубликована:
10.04.2023
1093
1
XML
PDF

Аннотация

В условиях глобализации, цифровизации, активного внедрения техники и технологий в жизни людей проблема появления и распространения дезинформации стала особо актуальной. Цель статьи – проведение анализа дефиниций дезинформации и синонимичных ей понятий (фейк, мисинформация, ложь) в контексте российских исследований. Проведен анализ определений отечественных авторов, сравнительный анализ понятий. Автором предложено определение слову «дезинформация». На основе общих черт в определениях авторов, субъективности оценок влияния информации на человека, временной протяженности обнаружения искажений в информации, единства понимания на уровне закона сделаны выводы о возможности взаимозаменяемости слов «дезинформация» и «фейковая новость».

1. Введение

История возникновения дезинформации уходит в глубину веков и неразрывно связана с историей развития журналистики. Массовый характер дезинформация приобрела с изобретением в 1436 году И. Гутенбергом печатного станка. Максимальное развитие явление приобрело с появлением современных технологий, глобализацией и цифровизацией.

В настоящее время нет общепринятого определения понятию «дезинформация». Без дезинформации сегодня невозможно представить современный процесс массовой коммуникации. Моментальное распространение информации, доступность, возможность стать автором любому человеку – все это не только позитивно влияет на жизнь современников, но также влечет риски появления и тиражирования непроверенных и заведомо ложных новостей. Вышесказанное определяет актуальность темы.

Целью исследования является проведение анализа дефиниций дезинформации и синонимичных ей понятий (фейк, мисинформация, ложь) в контексте отечественных исследований. Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении научных знаний и работ исследователей на тему дезинформации. В статье автор предлагает собственное определение дезинформации. 

2. Методы и принципы исследования

На основе изучения источников и литературы отечественных исследователей проводится анализ и синтез информации, обобщение, сравнение дефиниций.

3. Основные результаты

Слово «дезинформация» в английском язык выглядит как «disinformation», этимология слова происходит от латинской приставки dis-, означающей «изменение, удаление информации». От французского dés- приставка в значении «от-, раз-», informer – «сообщать, извещать»

.

Проследим эволюцию определения дезинформации.

В «Большой советской энциклопедии» 1972 г. под дезинформацией понимается «заведомо ложная или искаженная информация», предоставляемая оппоненту (конкуренту) для осуществления боевых действий, сотрудничества, прочих действий (бездействия) адресата информации

. В определении выделяются военная и деловая области деятельности, что ограничивает сферу влияния дезинформации.

В «Российской социологической энциклопедии» 1998 г. дезинформация – это «искаженное отражение различных сторон социальной действительности, процесс распространения подобных искаженных сообщений»

. Дезинформация здесь представлена как процесс, который характеризуется исключительно как искаженное (то есть частично), но не полностью ложное явление. Также определение не отражает цель распространения.

Согласно «Словарю русского языка» 1999 г. дезинформация – это распространение (в прессе, по радио и т.п.) ложных сведений с целью ввести кого-либо в заблуждение

. Определение не изобилует подробностями и уточнениями.

Современное понимание дезинформации стало обширнее, не ограничивается конкретными сферами, раскрывает причины, цель, существенные характеристики феномена.

В.Н. Коновалов под дезинформацией понимает «распространение искаженных или заведомо ложных сведений для достижения пропагандистских, военных (введение противника в заблуждение) или других целей»

. В.Н. Коновалов не уточняет, намеренно ли сведения были искажены. Эта деталь видится нам важной для дальнейшего анализа дезинформации и фейка.

А.В. Гадаев под дезинформацией понимает попытку «создать ложное впечатление» с целью побудить человека (группу людей) к действиям (бездействию)

.

А.А. Грабельников фактически ставит знак равенства между преднамеренной дезинформацией и низким профессионализмом журналиста

. Готовность журналиста распространять ложную информацию идет вразрез с понятиями этичности в профессии.

До наступления цифровой эпохи понятие «дезинформация" ограничивалось конкретными сферами (политической, деловой и другими). В настоящее время термин «оброс" схожими понятиями. Рассмотрим основные из них.

Существует созвучное дезинформации понятие «мисинформация». Мисинформация это неумышленное распространение ложной информации

. Когда автор из-за недостаточной верификации фактов, неточного перевода распространяет недостоверную информацию
. Соответственно, «мисинформация» и «дезинформация» не являются полностью взаимозаменяемыми понятиями. На практике же крайне сложно доказать непосвященность автора в правдивость материала.

В философии выделяют две категории: ложь и истина. Истина цель процесса познания. Аристотель под истиной понимал знание, верное суждение о предмете, равенство между мыслью и реальностью. Соответственно, ложно все то, что истиной не является. Медиа нуждаются в истине, она катализатор прогресса. Принцип некоторых СМИ «ложь во благо» не является безобидным

. Граница между гласностью и необходимость сокрытия информации для общественного порядка не предполагает появление дезинформирующих публикаций.

Существует также схожее с дезинформацией понятие – фейковая новость. Рассмотрим дефиниции понятия «фейк», отличительные черты фейка от дезинформации по мнению исследователей. Далее приведем аргументы в пользу синонимичности понятий.

Члены Европейской службы парламентских исследований (EPRS) определяют понятия «фейк» и «дезинформация» как взаимозаменяемые

.

Ю.М. Ершов среди синонимичных слов фейку выделяет дезинформацию или «вброс фальшивки»

. Среди ученых со схожим мнением выделим также С.С. Распопову
, А.О. Третьякова, О.Г. Филатову, Д.В. Жук, Н.Н. Горлушкину и А.А. Пучковскую
, Н. Муратову, Н. Тошпулатову, Г. Алимову
и других.

Ю.М. Ершов

считает, что «фейк» стали использовать «очень расширительно»: от фотографий и страниц в социальных сетях до ложных новостей в информационном поле.

На государственном уровне не закреплены понятия «фейк» и «дезинформация». Существует понятие ложной информации как «недостоверной общественно значимой»

.

О.Е. Воронова, А.С. Трушин среди отличительных черт между дезинформацией и фейком выделяют характер информации, жанр, подачу материала, сферы применения, время появления и целевую аудиторию

. На практике же дезинформация и фейк слились в единое понятие, о чем свидетельствует не только взаимозаменяемость слов среди обывателей, но также в профессиональной среде.

4. Обсуждение

На сегодняшний день нет единого определения дезинформации. Дезинформация – полностью или частично ложные сведения, призванные ввести человека в заблуждения для достижения определенных целей дезинформатора. Дезинформатором будем считать в рамках исследования человека (группу лиц, организацию), заинтересованного в появлении и тиражировании ложной информации.

Как говорили, дезинформация и фейк не имеет четких границ в различиях.

Во-первых, оба понятия в своих определениях имеют схожие черты. А.В. Манойло отмечает, что фейк может включать изначально ложную информацию, также истинную, но вырванную из контекста

. Упомянутые ранее В.Н. Коновалов
, А.В. Гадаев
пишут об искаженных или заведомо ложных сведениях при распространении дезинформации.

Во-вторых, суждения о подаче материала являются субъективными. Это вопрос психологии восприятия информации, склонности к оценочному суждению, влиянии внешних факторов.

В-третьих, время обнаружения информации конечным потребителем не зависит от желания ее распространителя. Неправдоподобная статистика, ложные комментарии, отредактированные фотографии могут быть замечены сразу или по прошествии времени.

В-четвертых, если исходить из отсутствия градации понятий на уровне закона, то, вероятно, можно считать синонимами слова «дезинформация» и «фейк», оба из которых являются «недостоверной общественно значимой» информацией. Также обратимся к категориям «истина-ложь» в философии, в которой также нет дальнейшей дифференциации понятий. Соответственно, дезинформации, фейковая новость, недостоверность представлены общим понятием «ложь».

В связи с вышесказанным видим возможным считать термины «дезинформация» и «фейк» взаимозаменяемыми.

5. Заключение

Дезинформация – сложное социальное явление, которое получило массовое распространение (иногда неконтролируемое) с развитием научно-технического прогресса, цифровизацией и глобализацией.

Близкими слову «дезинформация» по значению являются слова «фейк», «мисинформация» (не является полностью взаимозаменяемым понятием), «ложная новость». Изначально различия между словами были более определенными, но массовость явления (появление и распространение ложной информации) стерла существенные различия между словами не только в обиходе, но также в профессиональном сообществе. Схожесть черт в определениях различных авторов, субъективность в оценке влияния информации на человека, время обнаружения искажений в информации, единство понимания на уровне закона позволяют судить о дезинформации и фейках как о взаимозаменяемых понятиях.

Метрика статьи

Просмотров:1093
Скачиваний:1
Просмотры
Всего:
Просмотров:1093