КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНЫХ И СИМВОЛИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ СНЕГА В ЭВЕНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНЫХ И СИМВОЛИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ СНЕГА В ЭВЕНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
Аннотация
Статья посвящена анализу ценностно-оценочных и символических структур концепта СНЕГ в языковой картине мира эвенов. На территории проживания эвенов снег является доминантным признаком зимнего сезона. В эвенском языке зафиксировано более 50 номинаций снежного покрова, дифференцирующихся по различным признакам, что подтверждает значимость данного концепта в этнической ментальности. В лингвокультуре эвенов выявлено неоднозначное отношение к СНЕГУ. Позитивные качества концепта определяются тем, что снег выступает как защитник и помощник. К негативным характеристикам снега следует отнести восприятие его как опасности и препятствия. В национальном сознании снег символизирует душевную непорочность и чистоту.
1. Введение
В эвеноведении отдельные структурные признаки лингвокультурного концепта СНЕГ нашли отражение в статье Р. П. Кузьминой . Источником исследования послужили материалы художественного и фольклорного дискурсов эвенов , , , .
В лингвокультуре эвенов концепт СНЕГ относится к ключевым концептам. Репрезентантом концепта снег в эвенской языковой картине мира выступает лексическая единица иманра и ее фонетические варианты, зафиксированные в эвенских говорах – имăндă ~ иманна ~ имондо ~ имса . Аналогичные лексемы с дефиницией `снег` отмечаются во многих языках тунгусо-маньчжурской группы .
Зафиксированные в эвенском языке более 50 номинаций снега в языковом сознании эвенов объективируются по различным отличительным особенностям: по толщине покрова, по плотности, по месту, по времени выпадения, таяния, по форме, по размеру .
2. Методы и принципы исследования
При исследовании ценностно-оценочных и символических признаков концепта применяются метод сплошной выборки, интроспективный и методы лингвокультурологического анализа.
3. Основные результаты
В лингвокультуре эвенов концепт СНЕГ относится к ключевым концептам. СНЕГ в языковом сознании этноса обладает различными концептуальными структурными признаками, в том числе и ценностно-оценочными и символическими.
4. Обсуждение
В эвенской языковой картине мира концепт СНЕГ включен в макроментальное поле ЗИМА и обладает различными концептуальными признаками, в том числе и ценностно-оценочными признаками. Н. Д. Арутюнова выделяет следующие категории частнооценочных значений:
«1) сенсорно-вкусовые, или гедонистические;
2) психологические оценки, в которых сделан шаг в сторону рационализации, осмысления мотивов оценки:
а) интеллектуальные оценки,
б) эмоциональные оценки (радостный — печальный, веселый — грустный, желанный — нежеланный, нежелательный, приятный — неприятный);
3) эстетические оценки, вытекающие из синтеза сенсорно-вкусовых и психологических оценок;
4) этические оценки;
5) утилитарные оценки;
6) нормативные оценки;
7) телеологические оценки .
При концептуализации ценностно-оценочных признаков концептов в эвенской языковой картине мира в качестве интенсификаторов выступают наречие хо ´очень, весьма, сильно´: иманра хо нʼобати ´снег очень белый´, иманра хо хунто ´снег очень глубокий´, иманра хо улогья оча ´снег стал очень мокрым´, хо хунто имандо ´очень гулбокий снег´.
Также при оценке концепта в лингвокультуре эвенов используются адъективные лексические единицы ай, ибго, содержащие, кроме основного значения ´хороший´, семы – добрый, красивый, славный и лексема кэнели с дефиницией ´плохой´.
В эвенском языке при оценке того или иного концепта чаще всего употребляется формант -ке, означающих избыточную меру качества: намаха-ке иманра тикчэ ‘очень глубокий снег выпал’, хунтоке иманра ‘очень глубокий снег’; ибгоке иманра ‘очень хороший снег’, нямаке иманра ‘очень теплый снег’.
В эвенской языковой картине мира позитивные оценки концепта СНЕГ характеризуются таким образом:
В поэтическом дискурсе частотным является использование эпитетов гелбаты иманра `светлый, прозрачный снег`, нёбати иманра `белый снег`, ӈөлдэне нёлтэн `светлый, прозрачный снег`, гилдэне иманра `сверкающий снег`, мэӈэн иманра `золотой снег`: Гелбатыв иманрав гуденикэн…. `Целуя прозрачный, белый снег…` (букв.); Нёбати иманра ач муднач гиркуттэн …. `Без конца и края стелется белый снег…` (букв.).
В сознании носителей языка ценность и положительная оценка СНЕГА определяется тем, что снег выступает защитником и помощником от холода и пурги, укрывающим землю и дарующим тепло в морозные дни: Идяв, эдэм дэпкэттэвур, Тугэрэп оюр тэткэттэ…. ´Чтобы укрыться от мороза, сильных ветров, Надели зимнюю одежду…´; …Төрэӈэт оин, Хэӈкэгэ иманра. Иманрав аяврам…. ´Одежда земли (нашей), Пушистый снег…´; Би бугу дасун, Хо нодач хулрач, Тэмбутич, нямсич, Гилтаня уӈуч…. ´Мою землю накрыло, Красивым одеялом, Мягким, теплым, Белоснежной кучей снега…´.
В эвенских загадках оценка снега-защитника демонстрируется следующим образом: Тугэниду хялтадук дасуччоттан, аййоттан; нэлкэ ноӈан хөррөттэн (иманра). `Зимой защищает от мороза, помогает, весной он уходит (снег)` .
В ЯКМ эвенов позитивные оценки концепта СНЕГ репрезентируются использованием лексемы иманра с деминутивными формантами -какан, -ккан, -кан: иманракакан ~ имондокакан ~ иманнакакан, имандаккан, содержащей кроме основного значения ´снег´ сему ´малый´ ˗ снежинка, использующуюся с коннотацией восхищения, умиления: Иӈэнь төрлэ иманра, Гелбатыкан нёбаты…. `На северной земле, чистый, прозрачный снежок…` (букв.); Имандакакал ханӈалав тикникэн унэ. ´Снежинки падают на мою ладонь и тают´; Нёбатыкан иманра, Төру куптэс кэмнучэ…. ´Беленький снежок, Землю обнял…´ (букв.).
Негативно характеризующим концепт СНЕГ является то, что он может стать преградой при выслеживании оленей во время зимней пастьбы, скрыть следы зверя во время охоты: Намас иманрала удь аич хаввоттан. ´На глубоком снегу след всегда хорошо виден бывает´ ; Иманра, нёбати бадалкан биникэн, Делгэнкэ ӈэндэӈӈөн хотарман нипкэрни…. ´Снег, будучи белым, След зверя закрыл…´.
К отрицательным оценкам СНЕГА в картине мира эвена-кочевника можно отнести өлөмдө, элэн `целина (глубокий снег), бездорожье`, являющейся препятствием во время кочевья: Өлөмдөли ӈэнми хо ургэ биврэн. ´Ехать по глубокому снегу бывает тяжело´.
В эвенской лингвокультуре устойчивые сочетания с компонентом өлөмдө ´целина (глубокий снег), бездорожье´ применяются с отрицательной коннотацией, например, о человеке, не соблюдающем речевой этикет, готовом всегда вступить в спор говорят: Ѳлөмдөли авикаттан. ´Бредет по глубокому снегу´ (о болтливом, несдержанном человеке).
Негативная оценка СНЕГА проявляется еще в том, что он может нести опасность в виде снежных обвалов, которые бывают частым явлением в горных местностях, где проживают эвены: Орол имандаду эмэхэмчэ бихитнэн. ´Олени попали под снежный обвал (снежную лавину)´. Глагольная лексема эмэхэмчэ, производная от основы эмдэй с дефиницией ´приходить, приезжать, прибывать, являться´ применяется со смысловым содержанием ´попасть под снежный обвал; попасть под снежную лавину´ .
Снег, будучи составляющей зимнего сезона, в индивидуально-авторской картине мира поэтов предстает другом холода, что презентует негативность снега в сознании эвенов: Иӈэньси госикан хиӈэлгэн… . ´Друг холода – снег…´.
В поэтическом дискурсе образ белого снега используется при концептуализации положительных внутренних качеств человека, символизируя душевную чистоту и непорочность: Иӈэнь төрлэ иманра, Гелбатыкан нёбаты, Би мэргэму таррочин, Няӈса тала эч хорра…. `Северная земля накрылась снегом, Белоснежным снегом, Моя душа подобна белому снегу, Грязь не прилипает…` (букв.); Иманрадук би гамсам, Хокан мямси гелбатыван, Дёмкаттыву мэргэму, Ок-та эчин ӈэрин бидэн…. `От снега я взять хочу, Необычайную белизну, Чтобы мысли мои, Были всегда подобны снегу…`.
В ЯС носителей языка символом чистоты, красоты выступает женское имя Имана ´Снежана´, используемое с коннотацией восхищения.
5. Заключение
Таким образом, концепт СНЕГ в эвенской языковой картине мира относится к ключевым концептам. В результате исследования ценностно-оценочных концептуальных признаков в лингвокультуре эвенов выявлены неоднозначные оценки СНЕГА, снег выступает как помощник и защитник, но также он несет опасность и препятствия. Следует отметить, что в языковом сознании этноса снег является символом душевной чистоты.