КОНЦЕПТ «МЕЧТА» В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2023.39.3
Выпуск: № 3 (39), 2023
Предложена:
14.12.2022
Принята:
06.02.2023
Опубликована:
09.03.2023
929
2
XML
PDF

Аннотация

В данной статье рассматриваются лингвокультурологические особенности концепта «Мечта» в русской художественной картине мира. Основным материалом для анализа послужили поэтические произведения великого русского поэта А.С. Пушкина. Вышеназванный концепт был рассмотрен с позиций когнитивной лингвистики. В процессе исследования мы проанализировали художественный концепт через призму индивидуально-авторского восприятия и, на основе этих данных, провели параллель между индивидуально-авторскими и универсальными чертами концепта «Мечта». Актуальность выбранной темы заключается в определении места и роли концепта «Мечта» в русской художественной картине мира. Объектом исследования является определение роли лингвокультурного концепта «Мечта» в выбранных для анализа произведениях и на основе полученных результатов подведение итогов с помощью индуктивного метода. В данном исследовании применялись следующие методы: семантический анализ, сравнительный анализ, метод сплошной выборки. Практическая ценность заключается в том, что выводы, полученные в ходе данной работы, могут быть полезны для исследователей, работающих в следующих направлениях: когнитивная лингвистика, лингвокультурология, философия языка, теория языка и т.д. Результаты данной работы позволяют сделать вывод о том, что концепт «Мечта», наравне с такими концептами как «Любовь», «Небо», «Одиночество», «Смерть», является одним из ключевых художественных концептов русской культуры в целом и литературы в частности.

1. Введение

Язык является не только инструментом, позволяющим наладить контакт с окружающими, но и средством самовыражения индивида. Благодаря родному языку, мы можем в полной мере выразить свои мысли, чувства, переживания. Однако, несмотря на индивидуальные особенности речи каждого человека, язык не может существовать обособленно. Он отражает ценностно-смысловое бытие человека через призму духовных ценностей народа

.

Как писал великий ученый В. Гумбольдт: «Язык есть самодеятельное начало», доставшийся народам дар, «их внутренняя судьба»

. Каждый народ по-разному воспринимает похожие понятия и явления. Именно поэтому появилась наука, позволяющая рассмотреть влияние менталитета и культурных особенностей народа на формирование языка – лингвокультурология. Неотъемлемой частью данной науки является концепт.

В данной статье значительное внимание уделяется анализу художественного концепта «Мечта» на примере поэтических произведений А.С. Пушкина, что позволяет нам, с помощью индуктивного метода, рассмотреть указанный выше концепт в двух разных художественных картинах мира.

В наши дни проблемой соотношения языка и культуры занимается большое количество отечественных и зарубежных лингвистов. Среди них следует выделить следующие имена российских ученых, посвятивших свои труды вопросам лингвокультурологии: В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин, В.В. Красных, Н.Ф. Алефиренко и др.

Среди западных лингвистов особое внимание заслуживает работа Д. Гирартса (Dirk Geerarts) “Methodology in cognitive linguistics” (“Методология в когнитивной лингвистике”). В ней выдающийся бельгийский ученый демонстрирует разницу между порождающей грамматикой и когнитивной лингвистикой. Он утверждает, что порождающая грамматика нацелена на получение знаний о самом языке, в то время как когнитивная лингвистика направлена на знание, полученное посредством языка. В своей работе Д. Гирартс выводит фундаментальные характеристики когнитивной лингвистики: примат семантики в лингвистическом анализе, энциклопедический характер лингвистического значения и перспективный характер лингвистического значения

.

Среди англоязычных авторов также хотелось бы отметить Г. Палмера (анг. Gary B. Palmer) и его работу “К теории лингвокультурологии” (анг. “Toward a theory of cultural linguistics”). В своем научном труде, состоящем из одиннадцати глав, автор анализирует значимость антропологического метода в изучении языка, оценивает степень влияния синтеза на язык и культуру, постепенно приводит нас к мысли о том, что лингвокультурология – это мультидисциплинарная область языкознания, позволяющая понять, как люди, принадлежащие к разным культурам, мыслят и формируют свои национальные ценности

.

Несмотря на то, что сегодня вопросами художественного концепта занимается достаточно большое количество лингвистов, проблема соотношения двух разных лингвокультур остается по-прежнему актуальной. Более того, концепт «Мечта» является наименее изученным элементом в русской языковой картине мира, что предоставляет нам широкое поле для анализа. Цель работы – дать характеристику концепту «Мечта» как базовому понятию лингвокультурологии, а также определить его роль в русской художественной картине мира.

2. Методы и принципы исследования

Как уже было указано выше, в данном исследовании применялись следующие методы: семантический анализ, метод сплошной выборки, индуктивный метод. Благодаря семантическому анализу мы имеем возможность выделить качественные характеристики концепта «Мечта» и на их основе раскрыть глубинные механизмы восприятия данного концепта. Метод сплошной выборки позволил нам найти наиболее подходящий материал для анализа, позволяющий решить поставленные в данном исследовании цели и задачи. Благодаря индуктивному методу мы имеем возможность рассмотреть художественный концепт «Мечта» в отдельных поэтических произведениях А.С. Пушкина и вывести окончательный результат с помощью полученных в ходе исследования общих характеристик.

Материал исследования представлен поэзией А.С. Пушкина, чьи работы послужили наглядным материалом для определения роли концепта «Мечта» в русской художественной картине мира. В процессе работы мы опирались на научные труды таких известных лингвистов как: В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин, В.В. Красных, Н.Ф. Алефиренко, Д. Гирартс, Г. Палмер и др.

3. Основные результаты

Концепт – это единица ментального пространства, позволяющая структурировать знания о мире

. Как отмечает известный ученый В.И. Карасик, концепт является информацией, «хранящейся в индивидуальной либо коллективной памяти и обладающей определенной значимостью»
. Главным признаком лингвокультурного концепта является его национально-культурная маркированность, позволяющая «раскодировать» скрытый смысл текста.

Так, концепт «Мечта» обладает в русском языке особой, свойственной только русскому языку концептосферой. Отчасти совпадая с аналогичным концептом в европейских языках, черты которого пришли в русский язык через художественную литературу, концепт «Мечта» вобрал в себя самобытные черты, свойственные русской культуре и менталитету.

Изначально русский культурологический концепт «Мечта» зародился еще в старославянском языке и с течением времени претерпел значительные изменения. Старославянское слово «мьчьтати» имело одну основу с глаголом «мигать», на основании чего можно сделать вывод, что первоначальное значение слова «мечта» – это «миг», «видение».

В европейской культуре на формирование концепта «Мечта» во многом повлияло развитие диалектов и появление письменности, благодаря которой звуковая оболочка многих слов приобрела графический образ. Так германская ветвь индоевропейской языковой семьи может быть представлена такими словами как “Traum”(нем.) и “Dream” (анг.). Разумеется, оба слова имеют отличающуюся от латинского языка корневую основу. Согласно немецкому этимологическому словарю (“Etymologisches Wörterbuch des Deutschen”), абстрактное существительное “Traum” обязано своим происхождением древневерхнемецкому слову “troum”, появившемуся в X веке и сохранявшему свою форму до XIV столетия. Наряду с древневерхнемецким развивается древнесаксонский язык, в котором появляется слово “drōm”, заимствованное позднее в среднеанглийский язык и получившее форму “drēm” (современное английское слово “Dream”). Оба слова имели одинаковое значение: «Неосуществимая, обманчивая картина».

Во многом на становление изучаемого нами концепта в европейской культурологической картине мира повлиял латинский язык. Именно благодаря ему слово «мечта» в большинстве романо-германских языков стало многозначным, приобретя значение «образа, увиденного во сне»

.

На сегодняшний день в германских языках сохранилась многозначность абстрактного существительного «Мечта», которую можно представить двумя основными значениями:

1. Сновидение (в русском языке для описания данного явления возникло отдельное слово);

2. Предмет стремлений, сокровенное желание.

Русское существительное «мечта» не является многозначным словом. В толковом словаре С. И. Ожегова мы находим следующее семантическое значение:

«Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. Также: предмет желаний, стремлений»

.

Мы видим, что изначально возникшее в старославянском языке значение «миг» переросло в более широкое понятие – мечту, т.е. предмет стремлений. Также в русском языке появляется слово «греза», которое близко в своем значении слову «сновидение», что сближает его с немецким словом “Traum” и английским “Dream”.

Таким образом, мы видим, что слова «Мечта», “Traum” и “Dream” отличаются не только своим происхождением, но и исконным значением. Это дает нам возможность сделать вывод, что концепты «Мечта», “Traum” и “Dream” будут, в свою очередь, иметь иную смысловую и экспрессивную наполненность.

На сегодняшний день ядро концепта «Мечта» может быть представлено следующими языковыми единицами:

1. Существительными: мечта, мечтатель, грезы, мечтание, мечтательность, мечтание, фантазия, представление, желание, шанс, стремление, идеал, иллюзия, нега.

2. Глаголами: мечтать, грезить, фантазировать, представлять.

3. Прилагательными: мечтательный, фантастический, романтический, томный, иллюзорный, утопический, пленительный и т.д.

4. Устойчивыми сочетаниями: парить в облаках, витать в облаках, уноситься в мечтах, парить между небом и землей, строить воздушные замки, считать звезды и т.д.

В поэзии концепт «Мечта» используется часто, так как объединяет в себе словарные единицы, относящиеся к духовной сфере. В данной работе проводится концептуальный анализ некоторых произведений великого русского поэта А.С. Пушкина. Так, стихотворение «Послание к Юдину», написанное в лицейские годы, изображает стремления сердца юного поэта. Являясь «невольником мечты младой», лирический герой осознает безысходность своего положения: он не может отказаться от своей мечты, но осуществить её нет никакой возможности (стихотворение представлено фрагментарно):

Таблица 1 - А.С. Пушкин «Послание к Юдину»

1.               

«Ты хочешь, милый друг, узнать

Мои мечты, желанья, цели

И тихий глас простой свирели

С улыбкой дружества внимать.

Но можно ль резвому поэту,

Невольнику мечты младой,

В картине быстрой и живой

Изобразить в порядке свету

Все то, что в юности златой

Воображение мне кажет?...»

3.

«…Вот мой камин — под вечер темный,

Осенней бурною порой,

Люблю под сению укромной

Пред ним задумчиво мечтать,

Вольтера, Виланда читать,

Или в минуту вдохновенья

Небрежно стансы намарать

И жечь потом свои творенья…

Вот здесь… но быстро привиденья,

Родясь в волшебном фонаре,

На белом полотне мелькают;

Мечты находят, исчезают,

Как тень на утренней заре…»

5.

Меж тем как в келье молчаливой

Во плен отдался я мечтам…»

2.

«…Туда зарею поспешаю

С смиренным заступом в руках,

В лугах тропинку извиваю,

Тюльпан и розу поливаю —

И счастлив в утренних трудах;

Вот здесь под дубом наклоненным

С Горацием и Лафонтеном

В приятных погружен мечтах»   

4.

«Среди воинственной долины

Ношусь на крыльях я мечты…»

.

 

6. 

«И, мир забыв и им забвенный,

Покой души вкушаю вновь…

Скажи, о сердцу друг бесценный,

Мечта ль и дружба и любовь?»

.

7.

«Но что! мечтанья отлетели!

Увы! я счастлив был во сне…

В отрадной музам тишине

Простыми звуками свирели,

Мой друг, я для тебя воспел

Мечту, младых певцов удел»

.

8.

«Минуты счастья золотые

Пускай мне Клофо не совьет:

В мечтах все радости земные!

Судьбы всемощнее поэт»

.

 

В данном произведении мечте дан образ, свойственный европейской литературе: мечта представлена не подобно миражу, а напротив, как созидательное стремление души. Данный образ представлен большим количеством изобразительно-выразительных средств, подтверждающих наше наблюдение. В стихотворении «Послание к Юдину» концепт «Мечта» раскрывается с помощью таких художественных тропов как:

Метафора:

1. «Среди воинственной долины, ношусь на крыльях я мечты»

;

2. «Во плен отдался я мечтам…»

Эпитет:

1. «Невольник мечты младой»

;

2. «Мечта, младых певцов удел»

.

Сравнение:

1. «Мечты находят, исчезают, как тень на утренней заре» и т.д.

.

Основываясь на главной идее произведения, можно утверждать о том, что именно концепт «Мечта» является концептом-доминантой, так как несет в себе смысл, отражающий черты индивидуально-авторской картины мира. Это можно увидеть и на лексическом уровне. В данном произведении можно выделить следующие лексические единицы с семантическим компонентом «Мечта»:

1. Мечты, мечтанья («…Мои мечты, желанья, цели»

);

2. Грезы, сновиденья («…О, если бы когда-нибудь сбылись поэта сновиденья!»

; «Увы! я счастлив был во сне…»
);

Исходя из данного анализа мы можем сделать вывод о том, что А.С. Пушкин использует образ мечты подобно европейским поэтам – в своем произведении автор превращает «Мечту» в многозначное слово, добавляя к нему семантический компонент, отражающий идею грез, сновидений. Данный семантический компонент свойственен европейской, в особенности немецкой литературной традиции. Расширение смыслового диапазона слова привело к обогащению русского языка, а также к увеличению ассоциативно-смыслового поля концепта «Мечта».

В данном произведении А.С. Пушкин романтизирует образ мечты. В самом начале стихотворения мечта ассоциируется у лирического героя со скромностью деревенской жизни. С помощью антитезы автор резко противопоставляет нелепую «пышность бедных богачей» с прелестью простой жизни на лоне природы: «…Не лучше ли в деревне дальней, или в смиренном городке «…» укрыться в мирном уголке, с которым роскошь незнакома…»

.

Следующий образ, возникающий в сознании лирического героя – поле битвы и связанные с ним мечты о славе, свойственные юношескому возрасту. Позабыв свои прежние стремления к простой, сельской жизни, он на «крыльях мечты» мчится к полю брани. Однако грезы о славе вскоре улетают прочь и лирический герой, как «философ скромный» стремится к уединению. Здесь перед нами возникает новый образ мечты – мечта о любви. Пред нами предстает подруга детства, в которой лирический герой видит свое самое большое счастье. В завершении своего произведения, автор заявляет: «В мечтах все радости земные!», ведь именно они позволяют человеку ощутить неподдельную радость. Поэт же – истинный мечтатель, он «всемощнее своей судьбы», так как не боится стремлений собственного сердца.

Другое произведение А.С. Пушкина, в котором идея мечты играет основополагающую роль – всем известное со школьных лет стихотворение «К Чаадаеву». Концепт «Мечта» воплощается в метафоре «звезда пленительного счастья»

. Данный троп был использован, чтобы точнее передать стремления человеческого сердца к переменам. Несмотря на то, что существительное «мечта» не было использовано в стихотворении, смысловое значение данного слова проходит красной нитью через все произведение.

Концепт «Мечта» представлен в рассматриваемом нами произведении с помощью таких метафор как: «звезда пленительного счастья», «души прекрасные порывы»

, а также контекстуально близкого абстрактного существительного «желание». Конечно, нельзя утверждать, что анализируемый нами концепт является доминантным в данном стихотворении, но, несомненно, он является одним из неотъемлемых смысловых компонентов, несущих в себе культурные ценности.

Стихотворение А.С. Пушкина «19 октября» представляет особый интерес для данного исследования. Указанная в названии дата является знаковой, так как именно ей ознаменовано основание Царскосельского лицея, оказавшего значительное влияние на становление великого русского поэта. В данном произведении перед нами предстает образ поэта, сердце которого тоскует о былых годах молодости, наполненных восторженностью, мечтами о большом и светлом будущем. Лирический герой сожалеет о том, что нельзя повернуть время вспять и мысленно беседует с близкими друзьями юности.

В данном стихотворении нами были найдены следующие тропы, относящиеся к концепту «Мечта»:

1.    Эпитет: «шумные «…» мечты»

;

2.    Метафора: «завет мечтаний»

.

Также можно выделить тропы, относящиеся к концептосфере «Мечта»: эпитеты «сердечный жар», «дивное волненье» «отрадное свиданье», метафора «служенье муз не терпит суеты» и другие. Основываясь на главной идее стихотворения, мы не можем утверждать, что художественный концепт «Мечта» является доминантным в данном произведении, так как количество лексем, относящихся к анализируемому концепту, не составляет большое количество. Однако идея ностальгии и мечтательности, играющая основополагающую роль в данном произведении, занимает немаловажное место как в данном произведении, так и во всем творчестве А.С. Пушкина.

4. Заключение

Проанализировав несколько поэтических произведений выдающегося русского писателя и поэта А.С. Пушкина, мы пришли к выводу о том, что концепт «Мечта» в традиционном понимании и аналогичный художественный концепт в индивидуально-авторской картине мира А.С. Пушкина совпадают, за исключением отдельно взятых произведений (таких как «Послание к Юдину» и др.).

Исходя из проведенных анализов, мы можем выделить несколько значений концепта «Мечта»:

1. Мечты-грезы (произведение «Послание к Юдину»);

2. Мечты-чаяния (произведение «К Чаадаеву»);

3. Мечта-ностальгия (произведение «19 октября»).

С помощью метода сплошной выборки мы провели когнитивный анализ поэтических произведений А. С. Пушкина и пришли к выводу о том, что концепт «Мечта» является одним из ключевых концептов в творчестве выдающегося русского писателя, так как был использован в его произведениях более 181 раза. Справедливость данного утверждения можно увидеть в представленных выше концептуальных анализах стихотворений.  Большинство произведений, в которых мы также отметили наличие анализируемого нами концепта, принадлежат к творчеству лицейского периода А. С. Пушкина («Мечтатель», «Сон» (отрывок), «Пробуждение» и др.), хотя отдельные черты данного концепта можно встретить и в более поздних его работах. Среди них можно выделить следующие: «Мечтателю» (1818 г.), «Платоническая любовь» (1819 г.), «В. Ф. Раевскому» (1822) и др.

В заключении отметим, что концепт «Мечта» в проанализированных произведениях А.С. Пушкина – доминантный, он вербализован с помощью комплекса тропов и характеризуется многослойностью и поликодовостью, благодаря чему черты индивидуально-авторского концепта с течением времени переросли в универсальный концепт, обогатив русскую художественную картину мира.

Метрика статьи

Просмотров:929
Скачиваний:2
Просмотры
Всего:
Просмотров:929