Дискурс экологических сказок
Дискурс экологических сказок
Аннотация
Появление детской художественной литературы, посвященной экологическим проблемам, обусловлено наличием глобальных экологических вызовов XXI века. Решение данных проблем, в том числе путем воспитания и просвещения молодого поколения, является задачей первоочередной важности в рамках концепции устойчивого развития общества. Экологические сказки, создаваемые российскими учеными и педагогами с целью эффективного представления детям информации о взаимоотношениях человека с природой, представляют собой образец авторского гибридного сказочно-экологического дискурса и характеризуются мультимедийностью, интертекстуальностью, научностью представленных знаний и наличием имплицитных реципиентов, роль которых выполняют читающие вслух взрослые.
1. Введение
В рамках концепции устойчивого развития будущего ключевую роль в решении глобальных экологических проблем играют не только правительства стран, предпринимающих определенные действия для урегулирования сложившейся обстановки, но и люди как граждане мира. Каждый должен уважать и ценить разнообразие жизни во всех ее проявлениях, вносить вклад в развитие устойчивого и миролюбивого сообщества и нести ответственность за свои действия.
В этом контексте современная детская литература направлена на развитие следующих умений и навыков:
«а) анализировать свой образ жизни и вносить в него изменения ради устойчивого развития;
б) определять, оценивать и предпринимать действия с целью защиты окружающей среды на местном и глобальном уровнях;
в) критически осмысливать устоявшиеся представления, признавать нестабильность, принимать изменения и успешно работать над улучшением экологической обстановки, в том числе в рамках командной работы» [9, С. 221].
Таким образом, детская литература через реализацию гносеологической, нравственной и дидактической функций выступает в роли эффективного инструмента формирования значимости личности в создании и поддержке устойчивого будущего.
Несмотря на то, что «описание природы и взаимодействия природы с человеком всегда занимало особое место в русской художественной литературе, в целом, и в произведениях для детей, в частности (поэзия А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др.; рассказы Л.Н. Толстого, В.В. Бианки, К.Д. Ушинского, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, Е.И. Чарушина и т.д.)» [10, С. 496], появление современной детской художественной литературы, раскрывающей экологические проблемы, является попыткой систематизировать детские знания об окружающей среде в условиях существенно возросшего масштаба экологических проблем.
2. Методы и принципы исследования
Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым проанализировать художественный дискурс, поощряющий детей к развитию в качестве граждан мира, осознающих и понимающих экологические проблемы - экограждан. Исследование выполнено в рамках теории культурной трансмиссии (Л.Л. Кавалли-Сфорца и др.), теории культурной репрезентации (работы М. Вартофского, Дж. Гибсона), а также основывается на положениях экокритицизма (исследования С. Словика, Ч. Глоттфелти, Г. Фромма, Л. Бьюэлла и т.д.) и теории дискурса (Т.А.ван Дейк, Т. Гивон, А. Гардт, В.И. Карасик и др.).
В данном исследовании экологический художественный детский дискурс понимается нами довольно широко, как корпус текстов, обладающий определенными характеристиками:
- общий концепт (экология),
- общий реципиент (дети дошкольного возраста),
- общая коммуникативная цель: передача знаний об экологии, побуждение к экологически ответственным действиям,
- художественный,
- письменный,
- русскоязычный.
Обсуждение содержания произведений, представленных в разрезе русскоязычного художественного экологического дискурса для детей дошкольного возраста, отражает социально значимую точку зрения на экологические аспекты существования человека и является базисом для формирования экологической ответственности молодого поколения.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие основные задачи:
1. выявить тексты для проведения дискурсивного анализа: для этого был осуществлен поиск в сети Интернет, а также изучены сайты крупных российских издательств, полностью или частично специализирующихся на публикации детских произведений: «Лабиринт Пресс», «Clever», «МИФ», «Мелик-Пашаев», «Поляндрия», «Розовый жираф». Критериями отбора послужили:
- возраст читателя (дошкольный и младший школьный);
- тематика: описание экологической проблемы, взаимодействия природы и человека, устройства природного мира;
- хронологическая отнесенность: XXI век;
- непротиворечивость сюжета научным данным.
2. определить основную тематику детских художественных произведений с экологической составляющей;
3. выявить структурные, стилистические, лексические особенности таких текстов структурно-композиционным методом и путем стилистической интерпретации.
Таким образом, теоретической основой исследования являются методы классификации, обобщения и систематизации. В результате отбора материала для исследования методом сплошной выборки было выявлено, что современный рынок детской экологической литературы в России представлен значительным количеством энциклопедий, развивающих тетрадей и научно-популярных изданий, посвященных экологическим проблемам. В то же время пласт художественной литературы для дошкольников и младших школьников ограничен рядом российских и зарубежных авторов. Не анализируя переводные тексты в данном исследовании, остановимся на 50 русских сказках и рассказах, представленных в печатном и электронном виде, которые можно обозначить общим термином «экологические сказки».
3. Основные результаты
Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать вывод о появлении в российской детской литературе нового субжанра экологической сказки, который, по своей сути, является гибридным дискурсом, объединяющим характерные жанровые особенности сказки и экологического дискурса. Под экологическим дискурсом при этом подразумевается как совокупность текстов различных коммуникативно-речевых сфер, объединенных общей экологической темой, так и речемыслительная деятельность человека в данном направлении [1, C. 38]. В экологических сказках энциклопедические знания об окружающем мире представлены в игровой, интересной для ребенка форме. Как правило, они написаны не профессиональными писателями, а специалистами в области защиты окружающей среды, воспитателями и методистами дошкольных образовательных учреждений, а также детьми. Таким образом, экологические сказки, в отличие от фольклорных, являются авторскими.
Характерной особенностью экологических сказок является мультимедийность. Практически все анализируемые тексты представлены в сети Интернет в качестве вспомогательного материала для работы дошкольных образовательных учреждений в рамках программы экологического образования. В качестве исключения отметим серию экологических сказок Е. Ульевой, опубликованную в издательстве «Clever» [6], [7].
Условное распределение экологических сказок по тематическим кластерам отражает основную тематику анализируемых произведений:
- лирическо-философский кластер (отображение природы, взаимосвязи всего живого на Земле);
- информационно-познавательный: жизненные циклы животных и растений, классификация животных;
- собственно экологический: проблемы, вызванные действиями человека;
- воспитательный (объясняются последствия потребительского отношения человека к природе; предлагаются способы решения проблемы; стимулируется мотивация экологически осознанного поведения; поощряется мыслительный процесс ребенка).
В соответствии с данной классификацией основными ценностными концептами экологических сказок являются:
1. экоцентризм - позиционирование места и роли человека как части природы, являющейся источником и средой существования, в противовес ранее принятой антропоцентрической парадигме, рассматривающей утилитарную ценность окружающего мира и подчеркивающей доминантное положение человека как вида [4, С. 61];
2. экодисциплина – комплекс действий, направленных на поддержку окружающей среды и развитие индивида в духе космополитизма.
В рамках изучения экологических сказок как подвида экологического дискурса необходимо охарактеризовать участников дискурса. Экологические сказки стратегически направлены на информирование и воздействие на реципиентов – детей дошкольного и младшего школьного возраста – с целью формирования экологического сознания. Помимо непосредственных реципиентов, имплицитными участниками дискурса мы предлагаем считать взрослых (родителей, воспитателей, учителей), которые озвучивают сказки детям и приобщаются к экознаниям и экологически осознанному поведению через чтение вслух.
Основные акторы в экологических сказках – персонифицированные животные и растения. Люди выступают в качестве второстепенных персонажей, которые причиняют вред или помогают природе, а также играют роль наблюдателя. При этом персонажи часто репрезентируют определенное поведение (например, Аккуратность - внешне опрятная, любящая чистоту и порядок, бережно относится к окружающим предметам). Экологические сказки отличаются от традиционных хронотопом (отнесением действия к настоящему или будущему, а не прошлому), локацией, отсутствием волшебной атрибутики.
Рассматривая немецкие экологические сказки, Е.А. Сухоруков отмечает их опору на общесказочные архетипы и бинарные оппозиции [5, C. 14]. В русскоязычном же сказочном экологическом дискурсе борьба добра и зла не всегда заканчивается победой добра. В качестве тактик, развивающих экологическую осознанность и критическое мышление детей, предлагаются варианты концовки и вопросы для размышления. Так, в «Сказке о человеке и золотой рыбке» раскрывается тема индустриализации общества и последующего загрязнения окружающей среды. Два предлагаемых варианта конца сказки отражают траектории вероятного развития событий, в том числе невозможность исправить ситуацию из-за смерти волшебного помощника: «Рыбка-то неживая уже, кверху брюшком плывет…мертвая рыбка по мертвой реке» [3, C. 112].
Концепция открытости детских литературных текстов лежит в основе интертекстуальности, рассматриваемой в качестве одного из механизмов порождения текстов [2, C. 254]. Некоторые экологические сказки основаны на известных сюжетах и их элементах «Серая Шапочка и Красный волк» - про потомков героев сказки Ш. Перро [3]; «Маша и Медведь» [8] - сказка, в которой знакомые герои решают экологические проблемы и др.).
Приведем в пример аллюзию на «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: «Сестры-полянки надевают каждую весну цветные платья, красуются: - Я ль на свете всех белее? Всех румяней? Голубее?» [8].
Интертекстуальность используется как способ органичного объединения сказки со знаниями об окружающей среде, в качестве эффективного инструмента привлечения внимания детской аудитории, знакомой с персонажами и сюжетными элементами.
Как и традиционные сказки, экологические сказки структурированы и, в большинстве своем, состоят из зачина, основной части (развитие сюжета), кульминации и развязки. Используются инициальные и финальные клишированные фразы: «В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой» [8]; «Долго ли, коротко ли, поднимался Кот, но наконец добрался до небольшого дупла на втором этаже» [3].
Некоторые экологические сказки используют традиционную схему троекратного повтора действий: «Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду» [8].
Распространенными стилистическими приемами являются:
1) гипербола и авторские окказионализмы:
«Вырос из мусора зверь непонятный, тощий, неопрятный и ужасно противно притом: Хламище-Окаянище» [8].
2) архаизмы: «Белобрысые кудерьки в колечки завиваются» (описание подосиновика) [8].
3) использование эпитетов и ярких образных сравнений, традиционных для русской культуры символьных описаний:
«Красавец мухомор похож на веселого гномика в красном бисерном колпаке и кружевных панталончиках» [8].
«У всех один лес-батюшка, у всех одна земля-матушка» [8].
4) литота:
«Старички-лесовички вернулись в свою избушку-вековушку, живут-поживают, чаек попивают» [8].
В ряде сказок наблюдаются стихотворные вкрапления:
«Я - великий, многоликий,
я - бумажный, я - железный,
я - пластмассово-полезный,
я- бутылочно-стеклянный,
я - проклято-окаянный!
Поселюсь в твоем лесу,
Много горя принесу!» (о мусоре) [8].
На лексическом уровне отмечается:
1) значительное количество диминутивов (травушка, кедрёнок и т.д.);
2) дивергентное удвоение существительных, традиционно использующихся в русских сказках:
«Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик»; «Задумал-загадал боровик войну» [8].
3) семантические повторы: «Тропы-дороги в грязь превратятся»; «Уже и грибы-ягоды не растут»; «Став зрелой и полноводной, река приютила в своих водах окуня и леща, налима и щуку»[8].
В экологических сказках присутствуют инструкции и примеры необходимого экоповедения:
«Чистота сказала: «Это бумага — не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги» [8].
4. Обсуждение
Экологические сказки выполняют прикладные функции – установление связи между ребенком, его сознанием и природой; воспитание гармонично развитой личности; формирование экологического мировоззрения. Остается дискуссионным вопрос, могут ли в таком случае сказки, созданные непрофессиональными писателями, считаться полноправными художественными произведениями, передающими молодому поколению социокультурные ценности.
5. Заключение
В экологических сказках индивидуальные авторские ассоциативно-семантические связи комбинируются с известными сюжетами и традиционной структурой сказки, а также актуальной информацией об окружающей среде. Используя ряд стилистических приемов, свойственных фольклорным и литературным сказкам, экосказки в то же время применяют уникальные техники - риторические вопросы, открытая концовка, варианты окончания, инструкции и призыв к действиям по защите и охране природы.
Дискурс экологических сказок стимулирует развитие детей как экограждан, которые несут ответственность за свои действия и вносят вклад в решение глобальных проблем. Благодаря образности и эмоциональности художественная литература внедряет основы экодисциплины в семьи, детские сады и школы путем имплицитного воздействия на реципиентов - читателей и слушателей. Прививая ребенку любовь к природе, чувство общности и единения с окружающим миром, расширяя кругозор и воспитывая эстетический вкус, экологические сказки представляют пример уникального гибридного художественно-научного дискурса.