АНТОНИМИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ В ЭВЕНСКИХ ПАРЕМИЯХ
АНТОНИМИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ В ЭВЕНСКИХ ПАРЕМИЯХ
Аннотация
Целью данной статьи является анализ антонимических парадигм в эвенских паремиях, так как они не были объектом исследования в эвенском языкознании. Проанализированы эвенские паремии, которые содержат языковые антонимы, выявлены структурные и грамматические особенности антонимической парадигмы в эвенских паремиях. Исследования антонимов и их отношений в эвенском языке, которые основаны на анализе семантико-структурной классификации, дает нам возможность рассматривать антонимы в структурно-семантическом аспекте, исходя из этого рассматривается категориальный признак использования антонимов в эвенских паремиях (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Материал и результат исследования может быть использован при подготовке курсов по лексикологии, стилистике и лингвокультурологии.
1. Введение
Антонимия как одна из разделов лингвистики является одной из сложных, вместе с тем интересных категорий языка. Исследователями уделено достаточно внимания этому разделу, но тем не менее остается много проблем и требуются новые разработки и дополнения. Антонимия была предметом исследования известных лингвистов, таких как Ю.Д. Апресян [1], Р.А. Будагов [2], Л.А.Новиков [5], А.Н. Тихонов [8], А.У. Уфимцева [9], Н.М. Шанский [10] и др. Но тем не менее, лингвисты не пришли к единому определению антонимии. Антонимы чаще всего встречаются в паремиях, т.е. в пословицах и поговорках, хотя характерны для разных стилей языка. В эвенском языкознании антониимические парадигмы в паремиях не были объектом научного исследования, что подчеркивает актуальность данной темы. Материалом для исследования послужат эвенские паремии, опубликованные в монографии «Малые жанры эвенского фольклора» А.А. Бурыкина, которая представляет собой двуязычное издание всех известных образцов малого жанра эвенского фольклора и содержит 1100 текстов [3].
2. Методы и принципы исследования
В работе над статьей использованы описательный метод с применением приемов анализа, обобщения.
3. Основные результаты
, которые представлены существительными, позволил выявить паремии с субстантивированными прилагательными, которые представляют отношения противопоставления в них.
4. Обсуждение
Исследования антонимов и их отношений в эвенском языке, которые основаны на анализе семантико-структурной классификации [6], [7], дают нам возможность рассматривать антонимы в структурно-семантическом аспекте. В данной статье будет предпринята попытка рассмотреть как эвенские паремии представлены в антонимических парадигмах.
Известно, что антонимические ряды состоят из двух или более слов, противоположных по значению, и вступая в более сложные отношения между собой, образуют антонимические парадигмы.
Чаще всего в эвенских паремиях представлена одночастеречная антонимия. Анализ одночастеречных антонимов, а именно антонимов-существительных, выявил противоречия среди предметов и явлений окружающей действительности, как становятся объектом внимания эвенского народа и нашли отражение в пословицах, поговорках. В группе существительных большинство слов представляют лексические антонимы, т.е. разнокорневые. Например:
АИ-Н добро – КЭНЕЛИ-Н зло
АЙДИТ правда – ӨЛЭК ложь
БАРАГАН ответ, отклик – УЛГЭМЭН вопрос
БАРГАК неприятель – ГЯ друг, товарищ
Например: - ҥэрин, эми хупкуттэ – хатар. Ученье - свет, неученье – тьма.
В паремиях чаще всего в отношения противопоставления вступают абстрактные (отвлеченные) имена существительные, которые обозначают свойства, качества действия. Ряд таких существительных мотивированы прилагательными и глаголами.
Например: Таҥчими ойчипти, таҥчими хэкэскэпти. Оленью упряжку надо держать и на подьёме, и на спуске.
Нөлтэн өмэн, бяг өмэн, индедек өмэн – аич били! Солнце одно, луна одна, жизнь одна – хорошо живи.
Дөр этумҥэ бисни: гя инэҥ этувэттэн. Гя долбо этувэттэн. Долбо этури банадмар. Балдири, гөпкөнсөткэн оваттан. (нөлтэн, аткикан). Два сторожа имеются: один днем сторожит, другой ночью сторожит. Ночью стерегущий более ленив, ленясь притворяется, что скрывается. (солнце, луна).
Кроме абстрактных существительных в эвенских паремиях антонимируются конкретные существительные. Например:
Ач бугла бэй – чукачан икэй бэричэ. Человек без родины – птичка, потерявшая свою песню.
Хякита негнерепэн, бэй мөнтэлсэрэпэн бэй. Дерево хорошо поздней весной, человек – ранней осенью.
Бэй кэнелиҥкэлнни ҥин хогдилкаҥчинни. Человек с плохими качествами как собака с хвостом.
Гулун хөлилэн – унькан, тэгэлгэн ойлан – хиркан. У огня – ложка, на стуле – нож.
Дылу – нам, хоҕдив – кутаҥа. Моя голова – море, мой хвост – болото (ты не можешь знать, о чем я думаю).
При анализе языковых антонимов, которые представлены существительными, отмечены паремии с субстантивированными прилагательными, представляющие отношения противопоставления в них. Например:
Ай аси тэдэкэн ног, кэнели тэдэкэн нелбэр. У хорошей женщины коврик для сидения пушистый, у плохой – лысый вытертый.
Дялуми имсэ-дэ кэнели бигрэн, дебэмэлми кэнели-дэ ибга бигрэн. Сытому и жирное плохим будет, голодному и плохое хорошим будет.
Этив ҥэлрэ ҥин гогготтан, ҥэдрив-дэмэр итмэвэттэн. На смелого собака лает, трусливого кусает.
В данных пословицах субстантивированные прилагательные представляют качество характера, называя человека, противопоставляют положительное отрицательному, выражая свое одобрение или неодобрение. Надо отметить, что субстантивированные прилагательные в эвенских паремиях встречаются редко.
Самыми распространенными антонимами в паремиях эвенского языка с точки зрения частеречной выраженности являются имена прилагательные. К продуктивным группам относятся прилагательные, обозначающие:
1. Физические характеристики, интеллектуальные свойства, например:
Помпотти (урумкун) бөдэлэлкэн биникэн, гуд учикту эди усчир. Будучи коротконогим, не садись на высокого верхового оленя. Билгар бэй нимҥэлэн, хавай бэй төрэлэн. Жадный человек – мастер глотать, мудрый человек - мастер говорить.
2. Положительную/отрицательную оценку характера человека, его поведения, поступков.
Например: Ай аси тэдэкэн ног, кэнели тэдэкэн нелбэр. У хорошей женщины коврик для сидения пушистый, у плохой – лысый вытертый. Бан бэй очаруми хонриҥнан, мяву бэй яв-да эми ор хонриҥнан. Ленивый человек от работы скучает, трудолюбивый человек без работы скучает. Этив ҥэлрэ ҥин гогготтан, ҥэдрив-дэмэр итмэвэттэн. На смелого собака лает, трусливого кусает. Эҥэйе бэй оранди, ачкан бэй мявунди. Богатый человек оленями богат, бедный – сердцем.
Таким образом,
В эвенских паремиях встречаются антонимы-глаголы. Чаще всего встречаются пары: лает-кусает, выходи-входи, мерзни-гори, голодай-наедайся и т.д. Большинство антонимичных пар по структуре разнокорневые слова. . Обобщенность – одна из черт паремий. Исследователи считают, что степень обобщенности личного значения глагола может быть различной [4], например:
а) Высшая степень обобщенности (действия касаются всех): Этив ҥэлрэ ҥин гогготтан, ҥэдрив-дэмэр итмэвэттэн. На смелого собака лает, трусливого кусает.
б) Высокая степень обобщенности (действия приписываются большой группе лиц, находящихся в определенной ситуации: Нөли-да или, минду як бидин! Хоть выходи, хоть входи, что мне с того! Иҥэмни-дэ дурли, як бидин минду! Хоть мерзни, хоть гори, что мне с того! Дебэмэлли-да дялули, як бидин минду! Хоть голодай, хоть наедайся – что мне с того!
в) Невысокая степень обобщенности (действия приписываются небольшой группе лиц или лицам, характеризующимся определенными свойствами или качествами: Бан бэй очаруми хонҥриҥнан, мяву бэй яв-да эми ор хонриҥнан. Ленивый человек от работы скучает, трудолюбивый без работы скучает.
В паремиях встречаются глаголы-антонимы в 3 и 2 лице, представляющие высшую и высокую степень обобщенности. Например: Хунакичу эмэрэлтэвэттэ эмэр одан, бэю хупкччөттэ хавай одан. Пилу точат, чтобы стала острой, человека учат, чтобы стал умным.
Их частоту использования можно объяснить тем, что в пословицах звучит наказ, побуждение к действию, совет, или описывается ситуация, в которой одобряются или не одобряются поступки человека.
В рассмотренных эвенских паремиях антонимы-глаголы чаще всего выступают в форме настоящего и будущего времени.
Оран икириди хинмаптан, бэй мэргэнди эскэптэн. Оленя выбирают по костям, человека славят по уму.
В эвенских пословицах не использованы формы прошедшего времени.
5. Заключение
Таким образом, анализ антонимических парадигм в эвенских паремиях показал, что в большинстве в эвенских паремиях представлена одночастеречная антонимия. Только несколько пар антонимов-существительных относятся к однокорневым антонимам. В однокоренных существительных противоположность обусловлена отрицательной частицей не. В эвенском языке противопоставляются чаще абстрактные существительные, которые в паремиях противопоставляют качества человека, устанавливая его на положительную сторону мира: добро, правду, честность, мир. В эвенских паремиях прилагательные продуктивно используются в антонимичном контексте для качественной оценки и противопоставления поведения и поступков человека.
Самым распространенными являются обобщенно-личные глаголы, так как охватывают широкий круг лиц, выражая при этом суждения поучительного характера, которые могут быть обращены к любому человеку