СИМВОЛИКА БУКВ В ТАТАРСКИХ СУФИЙСКИХ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ XIX ВЕКА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2022.30.15
Выпуск: № 2 (30), 2022
Предложена:
16.04.2022
Принята:
28.04.2022
Опубликована:
15.06.2022
2949
8
XML
PDF

Аннотация

В статье изучается символизация букв в татарской суфийской поэзии  XIX века на материале поэтических текстов Ш. Заки и А. Тубыли. Актуальность подобного рода исследования обусловливается, во-первых, малоизученностью данной проблематики, во-вторых, потребностью выявления особенностей «буквенного символизма» в татарской суфийской поэзии. Научная новизна определяется иным подходом к изучению  татарской религиозно-суфийской поэзии: в ходе исследования акцентируется внимание на выявление закономерностей символизации отдельных букв и специфических особенностей данного процесса в татарских суфийских текстах. Полученные результаты показали, что в татарской поэзии используются приемы фонетической организации текста, поскольку они придавали особое значение форме и образу написания; играя буквами в словах, поэты интерпретировали свои мистические воззрения. В языке поэтических текстов XIX века прослеживается  символика букв د «даль», و «вав», ك (ک) «кяф», ن «нун», ق «каф».

1. Введение

Одним из аспектов суфийской образности и символизма, которая необычайно важна для должного понимания многих текстов, является символизм буквенный, в нем делается упор «как на мистическое значение отдельных текстов, так и на искусство письма в целом» [12, С. 317].

Как известно, в суфизме каждая арабская буква имеет свое мистическое (сокрытое) значение (иногда несколько символических значений). А. Шиммель отмечает: «давая мистическую интерпретацию буквам арабского алфавита, суфии разработали секретный язык, чтобы скрывать свои мысли от непосвященных» [12, С. 317]. В языке произведений поэтов-суфиев XIX века используется приемы фонетической организации текста, поскольку они придавали особое значение форме и образу написания; играя буквами в словах, поэты интерпретировали свои мистические воззрения.

Цель данной статьи – выявление особенностей символизации отдельных букв в татарских суфийских поэтических текстах XIX века. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1) выявление особенностей символизации букв; 2) описание закономерностей функционирования букв в татарских суфийских текстах; 2) определение букв, которые используются в статусе символа.

2. Методы и принципы исследования

При подготовке статьи были использованы научные труды Али-заде, А. Шиммель, Ибн ал-ʹАраби и др. [1], [6], [12]. В соответствии с поставленными задачами методологическую основу статьи составил накопленный в отечественной и зарубежной тюркологии и востоковедении опыт герменевтического анализа языка письменных текстов на основе системно-функционального подхода к языку [3; 4]. Основным методом стал описательно-аналитический метод, главными компонентами которого являются наблюдение, обобщение, интерпретация и типологизация.

3. Основные результаты

В татарской поэзии используются приемы фонетической организации текста, поскольку они придавали особое значение форме и образу написания; играя буквами в словах, поэты интерпретировали свои мистические воззрения. В языке поэтических текстов XIX века прослеживается  символика букв د «даль», و «вав», ك (ک) «кяф», ن «нун», ق «каф».

4. Обсуждение

Первые попытки интерпретации секретных значений арабских букв были сделаны уже представителями раннего суфизма, а систематизация значений отдельных арабских букв представлена в суфийских философских сочинениях Ибн ал-ʹАраби [6], «классифицировавшего всю Вселенную с помощью букв» [8].

Следует отметить, что секретное значение и символическое написание отдельных арабских букв обнаружены еще в Коране. Выявлено, что изолированные буквы арабского алфавита (буквенные зачины) зафиксированы в начале 29 сур Корана. В корановедении буквенные зачины получили название xурyф мукаттаʹа (араб. مقطعة حروف – раздельно читаемые буквы) – буквы, стоящие в начале некоторых сур Священного Корана, которые пишутся слитно, но читаются раздельно. Например: буквосочетание الم – Алиф. Лям. Мим – встречается в начале следующих сур Корана: Сура 2: البقرة «аль-Бакара» (Корова), Сура 3: آلعمران «аль-ʹИмран» (Семейство ʹИмрана), Сура 29: العنكبوت «аль-ʹАнкябут» (Паук), Сура 30: الروم «ар-Рӯм» (Pимляне), Сура 31: لقمان «Лукман» (Лукман), Сура 32: السجدة «ас-Саджда» (Поклон).

Как известно, на протяжении многих лет сакральное значение буквенных зачинов являлось предметом исследования многих учёных, богословов и муфассиров (толкователей Корана). Были высказаны отдельные предположения об их значении, но эти суждения не имеют прочной научнобогословской основы. Большинство ученых сходятся во мнении, что изолированные буквы и «буквосочетания в Коране являются тайной Всевышнего, они не несут понятного человеку смысла; их смысл известен лишь Аллаху» [1, С. 305].

«Вместе с тем изолированные буквы в начале 29 сур Корана особенно вдохновляли суфиев на множество странных и удивительных образов» [12, С. 321], которые интерпретировали символику букв в мистическом смысле, в контексте суфийского мировоззрения [12, С. 321-329]. Эзотерическое знание джафр – «спекуляция о событиях настоящих и будущих, выводимая из определенной комбинации слов, часто она вырождалась в своего рода прогнозирование» [12, С. 318]. Считается, что «впервые техника джафра была использована Джаʹфаром ас-Садиком (умер в 765 г.)» [12, С. 318]. Эзотерическая наука о таинственных буквах и числах в исламском мистицизме была развита хуруфитами. Основоположником хуруфизма является Фазлуллах Наими Астерабади (казнен в 1398 г.). Среди представителей данного течения наиболее распространенной теорией является теория букв Имадеддина Насими (1370-1417), основанная на описании лица человека посредством букв. Например: ا «ʹалиф» – нос, م «мим» – рот, ع «ʹайн» – глаз и т.д.

Как отмечалось выше, в арабо-персидской суфийской литературе была разработана система эзотерических значений букв арабского алфавита, основанная на использовании сокрытых свойств арабских букв. В языке  поэтических текстов XIX века также наблюдается символизация отдельных букв; в частности, нами зафиксировано несколько примеров.

Арабская буква – د «даль» – 8-ая буква арабского алфавита, цифровое значение – 4. В суфийской поэзии употребляется в значении «локоны и кудри» [12, С. 319], а также имеет мистико-поэтическое значение «Природа. Молитвенная поза рукуʹ» [7]. Например: tal keby qaddy, däriγa, uldy dalʹ [10, С. 31] «фигура, которая была как ива, к сожалению (досадно), стала как буква «даль» (арабская буква)».

Арабская буква – و «вав» – 27-ая буква арабского алфавита, цифровое значение – 6. و «вав» имеет значение союза «и», символизирует связь между Богом и творением [12, С. 325]; в персидской суфийской литературе употребляется также в мистико-поэтическом значении «Посредник, соединяющий Бога и его Творение» [7]. Например: wawy kitde waxideη, qaldy äxäd [11, С. 128] «от вахида (единицы) выпал вав (арабская буква), остался один (единица)».

Следует отметить, что слово واحد waxid «вахид» (единый; один; единица; кто-нибудь) [2, С. 877] является также одним из атрибутивных имен Аллаха – аль-Вахид – Единственный, не имеющий Себе подобных и равных [1, С. 34]. В представленном выше примере слово waxid употребляется в значении «Всевышний», а و «вав» символизирует «посредника / связывающего». Представленный пример в мистико-поэтическом значении можно интерпретировать следующим образом: «выпал Посредник / утеряна связь с Всевышним, остался один». Следует отметить, что в арабской теоретической фонетике و «вав» характеризуется как «слабая», т.е. периодически исчезающая буква. К «слабым» буквам в арабской грамматической теории относятся полугласные و «вав» и ى «йай», которые, согласно грамматическим правилам, в разных словоформах то появляются, то исчезают [6, С. 268]. В представленном примере поэт указывает на данное свойство арабских букв, от слова واحد waxid «вахид» посредствам выпадения полугласных образуется новое слово احد äxäd «один; единица» [2, С.]. Ибн ал-ʹАраби, отмечая лингвистический характер буквы و «вав» и ее свойство выпадать или исчезать на письме в отдельных грамматических формах, определяет و «вав» как символ сокровенного мира [6, С. 268].

Символическое использование арабских букв и интерпретация их значений имеет место в стихотворении А. Тубыли «фи-л-ʹишк» («О любви») [9, С. 26а-28б]. В данном произведении символически используются следующие буквы арабского алфавита:

буква ك (ک) «кяф» – 22-ая буква арабского алфавита, цифровое значение – 20. В суфийской литературе употребляется в следующих мистикопоэтических значениях: «Сдерживающая рука. Полотняная одежда. Структура Вселенной» [7];

буква ن «нун» – 25-ая буква арабского алфавита, цифровое значение – 50. В персидской суфийской поэзии имеет мистико-поэтическое значение «Победа. Тело с отрубленными руками, ногами и головой. Рыба без головы или хвоста» [7]. Например: käf wä nun tärkibeneη γyjšyqilä istixkäme war, čön möräkkäbder anyη nunynda war däüäran [9, С. 26б] «сочетание «кяф» и «нун» укрепленное любовью, / потому что (действительно) является составным (сложным), в букве «нун» есть вращательное движение (вращение; обращение; процессия)».

В данном произведении А. Тубыли в мистическом значении использовано сочетание букв ك (ک) «кяф» и ن «нун», поэт интерпретирует таинственные (сокрытые) значения сочетания букв, опираясь на философскосуфийские взгляды Ибн ал-ʹАраби. Согласно арабской грамматике, сочетание букв كن kun представляет собой форму глагола повелительного наклонения, которая образована от пустого глагола كان kanä «быть» (с серединным و «вав») → كُن kun «Будь!». Следует подчеркнуть, что глагол كُن kun активно употребляется в мусульманской религиозной литературе.

Вместе с тем в религиозно-суфийском дискурсе слово كُنْ kun приобрело мистическую коннотацию. По мнению Ибн ал-ʹАраби, сочетание ك (ک) «кяф»  и ن «нун» представляет собой целый мир, данное буквенное сочетание символизирует божественный акт творения Вселенной – сотворения мира. Считается, что посредством «Божественного дыхания» ( الرحماني النفس an-nafas är-raxmani) или «дыхания Милостивого» (الرحمان نفس nafas är-raxman) Аллах реализовал свой план создания Вселенной. Это – субстрат, содержащий в себе прообразы и потенции будущего бытия [6, С. 221]… образы, именуемые «вселенная», происходят от слова كن «Будь!» [6, С. 208], из ك (ک) «кяф» и ن «нун». Ибн ал-ʹАраби полагал, что мир очевидности имеет два аспекта: явный и скрытый. Явный его аспект соответствует букве «нун», а скрытый – букве «кяф»… Сокровенным элементом в этом слове является буква و «вав», расположенная между «кяф» и «нун» [6, С. 209].

Согласно взглядам Ибн ал-ʹАраби, характеристики арабских звуков определяются по месту их артикуляции: существуют более «глубокие» звуки (например: ك (ک) «кяф» – заднеязычный) и, наоборот, более «близкие» (например: ن «нун» – переднеязычный). Более глубокие звуки пребывают в непосредственной близости от сокровенной Божественной тайны, тогда как более близкие, напротив, теснее связаны с создаваемой вселенной, миром становления [6, С. 267]. Следует отметить, что в арабском языке от пустого глагола كان kanä «быть» образовано также слово كَوْن kaun-un «бытие» (бытие, существование; вселенная, космос [2, С. 705]).

В специальной научной литературе выявлены и другие мистические трактовки таинства арабских букв. Например, буква ن «нун» имеет также мистико-поэтическое значение «рыба» [12, С. 321]. Французский философ и ориенталист, автор трудов по метафизике, традиционализму и символизму Рене Генон интерпретирует магические значения арабской буквы ن «нун» [5, С.48-51], по его мнению, в исламской традиции эта буква соотносится, прежде всего, с образом кита (الحوت al-xut), что не противоречит основному значению слова «нун» (рыба) [5, С. 48]. Рене Генон отмечал, что буква «нун» имеет также значение «новое рождение» или «возрождение» (в духовной коннотации). «Новое рождение обязательно предполагает смерть по отношению к прежнему состоянию… смерть и рождение (или возрождение) – это два неотделимых друг от друга аспекта, два аспекта одного и того же процесса смены состояний. «Нун» в алфавите следует непосредственно за م «мим»ом, одним из основных значений которого является «смерть» ( الموت al-maut) [5, С. 49].

В стихотворении А. Тубыли «фи-л-ʹишк» («О любви») в мистическом значении употребляется также буква ق «каф» – 21-ая буква арабского алфавита, цифровое значение – 100. Буква ق «каф» в языке суфийских текстов, в основном, символизирует «Гору Каф», а также употребляется в следующих мистико-поэтических значениях: «Место на краю тварного Мира. Организация Вселенной в соответствии с божественным образцом» [7]. Например: γajni γyjzzäte šäjni šäükät qafy qurbe wasal jar [9, С. 26б] «существенным достоинством величия Горы Каф (дословно: буквы «каф») является близость Любимого (Всевышнего)».

5. Заключение

Таким образом, в ходе исследования установлено, что в языке поэтических текстов XIX века используется традиционная суфийская приемы техника письма – символика букв (د «даль», و «вав», ك (ک) «кяф», ن «нун», ق «каф»). Использование букв в статусе символа служит усилению смысла и субъективного пласта, заложенного в ткань произведения, украшает и обогащает текст в языковом и стилистическом планах.  Символизация букв  также способствует обогащению языка произведений, формированию своеобразной поэтической речи, изящного поэтического стиля.

Метрика статьи

Просмотров:2949
Скачиваний:8
Просмотры
Всего:
Просмотров:2949