Речевые паттерны как маркеры идеологической картины мира в русскоязычных текстах белорусских СМИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/RULB.2025.72.17
Выпуск: № 12 (72), 2025
Предложена:
23.11.2025
Принята:
04.12.2025
Опубликована:
09.12.2025
62
5
XML
PDF

Аннотация

В статье обсуждается вопрос о речевых паттернах как средствах формирования и отражения идеологической картины мира в медиадискурсе. На примере употребления в русскоязычных текстах белорусских СМИ речевых паттернов, вербализующих актуализированную идеологему-советизм «пятилетка», рассматривается узуальная воспроизводимость речевых практик журналистов по продуцированию идеологических смыслов. Цель статьи — установить специфику речевых паттернов как средств конструирования и отражения идеологической картины мира в русскоязычных текстах белорусских СМИ. Методология исследования основана на сочетании социокогнитивного, лингвоидеологического, дискурсивно-идеологического подходов. Проведенное исследование позволяет высказать мнение о том, что устойчивые речевые паттерны как явления журналистского узуса являются показательными компонентами культуры медиакоммуникаций, в том числе культуры формирования идеологического медиадискурса. Речевые паттерны в дискурсивной реализации идеологемы «пятилетка» задают в общем текстовом пространстве белорусского медиадискурса идеологически маркированное видение будущего не только страны, но и каждого его жителя — в самоотверженном труде, что соответствует традиционной ценностной парадигме белорусского народа.

1. Введение

Современный мир характеризуется растущей глобальной нестабильностью, обострением конфликта в сфере национальных интересов разных стран, попытками деструктивной деидеологизации государств-оппонентов, как следствие — накалом информационного противостояния, идеологического и политического давления, развитием информационных и гибридных форм агрессии

,
. В ответ на эти вызовы и угрозы в Беларуси принимается ряд мер по формированию и реализации идеологии белорусского государства как «системы идей, взглядов и представлений, которая отражает национально-исторические традиции, интересы и ценности белорусского народа, определяет цели развития личности, общества и государства»
. Одновременно в белорусском обществе растет социальный запрос на реализацию идеологического медиадискурса, что закономерно: «человеку необходимо идеологическое (рациональное, моральное, функциональное и т. п.) обоснование его же собственных действий или положений»
, необходимы создаваемые идеологией «представления о том, что вредно, что полезно, как оценить то или иное событие, как можно изменить или сохранить существующий социальный порядок»
. Результатом двух вышеуказанных встречных процессов в 2020-е годы стала актуализация в белорусской журналистике дискурсивных практик авторской публицистики, пропаганды, контрпропаганды, общественно-политической полемики, агитации и других форм идеологического дискурса.

Роль СМИ в реализации идеологических процессов хорошо описывается следующей метафорой: «Любая идея, прежде чем стать идеологией, должна обрести крылья — стать понятной не только самому источнику (субъекту, автору), но и обрести форму, не только понятную другим людям, но и востребованную ими»

. Идеологическая картина мира так или иначе присутствует в любом медиатексте: «даже если снять все откровенно идеологические высказывания, скрытая, латентная идеология проявится в самой фактуре текста — в корпусе имен и событий, примеров и иллюстраций (экземплификация), в повествованиях и интерпретациях (нарративы)»
. Медиадискурс в силу своей онтологической сути не существует вне идеологии, и весомую роль в сложнейших идеологических процессах играет именно язык. В основе данного исследования лежит убежденность автора в том, что медиаречь в условиях информационного общества оказывает существенное влияние на восприятие и понимание идеологии и ее понятийных конструктов, поэтому актуальной является задача изучения лингвокогнитивных механизмов медиаопосредованного идеологического дискурса с повышенным вниманием к способам и средствам речевой репрезентации идеологем, с помощью которых отражаются и формируются мировоззрение и ценностные ориентации членов общества.

Цель данной работы — установить специфику речевых паттернов как средств конструирования и отражения идеологической картины мира в русскоязычных текстах белорусских СМИ. Материалом исследования выступают тексты ведущих государственных печатных СМИ Беларуси, опубликованные на сетевых платформах медиахолдингов (sb.by и mlyn.by) и представленные на русском языке как одном из государственных языков страны. В работе рассматриваются речевые паттерны, вербализующие идеологему «пятилетка», входящую в концептуальное поле современной идеологии белорусского государства и актуализирующую ценность совместного, созидательного и самоотверженного труда на благо человека, общества и государства. 

2. Методы и принципы исследования

Теоретическо-методологическую основу исследования составляют работы, посвященные исследованию специфики функционирования языка в рамках идеологического дискурса, раскрывающие методику социокогнитивного, лингвоидеологического, дискурсивно-идеологического анализа дискурсивных практик и текстов (Т.А. ван Дейк, Н.А. Купина, Н.И. Клушина, Т.И. Краснова, С.А. Журавлев, А.П. Чудинов, Г.Ч. Гусейнов, А.А. Мирошниченко, Е.И. Шейгал, Г.Г. Почепцов, К.Э. Штайн и др.).

В качестве ключевого показателя формируемой в текстах СМИ идеологической картины мира исследователями, как правило, рассматривается так называемый «идеологический словарь» — совокупность концептуальных слов, однако идеологический смысл может выражаться и с помощью фразеологических, грамматических, стилистических ресурсов медиаречи. Разноуровневые языковые средства вместе участвуют в объективации идеологем — особого типа «концептов, в структуре которых (в ядре или на периферии) актуализируются идеологически маркированные концептуальные признаки, заключающие в себе коллективное, часто стереотипное и даже мифологизированное представление носителей языка о власти, государстве, нации, гражданском обществе, политических и идеологических институтах»

. В речевой структуре медиатекстов такие идеологически заряженные средства реализуют свой функционал, организуясь в речевые паттерны с «узнаваемой вариативной синтагматической разверткой в тексте»
— регулярно воспроизводимые и повторяемые коллокации, речевые стереотипы, прагматические клише, «заштампованные» фразы, что позволяет держать аудиторию, по словам В.В. Катерминой, под «силовым» влиянием дискурсивного поля
. Речевые паттерны — это доведенные едва ли не до автоматизма модели использования тех или иных языковых единиц в медиатекстах, некий общий фонд речевых средств, с помощью которых принято раскрывать в журналистике (точнее, в определенном журналистском сообществе) ту или иную тему на данном историко-культурном этапе. Как указывает А.Н. Качалкин, «благодаря регулярно воспроизводимым словесным конструкциям «у получателя информации складывается набор символов (американские контент-аналитики назвали его «символическим зонтиком»). Совокупность символов образовывает идеологическую конструкцию, через которую воспринимаются разные виды содержания»
.

3. Основные результаты

В статье анализируются речевые паттерны, в структуру которых входят имя значимой для современных белорусских СМИ идеологемы «пятилетка». Сегодня в повестку дня белорусского медиапространства идеологемы включаются целенаправленно и последовательно — от обозначения государственной и социальной значимости их денотата лидером страны до последующего их распространения, интерпретации, популяризации экспертами и журналистами. Так, об особой роли пятилеток в жизни страны Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко заявил в 2021 году на VI Всебелорусском народном собрании: «Создавая суверенное государство, мы возродили традицию пятилеток, чтобы сберечь связь поколений и опыта, без чего невозможно строить будущее <…> Начиная с прошлого столетия мы измеряем историю достижений белорусов пятилетками»

. Как правило, именно тексты представителей руководителей страны и представителей государственной власти служат источниками появления и переосмысления уже бытовавших идеологем. Задача журналистов — с помощью средств, вербализующих идеологемы, выразить и поддержать «особую точку зрения на мир, претензию на социальную значимость»
, органично включить идеологему в речевую структуру медиатекстов, в идейно-концептуальном поле издания связать идеологему с общепризнанными социально-культурными ценностями, обеспечить ее узнаваемость, прогнозируемую и устойчивую ассоциативность, в определенном смысле легитимацию, превратить ее в по-настоящему народную идею. Именно этой цели служат речевые паттерны как инструмент профессионально-творческой речевой деятельности журналистов.

В современных лингвистических работах слово «пятилетка» (‘пятилетний план развития народного хозяйства с целью повышения качества производства’) квалифицируется как архаизм / историзм и советизм

,
, но в русскоязычных текстах белорусских СМИ данная лексема демонстрирует активность употребления, рост коннотативного компонента в ее семантике и широкие сочетаемостные возможности.

Слово вошло в состав официально объявляемых концептуально-идеологических наименований этапов жизни белорусского общества и белорусского государства: год благоустройства, пятилетка качества; использовано в названии Центра гражданских инициатив, общенационального проекта и его онлайн-платформы: «Народная пятилетка»; применяется экспертами в концептуализации экономических и социальных этапов: «пятилетка информационной модернизации» (sb.by. 11.02.2021). Таким образом, слово «пятилетка» стала элементом идеологического языка — «взаимосвязанной системы вербально-идеологических конструкций, благодаря которым оказывается возможным выразить содержание идеологии»

.

Пятилетка — важный компонент в образе идеально устроенной реальности, создаваемом в идеологическом медиадискурсе через систему транслируемых речевыми паттернами ценностных императивов и установок. Пятилетка нацеливает на «самоотверженный труд людей. Людей, способных преодолевать любые трудности, уверенно идти к намеченной цели»

. В ближайшем контексте слова «пятилетка» всегда присутствует описание интенсивного и напряженного труда: резко двинуться вперед, очень серьезно поработать, совершить прорыв, сверхнормативные сроки. В целом же пятилетний период концептуально связывается с активными действиями, движением вперед, осознанным выбором пути: активная работа, жизнь в столице, бесконечные информационные потоки, в которых то ныряешь, то лавируешь,  кажется, что пятилетка проживается за год (sb.by. 16.08.2025); Самые ответственные наши работники (по крайней мере, старой закваски) готовы выложиться и пятичасовой план реализовать за 180 минут (как и пятилетку в три года) (sb.by. 12.07.2025).

Пятилетка выступает своего род эталоном-ориентиром, с которым сверяют как качество жизни всей страны, так и деятельность предприятий и их трудовых коллективов, работу отдельных специалистов: Мы живем в пятилетку качества, поэтому качество всегда должно быть рядом с нами (sb.by. 13.11.2025); Объявлена пятилетка качества соответственно, направляем усилия на создание качественных условий для работы и жизни граждан, реального сектора экономики (mlyn.by. 18.09.2025); Сейчас идет к завершению очередная пятилетка, все доведенные на этот срок показатели мы перевыполняем (sb.by. 05.11.2025); Коллектив вступил в новую пятилетку в хорошем настроении (sb.by. 12.02.2021).

Слово «пятилетка» включается в предложения в составе устойчивых конструкций, задающих его однозначную интерпретацию: одни из них продолжают традиции советского политического дискурса и маркируют прежде всего границы задаваемого и управляемого планового периода (дать старт пятилетке, поставить задачи на будущую пятилетку, наметить рубежи на пятилетку, заложить в планы на новую пятилетку, выйти к концу пятилетки на уровень, подойти к завершению текущей пятилетки), другие отражают инновации в медиаречи последних лет и одновременно свидетельствуют о (стать драйверами новой пятилетки; к программе новой пятилетки прилагается «инвестиционная карта»; все задачи будущей пятилетки полностью каскадированы вниз на соответствующие программы; формирование пула бизнес-идей новой пятилетки). Основу таких устойчивых конструкций нередко задает метафорическая образность: новая пятилетка уже стартовала (sb.by. 11.02.2021); программа пятилетки станет законом для дальнейшей работы (sb.by. 20.11.2025); состоится на пороге новой пятилетки (sb.by. 21.10.2025); результаты на горизонте пятилетки (sb.by.18.08.2025).

В процессе объективации идеологемы «пятилетка» отчетливо обозначаются привлекательная для аудитории ориентированность на будущее и мотивирующее на продуктивную деятельность целеполагание: цели новой пятилетки, ориентиры на пятилетку, перспективы на предстоящую пятилетку, задачи на будущую пятилетку, основные векторы роста ближайшей пятилетки, точки роста на предстоящую пятилетку, стратегия развития на пятилетку. Повторяемые модели предложений выстроены с использованием форм будущего времени глагола, модуса долженствования, с помощью которых реализуются директивные речевые акты как в прямой, так и в косвенной формах своей реализации: По итогам пятилетки энергоемкость экономики Беларуси снизится на 5% (sb.by. 14.11.2025); В этой пятилетке Минск надо сделать образцово идеальным (sb.by. 09.02.2021); В предстоящей пятилетке Браславскому району следует шире раскрыть свой туристический потенциал (sb.by. 16.10.2025); Одним из приоритетов развития на пятилетку должно стать повышение эффективности государственного управления (sb.by. 11.02.2021). Таким образом обеспечивается своеобразное вовлечение массовой аудитории сетевых изданий в процессы прогнозирования и планирования. Герои публикаций, рассказывая о планах на пятилетку, фактически публично берут на себя обязательства.

Наибольшее внимание журналисты, как правило, уделяют тем пятилеткам, которые в жизни страны еще предстоят: определить на ближайшую пятилетку, укрепление семейных ценностей в новой пятилетке, экономическое развитие страны в следующей пятилетке, в грядущей пятилетке запланировано, в будущей пятилетке продолжать работу. Так в медиадискурсе реализуется мобилизирующая / агитационная функция, тексты призваны создавать атмосферу воодушевления на новые трудовые достижения, пафос героизации создается в том числе за счет включения в текст прилагательных со значением высокой степени качества: Задачи на ближайшую пятилетку достаточно амбициозные (sb.by. 10.02.2021); Нынешняя пятилетка станет для нас этапом коренной, масштабной модернизации (sb.by. 06.08.2025).

Примером того, как идеологема «пятилетка» может выполнять дискурсообразующую функцию и «подтягивать» к себе ценностно нагруженные слова, наделять их идеологическими смыслами, выступает следующий текст: В КУП «Стародорожское райтопливо» каждое достижение  это результат ежедневного труда 16 человек. Здесь ценят качество и показатели, но не меньше человека и его труд. Поэтому и Год благоустройства, и пятилетка качества живой ориентир, задающий темпы и направление работы. В эти дни предприятие уверенно смотрит вперед, и можно не сомневаться: впереди у организации новые достижения, а значит, и новые победы (mlyn.by. 05.09.2025). Анализ текста позволяет легко выявить его идеологическую установку: единственный гарант успешного будущего — это труд, причем созидательный труд сам по себе приносит радость — не меньшую, чем удовлетворенность от трудовых достижений. И еще один пример текста, где вокруг идеологемы «пятилетка» организуется вводный абзац журналистского текста, что подтверждает весомость и в некотором смысле универсальность идеологемы и ее «внедренность» в современный белорусский медиадискурс: 2025 год в ОАО «Преснаки» проходит под знаком Года благоустройства и пятилетки качества. Эти два направления стали своеобразным фундаментом, на котором строится вся деятельность хозяйства. В них заключены не только задачи по наведению порядка и улучшению инфраструктуры, но и стратегический курс: развитие, повышение эффективности, забота о людях и внимание к качеству продукции (mlyn.by. 24.08.2025).

Пятилетка — это идеологема самоотверженного труда, которая хорошо встраивается в белорусский идеологический медиадискурс, поскольку в полной мере отвечает системе традиционных ценностей белорусов. По данным «Славянского ассоциативного словаря», именно для белорусов (в сравнении с русскими, болгарами и украинцами) понятие «труд (работа)» является одним из основных средств концептуализации мира – оно занимает 13-е место среди 30 слов, составляющих так называемое ядро ​​языкового сознания

. В то же время исследователи отмечают, что в иерархии важнейших человеческих качеств у представителей белорусского среднего класса профессионализм занимает первое место (трудолюбие — четвертое)
, а начиная с 1980-х годов и профессионализм, и трудолюбие постепенно утрачивают свою роль среди молодого поколения
,
. В свете вышеуказанного актуализация в медиадискурсе идеологем, отражающих ценность труда, видится целесообразной, при этом важнейшим фактором эффективности идеологического воздействия на аудиторию становится фактор отвечающей ее потребностям и вкусам речевой «упаковки» идеологических понятий.

4. Заключение

Устойчивые речевые паттерны как явления журналистского узуса являются показательными компонентами культуры медиакоммуникаций, в том числе культуры формирования идеологического медиадискурса. Узуальная воспроизводимость определенных речевых конструкций с идеологически нагруженными словами — именами идеологем имеет для идеологического медиадискурса принципиальное значение, так как позволяет им стать смысловыми доминантами.

Речевые паттерны в дискурсивной реализации идеологемы «пятилетка» задают в общем текстовом пространстве белорусского медиадискурса идеологически маркированное видение будущего не только страны, но и каждого его жителя — в самоотверженном труде, что соответствует традиционной ценностной парадигме белорусского народа.

Речевые паттерны, с одной стороны, выполняют идеолого-ориентирующую функцию, задавая установку для восприятия и интерпретации всего текста, а с другой стороны, формируют речевую моду и речевые вкусы читателей как участников медиадискурса.

Метрика статьи

Просмотров:62
Скачиваний:5
Просмотры
Всего:
Просмотров:62