Лингвокогнитивный компонент языковой личности типичного горожанина (на материале домового чата)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/RULB.2024.60.30
Выпуск: № 12 (60), 2024
Предложена:
25.11.2024
Принята:
28.11.2024
Опубликована:
09.12.2024
131
0
XML
PDF

Аннотация

Статья посвящена характеристике лингвокогнитивного компонента языковой личности типичного горожанина. Материалом исследования стал домовой чат многоквартирной жилой застройки – квартала «Литератор», расположенного в г. Сургуте. В статье представлена характеристика социокультурных параметров собирательного образа языковой личности, понимаемый автором как яркая тенденция, которая прорисовывается в ходе проведенного дискурс-анализа. Автор сосредоточился на характеристике вербально-семантического, лингвокогнитивного компонента языковой личности. В ходе анализа установлено, что картина мира исследуемой языковой личности сужается до ограниченного круга тем, связанных со средовыми ценностями. Типичные черты языковой личности проявляются и в социальном плане, и в лингвистическом, черты, характерные для «гражданского мира», коррелируют с лингвистическими категориями мы-дискурса и они-дискурса исключения.

1. Введение

Наше взаимодействие посредством различных Интернет-каналов коммуникации – мессенджеров – значительно возросло. Подобные каналы, с одной стороны, удобное средство коммуникации, но, с другой, каждая новая подписка «утяжеляет» наше информационное поле. Не исключение и домовые чаты. С одной стороны, переписка с соседями помогает сообща решать проблемы, касающиеся дома, контролировать работу управляющей компании, с другой, являясь ярким примером бытового дискурса со всеми характерными для него особенностями, превращается в «вербальную барахолку» (отнесенность самой номинации в разряд просторечной лексики говорит о сути явления). Именно в такой непосредственной коммуникации, в которой участниками становятся соседи (единственный «открытый» статус, о других статусах и ролях коммуникантов участникам чата, как правило, ничего не известно) раскрывается типичная языковая личность.

Прежде чем перейти к характеристике заявленного предмета исследования, охарактеризуем специфику поля его функционирования – объекта – домового или соседского чата, относительно нового массового явления, ставшего неотъемлемой частью городской повседневности, отнесенного лингвистом Дэвидом Кристалом к синхронным «жанрам» интернет-общения. Соседский чат вызывает все больший интерес ученых. Исследователи социологисоциальные антропологи предпринимают попытки предложить варианты адаптации ряда социологических подходов к анализу феномена соседских чатов, выделяя в их структуре «соседский» и «гражданский» режимы коммуникации

; исследуют ценности городской среды, которые конструируются соседскими сообществами в онлайн пространстве
. Спонтанную коммуникацию соседских чатов Д. Уолкер предлагает описывать как «публичные сетевые разговоры» (network public talk) – особая форма дискурсивной партисипации, которая является неотъемлемой частью современной политической культуры
. Являясь ярким примером дискурса бытового, разговоры в таких сообществах характеризуются отсутствием формализованности и четких границ между обсуждением частных вопросов, волнующих горожан и общественно значимых интересов. Дискурс, формируемый жителями в результате обсуждения «домовой» среды, являясь источником информации о ее субъективно значимых компонентах становится предметом исследования лингвистов, описывающих дискурсивные особенности коммуникации в структуре такого взаимодействия. Интерес представляют: двойственная устно-письменная природа описываемого жанра, тенденция к максимальному сближению письменной речи с устной разговорной
; дистантность и опосредованный характер общения 
; использование гипертекста, статусное равноправие участников, высокая эмоциональная насыщенность коммуникации 
; жанровые особенности разговора в мессенджере 
.

2. Методы и принципы исследования

В качестве объекта исследования – конкретного кейса проведенного дискурс-анализа при подготовке настоящего доклада явилось онлайн сообщество многоквартирной жилой застройки – квартала «Литератор», расположенного в г. Сургуте на улице Ивана Захарова – нецентральной части города, констатируем средний уровень транспортной доступности, средний уровень доступности городских «благ» (речь о парковых зонах, крупных торговых центрах, культурных объектах и т.д.). 

Бесспорно, категория «языковая личность» – категория обособленная, обладающая спецификой и «установление индивидуальных черт личности по данным языка – задача, ставшая уже традиционной в лингвистике» 

. Несмотря на этот факт, в настоящем исследовании мы «очертим» собирательный, коллективный образ языковой личности, понимаемый нами как яркая тенденция, которая прорисовывается в ходе проведенного дискурс-анализа, ставшего основным инструментом исследования. 

В основе проведенного дискурс-анализа модель языковой личности, разработанная Ю. Н. Карауловым, выделившим три ее уровня: вербально-грамматический, или вербально-семантический, тезаурусный (или лингвокогнитивный) и мотивационный – прагматический

.

3. Основные результаты

В настоящей статье сосредоточимся на характеристике лингвокогнитивного компонента анализируемой языковой личности. На наш взгляд, важную роль в этом процессе играет ряд ключевых социокультурных параметров

. Отметим лишь ключевые социокультурные характеристики подписчиков чата: большинство из них – молодые, работающие люди, члены молодых семей, люди среднего возраста (характеристики, установленные скорее путем наблюдения, а не дискурс-анализа). Чат «Литератор» насчитывает 263 участника. Большую активность в чате демонстрируют участники женского пола. Феминность дискурсу придает крайняя эмоциональность, экспрессивность, начало высказываний с междометий, использование большого количества риторических вопросов, псевдоимперативов. Текст источника приводится в оригинале, без исправлений и изменений («УК ужасная!!! Директору на все плевать! Капец!»; «Как так??? Че не соображаете совсем??? Люди внизу ходят! Дети! Реально ходить страшно!»; «Я не много не понимаю Ваших претензий. Вы написали в 12:40 о режиме тишины с 13.00 до 15.00. Были какие то проблемы с 13.00? Нет1 Сейчас в 18.48 у вас опять какие претензии по нарушению тишины? Что значит позвонила в миграционную службу? Вы его документы проверили? Кого вы пытаетесь напугать?»). 

Гендерный фактор, как и другие социальные параметры перестает быть значимым: равно как индивидуальное в домовом чате (по части проблем) становится коллективным, так и «я» преобразуется в «мы-дискурс», где «мы» – соседи, другие роли коммуникантов нивелируются. Притяжательное местоимение «Мы» и его производные маркируют принадлежность исследуемой языковой личности к конкретной общности – «соседи» («Нам же все соседние дома будут завидовать»; «Мы во всю готовим наши клумбы к высадке цветов!»; «Если мы все будем внимательны друг к другу…»; «Соседи у нас на первом этоже пахнет хуже общественного туалета…»). Оппонентом «соседей» становятся «они» –

1) управляющая компания;

2) соседи-нарушители (дискурс отчуждения) / квартиросъемщики.

«Здравствуйте, кто знает ук с положительным рейтингом…Решили уходить от них…»; «Все они одинаковы и все сосут только деньги с квартир…»; «все мероприятия провели за них, они и не делают ничего. Деньги за что им платим... Они и не работают. Вот и надо их менять»; «В этом году их окурки начали гореть у меня в клумбе с цветами…Хочется поймать уже эту свинью»; «Вторая парадная!!! Вы нормальные? Неужели сложно подать заявку на трубы??».

В числе других социальных параметров назовем следующие: сознательный, законопослушный гражданин, житель города, его конкретной локации, семьянин, родитель. В отношении статуса «гражданин» уместна теоретическая метафора французских социологов – «гражданский мир», главными чертами которого, согласно концепции Л.Болтански и Л. Тевено являются:

1) включенность индивидов в коллектив (Мы-дискурс);

2) стремление к коллективным действиям («Родители, не хотите своих детишек порадовать большой песочницей??? Давайте активнее будем… в этом сезоне крайний сбор» (строительство песочницы силами жильцов); «мы во всю готовим наши клумбы к высадки цветов! Спасибо соседу 2 парадной Александру помог нам бесплатно добыть земли !» + «А еще есть у Александра земля??? На дачу нада…)))»

3) делегирование отдельным индивидам функции представителей общих интересов («мы должны разбираться в ремонте МКД и контролировать ход ремонта, принимать работу с Актом и отвечать за расход/приход денег. Выслушивать негатив в свой адрес..... Поэтому и вопрос - кто готов…надо начать с собрания хотя бы.....»);

4) апелляция к принципу законности, который может характеризовать не только тексты и документы, но и представителей «соседского» сообщества («Вас никто не заставляет бегать и суету наводить в законно отведённое время на ремонтные работы…Никто не нарушал никаких законов тишины»);

5) демонстрация единения в формах физического присутствия 

.

Все эти черты обнаруживаются у исследуемой языковой личности.

Лингвокогнитивный компонент исследуемой языковой личности состоит из понятий (идей, концептов), которые складываются в определенную картину мира. Безусловно, формат сообщества, его ограниченность сужают картину мира до средовых, «домовых» ценностей. Каждое онлайн сообщество так или иначе реагирует и взаимодействует с тем средовым контекстом, в котором оно сформировалось и действует. Дискурс, рождаемый таким сообществом в рамках общего канала, является смысловым полем, в котором отражаются нарративы о повседневной жизни, картина мира сужается до средовых проблем и ценностей. Кроме того, у любого домового чата существуют правила коммуникации, в рассматриваемом, например, установлен запрет на рекламу услуг / товаров, поздравлений с праздниками (особенно религиозными): снова фиксируем нивелирование конкретных социальных характеристик (пр.: в ответ на открытку «Счастливой Пасхи! Христос Воскрес» пользователь Данияр: «вроде договаривались не слать здесь картинки с поздравлениями»), запрет на использование инвективной лексики, прямых угроз, что способствует поддержанию мира среди соседей (конфликты, например, по поводу порядка, нарушения режима тишины не разворачиваются, не переходят в острую фазу).

Репертуар тем соседских разговоров не очень широкий, условно может быть представлен двумя блоками:

1) Материальный, в который включены проблемы благоустройства общих территорий, поддержание порядка, и социальные практики, как способ решения проблем – уборка территории, надлежащее / ненадлежащее исполнение своих обязанностей УК, субботники с соседями, кооперация по вопросам взаимодействия с УК. В материальный блок включим и чрезвычайные ситуации / происшествия, практики совместного реагирования на них, решение проблем, устранение неприятных последствий. В картине мира обозначим этот концепт как «безопасная среда».

2) Второй – нематериальный блок, включающий правила и нормы поведения в общественных пространствах – местах общего пользования; правила этикета; «порядок и уют» который может быть создан общими усилиями.

Установление в чате границ вокруг тем – способствует поддержанию дистанции с соседями, вместе с тем наблюдается и противоречащая этой тенденции усиления границ приватности тенденция сближения, единения – разговоры о детях, благодарность в адрес инициативной группы (в таких комментариях появляются и обращения по имени, вместо нейтрального формализованного «уважаемый сосед / соседи»): «Проще детишек научить не таскать песок из песочницы и не будет проблем. Просто мамам и папам нужно пару дней за детьми посмотреть на площадке, а не в телефон и дети привыкнут к этому правилу. Света, крутая идея – песочница, ты молодец! Побольше бы таких инициативных, чтобы цветы садили, песочницы строили».

В картину мира анализируемой языковой личности входит еще одна значимая идея, еще один способ взаимодействия соседей – помощь «здесь» и «сейчас», способствующая сближению – взаимопомощь, назовём её старым добрым «соль занять»

. «Есть у кого-нибудь эндоскоп? На день попользоваться» «Соседи подскажите у кого место в морозильнике есть на недельку, мясо привезли, нет места»; «Соседи, кто стремянку одолжит? Шторы повесить надо»; «случайно не остался у кого клей обойный?». Сообщения про «потеряшки» отнесем к этой же идее («Добрый день. Во дворе оставили детскую шапочку (фото шапочки); «Ключи во второй парадной, кто потерял на заборе висели у калитки (фото ключей)»; «Добрый вечер! Найден наушник у калитки 1 парадной. Завтра передадим консьержу»).

4. Заключение

Проведенный дискурс-анализ позволил описать картину мира собирательного, коллективного образа языковой личности, понимаемый нами как яркая тенденция, определенный коммуникативный сценарий, структурные компоненты которого – роли, статусы, тактики и приемы взаимодействия, вербальные / невербальные «инструменты» – могут быть обнаружены в аналогичных каналах коммуникации в сети. Картина мира исследуемой языковой личности сужается до ограниченного круга тем связанных со средовыми, точнее сказать «домовыми» ценностями. Типичные черты языковой личности проявляются и в социальном плане, и в лингвистическом, черты, характерные для «гражданского мира» (выделенные социологами) коррелируют с лингвистическими категориям «Мы-дискурса» и ОНИ-дискурса (дискурса исключения).

Гендерный фактор, как и другие социальные параметры перестает быть значимым: равно как индивидуальное в домовом чате (по части проблем) становится коллективным, так и «я» преобразуется в «мы-дискурс», где «мы» – «соседи», другие роли коммуникантов нивелируются. 

Метрика статьи

Просмотров:131
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:131