ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА МАЛОЙ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ И. А. КАЛИНКИНА
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗА МАЛОЙ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ И. А. КАЛИНКИНА
Аннотация
В статье анализируется художественное воплощение малой родины в лирике И. Калинкина. В результате проведенного исследования выявлено, что доминантными образами, олицетворяющими малую родину, у поэта являются мать и деревенский дом, которые всегда хранят тепло и готовы принять лирического героя. Другие важные художественные компоненты, персонифицирующие родные места, – природные образы, которые наделены определенной символикой, позволяющей выявить мироощущение и эмоциональное состояние лирического героя. Среди них особое место занимает образ реки Суры, тесно связанный с мордовской фольклорно-мифологической традицией. Также часто используются флористические образы. Наиболее часто встречающийся – образ черемухи, воплощающий светлые начала и соответствующий народным эстетическим воззрениям. В результате исследования сделаны выводы о приверженности И. Калинкина к народной традиции в лирическом создании образа места, где родился человек, воздействии окружающего мира на формирование его мировоззрения.
1. Введение
В современном литературоведении анализ национально-эстетического своеобразия, образного строя, индивидуально-авторской специфики лирических произведений отдельных поэтов является актуальным и подвергается научной рефлексии. Современная мордовская поэзия, являющаяся неотъемлемой частью российского литературно-художественного ландшафта, стала предметом изучения национальных исследователей , , . Некоторые художественные особенности лирики народного поэта Мордовии Ивана Алексеевича Калинкина (1935–2012) также оказались в поле зрения ученых , . В научных исследованиях основное внимание уделяется жанровому аспекту творчества поэта, его идейно-тематическому содержанию. О. И. Налдеева, анализируя жанровую палитру современной мордовской поэзии, утверждает, что «исследование поэзии конца ХХ – первого десятилетия ХХI века, представленной именами <…> И. Калинкина, <…> др., позволяет констатировать функционирование самых разнообразных жанровых форм, в которых наиболее зримо отражаются все существенные социальные, политико-экономические и культурно-эстетические события эпохи, проявляются особенности поэтики и эстетики, жанровые «смещения», авторские предпочтения, смена художественных парадигм» .
Вместе с тем рассмотрение мотивно-образного мира лирики И. Калинкина не являлось предметом отдельного исследования. Данный аспект творчества поэта представляет большой интерес, так как в его описании обнаруживаются индивидуально-авторские сентенции, направленные на художественное познание различных явлений действительности, раскрывается богатый мир его лирического героя, который генетически связан с родным этносом и деревенским локусом, давшим ему тонкое понимание природно-пейзажной картины и связавшего его невидимой, но крепкой нитью с миром близких людей.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления художественных средств, раскрывающих образ малой родины в поэзии И. Калинкина. Анализ образов, олицетворяющих мир родного края, способствует восполнению существующих пробелов в изучении лирики поэта, детализации художественно-эстетического многообразия ее мотивно-образной системы. Все это позволит расширить представления о творчестве поэта и выявить новые грани современной мордовской поэзии.
2. Основные результаты
Творческое наследие И. Калинкина отличается жанровым и тематическим разнообразием. Он является автором лирических стихотворений, сонетов, поэм, повести и романа в стихах. Мир поэзии И. Калинкина многолик и разнообразен. В его стихах представлен широкий спектр переживаний лирического героя, являющегося типичным представителем времени, в котором он живет, и носителем национальных черт, присущих его этносу. Он стремится осмыслить многие аспекты действительности, вникнуть в суть происходящих событий, погрузиться в мир внутренних переживаний, вызванных размышлениями о человеке и его устремлениях. Для художественного воплощения мироощущения своего лирического героя поэт использует богатую палитру образов и мотивов, посредством которых выявляет его внутреннюю суть.
Среди наиболее часто используемых образов особое место занимает образ родины, олицетворенный в лирике поэта с особой теплотой и искренностью. В его стихах часто встречается образ малой родины, который у поэта имеет дуалистический характер.
Для того чтобы понять, почему у поэта две малых родины, необходимо обратиться к его биографии, особенно к первым десяти годам жизни. Родился он в селе Челдаево Инзенского района Ульяновской области. Село было окружено сосновым лесом, недалеко протекала река Сура, и ее пойменные луга, словно изумрудный ковер, весной расцветали ярким букетом полевых цветов. Безмятежное детство закончилось в шесть лет, когда началась Великая Отечественная война, и отец – главный кормилец в семье – ушел на фронт, где в 1943 году пропал без вести. А еще через год семья будущего поэта вынуждена была покинуть родное село и, преодолев трудные двести километров, оказалась в селе Семеновка Большеигнатовского района Мордовии, где их приютили добрые люди – дали им кров и работу. Это место, как говорил сам поэт, стало его второй родиной. Здесь происходило его формирование как человека, здесь он сделал первые шаги в поэзии. Оба эти места близки поэту, к ним он постоянно обращается в своей лирике.
В стихотворении «Сны о родном селе» поэт в лирической форме запечатлел этот момент своей биографии: «Жарким летом, / Когда было солнце в зените, / Я родился в эрзянском большом селе Чей. / Я на долю крестьянскую не был в обиде. / И лилась моя юность, как звонкий ручей. / Миновали года. / Было бурным теченье. / Унесло меня к берегу дальней реки. / И в другой стороне я другое селенье / Всей душой своей стал считать дорогим» .
Малая родина в мордовской поэзии часто ассоциируется с самым близким человеком – матерью и родным деревенским домом. Часто родительский очаг приходится покидать, но к нему всегда хочется вернуться, ибо «дом это не только здание, в котором живут <…>, но и пространство духовного бытия в разных его проявлениях» . Эти образы являются доминантными, часто между ними ставится знак равенства. Родной дом укроет от всех внешних невзгод и волнений, а мать – самый близкий человек, который, несмотря ни на какие жизненные перипетии, всегда ждет сына.
У И. Калинкина место, где он родился, сравнивается с образом матери. В вышеуказанном стихотворении поэт дважды делает такое сравнение: «И встает оно матерью / В полный свой рост» <…> И стоит словно матушка Чей над Сурой» . Лирический герой данного стихотворения переполнен любовью к своей малой родине. Он стремится посетить родную землю, увидеть знакомые с детства места, встретится с людьми – тружениками, растящими хлеб.
Лирический герой поэта, как и он сам, вынужден покинуть родной дом. Но его тепло всегда остается в памяти. И эта память никогда не оставляет и зовет в родные места. Таким образом, в лирике И. Калинкина появляется мотив расставания и встречи с малой родиной. В такие моменты мы видим глубокие душевные переживания, связанные с неизвестностью, которая ждет героя, и нахлынувшие воспоминания о прошлом, которые заставляют щемить его сердце. Он, покидая отчий дом, испытывает двоякое чувство. С одной стороны, перед ним раскрывается перспектива проявить себя, расширить свои возможности, узнать что-то новое, доселе неизвестное, а с другой – ему грустно расставаться с близкими людьми, с родными местами, которые ему дороги и милы. Чувства и переживания, овладевшие лирическим героем по этому поводу, наблюдается в стихотворении «Те места»: «Вот и вырос / В звоне птичьих песен / К делу устремленный человек. / Там известно, / С ношею какою / Покидал я милое жилье, / Как в груди, наполненной тоскою, / Молча сердце плакало мое. / Детство мое пристально смотрело / В спину мне, / Назад звало меня, / Укоряло грустно и несмело. / Впереди, / В тревожном звоне дня, / Жизнь кипела / И суровым взглядом / Мне указывала путь, / Не сулила щедрые награды, / Но раскрыть стремилась / Будней суть! / Повела она, куда хотела, / Поручила важные дела. / Возвратиться детство не сумело, / Жизнь меня ему не отдала. / Но как в детстве, / Те места родные, / Что подобны радостному сну, / Все зовут, / Манят меня и ныне, / Держат душу взрослую в плену» .
Лирический герой И. Калинкина всегда незримо связан с малой родиной. Она его не отпускает и вызывает в нем различные чувства, переживания и воспоминания. Перед ним встают картины детства, в которых окружающая действительность – природа – передает все многообразие человеческого бытия. Природно-пейзажные картины способствуют формированию не только индивидуально-личностного, но и этнического мировосприятия лирического героя, так как «первое, очевидное, что определяет лицо народа – это Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю» .
Характерные детали природы в лирике поэта являются отображением как окружающего пространства, признаком его красоты и привлекательности, так и становятся маркером родного края, выделяющим наиболее запавшие в душу лирического героя детали, с которыми у него ассоциируется малая родина. Природа «часто выступает в качестве признака своего пространства, дорога домой – это всегда общение с природой. В родном краю проживается жизнь, и ее «повседневности» не могут не отразиться в стихотворениях» .
В лирике И. Калинкина картины окружающей природы наряду с образом матери и родного дома отождествляются с малой родиной: «Какое чудесное утро – смотри: / Глядится черемуха в воды Суры, / И пахнут цветы, словно мамы ладони, / Как пахло весною в родительском доме» .
В этом отрывке используются два пейзажных образа, которые наиболее часто встречаются в лирике поэта. Это образ реки Сура и черемухи, которая чаще всего сопровождается эпитетом «белая». Оба образа имеют глубокий этнический смысл.
Образ Суры восходит к фольклорно-мифологической традиции эрзянского этноса, к которому принадлежит поэт. На ее живописном берегу прошли ранние детские годы. Она является одним из главных природных символов современной Мордовии. В стихотворении «Сура-река» поэт не броскими, но точными штрихами создает ее образ, который всегда с ним: «Со мною море целовалось, / И Эльба ластилась, нежна. / Но где б ни шел, / В груди плескалась / Родная сурская волна. / То в солнечном прозрачном платье, / Смеющаяся по весне, / То будто бы вот-вот заплачет / О странствующем обо мне. / Быть может, путь мой – / К звездам прямо. / Но я вернусь к Суре-реке, / Что бьется жилкой на виске / У милой Родины – у мамы» .
В стихотворении «Родимый край» для поэта большая родина – Россия – начинается с любимой реки: «Для меня Россию начинает / Звонкая река моя Сура» , с ее неброской, но очень милой сердцу поэта красотой: «Над Сурой березы заплетают / Косы, словно девушки, с утра. / А вокруг – зеленый бархат луга, / Хвойный лес простерся вдаль и ширь» .
Образ Суры, реки в целом, ручья в лирике И. Калинкина носит символический характер. Течение реки у поэта ассоциируется с дорогой, которая сложна и трудна, но которую его лирический герой стремится преодолеть, дойти по ней к намеченной цели. Оно также символизирует неразрывную связь времен. В лирике поэта незримо скреплены прошлое и будущее: «Усталое сердце склонилось / Над чистой водой. / Глоточек глотнул человек, / И уже – молодой!» .
Черемуха – один из национальных растительных символов мордвы. Исследователи фольклора утверждают, что «главными объектами в народной мордовской поэзии являются плодоносящие деревья. Так, часто воспеваются яблоня, вишня, рябина, черемуха, которые в силу своих природных свойств (красивое цветение, обильное плодоношение) ближе к человеку, соответствуют эстетическим воззрениям, близки к миру его духовной культуры» . В лирике И. Калинкина о родном крае черемуха – своеобразный символ чистоты помыслов его лирического героя. Она олицетворяет светлые жизненные начала: «Над Сурой черемуха стояла / В белом, как невеста под фатой» или «Весна сияла. Солнце улыбалось. / Черемуха – невеста под фатой – / На том же самом месте красовалась…» . Поэт здесь сравнивает ее с невестой – с возникновением новой семьи, с продолжением рода.
Малая родина для поэта – источник жизненной энергии и маркер светлых чувств его лирического героя. Грустное расставание с ней поэт отождествляет с концом детства, трудным, но неизбежным выбором, который необходимо сделать. Его лирический герой всегда стремится вернуться к родному истоку, давшему ему жизненные соки. Часто это возвращение с нотками грусти о беззаботном детстве. В стихотворениях о малой родине у И. Калинкина «воедино сливаются разнородные интенции: боль, тоска, восторг, нежность, умиление, раскрывающие семантику авторского восприятия малой родины» .
3. Заключение
Анализ лирики И. Калинкина позволяет утверждать, что в своих произведениях поэт выражает самые откровенные чувства и переживания своего лирического героя, который всем сердцем привязан к родным местам. Художественными образами, символизирующими малую родину, у поэта являются мать и родной деревенский дом. Образ матери и малой родины в лирике И. Калинкина часто воспринимаются как синонимы. Добрый свет в окне деревенского дома, в котором он вырос, всегда греет душу лирического героя и является маяком, указывающим путь к родным местам, близким людям.
Природа как неотъемлемый атрибут малой родины в лирике поэта чаще всего представлена рекой Сурой, образ которой восходит к фольклорным традициям мордовского народа. Среди флористических образов выделяется черемуха, также восходящая к народнопоэтической традиции. Лирическая визуализация Суры и черемухи свидетельствует о взаимосвязи творческой концепции поэта с архетипическими символами традиционной народной культуры.