Лингвокультурологические и жанрообразующие признаки сочинений-эссе (на материале сочинений студентов Вавиловского университета)
Лингвокультурологические и жанрообразующие признаки сочинений-эссе (на материале сочинений студентов Вавиловского университета)
Аннотация
Статья посвящена анализу лингвокультурологических и жанрообразующих признаков сочинений-эссе, которые писали студенты Вавиловского университета в рамках Международной патриотической акции фестиваля сочинений РусФест, целью которой является воспитание любви к Родине с помощью слова. Цель данной публикации – анализ сочинений-эссе студентов, написанных в рамках Международной акции в период с 2021 по 2023 гг. Как показало наше исследование, все сочинения написаны как рассуждения, что очень полезно для студентов негуманитарных вузов. Так они учатся излагать свои мысли, продумывать систему аргументации, учатся писать литературным языком. Работы соответствуют жанру эссе, который предполагает свободную композицию, выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретной теме и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.
1. Введение
Минпросвещения России поддерживает проведение всероссийских, окружных и межрегиональных массовых мероприятий, направленных на духовно-нравственное, военнопатриотическое и гражданское воспитание, на развитие практических навыков, необходимых для включения детей и молодежи в общественно полезную деятельность (коммуникация, кооперация, креативность, информационная грамотность и т.д.), а также мероприятий по противодействию распространению деструктивной идеологии, в том числе в цифровой среде. В связи с этим в настоящее время не только в школах, но и в высших учебных заведениях проводятся мероприятия, цель которых – воспитать патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Так, например, студенты Вавиловского университета вот уже четвертый год принимают участие в Международной патриотической акции фестиваля сочинений РусФест, целью которой является воспитание любви к Родине с помощью слова. В данной статье проанализируем работы студентов Вавиловского университета г. Саратова.
2. Методы и принципы исследования
В 2021 и 2022 годах эта акция была посвящена сохранению и укреплению русского языка как основы духовной культуры: в 2021 году студентам было предложено написать сочинения по темам: «Как я вижу язык своей профессии», «А хочется речи простой, человечьей»
(Н. Рубцов); в 2022 году: «Нужен ли человечеству единый язык», «И слово, звук один, прелестный звук речей меня мертвит и оживляет» (К. Батюшков). В 2023 году акция имела своей целью обратить внимание на важность сохранения памяти о важных и значимых событий нашей Родины, в частности памяти о Великой Отечественной войне. Темы сочинений были такие: «Все для фронта! Все для Победы!» и «В жизни всегда есть место подвигу». Думается, что темы эти также продиктованы временем, и они затрагивают не только историю нашего государства, но и современное состояние, становятся актуальными в свете последних событий.3. Основные результаты
Надо отметить, что вуз наш не гуманитарный, студенты не изучают литературу, поэтому патриотическое воспитание не идет через слово, тем интереснее, как они сами это слово создают, как они пишут
. К фестивалю сочинений был проявлен большой интерес, каждый год примерно 200 обучающихся участвовали в конкурсе, и в 2021 году студент из нашего университета занял первое место. Были награды также и в других номинациях, например, в спецноминации «Крик души» одним из победителей стала иностранная студентка, в своем сочинении она писала о том, как трудно изучать русский язык.Все сочинения написаны в жанре сочинений-эссе. О жанрах речи размышляли многие ученые, например, М.М. Бахтин
, В.В. Дементьев , М.А. Еремина , В.И. Карасик , А.К. Кшнякина , Г.Г. Слышкин и другие. Сочинения созданы как рассуждения, что очень полезно для студентов негуманитарных вузов. Так они учатся излагать свои мысли, продумывать систему аргументации, учатся писать литературным языком. Но следует отметить, что, хотя авторам не ставилась оценка или зачет за написанное сочинение, они все равно писали «по-школьному», сохраняя шаблонные признаки сочинения ЕГЭ или итогового сочинения.Композиция текстов строится таким образом, что сначала авторы формулируют тезис («В жизни всегда есть место подвигу», «Я считаю, что человечеству не нужен единый язык»; «Я считаю, что человек появляется на этот свет для того, чтобы сделать его добрее, совершить много хороших и нужных поступков, чтобы оставить пусть даже совсем незначительный след в истории Отечества»; «Быть мамой тоже подвиг!») затем доказывают его, в конце следует вывод. Некоторые использовали эпиграфы – стихотворные строчки, которые подходили по теме, это свидетельствовало об эрудиции пишущего, умении сопоставлять, находить тематические связи в художественных текстах. Например, сочинение по теме «А хочется речи простой, человечьей…» предварялось строками Н.А. Заболоцкого: «И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?»
.Часто студенты пишут вступление к сочинению, например: «Мы живем в современном мире. И слово подвиг означает для нас какое-то событие, происходящее достаточно редко. Это слово произносится четко, гордо и загадочно. За каждым подвигом стоит своя история и свой герой». «У каждого народа свой язык, и каждый по-своему красивый и особенный. Язык – это не просто средство общения, но и культурный элемент отдельного народа. Для каждого народа родной язык – целая история, которая складывалась на протяжении многих веков». Стиль работ чаще всего публицистический, хотя некоторые не могут использовать никакой другой, кроме разговорного. Авторы пытаются выстроить причинно-следственные связи. Основная задача пишущих – разъяснить, подтвердить или опровергнуть какую-то мысль. Аргументы, которые приводят студенты, включают в себя факты («22 июня 1941 года началась одна из самых страшных войн на планете» «Куделин Иван Михайлович родился 26.05.1912 г. в Тамбовской области»), статистические данные, общеизвестные сведения («Мы знаем, что во время Великой Отечественной войны солдаты и офицеры на фронте, партизаны и многие другие советские люди в тылу врага героически сражались во имя Родины и свободы»; «Одним из ярких примеров совершения подвига является история советского летчика Маресьева») и общепринятые правила и законы; примеры из жизни («В один солнечный день двенадцатилетний мальчик возвращался из школы, не предвидя, что он скоро станет героем в своей деревне. Путь к его дому пролегал через большой пруд. Проходя мимо, он увидел, что в пруду что-то барахтается. Сначала он не понял, что там, но осознал, что кому-то нужна помощь…»; «Хочу рассказать про героический поступок моего деда…») и художественной литературы («В романе «Далеко от Москвы» Василия Ажаева рассказывается о подвиге строителей нефтепровода, которые в тяжелейших условиях сумели помочь Родине»; «То, что в жизни всегда есть место подвигу подчеркивается в литературных произведениях. Так Василий Теркин, герой одноименного произведения А.Т. Твардовского готов пойти на все ради защиты своей Родины. На протяжении всего произведения он доказывает свой героизм тем, что чуть ли не каждый день совершает подвиги, способствующие победе над врагом»; «Герой Николай Ростов готов пожертвовать своей жизнью ради спасения солдат во время боевых действий»; «Сейчас мы используем в своем лексиконе своеобразный «новояз», о котором предупреждал еще Дж. Оруэлл, писавший в своей антиутопии «1984» о том, что изобретение такого языка, в котором исчезнут многозначные лексемы, приведет к узости мышления»); мнения авторитетных специалистов, очевидцев событий и, конечно, собственные доводы («Чтобы совершать подвиг, не нужно быть сверхчеловеком, не нужно спасать города и страны, достаточно помочь одному»); обращение к Библии («В Библии говорится, что Бог разделил языки людям, когда они пытались построить Вавилонскую башню. До этого они говорили на одном языке»).
Во всех работах присутствуют заключение и вывод, который авторы писали по-разному. У кого-то в выводе звучали призыв («Хочется призвать молодых людей почитать то, что мы называем классикой русской литературы: Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова, Есенина и других. Именно там мы можем черпать вдохновение для нашего простого русского языка»; «Уважайте свою речь!»), пожелание («Желаю каждому научиться правильно использовать свой язык и найти индивидуальность в его использовании»), надежда («Поговорить по-человечески хочется, очень хочется. Смею надеяться, что прекратится гонка за материальным благополучием, и люди смогут спокойно сесть, подумать, поговорить по-простому, делясь друг с другом теплом, радостью и любовью»), совет («Не нужно загрязнять нашу речь иностранными словами или различными жаргонами. Но стоит заметить, что переусердствовать с «правильностью» речи тоже не стоит. Нужно говорить просто и ясно, тогда информация будет лучше восприниматься окружающими»).
В целом пишущие раскрыли предложенные им темы сочинений. Хуже всего дело обстояло с темой «Как я вижу язык своей профессии». Студенты чаще всего писали о профессии как таковой, а не о словах, характерных для их специальности. Например: «В настоящее время профессия геодезиста становится все более популярной. Землеустроитель – специалист в области метрики пространства, его измерения и фиксирования данных…» и так далее. И ни слова о языке профессии.
В сочинении-рассуждении пишущие использовали различные изобразительно-выразительные средства: сравнение: «Жизнь похожа на песчинку в ракушке. Ракушка может оказаться пустой или с хиленькой жемчужиной, но также эта жемчужина может превратиться в настоящее сокровище морей»; «речь человека как одежда»; анафору и синтаксических параллелизм «Слова могут как оскорбить человека, так и похвалить… Слова могут как разрушить отношения между людьми, так и сплотить их»; эпитеты «богатый и могущественный язык»; метафору «язык невозможно законсервировать»; «засорение языка».
Но вместе с выразительностью языка в сочинениях обучающиеся допускают различные виды грамматических, речевых, логических, стилистических ошибок, орфографических и пунктуационных. Приведем некоторые из них. Грамматические: «мое мнение на данную тему неоднозначно»; «поэтому все же придержусь ответу – нет, не нужен единый язык всему человечеству»; «такие ощущения необычны, и, испытав их впервой…»; «единым языком будет английским»; «именно язык являются»; «язык – это не просто средство общения, но и культурный элемент»; «в 20 веке было мнение о самой читающей стране, это Россия»; речевые: «лично я считаю»; стилистические: «их бесит, что вокруг говорят не по-русски».
Анализ вступления сочинений показал, что обучающиеся чаще всего используют вопросно-ответное единство, цепочку вопросительных предложений, назывные предложения, риторический вопрос, цитату, ссылку на авторитетное мнение, обращение к читателю, обращение к исторической характеристике эпохи, сравнение прошлого и настоящего, поговорки, пословицы.
Далее следовали наблюдения из личного опыта. Студенты часто обращались к тому, что влияет на «простую речь», говорили о таком понятии, как «экология языка», о влиянии на литературный язык молодежного сленга (это им знакомо и близко): «Подростки придумывают словечки для новых реалий…».
4. Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что те, кто пишет сочинение, развивают свою речь, пытаются удивить, заинтересовать проверяющего, они раскрывают тему, используя жизненный опыт, приводят примеры из истории, используют народную мудрость, примеры из художественной литературы. В целом работы соответствуют жанру эссе, который предполагает свободную композицию, выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретной теме и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.