Специфика репрезентации типа «новый человек» в романе З. Прилепина «Санькя»

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2023.48.9
Выпуск: № 12 (48), 2023
Предложена:
17.10.2023
Принята:
13.11.2023
Опубликована:
08.12.2023
294
0
XML
PDF

Аннотация

В статье рассматривается специфика репрезентации устойчивого литературного типа «новый человек» в романе З. Прилепина «Санькя». Герой Прилепина соединяет в себе черты классического типа и приметы своего времени: инфантилизм, ощущение заброшенности, неустойчивость мировоззрения. Это позволяет автору создать правдоподобный образ современного борца за идею, эту идею до конца не осознающего. Он, как и другие представители данного типа, думает о будущем Родины, но кроме сиюминутного разрушения настоящего не может предложить ничего конструктивного, не видит перспективы или представляет ее очень абстрактно. Борьба становится самоцелью существования Саши, для достижения которой он прибегает к самым жестоким методам, отказывается от всего, что ему дорого.

1. Введение

В 1860-х годах в русской литературе оформляется тип героя, получивший, по аналогии с существовавшими «маленький человек», «лишний человек», название «новый человек». Безусловно, те или иные черты такого героя проявлялись и в произведениях 1830-40 гг., особенно учитывая определенные сложности разграничения типов «лишнего» и «нового» человека, а также их «преемственность». Лишнего человека, не могущего найти достойной цели своего существования, точки приложения сил вследствие «душевной усталости, глубокого скептицизма, разлада между словом и делом»

, сменяет новый человек, способный к активным действиям, находящий смысл в деятельности. Однако в полной мере данный тип заявляет о себе после выхода романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (1863 г.). Очевидно, к этому типу можно отнести и некоторых героев И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.П. Чехова, М. Горького, советской литературы, а также современной.

2. Основные результаты

Актуализация типа «новый человек» приходится на кризисные эпохи общественно-исторического развития. Именно в это время особенно остро ставятся вопросы о том «какие качества нужны человеку, чтобы подготовить будущее и войти в него»

. Таким же сложным и переломным для России стал конец XX-начало XXI веков, когда начинает свою литературную деятельность Захар Прилепин.

Творчество З. Прилепина

,
 принято рассматривать в контексте эстетической концепции «нового реализма»
, а его героев как людей «из поколения детей Перестройки, утративших приемлемые жизненные цели, забытых отцами, выброшенных из жизни»
. Они во многом транслируют основные черты«новых людей» классической литературы, характеризуются внутренней силой, зачастую жестокостью, стихийностью в принятии решений и совершении поступков, при всем этом они склоны к рефлексии, не отчаиваются даже после пережитых жизненных тягот, пытаются узнать действительную ценность бытия и отыскать собственное место в мире.

С позиции специфической трактовки типа «новый человек» особенный интерес представляет роман «Санькя»

,
. Главный герой – молодой человек двадцати двух лет Саша Тишин. Это сложная многоплановая личность: член радикально настроенной партии «Союз созидающих» («Русским должны все. Русские никому. Русские никому, только себе – вернуть Родину»
), участвующий в погромах и планирующий теракты; сын профессора, распространяющий нежизнеспособные политические лозунги («Я готов жить при любой власти, если эта власть обеспечивает сохранность территории и воспроизведение населения. Нынешняя власть не обеспечивает ни того, ни другого»
) несчастный, заблудившийся молодой человек («Саша всегда ощущал себя несусветной дворнягой»)
, искренне желающий справедливости и сохранения своей Родины. Так, в «новом человеке» Саньке воплощается сложное переплетение общественных и личных стремлений, а также очевидная «неготовость» его сознания.

Весь жизненный опыт Саши зафиксирован в детстве («Вспоминая себя, свою жизнь, Саша только того мальчика и любил, темноногого, в царапках»

). Герой оценивает себя и окружающую действительность с позиции ребенка: когда ему грустно, он угадывает в себе мороженщика, который распродал весь свой товар; снег у него вызывает представления о сладкой вате, а неожиданность – о детских игрушках. Герой, часто оказывающийся в по-настоящему опасных ситуациях, совершенно по-детски боится темноты, больших деревьев, ужей. Оказавшись в Риге, Саша, полный решимости, со «стволом за пазухой», готовящийся совершить преступление, удовольствием разглядывает «игрушечные улочки» и угощается лакомым мороженым.

К финалу романа смешение инфантильности и животной жестокости в образе Саши становится все более очевидным. В этом плане примечателен фрагмент, когда в ожидании сигнала к захвату здания МВД Сашина банда коротает время на «качельках» в парке; железные ворота перед зданием спецназа Министерства внутренних дел «хотелось лизнуть языком»

; захваченный «союзниками» склад оружия они представляют «магазином новогодних подарков»
.

По словам Н.А. Бердяева, «русская революция – феномен религиозного порядка, она решает вопрос о Боге»

. Поэтому традиционно в образах «новых людей» так или иначе выражена определенная позиция по отношению к религии, бессмертию души, а сами они нередко представлены как мученики, страдающие за религиозную по своей сути идею. З. Прилепин изображает Саньку человеком, который заблудился в своих религиозных взглядах. Он, как и остальные партийцы он, как ему кажется, не верит в Бога. Потому так парадоксально и тоже по-детски «в минуты грозящей им опасности звучит обращение к «милому» и «хорошему» Господу. Автор намеренно наделяет этих персонажей ореолом возвышенности над «неправедным» миром, называя их паствой (в произведение введен мотив мученичества героев, отстаивающих свою веру)»
. Бог для героя существует – но только как образ, против которого восстает все его естество (здесь очевидны параллели и с «идеями» героев Ф.М. Достоевского, и с персонажами М. Горького, об этом также см.
). При этом Саша уверен в том, что революция – праведное дело.

Во имя этой же «святой» и правильной идеи Саша терпит все истязания, но не предает товарищей. Это по большей части определяет окончательное становление его позиции. Он осознает, что раз кто-то вправе безнаказанно его мучить, то и у него есть такое право, а насилие воспринимается им как действенное оружие, единственно доступное ему. Но для того чтобы стать жестоким, ему приходится отказаться от всего личного, человеческого, в том числе близких людей. Для Саши таковыми являются Яна, член партии; Вера, его девушка, и прежде всего мать: «Если ты меня любишь – не мешай мне…», – сказал он матери когда-то»

. Саша знал, что через мать его могут легко найти, поэтому перестал наведываться домой, стал реже звонить и практически обо всем умалчивать, пытался дистанцироваться от нее, что сочеталось с детской же жалостью и к ней, и к себе. С Яной у героя сложилась страстная, но короткая любовь: оба понимали, что завязывать отношения с «союзниками» нельзя, так как это помешает общему делу. К Вере он относился как к ребенку: «девочка моя», «пальчики хорошие»
, словно бы становился сам взрослым.

3. Заключение

Таким образом, герой романа З. Прилепина представляет собой современную трактовку литературного типа «новый человек». Выросший в эпоху идеологического безвременья и в то же время транслирующий крайне радикальные настроения, Саша воплощает в себе всю несформированность умонастроений эпохи. В нем нет ничего готового, устоявшегося. Совершенно детский взгляд на действительность в одних эпизодах сочетается с националистическими убеждениями в других, готовность переносить муки соединяется со звериной жестокостью, а воинствующий атеизм оборачивается просьбами к «милому» и «хорошему» Богу. Саша сам до конца не осознает, в чем заключается идея, которую он отстаивает. Так, сложившаяся литературная традиция актуализируется в пространстве современной русской литературы, обогащаясь новыми смыслами.

Метрика статьи

Просмотров:294
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:294