Буддийская святыня лойлон: семантика и история создания
Буддийская святыня лойлон: семантика и история создания
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению забытого буддийского термина лойлонг / лойлон /лойлан / лойлин ‘обитель божества Калачакры’, обозначающего буддийскую святыню, имеющую функцию гармонизации явлений окружающего мира и защиты индивида от любых негативных внешних воздействий и внутренних факторов. Также в статье описана и истории создания этой реликвии в начале XX в. В настоящее время таких буддийских святынь, как лойлон – трехмерной мандалы нет ни в одном из действующих буддийских монастырей: ни в Монголии, ни в Бурятии, ни в Забайкальском крае, ни в Калмыкии. В конце XIX в., учитывая значимость учения Калачакры для окружающего мира и человека, предводители агинских бурят и деятели буддийской религии приняли решение воздвигнуть в Агинском дацане для храма Дуйнхор реликвию лойлонг – величайшую святыню религиозного, исторического и культурного значения. К 1936 г. «лойлон» был изготовлен мастерами Китая, но из-за смутного времени он хранился в Долоннорском монастыре. Эта святыня была сотворена в виде куба на 2 м х 2 м х 2 м, украшенного золотом, серебром и драгоценными камнями. Но из-за невозможности возвращения на родину с буддийской святыней Найдан-доромба принял мудрое решение – воздвигнуть с помощью шэнэхэнских бурят храм для святыни лойлон в Хулун-Буире. После культурной революции в Китае следы бесценной буддийской реликвии теряются. В настоящее время местонахождение святыни «лойлон» неизвестно.
1. Введение
Современный мир постсоветского пространства характеризуется возрождением духовных ценностей, традиционных верований и религий. В Бурятии восстанавливаются старые и строятся новые дацаны (буддийские храмы), возводятся религиозные культовые объекты, посвященные памяти известных буддийских деятелей – жертв репрессий 1930-х годов. Так, в 1992 г. в местности Хара-Шибирь Заиграевского района была установлена ступа в честь великого бурятского буддийского мыслителя, выдающегося религиозного и общественно-политического деятеля, цанид-хамбо Агвана Доржиева (1854-1938) . В 2004 г. в Кижинге, на вершине горы Тэбхэр Майла, силами учеников Учителя была воздвигнута Белая Ступа Ваджрасаттвы в честь выдающегося бурятского философа-буддиста Бидии Дандарона (1914-1974) и др.
В этом аспекте рассмотрение семантики буддийских терминов, истории знаковых буддийских культовых сооружений представляется актуальным и своевременным.
В работе использован комплекс общенаучных методов: описательный, семантический, сравнительно-сопоставительный и методы историзма и перевода.
2. Основные результаты
В конце XIX – начале XX вв. в жизни и культуре бурятского общества большое значение имел Агинский дацан, основанный в 1811 г., в котором были сосредоточены различные храмы и дуганы с бесценными буддийскими реликвиями, где функционировали школы, в которых преподавали ученые ламы, обучались талантливые ученики, оказывалась духовная поддержка и помощь страждущим астрологами и эмчи-ламами.
В истории Агинского дацана важное место занимал храм Дуйнхор (1811 г.). «Дуйнхор» – божество Времени, тантрийский Будда, 24-рукий Калачакра, персонифицирующий Адибудду – «Изначального Будду», первоисточника бытия .
Учение Калачакра (в пер. с санскр. «Круг времени») – одно из поздних (появ. в Индии в первой пол. XI века) буддийских тантр (мистический отдел буддизма, начало формирования которого приходится на середину I тыс. н. э.) – во многих отношениях стоит особняком от прочих буддийских учений . Учение Калачакры, в отличие от других буддийских тантр, содержит полную картину мира (она существенно отличается от таковой абхидхармистской. При этом в Калачакра-тантре представлены воззрения об изоморфизме Вселенной (внешнего мира) и индивида – все структурные элементы, явления и процессы внешнего мира поставлены в соответствие структурным элементам тела и процессам жизнедеятельности индивида. «В учении Калачакра существует символическое представление указанных трех его аспектов – Дашакараваши (в пер. с санскр. «Могущественные десять форм (видов, разрядов, элементов)», тибетский перевод термина – Намджувандан (rnam bcu dbang ldan)» .
Символу Калачакры – Дашакараваши или Намджувандану приписывается исходящая из его универсального значения специальная функция – гармонизация явлений окружающего мира и защита индивида от любых негативных внешних воздействий и внутренних факторов.
Учитывая значимость учения Калачакры для окружающего мира и человека, в конце XIX в. предводители агинских бурят и деятели буддийской религии, в частности, девятый ширетуй-лама (настоятель) Агинского дацана Жамсаранай Дамбижалсан, приняли решение воздвигнуть в Агинском дацане для храма Дуйнхор лойлонг / лойлон (хото мандал ‘обитель божества Калачакры’, а в Цугольском дацане – ступу Джарун Хашор. Для этого, прежде всего надо было изготовить святыню Дуйнхор храма – лойлонг // лойлон // лойлан // лойлин – «буддийский «дворец, обитель божества», в стиле дворцов индийских царей . Лойлоны бывают, выполненные из металла, дерева. В частности, А. Стрелков отмечает: «Лойлан (в пер. с тибет. «поднятый (воздвигнутый) умом», то есть представленный в йогическом созерцании) – выполняемое из металла или дерева трехмерное изображение мандалы (в пер. с санскр. «круг», «сфера», «область (пространства)», здесь – изображение дворца тантрийского божества и окружающей этот дворец символической местности. Лойлан Калачакры в тибетском монастыре Гумбуме (площадь основания лойлана – 1100 кв.м.) занимает почти всю площадь храма (остается только место для его полного обхода) и вздымается под самый потолок» . Отметим, что в Музее изобразительных искусств в Улан-Баторе (Монголия) хранится уникальный деревянный лойлон, изготовленный группой монгольских мастеров в 1912 г. . В настоящее время таких буддийских святынь как лойлон – трехмерной мандалы нет ни в одном из действующих буддийских монастырей: ни в Монголии, ни в Бурятии, ни в Забайкальском крае, ни в Калмыкии.
В начале XIX в. зайсаном (предводителем) саганского рода хоринских бурят был титулярный советник Моху Унаганов, переселившийся по распоряжению тайши Дамба-Дугара Ринцеева из местности Галтай Тугнуйского ведомства в Агу вместе с семьей и членами рода в целях обучения местного населения земледелию. Впоследствии он был избран главным агинским зайсаном .
По инициативе зайсана Моху Унаганова были собраны с агинских бурят, со всех – бедных и богатых, многочисленные пожертвования на сотворение реликвии для храма Дуйнхор. Сотворение буддийской святыни – явление уникальное, редкое, имеющее колоссальное значение для развития буддийской религии.
Для выполнения этой важной миссии по заказу и изготовлению святыни лойлон требовался особый человек, причастный к учению Калачакры. В результате поиска такой человек был найден. Им оказался 36-летний молодой ученый доромба-лама Гончигой Найдан, ученик ширетуй-ламы Агинского дацана Жамсаранай Дамбижалсана, обучавшийся в течение 10 лет в Тибете в монастыре Лавран.
Профессор Базар Барадин во время путешествия по монастырям Тибета (1906-1907 гг.) в Лавране останавливался именно у него, своего родственника Гончигой Найдана. Об этом он писал: «Аху (аха ‘брат’– Л.Б.) Найдан, мой родственник, у которого я остановился на правах дорогого гостя, был бедным скромным монахом лет 36. Он приехал сюда из родины лет 10 т[ому] н[азад], живет с тех пор безвыездно и принадлежит к числу молодых ученых Лаврана» . Гончигой Найдан был родом из местности Уронай Агинского ведомства. К нему в Тибет была послана делегация с важным заданием.
В то время буддийские реликвии изготавливали только китайские мастера. Особенно славились в этом деле мастера из Долоннора Срединного государства, который был одним из мест по изготовлению буддийских атрибутов из золота, серебра, латуни, меди, железа для буддийских центров всего монгольского мира.
По дороге в Агу Найдан-доромба посетил Долоннорский монастырь и договорился с их мастерами об изготовлении буддийской святыни. По словам старейшин шэнэхэнских бурят Согтын Жамсо и Бодонгут Абиды, проект святыни лойлон был выполнен талантливым художником, зурхайчи (астрологом) из Цугольского дацана Шойдон-ламой, большую помощь в деле подготовки проекта и исполнения заказа агинского общества оказал ученик Найдана-доромбы Гомбо-лама .
Группа Найдана-доромбы отправилась в Долоннор в 1921 г. Возможно, эта важная миссия была из разряда секретных, ибо факт выезда Найдана-доромбы за границу остался в памяти у народа как его бегство в Монголию: «Впоследствии, как я слышал, дорамба Найдан превратил собранные пожертвования в деньги и в 1925 году, нагрузив добро на 10 пар волов, 10 лошадей, бежал в Монголию» .
Конечно же, это было не так. Вся жизнь Найдана-доромбы, все лучшие его годы прошли в Долонноре и были посвящены выполнению заказа его земляков-агинцев – изготовлению редкой святыни «лойлон» – хото мандал ‘обители божества Калачакры’ для храма Дуйнхор Агинского дацана.
Процесс изготовления буддийских реликвий достаточно трудоемкий и занимает много времени. Тем не менее, заказ был принят, но работа по его выполнению была приостановлена из-за дальности расстояний между государствами, таможенных проблем, но, в основном, из-за политических событий в России.
Наконец, в 1931-1936 гг. работа по изготовлению святыни была завершена, знаменитая святыня божества Дуйнхор – «лойлон», обитель божества Калачакры, была выполнена мастерами, но из-за смутного времени она хранилась в Долоннорском монастыре. Эта святыня была сотворена в виде куба на 2 м х 2 м х 2 м, украшенного золотом, серебром и драгоценными камнями.
В дальнейшем доставить эту святыню на родину, в Агинский монастырь, стало делом весьма проблематичным, даже невозможным, в связи с тем, что в 1931 г. японские войска захватили Хулун-Буир. А Россия стала уже другой страной, советской, антирелигиозной, воинствующе атеистической, карающей и сажающей в тюрьмы священнослужителей всех конфессий. Возвращаться с такой святыней в Россию было смерти подобно.
В местности Шэнэхээн Хулунбуирского аймака Автономного района Внутренняя Монголия (АРВМ) Китая проживают буряты-эмигранты из России. АРВМ – старейший автономный район Китая. «Он был создан в 1947 г., еще до победы народной революции в Китае и образования Китайской Народной Республики, в результате национально-освободительной борьбы монгольского народа, истоки которой восходят ко времени маньчжурского господства» .
Впервые об истории шэнэхэнских бурят написал Бодонгут Абида в 1983 г. в сочинении «Buriyad-mongγol-un tobči teüke» – ‘Краткая история бурят-монголов’ . Редактор издания Хуасай Дугаржаб во введении отмечает: «Хотя Бодонгут Абида специально и не занимается историей монгольских народов, тем не менее, прекрасное знание монгольского, китайского, русского, японского языков; скрупулезный сбор документальных материалов в течение долгого времени и тщательный анализ фактического материала позволили ему написать интересную работу по истории монголоязычных народов, в частности по истории бурят-монголов. Думается, что данная работа будет особенно полезна исследователям истории монгольских народов» .
Работа имеет стройную и логичную композицию. Текст делимитирован на 19 озаглавленных параграфов:
0) предисловие,
1) формирование бурятского этноса;
2) бурят-монголы эпохи Чингисхана;
3) бурят-монголы эпохи распада монгольской империи;
4) начало русской колонизации бурят-монгольских земель;
5) распространение буддийской религии среди бурят-монголов;
6) изменения в хозяйственном укладе бурят-монголов;
7) административное устройство бурят;
8) традиционное хозяйство у бурят и его развитие;
9) культура и образование бурят-монголов;
10) революционное движение в Бурят-Монголии;
11) происхождение шэнэхэнских бурят;
12) образование бурятского админинистративного управления в Хулун-Буире;
13) об исходе бурят во главе с Ринчиндоржи в Шилин-гол;
14) состояние бурят после расселения в Хулун-Буире;
15) бурят-монголы во время японской захватнической колонизации;
16) состояние бурят во время второй мировой войны;
17) разруха во время японской колонизации;
18) антиреволюционное движение Ринчиндоржи;
19) жизнь бурят-монголов в Хулун-Буире под руководством партии; заключение.
Сочинение Бодонгут Абиды, созданное в лучших традициях бурятского летописания, представляет собой исторический документ о хоринских бурятах, часть которых была вынуждена в целях самосохранения этноса эмигрировать в Китай в начале XX в. Природа эмиграции бурят в Китай и Монголию носила, прежде всего, этнозащитный характер и связана с политическими событиями, происходившими в России в начале ХХ в.: как начало первой мировой войны, мобилизация бурятской молодежи на тыловые работы, революционные волнения внутри страны и т.д.
В 1936 г. встретились ширетуй Шэнэхэнского дацана Хулунбуирского аймака Наянтайн Жалсан и доромба Гончигой Найдан. Тема их важной беседы была – наказ Агинского дацана о сотворении святыни для храма Дуйнхор «лойлон». Доромба Гончигой Найдан сказал, что имел наказ изготовить святыню божества Дуйнхор «Хото мандал - Лойлон», и что он выполнил этот наказ. Но из-за невозможности возвращения на родину Найдан-доромба принял мудрое решение – воздвигнуть новый храм для святыни лойлон в Хулун-Буире, полагая, что: «Саг хатуу болобо, саг түрэ хубилба, сүмэ барижа, бэеншье харагдаагүй hаа, сүмын ганжарынь Агада харагдаха юм бэд даа». – ‘Настали тяжелые времена, изменились эпоха и страна, у воздвигнутого храма, даже если он не будет виден сам, то его ганжир (золотое навершие на крыше монастыря), возможно, будет увиден в Аге’ (Перевод наш. – Л.Б.) .
В их непростом деле возведения буддийского монастыря оказали большое содействие глава Северо-Хинганской области Эрхим-Бато и глава Шэнэхэнского хошуна Уржин Гармаев.
Следует отметить, что в Китае шэнэхэнскими бурятами ранее были воздвигнуты два дацана: в 1928 г. был построен в местности Шэнэхээн дацан Дамбадарджилинг, в 1935 г. в местности Модонгын шэлэ Шилингольского аймака (куда в 1929 г. переселились около 80 семей бурят под предводительством генерала Ринчин-Доржи), был воздвигнут храм из дерева и глины. В этом дацане службы и молебны устраивались в соответствии школы монастыря Лавран: зимой и летом проводились молебны почитания «Сандай», «Жигжид», «Дуйнхор» .
Было решено воздвигнуть новый храм в Восточном хошуне Новой Барги Хулунбуирского аймака на вершине горы Намогурэ. Дело в том, что у южного подножия горы Намогурэ ранее существовал храм, где проводились молебны в честь божества Дуйнхор, поэтому было решено на вершине этой горы возвести новый храм для святыни «лойлонг» и ее почитания до лучших времен .
Строительство храма было начато в 1941 г. Работа велась в течение двух лет (1941-1942 гг.). Храм был воздвигнут на собранные средства прихожан усилиями многих людей. Свою лепту в это дело внесли Уржин Гармаев, Эрхим-Бато, мастер из г. Хайлар Фу Сян Тин, ширетуй Шэнэхэнского дацана Наянтайн Жалсан, доромба Гончигой Найдан, художники Шойдон-лама, Гомбо-лама, Дамбижалсан-лама, Гонгорой Мунко-лама, Жалсанай Гандан-лама, Сахар Балдан-лама, Чимит-лама и др. В строительстве нового храма приняли участие около 30 священнослужителей .
Новый храм для установления святыни «лойлон» был построен трехэтажным, снаружи он был окружен «горами и водами», «огнем и ветром» в качестве защиты. При украшении храма были использованы драгоценные металлы (бронза с позолотой) и различные драгоценные камни (коралл, жемчуг, янтарь и т.д.).
Внутри храма на постаменте высотой в 1 метр была водружена святыня «лойлон», обращенная лицом на север, 4 стороны храма были изнутри украшены тысячами Будд благого периода.
В сентябре 1942 г. в течение трех дней был устроен большой молебен и праздник в честь освящения храма Намогурэ, куда прибыли высокие гости и многочисленные прихожане. Из Долоннора пожаловал Ганжарбын гэгэн, из Шилингольского бурятского дацана прибыли Долгин-гэгэн, Найдан-доромба, хамбо-лама Даши-Доржи, Гэпэл-доромба, гэбгуй Лодой-Жаб, цогчин унзад лама Еши-Нимбу, чойра унзад Жигмид-Цырен, Жунды-лама, эмчи-ламы Нагмид и Дамба-Жамсо, вместе с ним прибыли 40-50 верующих бурят, также прибыли ламы из Шэнэхэнского бурятского дацана, был приглашен генерал Ринчин-Доржи из Шилин-гола, в качестве почетных гостей присутствовали Эрхим-Бато, Уржин Гармаев и др. Ширетуем нового дацана был назначен Гончигой Найдан-доромба.
Когда Найдан-доромба состарился и снял с себя полномочия ширетуй-ламы дацана Намогурэ, он переехал в Шилин-гол, где проживала группа бурят. Такова судьба человека, посвятившего всю свою жизнь выполнению важной миссии – созданию шедевра буддийской культуры – лойлон (хото мандал), обители божества Калачакры. Память об этом незаурядном человеке и его гражданском подвиге должна навсегда сохраниться в памяти у благодарных потомков.
Во время войны в 1945 г. храм был разрушен. Затем в 1952 г. храм разобрали, а святыню «лойлон» перенесли в храм Санжид Монлом Ганжур-дацана Восточного хошуна Новой Барги. В 1966 г. во время культурной революции в Китае сам храм и святыня лойлон были варварски разрушены и уничтожены.
Это событие сохранилось в исторической памяти шэнэхэнских бурят. Автор книги «Шэнэхээн соёлой ундарал» -‘Истоки культуры Шэнэхээна’ Санжаа-Ешын Сэмжэд с сожалением пишет, что «святыня «Лойлон» была разрушена еще до культурной революции в 1952 году» .
Учительница Дарима Дашицыренова отмечает в своей статье: «В начале 2000 гг. при встрече с нами Тогоожиин Нимбу, жодчи-лама Шэнэхэнского дацана Хулунбуирского аймака КНР, наказывал: «Лойлон – святыня божества Дуйнхор, созданная стараниями лам Агинского дацана на народные средства, является величайшей святыней религиозного, исторического и культурного значения. Эта святыня – заказ народа восьми агинских родов, поэтому она должна быть их достоянием» .
3. Заключение
В данное время местонахождение буддийской святыни «лойлон» неизвестно. Надеемся, что шэнэхэнские буряты – хранители святыни лойлон, сотворенной талантом, трудом и усилиями Гончигой Найдана-доромбы и его сподвижников, нашли возможность сберечь и сохранить для потомков этот уникальный памятник буддийской культуры.