Обреченный рыцарь: эволюция образа главного героя в цикле романов Стивена Кинга «Темная Башня» (контекстуально-семантический анализ)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2023.47.5
Выпуск: № 11 (47), 2023
Предложена:
17.09.2023
Принята:
25.10.2023
Опубликована:
09.11.2023
317
2
XML
PDF

Аннотация

В статье проводится контекстуально-семантический анализ многотомного романа Стивена Кинга «Темная Башня». Это культовое произведение американского писателя явилось авторской попыткой создать жанровый сплав (своеобразный синтез) научной фантастики, фэнтези, ужасов и магического реализма. Исследуется эволюция (динамика) образа главного героя: выявлены основные черты главного героя, изменение его внутреннего мира с течением времени, влияние на него других персонажей и событий. Анализ текста, проведенный на контекстуальном и семантическом уровне, способствовал более глубокому и многостороннему восприятию образа протагониста произведения. Декодируются различного рода загадки и стихотворения – яркие и броские краски в словесной палитре писателя, которые несут семантическую нагрузку (и/или эмоциональную окраску). Характерной и интересной особенностью текста являются частые отсылки к традициям, обычаям и истории древних саксов.

1. Введение

Многие произведения Стивена Кинга могут быть прочитаны на двух уровнях: поверхностном и более глубоком семантическом уровне. На протяжении всего произведения автор предлагает читателю различного рода загадки, аллюзии и цитаты, что не только делает повествование более «интерактивным» для реципиента (читателя), но и позволяет ему лучше понять выведенные в нем характеры и образы персонажей. Примером такой работы является цикл романов «Темная Башня», одного из самых сложных, увлекательных и значимых произведений Стивена Кинга. В нем автор затронул множество актуальных проблем: опасность современных технологий, жизнь в постапокалиптическом мире, борьба сил добра и зла, изменение существующего порядка вещей, когда привычный мир «сдвинулся с места», отношения между писателем и его персонажами (в качестве одного из героев в цикле о Темной Башне Стивен Кинг вывел самого себя). Цикл «Темная Башня» выходит за рамки культового фэнтези, это целая вселенная, в которой пересекаются разные жанры (фэнтези, вестерн, детектив, научная фантастика) и используется богатый тезаурус, включающий древнеанглийские слова, архаизмы и авторские неологизмы. Не случайно, что сам автор назвал эту серию «вершиной своего творчества» (magnum opus).

При поверхностном прочтении романа может показаться, что главный герой, Роланд, движим благородной целью – спасти человечество от «плохих парней», которые задумали уничтожить центр равновесия всех миров – Темную Башню. Герой уверен, что если он доберется до нее, то сможет восстановить рушащийся миропорядок, сохранить равновесие вещей. Ради достижения своей цели, не колеблясь, Роланд приносит в жертву возлюбленную, друзей, близких, свою мать, мальчика Джейка, которого он считал своим сыном. Все это, конечно, можно объяснить необходимыми «издержками», неизбежно возникающими на пути к высокой цели; читатель же может задаться справедливым вопросом: «А стоит ли эта цель таких жертв?» Так какова же истинная природа Роланда: это благородный рыцарь, антигерой или более сложный персонаж? Семантический и контекстуальный анализ произведения поможет более разностороннему и комплексному восприятию образа Роланда и его самопровозглашенной миссии – любым способом достигнуть Темной Башни.

2. Методы и принципы исследования

Одним из способов анализа, используемых в работе, является контекст, в рамках которого возможны два варианта. В первом случае выдвигается гипотеза и последующий анализ текста на разных уровнях (лексическом, синтаксическом, морфологическом и фонетическом) либо подтверждает, либо опровергает выдвинутую гипотезу. При втором варианте контекстуального анализа в тексте выделяются какие-либо особенности или детали, и делается попытка их интерпретации. В данной работе используется второй вариант контекстуального анализа. Авторами были выделены такие особенности текста, как употребление полисемантических слов в их редко встречающихся значениях, использование писателем лексических анаграмм, наличие в тексте многочисленных загадок или детских стишков со скрытым смыслом, обилие устаревших древнеанглийских слов, отсылки к древним саксонским символам. Эти особенности были использованы авторами для интерпретации характера и поведения главного персонажа.

Еще одним методом анализа, используемым в работе, является интертекстуальность, то есть выделение в тексте цитат, реминисценций и аллюзий. Использование данного метода оправданно тем фактом, что рассматриваемый текст изобилует фрагментами стихотворений других авторов, прежде всего, отрывками из стихотворения Р. Браунинга “Childe Roland to the Dark Tower Came”.

Также в работе был использован метод лексического анализа, который позволяет декодировать содержание поэтического текста и раскрыть его образность

,
,
. С помощью данного метода в работе анализируются детские стишки, которые важны для восприятия образа протагониста.

3. Обсуждение и основные результаты

Целью исследования было выделить семантические особенности текста, которые могли бы помочь проследить эволюцию (определить характерные черты) главного героя, а также объяснить, на первый взгляд, довольно пессимистичный финал произведения, так как герой, дойдя до своей цели, возвращается к исходной точке своего пути. Темная Башня, к которой так стремился Роланд, оказывается метафорическим изображением его собственной жизни, и не связана с судьбой человечества, как полагал герой произведения.

Объясняя членам своего катета, что такое ка (то есть судьба), Роланд говорит, что ка – это колесо, и вы вращаетесь вместе с ним под разными именами

. Герой не представляет, насколько точно он, сам того не желая, описал свою ситуацию. Поиски Темной Башни стали для него, образно выражаясь, каруселью, с которой он не может сойти, и вынужден раз за разом проделывать тот же самый полный круг. Одержимость Темной Башней делает Роланда обреченным на ее постоянные поиски.

Первой одержимость Роланда замечает Одетта (одно из двух «я» Сюзанны), которая говорит Эдди: For me, I think his things might have what my Ma used to call a hoodoo. И далее: I don’t want any hoodoo on me

. Стивен Кинг намеренно употребляет слово hoodoo, а не более распространенную лексическую единицу с похожим значением voodoo. Кембриджский толковый словарь, помимо основных значений слова hoodoo, предлагает еще одно дополнительное значение: a vertical piece of rock that has been made into an interesting shape by wind, water
, то есть вертикальный столб, который по форме напоминает Башню, объект одержимости Роланда. В данном случае автор делает перенос по форме, что представляет собой один из случаев метонимии. С точки зрения теории контекста, здесь имеет место гиперсемантизация – наличие приращения к значению слова
. Таким образом Кинг показывает читателю, что Сюзанна боится не столько колдовства или магических чар (основное значение hoodoo), а одержимости Роланда и не хочет стать похожей на него. Интересно, что в финале романа при открытом столкновении с Роландом, Сюзанна повторит ту же самую мысль, но уже эксплицитно.

При описании Роланда и робота Энди Стивен Кинг постоянно акцентирует внимание на глазах. И у стрелка, и у машины одинаково холодные голубые глаза. Таким повторяющимся сравнением автор, возможно, подчеркивает наличие у них общего качества – запрограммированности на определенный набор действий и линейность мышления в определенных ситуациях.

С точки зрения линейности/нелинейности мышления интересен поединок между членами катета Роланда и Blain the Mono, поезда, сохранившегося от высокотехнологичной цивилизации, на котором едут герои и который предлагает им сразиться на знание загадок. Это пример одного из квестов на выживание на пути персонажей книги к Темной Башне. Чтобы победить Блэйна, Роланд и его друзья должны загадать компьютеру поезда загадку, которую он не сможет отгадать. Роланд, у которого был опыт участия в конкурсах загадок у себя на родине в Джилиаде, предлагает компьютеру традиционные головоломки, созданные в рамках правил, и поэтому легко отгадываемые компьютером. Как и компьютер, Роланд не может отступить от нормы и оказывается побежденным в этом соревновании. Наоборот, Эдди, который является самым непосредственным из группы (не случайно Роланд называет некоторые из его загадок и шуток глупыми), находит слабость в запрограммированном поведении компьютера и предлагает ему загадку в видоизмененном формате, которую мозг машины решить не в состоянии.

У Роланда есть несколько потенциальных возможностей освободиться от одержимости Башней и избрать другой нелинейный путь. Для этого герою достаточно принять нестандартное для него решение. Помочь ему в этом может разгадка скрытого смысла в загадках и стишках, которые он помнит с детства. Так, Роланд часто повторяет про себя детскую песенку, которую пела ему мать и в которой есть две рифмованные строчки: we walk in love but fly in chains 

. Для героя их смысл остается неясным, хотя посыл этих коротких строк очевиден: любовь связывает (в том числе и в действиях) и не позволяет расстаться или пожертвовать теми, кого ты любишь.

Когда Роланд разжигает костер в пустыне Мохэйн, он вспоминает еще один рифмованный стишок, но также оставляет без внимания скрытые в нем намеки и рекомендации к действию: Spark-a-dark, where’s my sire? Will I lay me? Will I slay me? Bless this camp with fire

. Spark a dark в данном контексте означает не только «освети темноту», но и «дай мне мудрость, знания»; where’s my sire содержит идею отцовства, усыновления (вскоре, действительно, Роланд встретит мальчика Джейка, которого будет считать своим сыном); Will I lay me – это как раз сценарий развития событий, если Роланд оставит идею поисков Башни, и, наконец, Will I slay me – герой убьет себя в переносном смысле, если войдет в Башню, так как это вернет его в начальную точку пути, то есть в пустыню Мохэйн. Так как Роланд не расшифровывает эти строки, то он продолжает настойчивые поиски Башни. Когда герою приходится делать выбор между спасением мальчика Джейка или возможностью догнать своего противника – «человека в черном», Роланд решает пожертвовать Джейком, так как человек в черном – единственное связующее звено с Темной Башней.

Разгадывать загадки, как скрытые, так и явные – не самая сильная сторона Роланда, что мешает ему понять смысл скрытых сообщений, которые он встречает на своем пути. Неудивительно, что Роланд не отгадывает ни одной «загадки на выживание», то есть загадки, которая имела для его катета значение жизни и смерти. Загадку о простых числах разрешила Сюзанна, а загадку, которую не смог отгадать Blain the Mono (поезд, управляемый компьютером, который решил совершить самоубийство и забрать с собой Роланда и его друзей), придумал Эдди. И Эдди, и Сюзанна разгадали эти головоломки, мысленно апеллируя к тем загадкам, которые они помнили с детства, и затем спроецировали их на свою ситуацию. Роланд в силу линейности своего мышления не смог проделать то же самое. Не случайно персонаж романа, в котором Кинг вывел самого себя, предложил разгадать загадку с анаграммой имени Дандело не Роланду, а Сюзанне, видимо, не особенно надеясь на креативность и остроумие стрелка.

Роланд не только мыслит линейно, в какой-то степени запрограммировано, но также не испытывает сомнений в своих действиях. Когда подростком он случайно подслушивает разговор повара Хакса о необходимости отравить еду для детей, стрелок сразу же доносит на него. Важен не факт доносительства сам по себе, а то, что Роланд не испытывает никаких колебаний, при том, что Хакс неоднократно угощал Роланда едой и выражал крайнее нежелание участвовать в совершении преступления против детей.

Показателен и красноречив один из любимых жестов Роланда – вращать указательным пальцем, выражая таким образом свое нетерпение собеседнику. Это свидетельство того, что Роланд сам не любит анализировать и глубоко задумываться о ситуации, испытывает нетерпение, когда это делают другие.

Также не случайно, что Джейк и Эдди приходят во сне именно Сюзанне и приглашают ее присоединиться к ним в параллельном мире, где они оказались после своей смерти. В случае Роланда это было бы просто бесполезно, так как он все равно предпочел бы идти к своей цели. В конце своего путешествия с Роландом, буквально у стен Темной Башни, Сюзанна, в том числе под влиянием этого сна, делает серьезную переоценку отношения Роланда к окружающим и своей роли в планах стрелка. Итогом этих раздумий стало решение Сюзанны оставить Роланда в самый критический и тяжелый момент в его жизни. На поверхностном уровне восприятия это выглядит предательством, но при более глубоком анализе поведение Сюзанны скорее можно назвать бунтом против Роланда, протестом против приношения себя в жертву ради достижения его целей. Она не только обвиняет его в смерти Эдди и Джейка, но и выносит ему финальный вердикт: Твой путь – это путь оружия, путь смерти

.

В данном эпизоде Сюзанна выступает как «последняя девушка» (final girl) – традиционный для жанра хоррор образ молодой женщины, которая единственная из всей группы остается в живых

. Сюзанна, если не считать самого Роланда, остается единственным выжившим членом катета. Строго говоря, «Темная Башня» не является произведением в жанре хоррор, но элементы ужаса в романе присутствуют, что позволяет определить Сюзанну на роль «последней девушки». Если Сюзанна в данном эпизоде выступает как протагонист, то Роланд – антагонист. Однако цель Сюзанны – не победа над Роландом. И Роланд, и Сюзанна до сих пор остаются членами катета и готовы, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради друг друга. Цель Сюзанны – выйти из-под харизмы и glammer Роланда (неологизм Стивена Кинга, означающий «чары») и не позволить одержимости Башней завладеть собой.

С другой стороны, для Роланда столкновение с Сюзанной – это еще одна возможность задуматься, более того, для него здесь открывается перспектива восстановить свой катет в первоначальном составе, если он отправится вместе с Сюзанной в параллельную версию современного Нью-Йорка. Роланд отбрасывает и этот последний шанс. Конец романа неутешителен для героя: все бывшие члены его катета воссоединяются вновь, пусть и в другой версии Нью-Йорка, тогда как Роланд остается один, и ему приходится начинать свой путь заново.

Линейность мышления, безграничная упертость, фиксация на одной цели, готовность жертвовать окружающими ради достижения этой цели не позволяют назвать Роланда идеальным рыцарем, но он не подходит также и под определение антигероя. Роланд преследует благородную цель – спасти человечество и ему это удается. Рискуя жизнями других, он также ставит под удар и свою собственную. Наконец, Роланд не только изменил жизнь законченного наркомана Эдди Дина, открыл в нем новые способности, но и помог ему выйти из тени своего старшего брата, который продолжал влиять на Эдди даже после своей смерти. Также стрелок помог Сюзанне стать целостной личностью, примирив два конфликтующих характера (Одетта и Детта), которые ее раздирали.

Стивен Кинг вывел Роланда как сложный и многогранный образ, который не подпадает ни под одну из однозначных категорий в дихотомии хороший – плохой. Мы бы назвали Роланда рыцарем «в транзите» или в прогрессе, то есть в начале пути к переосмыслению своего «я» и переоценке своих действий. Не случайно на этот раз Роланд покидает Темную Башню не с пустыми руками: у него остается охотничий рог, который он когда-то потерял в битве на Иерехонском Холме. Чтобы понять значение этого приобретения для Роланда, нужно обратиться к англо-саксонской истории, культуре и обычаям. Многие ключевые слова для мира Роланда происходят или образованы от слов древнеанглийского языка, например, кеф, кен, ка и другие. Сам Роланд ведет свое происхождение от короля Артура Эльда, что является прозрачной референцией на легендарного короля Артура. Наконец, отгадывание и загадывание загадок, которое так часто встречается на страницах романа, также является распространенным обычаем древних саксов. В культурном и историческом отношении роман буквально окутан англо-саксонским контекстом. Отсюда, охотничий рог, это не только атрибут охоты, но и почти одушевленный предмет. Лучше всего иллюстрирует значение рога для древних саксов, а значит и для Роланда, следующее древнеанглийское стихотворение-загадка:

I am a prince’s property and joy,

Sometimes his shoulder-companion,

Close comrade in arms, king’s servant,

Lord’s treasure. Sometimes my lady,

A bright-haired beauty, lays serving

Hands on my body, though she is noble

And the daughter of an earl. I bear

in my belly what blooms in the wood,

The bee’s delight. Sometimes I ride

a proud horse in the rush of battle –

Harsh is my voice, hard is my tongue

I bear the scop’s meed when his song is done.

My gift is good, my way winning,

My color dark. Say what I’m called

.

Я собственность и гордость принца,

Товарищ верный по оружью,

Когда меня он носит на плече,

И королю слуга, богатство лорда.

Бывает, что моя хозяйка, красотка златокудрая,

Меня своей рукой ласкает, хотя она из знати,

И даже дочка графа.

Ношу я в своем чреве запах леса

И аромат цветка, что пчел так манит,

А иногда скачу на гордом скакуне в разгаре битвы –

Тогда суров мой глас и резок мой язык,

Но славлю барда я, когда он песнь сложил.

Мой дар – божественный, а цель моя – победа,

Оттенка темного цвет мой, скажите же, кто я такой [перевод авторов].

Рог в данном случае – символ надежды, что это было последнее путешествие Роланда к Темной Башне. На протяжении всего романа мы можем проследить некоторую трансформацию в поведении протагониста. Сначала стрелок предстает как брутальный и никогда не сомневающийся в своих поступках персонаж. Не случайно Эдди называет его машиной для убийства. Триггером для изменения в поведении стрелка становится гибель мальчика Джейка. Ответственным за смерть Джейка является Роланд, так как он предпочел продолжать погоню за своим противником спасению мальчика. Гибель ребенка впервые вызвала у Роланда критическую саморефлексию, глубокие переживания и несвойственное ему желание отмотать все назад и «переиграть» этот эпизод заново. Также, когда Роланд подходит к Темной Башне и выкрикивает имена близких ему людей, он произносит имя повара Хакса, которого когда-то давно казнили по доносу Роланда. Это свидетельство зачатков сомнения и переоценки своих действий. Всего этого оказалось, однако, недостаточным, отдельные производные не привели к изменению целого, то есть отказу Роланда от похода к Темной Башне. Возможно, здесь больше даже важен не сам отказ, а мотивы этого отказа. Роланд должен понять то же самое, что поняли до него Эдди, Джейк и Сюзанна. Самая высокая цель не стоит предательства, жертвоприношений, потери близких и следования по пути смерти и оружия. Иначе тебя ждет вечно повторяющийся круг скорби и покаяния за свершенное тобой. Роланду, возможно, это еще предстоит понять.

4. Заключение

Контекстуально-семантический анализ текста позволяет сделать вывод, что главный персонаж Роланд не может быть отнесен ни к категории идеального героя, ни к категории антигероя. Автор создает не просто сложный образ, включающий в себя как положительные, так и отрицательные качества. Это скорее развивающийся, меняющийся образ, который постепенно приобретает качества, которых у него раньше не было – способность к сомнению, критической переоценке, саморефлексии. Чтобы помочь читателю более глубоко понять образ протагониста, автор использует самые разные семантические средства, прежде всего, полисемию и тропы. Их можно встретить как в речи героев, так и в многочисленных загадках и стихотворениях. Декодирование скрытого смысла этих поэтических отрывков важно и для самого героя, и для читателя. В тексте встречается большое количество отсылок к англо-саксонской культуре и истории. Такой англо-саксонский контекст произведения позволяет понять его неожиданный финал и предлагает более оптимистичную трактовку: охотничий рог (важный артефакт), который получает Роланд, вселяет надежду, что герой, наконец, преодолеет одержимость Башней и примирится с собой.

Метрика статьи

Просмотров:317
Скачиваний:2
Просмотры
Всего:
Просмотров:317