Гендерные особенности употребления эмодзи в интернет-среде
Гендерные особенности употребления эмодзи в интернет-среде
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению дополнительных средств интернет-коммуникации. Автор вводит такое понятие как эдит и рассматривает один из видов графических эдитов – смайлики. Автор говорит о том, что самой свободной системой смайликов в техническом аспекте является эмодзи. Приводятся данные исследования гендерных особенностей употребления эмодзи в социальной сети «Instagram». Все сообщения рассматриваются по трем параметрам: зависимость количества эмодзи от пола говорящего; замены знака препинания или слова в тексте. В заключении автор приходит к выводу, что эмодзи не представляют собой полноценную лингвистическую систему, а пользователи используют их только в комбинации с текстом или иллюстрациями.
1. Введение
Современные технологии и появление Всемирной сети изменило все сферы деятельности человека. Одной из таких сфер стал язык. Новейшие технологии способствовали тому, чтобы переосмыслить процесс общения, расширить его границы и многократно увеличить его скорость. Особенно на процесс общения сказалась динамичная среда, меняющаяся с учетом нужд пользователей – это интернет-среда. Язык в интернете очень креативный, так как в устной коммуникации, пользователи не ограничиваются обычной нормой общения. Интернет-тексты красочнее оформлены с точки зрения графики, дополняются фото, выделениями в тексте и особыми специальными эффектами.
Одной из особенностей интернет языка являются «эдиты» . В своей работе , мы уже давали определение этому понятию и пришли к выводу, что «эдиты» являются дополнительными, но в то же время и обязательными атрибутами интернет-коммуникации и интернет языка. Слово «эдит» произошло от английского слова additional (дополнительный). Мы считаем, что существует 3 группы «эдитов»: визуальные, графические, звуковые. К графическим «эдитам» относятся смайлики, анимашки и игра шрифта и цвета. Для нашего исследования нам были интересны самые яркие графические «эдиты» – смайлики.
С самого своего появления смайлики обращали на себя внимание лингвистов, однако единого мнения относительно данной системы выработано не было. Например, Г. МакКаллик сопоставляет смайлики с мимикой и жестами, которые «поддерживают» основной вербальный канал коммуникации при общении .
На данный момент существует огромное количество и разнообразие смайликов, но самой свободной системой смайликов в техническом аспекте является эмодзи. Актуальность данного исследования и заключается в том, что эмодзи является заметным трендом в современной интернет-коммуникации, недостаточно исследованным лингвистами.
2. Основные результаты
В последнее время общение, осуществляемое через смартфоны, стало гораздо популярнее, чем через компьютеры, а пользователям, общающимся в интернете, стали нужны символы, легко сочетающиеся с информацией (текстом) на разных платформах, распознающиеся как получателям, так и отправителем и обладающие достаточной экспрессией. Эту роль начал играть самый современный и популярный вид графических эдитов – эмодзи.
![Примеры часто используемых эмодзи](/media/images/2023-10-09/999a879f-b5b3-484d-8ca2-3b52f2716ea2.png)
Рисунок 1 - Примеры часто используемых эмодзи
Примечание: а) "lol" (от англ. "laughing out loud"), б) "xoxo" (означает «целую»), в) "omg" (от англ. "оh my god")
![Использование эмодзи в текстах сообщений](/media/images/2023-10-09/b15c0286-abf0-4162-b1db-9076341ce50a.png)
Рисунок 2 - Использование эмодзи в текстах сообщений
Смартфон всегда находится в непосредственной близости к владельцу, его гораздо удобнее использовать для обычного, повседневного общения, просмотра и публикации фото в социальных сетях (если автор хочет сразу поделиться новостью) (рис. 3).
![Эмодзи в «Instagram*»](/media/images/2023-11-08/2075c815-41a6-4f5f-b5e2-9f0ba982e16f.jpg)
Рисунок 3 - Эмодзи в «Instagram*»
![Использование эмодзи в «Instagram*»](/media/images/2023-10-09/e11dbcda-daa9-4185-944e-54428f7e9c3a.png)
Рисунок 4 - Использование эмодзи в «Instagram*»
![Эмодзи «спасибо»](/media/images/2023-10-09/36f26467-6f32-4ed8-935f-56fc1a362545.png)
Рисунок 5 - Эмодзи «спасибо»
Нами было проведено экспериментальное исследование гендерных особенностей употребления эмодзи в социальной сети «Instagram*». Данная сеть была выбрана по нескольким причинам:
· во-первых, эмодзи чаще всего используются в неформальном общении при помощи мобильных устройств. Тексты, доступные широкой аудитории, публикуются в социальных сетях, а социальная сеть «Instagram*» является второй по популярности сетью в России после «Вконтакте»;
· во-вторых, «Instagram*» – это сервис, который не позволяет публиковать и просматривать новости с компьютера. Социальная сеть полностью ориентирована на мобильные устройства и является отличным источником для сбора общедоступных текстов, опубликованных с мобильных устройств;
· в-третьих, в основном в этой социальной сети публикуются фотографии. Текст не может быть опубликован сам по себе, он может быть опубликован только в качестве сопровождения к определенному изображению. Следовательно, пользователи будут чаще использовать графические инструменты.
Поскольку использование эмодзи считается модным трендом, мы проанализировали авторов с большим количеством подписчиков, e-страницы которых отслеживает значительная аудитория. «Instagram*» – это сервис, которым пользуются в основном подростки, поэтому 40 студентов Юго-Западного государственного университета (20 мужчин и 20 женщин) в возрасте 18-24 лет попросили написать о самых популярных пользователях, на которых они подписаны. Таким образом были выбраны следующие авторы: Annakhilkevich, xenia_sobchak, sashaspilberg, samburskaya, timatiofficial, borodylia, panufnik_anton.
Нами были взяты 20 сообщений в хронологическом порядке от каждого автора. Это составило 140 сообщений. Кроме этого, каждое сообщение оценивалось по следующим параметрам:
1. Связь эмодзи с полом говорящего;
2. Связь эмодзи со знаками препинания;
3. Замена эмодзи какого-либо слова или понятия.
Наше исследование позволило сделать несколько важных выводов о функционировании эмодзи в тексте публикаций социальной сети «Instagram*». Итак, мы выяснили, что женщины все чаще и чаще используют эмодзи в своих текстах: 70% (75) символов эмодзи использовали женщины, в то время как мужчины – только 32 из этих символов. Возможным объяснением этого могут быть более длинные предложения в тексте (длина высказываний женщин больше, чем у мужчин). Кроме того, было установлено, что женщины больше мужчин используют максимальное количество эмодзи в одном сообщении. В самом распространенном сообщении четыре женщины употребили более двенадцати эмодзи по количеству графических символов. У мужчин такой тенденции не наблюдалось.
![Использование эмодзи в «Instagram*» Анной Хилькевич](/media/images/2023-10-09/a32b21e4-8bf2-4b7e-8c09-3b7a619ed0f0.png)
Рисунок 6 - Использование эмодзи в «Instagram*» Анной Хилькевич
Можно с уверенностью предположить, что функция эмодзи в тексте соответствует функциям запятых и точек. Они помогают разбить текст на значимые фрагменты и, следовательно, могут легко заменять эти знаки препинания в сообщениях.
![Передача настроения с помощью эмодзи](/media/images/2023-10-09/65726a1a-a925-47f9-83c5-d2745ef74c28.png)
Рисунок 7 - Передача настроения с помощью эмодзи
По мнению многих исследователей , , , считается, что женская речь в интернет-общении более нормирована, то есть следует ожидать, что именно женщины предпочитают соблюдать нормы языка и расставляют все знаки препинания. Однако, судя по нашему эксперименту, это не так – в 67% случаев мужчины поступают именно так. Похоже, что женщины с большей вероятностью откажутся от норм пунктуации, чтобы включить в свою речь больше эмодзи.
![Замена слов с помощью эмодзи](/media/images/2023-10-09/ff20ff61-2bcc-40e5-a305-f23006286079.png)
Рисунок 8 - Замена слов с помощью эмодзи
![Замена наречий с помощью эмодзи](/media/images/2023-10-09/45577a10-354b-424f-a90a-3aa04031c9b3.png)
Рисунок 9 - Замена наречий с помощью эмодзи
Эмодзи нельзя интерпретировать без сопроводительного текста. Интернет-текст – это текст, в котором вербальные и визуальные компоненты образуют единое визуальное, структурное, семантическое и функциональное целое, которое обеспечивает его сложное прагматическое влияние на получателя.
По мнению О.В. Поймановой , существует несколько сценариев взаимодействия вербальных и изобразительных компонентов в тексте:
1. Репетиционные;
2. Аудитивные;
3. Выделительные;
4. Оппозитивные;
5. Интегративные;
6. Изобразительноцентрические .
Эта классификация не совсем подходит для наших исследовательских задач, поскольку изначально все исследуемые тексты по умолчанию связаны с центральностью изображения (в этом заключается особенности среды, в которой они публикуются). Однако такая классификация привлекает внимание к тому факту, что эмодзи также могут добавлять информацию к фото, выделять элемент, противоречить ему или вместе создавать новое значение.
![Сценарии взаимодействия вербальных и изобразительных компонентов в тексте](/media/images/2023-10-09/b1f0d05f-b814-4230-9eca-f5bff869fdf3.png)
Рисунок 10 - Сценарии взаимодействия вербальных и изобразительных компонентов в тексте
3. Заключение
В заключение мы пришли к выводу, что эмодзи являются важной частью интернет-общения, которая вносит большой вклад в развитие Интернета. Эмодзи не представляют собой полноценную языковую систему или «язык», и пользователи не пытаются общаться друг с другом только с помощью эмодзи, а используют их в сочетании с фото или текстом.
Полученные результаты вносят вклад в исследования русскоязычного интернет-общения и подчеркивают аспекты, которые ранее не затрагивались, например, использование графических «эдитов» – эмодзи в социальной сети «Instagram*». Кроме того, полученные результаты могут помочь в анализе эмоциональной окраски сообщений в социальных сетях.
* Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена.