Прагматика грамматической девиативности в медиадискурсе
Прагматика грамматической девиативности в медиадискурсе
Аннотация
Современное языкознание направляет ресурсы и усилия на переосмысление некоторых догм, десятилетиями существующих в науке. В частности, грамматика русского языка длительное время рассматривалась лингвистами как плацдарм для внедрения универсалистской идеи языка, ведь именно грамматический пласт обладает ядром языковых универсалий, мало зависящих от множественных экстралингвистических факторов. Грамматические универсалии редко имеют функцию выразительности, главным образом, по причине слабой семантичности. Однако фактор прагматики элементов грамматической системы, ее форм и категорий становится в последнее время ведущим в новой парадигме лингвистического научного знания. Грамматические категории все чаще рассматриваются как средства реализации коммуникативного потенциала языковой системы ввиду их яркой демонстрации отношений между лингвистическим знаком и рецепиентом (интерпретатором). Интерпретация числовых форм, расшифровка грамматического кодирования, перлокутивный эффект, производимый целенаправленным употреблением нестандартной числовой формы от существительных неконкретной семантики, являются предметом исследования в данной работе.
1. Введение
Абстрактное и конкретное – основные философские и гносеологические категории, противопоставленные друг другу, и определяющие противоположность и взаимосвязь тех или иных понятий и явлений. «Абстрактность – многоплановое и многоаспектное явление, представляющее собой результат использования логического приема абстрагирования, имеющее место во всех областях человеческого знания, включая язык» . В лингвистике различают абстрактные и конкретные существительные, прилагательные и глаголы.
Различение абстрактного и конкретного базируется на восприятии конкретного человека, это различение задействует не только органы восприятия (вижу, слышу), но и перцепцию более высокого ментального уровня .
Постижение абстрактного понятия – работа мыслительной, когнитивной системы человека, в его сознании нефизическая сущность чего-либо требует огромных ментальных затрат на понимание того, что не может быть передано ни одним из органов чувств, ни всеми в совокупности.
Отсутствие вещественной формы стимулирует процесс воображения, фантазирования, следовательно, абстрактное имя обладает гораздо большей образностью, чем конкретное. Поэтому словосочетания с абстрактными именами и грамматически зависимыми компонентами способны расширять собственную семантику за счет актуализации в индивидуальном восприятии понятия: «она впала в депрессию» и «Великая депрессия» включают в себя семы одного и того же абстрактного понятия, однако метафора, послужившая основой для появления обозначения существенного экономического спада США, переросшего в дальнейшем в общемировой финансовый кризис, отделилась в сознании говорящего от самого понятия, приросла дополнительными коннотациями, поскольку само понятие «депрессия» не обладает наглядностью .
Семантика таких имен тяготеет к сингулярности, что, тем не менее, не является абсолютным. А. Вежбицкая в своей работе сделала наблюдение о том, что девиативное образование множественного числа от существительных неконкретной семантики скорее будет восприниматься как описание негативного явления, грамматическая форма таким образом концептуализирует в сознании говорящего отрицательные факты, возможно, по причине того, что негативная информация всегда воспринимается ярче, запоминается быстрее и держится в памяти дольше.
Современное медиапространство являет собой масштабный полигон для речетворчества, смыслопорождения, имеющий все признаки интегративности, а значит учитывающий различные аспекты дискурсивной парадигмы – семантику, прагматику – в их взаимодействии.
2. Методы и принципы исследования
Современное медиапространство являет собой масштабный полигон для речетворчества, смыслопорождения, имеющий все признаки интегративности, а значит учитывающий различные аспекты дискурсивной парадигмы – семантику, прагматику – в их взаимодействии. Таким образом, считаем целесообразным исследовать современный медиадискурс с целью выявления продуктивных девиативных грамматических форм, имеющих потенциал к распространению и, как следствие, – порождению новых смыслов и расширению грамматической системы русского языка.
Для реализации такой задачи в ходе исследования использовались следующие методы:
- метод синхронного семантического анализа (для выявления общих черт между семантической структурой имени и его числовым значением);
- метод контекстуального анализа (для рассмотрения интенциональных факторов речечтворческого процесса с учетом контекстной ситуации);
- метод компонентного анализа (для установления конкретного или абстрактного характера существительного);
- метод сплошной выборки (для определения фокуса исследуемых лексических единиц);
- метод синхронного описания (для определения условий плюрализации имени в конкретном контексте).
3. Основные результаты
Плюрализация имен существительных неконкретной семантики является одним из проявлений грамматической девиативности, которая имеет яркую экспрессивную функцию, в полной мере реализуемую создателями новостного медийного контента. Анализ материала исследования позволяет утверждать, что современное информационное пространство использует грамматический потенциал русского языка к расширению для реализации выразительности с целью привлечения внимания к информационному полю. Девиативные числовые употребления абстрактных существительных и антропонимов расширяют собственный коммуникативный потенциал, прирастая дополнительными прагматическими значениями: интенсивности, гетерогенности, преувеличения и пейоративности.
4. Обсуждение
Специфика плюрализации абстрактных единиц, принадлежащих к разряду singularia tantum, обусловлена позиционными дискурсивными параметрами. Некоторые абстрактные имена данного разряда образуют плюральные формы, однако такой процесс обязательно сопровождается появлением новых семантических значений. Существительное риск имеет отвлеченное значение, которое по шкале абстрактности О.В. Коломейцевой имеет наименьшую степень отвлеченности, что обусловило появление нового семантического значения у плюральной формы риски. Такая форма в современном русском языке относится к специфическому профессионально-экономическому и финансовому дискурсу и реализует значение «затраты или потери экономического эффекта, связанные с реализацией определенного экономического решения» .
В современном медиадискурсе язык не используется лишь как способ передачи информации, в силу различных причин стало необходимым «бороться» за читателя, постоянно привлекать его внимание, держать в напряжении и предвкушении сенсационных новостей. Наблюдается своего рода «инфляция восприимчивости», которая влечет за собой активизацию использования все новых ресурсов для поддержания необходимого эмоционального уровня у рецепиента. Этим обусловлен сдвиг в сторону плюральности абстрактных существительных, поскольку существительные, обозначающие события с отрицательным оценочным показателем, используются во множественном числе. Ср.:
Иноагент с позывным «Ушастая макака» клянчит деньги, приглашая на свои концерты. Видимо, совсем плохо в демократиях и свободах. Оценили, видимо, талант по достоинству ;
Очень удобно поработить человека, заменив его истинные свободы на свободы мнимые, сексуальные. Изуродованный раб, уверенный, что он счастлив и что он моден — что может быть лучше для тех, кто хочет чувствовать себя хозяевами мира? .
Помимо критически отрицательного прагматического компонента множественное от абстрактного имени часто несет ироничную коннотацию, ср.:
А в Польше нынче теплые погоды ;
Объявил юбилей аннексиям, вспомнил географию и намекнул, что Грузию сложно найти на карте... Длинный пост написал матрасолиз ;
В ответ на предложение «Мака» заказать у них что-нибудь Марк написал: «20 наггетсов, роял чизбургер, большую картошку, Орео МакФлури, яблочный пирожок и, может, еще добавки для чизбургеров». И пояснил: «Мне нужно 4000 калорий в сутки, чтобы компенсировать все свои активности. К тому ж это так вкусно» .
Прагматический потенциал с отрицательным значением прочно закрепляется в медиадискурсе в случае использования множественного числа антропонимов. Дело в том, что в процессе производства медийного контента авторам приходится обращаться к гиперболизации и преувеличению, что в полной мере может быть реализовано посредством плюрализации имени собственного. Ср.:
Но самое интересное то, насколько глубоко щупальца этого спрута проникли во все аспекты жизни нашего мира. Это ведь не единичный случай. Там, в США, целые династии таких вот Байденов, Керри и прочих, которыми пропитаны все важнейшие международные организации, разумеется, во имя гуманизма, добра, демократии и мира. Все настолько тесно переплетено с Гейтсами, Швабами, Соросами и прочими черными демиургами мира, что вот честное слово — просто тянет пошутить про рептилоидов ;
Пока самки и бузовы только учатся петь, рифмуя куплеты про сиськи и деньги, некоторые заключают в песнях важные месседжи. Алексей Ковалев в «Силе в предках» пишет про необходимость связи с предками, уважение к своей истории и любовь к семье ;
Уничтожение объектов инфраструктуры и энергетики Украины в результате ракетных ударов ВС РФ спровоцировало нарушение цепочек поставок оружия для украинской армии и сильно ограничило возможности Киева по поддержке своих войск на поле боя. Об этом американский подполковник заявил в статье для 19Fortyfive. Это к визгам Столтенберга, Зеленского и прочих Боррелей о «бессмысленных жестоких ударах по гражданской инфраструктуре» .
5. Заключение
Грамматическое кодирование – наиболее универсальный способ реализации прагматического значения, что подтверждается исследованиями в области категории числа существительных. Имена неконкретной семантики расширяют числовое поведение в зависимости от позиционных условий и замысла автора. Стандартизация категории числа в настоящее время маловероятна по причине увеличения массмедийного контента, яркими характеристиками которого являются выразительность, экспрессивность и эмоциональность. Эти прагматические компоненты могут быть реализованы посредством намеренной девиации грамматических форм и категорий. Такие девиативные образования нарушают монотонность повествования, являются средством выражения дополнительных смыслов и оценок как воплощение авторских интенций.