Глаголы речи в татарском языке (на материале дастанов)
Глаголы речи в татарском языке (на материале дастанов)
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию глаголов речи в татарском языке на материале татарских дастанов. Целью исследования является изучение глаголов речи в семантико-грамматической системе татарского языка, описание их применения в текстах дастанов. При исследовании глаголов принимались во внимание дастаны, посвященные историческим и романтическим событиям.
В результате исследования была выявлена роль глаголов речи в организации предложения, текста дастанов.
Практическая значимость исследования определяется востребованностью сведений о семантико-грамматических особенностях глаголов речи в современном татарском языке и функционировании в нем данной части речи.
Основные результаты исследования могут стать частью содержания спецкурсов и спецсеминаров по проблемам грамматики татарского языка.
1. Введение
Глагол в языке представляет собой одну из наиболее интересных и сложных категорий как в грамматическом, так и в лексико-семантическом плане. На сегодняшний день в татарском языке разделяют такие семантические группы, как глаголы движения, действия, процесса, состояния, отношения, поведения, звучания, речи, мышления, чувственного восприятия и образоподражания. Особого внимания заслуживают глаголы речи в татарском языке. Актуальность темы исследования объясняется тем, что в татарском языкознании проблема семантико-грамматических групп глаголов говорения изучена недостаточно полно. Глаголы речи являются важной составляющей, без которой невозможна речь.
Задачи исследования представлены следующим образом:
- изучить семантические особенности глаголов речи в текстах татарских дастанов;
- рассмотреть и проанализировать роль глаголов речи в татарском предложении.
Глаголы речи в текстах татарских дастанов изучались методами доминантного анализа, лингвистического наблюдения и описания конкретных языковых фактов с целью получения и обобщения данных. Теоретической базой исследования послужили работы таких ученых, как В.В. Виноградов , Л.В. Щерба , Л.М. Васильев , Ф.А. Ганиев , , Д.Г. Тумашева , Р.К. Иштанова .
2. Обсуждение
Глаголами речи в языкознании называются слова, выражающие процесс говорения в его различных проявлениях, который включает выражение чувств, восприятие, мышление, звучание и т. д. Лексико-семантическая система глаголов говорения в татарском языке представляется как сложное многоаспектное и многослойное поле, границы которого трудно определимы.
Глаголы речи могут характеризовать внешнюю и коммуникативную сторону речи, ее эмоциональную оценку: сөйләү ‘рассказывать’, әйтү ‘сказать’, дәшү ‘обратиться’, җавап бирү ‘ответить’, боеру ‘приказать’, сәламләү ‘приветствовать’ и т. д. .
В исследовании за основу взята классификация Л.М. Васильева, который выделяет следующие виды глаголов речи:
1) глаголы, характеризующие внешнюю сторону речи;
2) глаголы, характеризующие содержание мысли, выражающейся с помощью устной или письменной речи;
3) глаголы, обозначающие коммуникативную сторону устной и письменной речи;
4) глаголы, обозначающие речевое взаимодействие и контакт;
5) глаголы со значением побуждения, выражаемого устной или письменной речью;
6) глаголы, характеризующие эмоциональное отношение и оценки, которые выражаются посредством устной или письменной речи .
Материалом для исследования послужили тексты татарских дастанов. Слово дастан переводится с персидского языка как «история» или «рассказ». Дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов. Татарский дастанный эпос, дошедший до наших дней под названиями дастан, кысса, хикаят, хикая, китап, соответствует понятию книжный дастан .
При исследовании глаголов были изучены тексты исторических произведений («Чура-батыр», «Амат сын Гайсы», «Жик Мерген», «Идегей») и романических произведений, посвященных истории любви двух влюбленных («Тахир и Зухра», «Йосыф китабы», «Сайфульмулюк», «Лейля и Маджнун»).
Дастаны представляют большой интерес для лингвистов, изучающих систему татарских глаголов. Это обусловлено прежде всего тем, что без исследования семантического поля языка невозможно глубокое понимание дастанов, его содержание, его связи с мышлением, речью и поведением главного героя.
1. Глаголы, характеризующие внешнюю сторону речи: сөйләү ‘говорить’, әйтү ‘сказать’, ‘произносить’, язу ‘писать’, кычкыру, кычкырып җибәрү ‘восклицать’, пышылдашу ‘шушукать’, тавышлану ‘шуметь’, ахылдау ‘ахать’ и т. д.
Сәлим, җаена карап, дөньяда канәгатьтән яхшы бернәрсә юктыр дип, бер хикәят сөйләде . / ‘Салим по случаю рассказал одну легенду о том, что в мире нет ничего лучше, чем быть довольным (здесь и далее перевод авторов)’.
В дастанах на татарском языке имеются и аналитические формы глаголов речи с разнообразными значениями: сөйләү ‘говорить’ – сөйләп тору ‘рассказывать’, күрсәтеп тору ‘показывать’, белдереп тору ‘выражать’; әйтү ‘сказать’ – әйтеп бирү ‘озвучить’, әйтеп тору ‘говорить’; кычкыру ‘кричать’ – кычкырып җибәрү ‘воскликнуть’, әйтеп җибәрү ‘сказать’, язып җибәрү ‘написать’ и т. д.
Агаларына: – Үзгә вакыт атагызны да алып килегез, – дип әйтеп җибәргән . / ‘Братьям сказал: – В другой раз и отца приведите’.
2. Глаголы, характеризующие содержание мысли: әйтү ‘высказывать’, чыгыш ясау ‘выступать’, нотык сөйләү ‘держать речь’, белдерү ‘заявлять’, (артык күп) сөйләү ‘болтать языком’, такылдау ‘каркать’, акыл сату ‘умствовать’ и т. д.
Мәҗнүн: – Ләйләне хәсрәтендә чагында атасы өенә китмәс борын күрсәм иде, – дип белдерде . / ‘Маджнун заявил: – Увидеть бы Лейлу до того, как она в горе уйдет в отчий дом’.
В дастанах герои часто выступают, держат речь в форме духовного стихотворения (назыма), не употребляя глаголов:
– Зөһрә, минем шаһым син, зөлфе сияһ ярым син;
Нурга гарык кылганың, кояшым син, маһым син .
‘Зухра, ты моя повелительница, ты моя девушка с черными кудрявыми волосами; Лучезарная, солнце мое, моя наставница’.
Иногда изъявляют свою речь санаты, везири, ученые:
... Хосусан, солтанымыз, әүвәлән Зөһрәне Таһиргә бирмәккә вәгъдәңез бар иде, и падишаһымыз, барчамыз нияз кылып теләймез, – диделәр . / ‘... Сказали: Наш султан, у вас было обещание не отдавать Зухру за Тахира, ты наш повелитель, мы все тебя просим’.
В дастанах герои часто употребляют глагол бәян кылу ‘излагать’, ‘сообщать’, ‘рассказать’.
Таһир һәм башына ниләр килгәнен бәян кылды / ‘И Тагир рассказал обо всем, что ему на ум попадалось’.
3. Глаголы, обозначающие коммуникативную сторону речи: хәбәр итү ‘сообщать’, хәбәр бирү ‘дать сообщение’, фикер әйтү ‘высказать’, белдерү ‘информировать’, игълан итү ‘оглашать’ и т. д.
Андыйн соң барып ханымга хәбәр бирделәр . ‘После этого сообщили ханум’.
В дастанах часто встречается глагол хәбәр итү ‘сообщить’ в будущей неопределенной форме: Сиххәт булсын да хәстәрлеген күреп хәбәр итәрбез . ‘Как только поправится, сообщим’.
4. Глаголы, обозначающие речевое взаимодействие и контакт: сөйләшү ‘разговаривать’, сорау ‘спрашивать’, җавап бирү ‘отвечать’, кычкыру ‘кричать’, акыру, бакыру ‘орать’, бәхәсләшү ‘дискуссировать’ и т. д.
В дастанах при разговоре используется глагол әйтү ‘говорить’, ‘сказать’, ‘молвить’ в форме определенного прошедшего времени третьего лица единственного числа. В современном татарском языке без изменений сохранены следующие глагольные формы древнего тюркского языка: -а, -ә, -ды, -де, -ты, -те.
Таһир Зөһрәгә әйтте:
– И җан Зөһрә, безнең аерылуыбызга сәбәп нидер? / ‘Тахир сказал Зухре: – Душа моя Зухра, что является причиной нашего расставания?’
5. Глаголы со значением побуждения: уяту, кызыксындыру ‘побуждать’, мәҗбүр итү ‘принуждать’, боерык бирү ‘приказывать’, команда бирү ‘командовать’, үтенү ‘просить’, ялыну ‘молить’ и т. д. В дастанах часто используется глагол боерык бирү, әмер кылу ‘приказывать’, үтенү ‘просить’, ялыну ‘молить’.
Зөләйха унике ел зинданда тотарга боерык биргән . / ‘Зулейха приказала держать десять лет в тюрьме’.
3. Заключение
Итак, в ходе исследования нами зафиксированы глаголы, характеризующие содержание мысли; обозначающие коммуникативную сторону речи; речевое взаимодействие и контакт; со значением побуждения. Глаголы, характеризующие эмоциональное отношение и оценки нами не зафиксированы.
Таким образом, глагол является центральным лексическим элементом текста татарских дастанов и заключает в своей семантике комплекс разноплановых значений. Глаголы говорения в дастанах семантически разнохарактерны и неоднородны. Представленное исследование имеет несомненную практическую значимость, его результаты могут найти применение как в исследованиях разных типов речевого взаимодействия, так и в разработке курсов и учебных пособий по татарскому языку.