ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДРУЖБА» В ПОВЕСТИ К. ГОРДОН «ПЕСНЯ СЕРДЦА ВАНДЕР КВИН»

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2024.49.24
Выпуск: № 1 (49), 2024
Предложена:
04.12.2023
Принята:
14.12.2023
Опубликована:
16.01.2024
216
7
XML
PDF

Аннотация

Статья является актуальным исследованием, поскольку современное общество диктует требование: формировать духовно-нравственные ценности подрастающего поколения. Авторы анализируют произведение современной художественной детской литературы, относящееся к популярному среди подрастающего поколения жанру фэнтези, – повесть К. Гордон «Песня сердца Вандер Квин», выявляя особенности реализации в нем концепта «дружба». Цель статьи – показать, как интерпретируется данный концепт в детской литературе, проанализировать многоплановость понятия «дружба» в конкретном произведении для детей с использованием комплексного общегуманитарного подхода и концептуального анализа, показать средства объективации концепта в тексте. Результатом исследования становятся положения о содержании и способах языкового воплощения концепта «дружба», о важности чтения подобных произведений, для того чтобы сформировать у ребенка понимание ценности данного понятия, обращения внимания на него в жизни.

1. Введение

Находясь в постоянном развитии, в ходе которого он понимает себя и выбирает главные ориентиры и пути следования, человек осуществляет свой выбор и формирует ценностное отношение к вечным понятиям: любовь, добро, дом, семья, дружба. «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит», – поется в известной детской песенке. И именно с такой установки на дружбу начинается освоение коммуникативного пространства пусть еще маленькой, но уже Личностью. В толковом словаре зафиксировано, что дружба – это близкие отношения, в основе которых лежат общность интересов, привязанность, взаимное доверие. Такие взаимоотношения свободны и избирательны и, в отличие от приятельства, предполагают доверие и откровенность. Именно дружба является частью социального опыта, накопление и трансляция которого происходит в течение всей жизни человека.

Дружба часто становится предметом научного и художественного осмысления на страницах различных источников. И это неудивительно, потому что феномен дружбы динамичен, находится в постоянном изменении, зависящем и от людей, и от обстоятельств, и является носителем культурных смыслов, в данном случае ценностных, что и позволяет рассматривать его в качестве концепта.

Концепт – сгусток определенного ценностного смысла, позволяющий осознать культуру и менталитет человека, создающего его. В понятии «концепт», введенном в философию в XI веке П. Абеляром, находят отражение культурно-национальные взгляды человека на окружающий мир. Современные исследователи сходятся во мнении, что концепт и понятие не относятся к явлениям одного порядка со значением слова, а именно: концепт значительно шире значения слова. «Концепт – это собрание (почти – собор) понятий, замкнутых в воспринимающей речь душе; это связывание высказываний в одну точку зрения на тот или иной предмет при определяющей роли ума, преобразующего высказывания в ликующую к Богу мысль»

. Итак, концепт субъективен, в отличие от объективного понятия, соответственно, может способствовать развитию следующих личностных качеств: желание выражать собственное мнение о предмете речи, самосознание, умение при формулировании своих мыслей показывать оценку тех или иных явлений и слов.

Концепт в трактовке Н.Л. Мишатиной представляет собой так называемый культурно-семиотический феномен, свернутый текст, сосредоточивающий внутри себя разностороннюю информацию о мире: естественно-научную, культурно-историческую и филологическую. Концепт воспринимается ей в качестве закономерного итога «столкновения словарного значения с личным и социальным опытом человека»

. Важно подчеркнуть, что в осмыслении концепта Н.Л. Мишатина руководствуется в первую очередь личным и социальным опытом человека, лежащим в основе художественной литературы всех времен и народов.

В посвященных концептосфере исследованиях смежных наук безоговорочно утверждается, что в категорию концепта попадают лишь актуальные и ценные для данной культуры явления действительности, имеющие для своего закрепления в языке большое количество единиц, на которых базируются прозаические и поэтические тексты, пословицы и поговорки. Они являются носителями культурной памяти народа, своеобразными знаками, символами, содержащими указание на породившие их знания, ситуацию, текст.

Концепт «дружба» входит в национальные концептосферы всех народов, и даже стремительные трансформации XXI в. не искажают его основного понятия, что позволяет рассматривать «дружбу» в ряду таких экзистенциальных концептов, как сущность человека, свобода, выбор, смысл жизни и др.

. Художественный результат процессов переосмысления мы видим в литературе. Важность рассмотрения интерпретации концепта «дружба» в произведении, предназначенном для детского чтения, очевидна: от его влияния во многом зависит формирование системы духовно-нравственных ценностей формирующейся личности.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена возросшим интересом к особенностям интерпретации концепта «дружба» в современной художественной литературе для детей. Цель исследования – показать смысловую многоплановость концепта «дружба» в произведении К. Гордон, современной австралийской писательницы, работающей в жанре фэнтези и популярной в среде читателей-подростков. Герой фэнтези, зачастую действующий в мире, где главную роль играет иррациональное, мистическое начало, является носителем своеобразного кодекса чести и стремится восстановить нарушенный кем-либо (или чем-либо) миропорядок. И поэтому нам представляется логичным и закономерным обращение к интерпретации концепта, входящего в этот кодекс (систему духовно-нравственных ценностей каждого человека), независимо от его национальной принадлежности. Кроме того, произведение, опубликованное в 2020 г., повествует о ценностях, не зависящих от катаклизмов культурно-исторической эпохи и вызывающих неизбежный интерес у подростков в процессе социализации.

2. Методы и принципы исследования

Для достижения поставленной цели мы использовали прежде всего комплексный общегуманитарный подход, поскольку изучение концепта находится в зоне внимания не только литературоведов и лингвистов, но и представителей иных гуманитарных наук. Кроме того, концептуальный анализ позволил выявить зафиксированные в произведении К. Гордон смыслы, результаты художественной рефлексии происходящих социокультурных трансформаций.

Теоретической базой исследования послужили труды Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, Ю.С. Степанова и др., предметом которых является концепт как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» и концептосфера как совокупность концептов нации

,
,
. Кроме того, мы опирались на концепцию Е.В. Милейко, И.В. Рус-Брюшининой о художественном концепте
.

3. Основные результаты

Любой человек, как считал Д.С. Лихачев, «своего рода концептоноситель»

. Он способен по-разному расшифровывать концепт, руководствуясь собственными выраженными в социокультурном опыте ценностно-смысловыми ориентирами. Особую роль при этом ученый отводил писателям, чья деятельность имеет важное значение при создании национальной концептосферы (достаточно вспомнить, сколько цитат из произведений классиков обрели статус крылатых выражений, порождая, в свою очередь, новые смыслы).

Исходя из вышесказанного, концепт можно интерпретировать не только как передающий определенную смысловую информацию текст культуры, но и как концепт художественный. Непосредственно рассматривая художественный концепт, В.А. Маслова утверждает, что:

1) он включает в себя образы и тяготеет к ним;

2) художественный концепт, наряду с возможностью раскрытия образов, обладает и разнообразными эмотивными смыслами;

3) ассоциация лежит в основе связи такого концепта

.

Глубина и обширность концептов, как полагает исследователь, напрямую зависит от того, насколько богат эмоциональный и культурный опыт творца. Художественные концепты отличаются от обобщенных познавательных своей индивидуальностью, размытостью, ориентацией на личность. Кроме того, в психологическом плане художественные концепты более сложны, так как являются комплексом эмоций, чувств, представлений, понятий, в некоторых случаях даже волевых проявлений, которые возникают на базе художественной ассоциативности. Продолжая высказанную мысль, заметим, что современная литература предлагает самые неожиданные интерпретации данных концептов особенно в детской литературе, «представляющей собой средоточие художественных смыслов концептов, выступающей как особое коммуникативное пространство, основой которого является отображение особого мировидения языковой общности, закрепленной в литературном пространстве, предназначенном для детей»

.

Концепт «дружба» является неотъемлемой частью концептосферы любого народа. Многие писатели обращаются к теме дружбы, рассматривая ее как дружбу и между людьми в целом, и между ребенком и неодушевленными предметами, и между людьми и животными. В повести К. Гордон «Песня сердца Вандер Квин» рассказывается о дружбе между девочками. Вандер Квин, ученица школы Дирлиф-Холл, девочка-привидение, ставшая им после пожара, в котором они погибли вместе с мамой. Мама заменяла ей весь мир, в том числе и друзей, поэтому неудивительно, что в ее душе образовалась гнетущая пустота. Уже с первых страниц повести К. Гордон видна антитеза: яркие, «новенькие, чистые и сияющие» школьницы

, с одной стороны, и серенькая, пыльная, незаметная Вандер, которую никто не замечает, – с другой.

Девочка мечтает подружиться с одноклассницей; и неважно, как ту будут звать и откуда она приедет, важно, что это будет подруга, которая заметит ее душу, узнает ее настоящую, «заведет часы и запустит Вандер заново»

. И она встречает такого человека – ее зовут Мейбел Клаттершем. Девочки не только учатся, они проводят вместе много времени, воплощая в жизнь свои самые сокровенные мечты. Мечты Мейбел зафиксированы в списке: что-нибудь украсть; прыгнуть в небо; коснуться звезды; кого-нибудь осчастливить; швырнуть пирогом; подержать в руках птенца; разбить чье-то сердце. И она планомерно воплощает свои желания в жизнь, в том числе при помощи подруги – Вандер Квин.

Таким образом, в произведении К. Гордон передается основное понимание дружбы – совместные, пусть даже абсурдные, дела.

Мир одинокого человека сужается до размеров одного предмета (вспомним гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина, для которого смысл жизни воплотился в шинели). Так и Вандер Квин ограничила свой мир старым грубым шерстяным одеялом, много лет цепляясь за него, в общем-то ей ненужное, поскольку ей казалось, что одеяло сохранило запах мамы, ее тепло

. Общение с Мейбел Клаттершем подарило ей целый мир, разрушив границы и наполнив его красками, запахами и ощущениями: девочка-привидение не просто начинает видеть яркую красоту вокруг себя, но и становится ее частью, обретая свет и легкость, о которых она и не смела мечтать.

По мнению К. Гордон, дружба состоит из множества элементов, которые в определенный момент должны раскрыться новым смыслом подобно тому, как из куколки появляется прекрасная бабочка. Не случайно Вандер Квин так терпеливо ждет друга и убеждает себя, что «однажды, в нужное время, это место займет нужная девочка» (курсив автора)

. И только тогда, когда все пазлы сложатся в единое целое, раскроется истинный смысл понятия «дружба», как и происходит в повести в конце концов. Мейбел ощутила, как ее сердце соединялось с сердцем Вандер прочной железной цепью.

Так что же такое дружба? Автор повести не дает однозначного ответа на этот вопрос. С одной стороны, дружба – это со-действие, со-переживание, со-творчество, со-трудничество, то есть движение в одном направлении. Так происходит у Вандер Квин, девочки-привидения, которая делится с подругой самым близким и потаенным (например, она приглашает Мейбел в свою комнату – и та восторженно заявляет: «Это же твой собственный маленький мир!»)

. И когда неизлечимо больная Мейбел умирает, сердце Вандер Квин разбивается от горя.

С другой стороны, в повести К. Гордон раскрывается такая сторона дружбы, как дружба-забота. Воплощением данного смысла является ворон Холлоу – он заботится о девочке-привидении. Именно он оберегает ее, предупреждая о возможных опасностях и ревнуя к новой подруге. Именно Холлоу впервые замечает обреченность Мейбел, способной понимать его и держать за руку Вандер Квин. Именно ворон помогает девочке пережить боль потери и в награду получает ее признание: «И ты с нами, Холлоу. Мы все будем вместе»

. Напрашивается вывод: друг – это человек, предупреждающий о предстоящей катастрофе (здесь становится очевидным совершенно новый смысл концепта).

И еще один вопрос, возникающий в самом начале чтения повести К. Гордон: почему Вандер Квин остается здесь, в мире смертных, превращаясь в привидение? Не случаен и выбор ее имени, означающего ‘блуждающий, странник’: девочку-привидение тревожит неустроенность и незавершенность жизни, недостигнутая жизненная цель. «Девочке снится ночами мать, зовущая ее к себе, и Вандер каждый раз просыпается в слезах и с чувством, что она обязательно должна что-то сделать. Действительно, она должна научиться дружить, должна пройти процесс инициации дружбой – от совместных радостных проказ до боли неизбежного расставания-потери.

В раскрытии К. Гордон дружба не светлый и веселый праздник, наполненный проказами и радостью, скорее, это болезненный и горький процесс постижения бренности и скоротечности человеческой жизни. Данное понимание отражено в афористичных, глубоких фразах о дружбе, подруге: «Подруга, которая увидит и полюбит ее душу. Которая узнает, какое у нее доброе сердце

. Причем слово «увидит» воспринимается в двух значениях: увидеть девочку-призрака и разглядеть то главное, что в ней есть. Афоризмом можно считать и следующую фразу: «Книги разговаривали с ней, когда все остальные молчали»
. Она вмещает в себя и желание девочки с кем-либо общаться, и значение книг в ее жизни, заменяющих человека. 

К. Гордон маркирует главное, что она хочет передать читателю, выделяя курсивом значимые слова, раскрывающие ее представление о дружбе. Например: «Подруга, которая видит ее душу»

; «Дружить. Вандер судорожно втянула воздух. Дружить! … Мейбел действительно это сказала? Да. Это слово как будто повисло перед глазами Вандер. Дружить. В самом деле. Мейбел была настоящая, и Вандер настоящая, и Мейбел произнесла это слово – слово, написанное золотом в воздухе. Дружить»
.

Мысли о содержании концепта передаются автором с помощью анафоры: «Подруга, которая увидит ее настоящую. Подруга, которая видит ее душу. Подруга, которая заведет часы и запустит Вандер заново»

. Повтор слова «подруга» передает основную мечту девочки: иметь подругу. (А что воплощается для нее в этом слове сказано во всех остальных анафоричных фразах: «Девочку, чья душа будет точным отражением ее души. Девочку, которая увидит, что Вандер хорошая. Девочку, которая поймет, что внутри она чистое золото»)
. Анафора задает определенный тревожный характер изложению: «А вдруг Мейбел, узнав про все, что у нее не так и чего ей недостает, решит, как другие, что не понимает Вандер? Что больше она не может с ней разговаривать? Что они не могут дружить?»
; «Лишь бы Вандер ей понравилась. Лишь бы она заметила ее»
.

Основные ценности, которые автор видит в человеческих отношениях, передаются и с помощью парцелляции: «На это Вандер надеялась всегда. Столько лет»; «Мейбел не бросит ее. Никогда»; «И там как всегда во сне была мать Вандер. Счастливая. Сияющая. Полная жизни, любви и всего».

Фигуры речи создают атмосферу произведения, дают возможность читателю понять основное, что вкладывает автор в понятие «дружба» (пронзительное и печальное узнавание мира). Подобная интерпретации в целом не свойственна детской литературе, поскольку на страницах книг для детей принято ограждать подрастающее поколение от преждевременной боли, знакомой, к сожалению, каждому взрослому человеку. Однако последняя сцена «Песни сердца Вандер Квин» внушает оптимизм: душа ребенка, познавшая дружбу, достигает совершенства, взрослеет и завершает круг, улетая к звездам, к ожидающим ее близким, – и жизнь продолжается.

4. Заключение

Итак, центр концепта – определенная ценность. Для читателей-детей имеет значимость и ценность только то, что входит в сферу их переживаний, вызывает у них интерес, обращено, с одной стороны, к их прошлому, а с другой – к современным реалиям. Так происходит и с концептом «дружба», который раскрывается в повести К. Гордон «Песня сердца Вандер Квин» в двух ипостасях: как дружба-сопровождение и как дружба-забота. Они представляют собой единое целое, поскольку в этом и заключается основной смысл концепта «дружба» – взаимопонимание. Не случайно пустота в душе главной героини Вандер Квин оставалась незаполненной даже после заботы ворона Холлоу, и только встреча с Мейбел Клаттершем помогла ей достичь совершенства и почувствовать себя полноценным, живым человеком. В этом смысл дружбы, в этом и смысл реализации данного концепта на страницах книги для детей: раскрыть через образы произведения глубину феномена, показать значимость и важность того, что мы имеем или хотим иметь, прожить те же эмоции, что и автор и герои анализируемого художественного текста.

Метрика статьи

Просмотров:216
Скачиваний:7
Просмотры
Всего:
Просмотров:216