ЭЛЕМЕНТЫ ЭКСПРЕССИВНОСТИ В ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВЫХ ПИСЬМАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.2021.26.2.21
Выпуск: № 2 (26), 2021
PDF

Аннотация

Статья посвящена проблеме экспрессивности в текстах официально-делового стиля. Экспрессивность, недопустимая к употреблению в официально-деловом стиле, все чаще обнаруживается во многих его жанрах, в частности в деловых письма. В статье представлена общая характеристика официально-делового стиля речи, описаны его лингвостилистические черты, раскрывается понятие экспрессивности в современной лингвистике. Проводится анализ элементов экспрессивности на примере официально-деловых писем исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на лексическом уровне, выявляется эмоционально-окрашенная, оценочная лексика, фразеологизмы, не характерные для официально-делового стиля.

Русский язык в своем современном состоянии является сложной иерархией, так называемой системой систем. Это система, которая поддается описанию не только с точки зрения того, как она устроена, но и с точки зрения того, как она функционирует. Эту задачу на себя берет одно из направлений языкознания – стилистика. Цель настоящего исследования – выявление и описание элементов экспрессивности в официально-деловом стиле.

Стиль – одно из основополагающих понятий функциональной стилистики. Современное языкознание определяет стиль как «особую разновидность литературного языка, совокупность языковых средств, используемых в определенных сферах человеческой деятельности (наука, законодательство, делопроизводство, политика, сфера общественно-политических отношений) с конкретной целью» [1, С. 22].

Официально-деловой стиль является «совокупностью языковых средств, основной функцией которых является обслуживание сферы официально-деловых отношений – отношений, которые возникают между органами государства, организациями, либо внутри организаций, а также между организациями и физическими лицами в процессе их хозяйственной, производственной или юридической деятельности» [4, С. 47]. Реализация этой функции «связана со сферами деятельности человека, составляющими экстралингвистическую базу речевого стиля» [7, С. 53].

Официально-деловой стиль принято относить к книжным стилям – в основном, он функционирует в форме письменной речи. «Чаще всего деловой стиль используется в текстах различных документов: законов, приказов, указов, договоров, инструкций, соглашений, распоряжений, актов, в деловой переписке учреждений, организаций, в документах юридического характера, дипломатических актах» [2, С. 24].

К устной форме реализации официально-деловой речи относят выступления на торжественных собраниях, различного рода приемах, заседаниях, а также публичные доклады общественных и государственных деятелей.

«Официально-деловой стиль выделяется среди других функциональных стилей своей замкнутостью, стабильностью, традиционностью, стандартизированностью» [3, С. 47].

В Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка под редакцией М.Н. Кожиной дано следующее определение официально-делового стиля: «Функциональная разновидность современного литературного языка, обслуживающая сферу права, власти, администрации, коммерции внутри- и межгосударственных отношений» [6, С. 341].

Главенствующая функция официально-делового стиля конкретизируется в каждой сфере, что позволяет, выделять три подстиля официально-делового стиля:

1. Административно-канцелярский (заявление, деловое письмо, приказ, распоряжение, трудовой договор, доверенность и т.д.)

2. Законодательный (закон, указ, кодекс, устав, конституция и др.)

3. Дипломатический (международный договор, конвенция, нота, коммюнике, декларация, меморандум).

Такие лингвисты как М.Н. Кожина [5, С. 142], Е.Н. Роготнева [11, С. 87], Д.Э. Розенталь [12, С. 322] отмечают определенные наборы стилевых черт, присущих деловому стилю.

На основе работ вышеперечисленных авторов можно выделить несколько характерных для официально-делового стиля свойств:

1. Точность, обеспечивающая однозначное и максимально точное истолкование.

2. Стереотипность – соответствие речевому шаблону, образцу, стандарту.

3. Лаконичность.

4. Логичность и структурированность текста.

5. Отсутствие экспрессивного оттенка.

Указанные стилевые черты официально-делового стиля реализуются в тексте на всех уровнях языка. Остановимся более подробно на языковых особенностях официально-делового стиля, которые также являются средствами реализации стилевых черт официально-делового стиля.

Рассмотрим эти особенности на лексическом уровне:

1. Использование функционально-окрашенной лексики, канцеляризмов, употребляемых исключительно в рамках данного стиля: надлежащий, истец, ответчик, нижеподписавшийся, протокол.

2. Использование характерной фразеологии: свидетельство о рождении, акт проверки, в целях контроля, по причине неявки, обжалованию не подлежит.

3. Использование сложносокращенных слов, графических сокращений, при этом правила их сокращения строго установлены: Технадзор, Минэкономразвития, обл., зам., и.о., и т.д., см.

4. Недопущение эмоционально-окрашенной лексики, за исключением этикетных формул: уважаемый коллега.

5. Употребление слов в их прямом значении.

Таким образом, официально-деловому стилю присущ ряд характерных особенностей, являющихся средством достижения коммуникативных целей официально-делового текста.

Экспрессивность как категория имеет отношение к стилистике, лингвистике, искусствоведению, психологии, эстетике, логике, литературоведению. «Экспрессивность выражает сознательное, целенаправленное, субъективное и эмоциональное отношение говорящего к субъекту, имеет оказывает воздействие и призвана подчеркивать, усиливать и актуализировать информацию в процессе коммуникации» [14, С. 160].

Существуют различные подходы к определению понятия экспрессивности. Лингвистический энциклопедический словарь определяет экспрессивность как «совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают её способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи» [8, С. 675]. Согласно экспериментальному системному толковому словарю стилистических терминов экспрессивностью называется «совокупность признаков языковых единиц или высказывания/текста, в которых отражается/которые указывают на не нейтральное отношение говорящего к содержанию или адресату речи».

Такие ученые, как Н. А. Лукьянова [7, С. 5], А. П. Сковородников [13, С. 44] считают, что экспрессивность является либо лексической, либо стилистической категорией.

Однако В. Н. Телия в своих работах называет экспрессивность функционально-семантической категорией и определяет её как «эффект, создаваемый в речевой деятельности выражением эмотивного отношения говорящего к обозначаемому высказыванию» [14, С. 119]. Это определение видится нам более приемлемым, поэтому используется в качестве опорного в настоящей работе.

Большинство исследователей единодушны во мнении, что официально-деловой стиль не предполагает наличия элементов экспрессивности. Однако в текстах документов всё чаще можно встретить экспрессивные элементы, в частности в таком жанре, как деловое письмо. В качестве примеров рассмотрим выдержки из официальной корреспонденции исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на уровне лексики. В ходе работы было проанализировано 50 входящих официальных писем за 2019-2021 годы. Тематика писем – международные и межрегиональные отношения, экономика, социальная сфера, гуманитарное сотрудничество. Материал заимствован с официального сайта правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры admhmao.ru. По результатам анализа выявлено 113 примеров использования экспрессивных элементов на лексическом уровне. Рассмотрим некоторые из них.

Эмоционально-окрашенная лексика:

«…в адрес Генерального консульства из славного города Нижневартовска поступило полное горечи и отчаяния письмо-обращение граждан…»

Лексема горечь употребляется в переносном значении и имеет определение «тягостное, гнетущее чувство, вызываемое разочарованием, обидой, неудачей, и т.п.». Отчаяние употребляется в своем прямом и единственном значении. Обе лексемы можно отнести скорее к книжному стилю, и со стилистической точки зрения более корректно было бы употреблять их в художественном стиле, а не в официально-деловом, где наличие не только книжной, но и любой эмоционально-окрашенной лексики является отступлением от стиля.

«…с удовлетворением наблюдаем за развитием взаимодействия Вашего региона со словацкими партнерами»

«Мы с удовлетворением отмечаем рост деловой активности между Венгрией и ХМАО, который наблюдается в последние годы»

Выражение с удовлетворением можно причислить с эмоционально-окрашенной лексике, использование которой недопустимо в официально-деловом стиле. В данном случае автор хотел донести до адресата тот факт, что развивающееся взаимодействие региона со словацкими партнерами вызывает положительные эмоции, однако, информацию подобного рода не принято передавать в текстах официально-делового стиля. Такое предложение можно было бы заменить на оценочную лексику, употребляемую в деловом стиле: «Стоит особо отметить активное развитие дружественных взаимоотношений Вашего региона со словацкими партнерами».

«Разрешите горячо поблагодарить Вас за приглашение…»

Наречие горячо в переносном смысле означает «очень сильно, страстно, пылко», используется преимущественно в художественном и публицистическом стилях.

«Очень сожалею, но несмотря на мою заинтересованность тематикой, представленной в программе открытого дебата – по причине ранее принятых на себя обязательств не смогу принять участие в мероприятии»

Наречие очень несет в себе функцию усиления, которая не является необходимой для официально-делового стиля. Более того, глаголы в первом лице используются в официально-деловом стиле особым образом, в виде клишированных фраз, например, «Считаю целесообразным…», «Прошу рассмотреть возможность…». Использование глагола сожалеть от первого лица является, скорее, отступлением от нормы, поскольку существует обезличенное клише «К сожалению».

Оценочная лексика:

 «…очень надеемся, что Вы не только дадите адекватную политико-правовую оценку сложившейся крайне ненормальной ситуации, но и выправите её в интересах защиты престижа великого российского государства».

Прилагательное ненормальный относится к разговорному стилю речи и является оценочным. Прилагательное великий, напротив, относится к высокому стилю речи. Оба случая являются отступлением от нормы.

«Патриотизм является сильнейшей скрепой нашего многонационального общества»

Существительное скрепа употребляется в переносном значении для называния чего-то, что объединяет, сплачивает, употребляется, в основном в публицистических жанрах. Использование любой лексики с переносным значением в официально-деловом стиле является отступлением от нормы и затрудняет достижение одной из главных задач официально-делового
стиля – однозначность и максимальная точность истолкования.

«Я убеждена, что встреча в Санкт-Петербурге будет замечательной возможностью для проведения широкой дискуссии»

Прилагательное замечательный дает положительную оценку ситуации, что само по себе не является нарушением стилевой нормы, однако оно практически не употребляется в официально-деловом и научном стилях.

«Были бы крайне признательны, если в своем напряженном рабочем графике Вы смогли бы выделить время на посещение церемонии»

Очередной пример употребления слова в переносном значении, который лишает текст однозначности и максимальной точности истолкования.

«Все это мы сообщаем Вам, чтобы показать, что мы серьезная телекомпания, которая ответственно подходит к исполнению своего профессионального долга»

Прилагательное серьезный употребляется здесь в прямом значении, однако, стилистически это некорректно. Заверять адресата в серьезности своих намерений самым непосредственным образом в деловой сфере общения не принято, к тому же это создает эмоциональный эффект и экспрессивность, не присущие официально-деловому стилю. В данном случае достаточно было бы сообщить: «Качественное и своевременное исполнение обязательств гарантируем».

Фразеология, не характерная для официально-делового стиля:

«Выразил простую и ясную мысль»

Словосочетание простой и ясный чаще используется в разговорной речи, добавляет эмоционально-экспрессивный оттенок высказыванию, что в данном случае является нарушением стиля.

«В те годы был отмечен наивысший пик дружбы между областями СССР и Чехословакии»

Словосочетание в те годы чаще используется в разговорных жанрах. Поскольку оно не несет в себе достаточной для официально-делового стиля точности описания, правильнее было бы употребить в указанный период. Словосочетание наивысший пик имеет художественный и эмоционально-экспрессивный оттенки. Уместнее было бы сказать отношения развивались наиболее плодотворно.

«Вяло идут связи между Карловыми Варами и Иркутском»

Наречие вяло чаще употребляется в художественных стилях. К тому же, глагол идут было бы правильнее заменить на развиваются.

«Благодаря тому, что для Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры стремление найти экологическое равновесие между городом и природой красной нитью проходит через Генеральный план развития региона…»

Фразеологизм красной нитью проходит имеет явный художественный оттенок, поскольку, фактически, сам по себе является метафорой, и действительно устойчивым и общеизвестным фразеологизмом, употребляемым в публицистических и художественных текстах, поэтому его использование в официально-деловом тексте неуместно.

«Многие из них можно назвать произведениями искусства и каждая была сделана с душой и надеждой на Новогоднее чудо»

Сделать что-либо с душой также является художественным оборотом и несет в себе экспрессивный оттенок. Понятие новогоднее чудо употребляется в публицистических, разговорных и художественных текстах.

Устаревшая и разговорная лексика:

«Отрадно, что в последнее время отмечается восстановление прямых контактов между российскими и чешскими городами»

Наречие отрадно является устаревшим, к тому же, явно выражает эмоционально отношение автора к описываемой информации.

«Намечаются подвижки»

Подвижки употребляется в переносном значении и употребляется, чаще всего, в разговорном стиле.

Побудительная лексика, прямые обращения к широкому кругу лиц:

 «Не пропустите это важное и светлое событие, посвященное развитию городов, общества и человека! Приезжайте сами и обязательно приглашайте коллег, друзей и ваших подписчиков»

Данный пример благодаря обилию побудительной лексики (не пропустите, приезжайте сами), наличию экспрессивных прилагательных (важный и светлый) а также восклицательному знаку в конце предложения больше подходит для публикации в журнале или газете, использования в качестве текста афиши и является полным нарушением всех норм официально-делового стиля.

Рассмотренные примеры, их анализ методом первичного лингвистического наблюдения и описания позволяют сделать следующие выводы:

1. Элементы экспрессивности всё активнее проникают в официально-деловой стиль.

2. Источником выявленной экспрессивности являются тексты художественного, публицистического стилей, а также элементы разговорного стилей.

3. Наблюдающиеся отклонения от общего стандарта способствуют формированию определённых компонентов образной, оценочной семантики, метафорических переносов. Именно они лежат в основе возникающей экспрессивности делового письма.

4. Чаще всего встречается эмоционально-окрашенная и оценочная лексика, фразеология, не характерная для официально-делового стиля, а также разговорная лексика.

Дополнительно можно отметить перспективность дальнейшего изучения проникновения элементов экспрессии в официально-деловой стиль.

Список литературы

  • Арутюнова Н. Д. Жанры общения / Н.Д. Арутюнова // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. – М., 1992. С. 52-56.

  • Бландова Н. Г. Документная лингвистика: учеб. пособие / Н. Г. Бландова. – М.: Моск. ист.-арх. ин-т, 1983. 99 с

  • Колтунова Н. Н. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: Учеб. пособие для вузов / М. В. Колтунова. – М.: Экономическая литература, 2002. - 287 с.

  • Кушнерук С. П. Документная лингвистика (русский деловой текст): Учебное пособие / С.П. Кущнерук. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. - 96 с.

  • Кожина М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина, В. А. Салимовский, Л. Р. Дускаева. – Флинта, 2008. – 932 с.

  • Кожина М.Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / М.Н. Кожина, Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. – Флинта, 2011. – 696 с.

  • Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления в семантическом аспекте / Н.А. Лукьянова. – Новосибирск, 2015. – 18 с.

  • Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с.

  • Никитина С. Е. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов / С. Е. Никитина, Н. В. Васильева. – М.: Рос. акад. наук, Ин-т языкознания, 1996. – 172 с.

  • Орлова Н. В. Жанры разговорной речи и их «стилистическая обработка»: к вопросу о соотношении стиля и жанра / Н.В. Орлова // Жанры речи: Сб. науч. ст. - Саратов, 2017. Т. I. С.51-56.

  • Роготнева Е. Н. Документная лингвистика: сборник учебно-методических материалов / Е. Н. Роготнева. – Томск, 2018. – 784 с.

  • Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д.Э.Розенталь. – Москва, 1987. – 399 с.

  • Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Опыт системного исследования / А.П. Сковородников. – Томск, 1981. – 255 с.

  • Телия В. Н. Механизмы экспрессивности / В. Н. Телия // Языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. – 214 с.

  • Bryan A.G. Formal Words. Garner’s Modern American Usage (3rd ed.) /A.G. Bryan // Oxford University Press. – 2017. – pp. 370–71.

  • Olivia S. The Write Approach: Techniques for Effective Business Writing // Emerald Group Publishing. – 2019. – 62 p.

  • Renkema J. Introduction to Discourse Studies / J. Renkema // John Benjamins Publishing. – 2016. – 152 p.